Роль case-stady (метод кейс-стадии) как средства реализации компетентностного подхода на занятиях правового обеспечения профессиональной деятельности

Разделы: Общепедагогические технологии


Актуальность работы определена необходимостью разработки педагогических технологий и методов обучения, позволяющих интенсифицировать компетентностное обучение на занятиях правового обеспечения профессиональной деятельности.

В последние годы в связи с курсом на модернизацию российского образования в системе средней профессиональной и высшей школы России происходит поиск новых эффективных методов обучения.

Проблема внедрения метода case-study в практику среднего профессионального образования в настоящее время является весьма актуальной, что обусловлено двумя тенденциями:

- первая вытекает из общей направленности развития образования, его ориентации не столько на получение конкретных знаний, сколько на формирование профессиональной компетентности, умений и навыков мыслительной деятельности, развитие способностей личности, среди которых особое внимание уделяется способности к обучению, смене парадигмы мышления, умению перерабатывать огромные массивы информации;

- вторая вытекает из развития требований к качеству специалиста, который, помимо удовлетворения требованиям первой тенденции, должен обладать также способностью оптимального поведения в различных ситуациях, отличаться системностью и эффективностью действий в условиях кризиса.

Цель исследования - обосновать необходимость применения интерактивного метода кейс-стади как средства реализации компетентностного подхода на занятиях правового обеспечения профессиональной деятельности.

Указанная цель конкретизируется в ряде следующих задач: определить значимость метода кейс-стади как интерактивного метода обучения в педагогическом процессе; выявить специфику рассматриваемого метода и условия его организации в обучающем процессе профессионального образования; проанализировать эффективность применения метода кейс-стади на занятиях правового обеспечения профессиональной деятельности.

Методологическую основу работы составляют теоретические методы: теоретический анализ психолого-педагогической литературы по рассматриваемому методу обучения; эмпирические методы: изучение и обобщение педагогического опыта, педагогический эксперимент, наблюдение, опрос.

Метод анализа конкретной ситуации (ситуационный анализ, анализ конкретных ситуаций, case-study) – это педагогическая технология, основанная на моделировании ситуации или использования реальной ситуации в целях анализа данного случая, выявления проблем, поиска альтернативных решений и принятия оптимального решения проблем.

Сущность метод кейс-стади заключается в самостоятельной деятельности обучаемых в искусственно созданной профессиональной среде, которая даёт возможность соединить воедино теоретическую подготовку и практические умения, необходимые для творческой деятельности в профессиональной сфере.

Метод case-study – инструмент, позволяющий применить теоретические знания к решению практических задач. Метод способствует развитию у студентов самостоятельного мышления, умения выслушивать и учитывать альтернативную точку зрения, аргументированно высказать свою. С помощью этого метода студенты имеют возможность проявить и усовершенствовать аналитические и оценочные навыки, научиться работать в команде, находить наиболее рациональное решение поставленной проблемы.

Сase – пример, взятый из реальной жизни, профессиональной среды, представляет собой не просто правдивое описание событий, а единый информационный комплекс, позволяющий понять ситуацию.

Цель метода кейс-стади: проанализировать совместными усилиями группы студентов ситуацию (кейс), возникающую при конкретном положении дел, и выработать практическое решение.

Метод кейс-стади предполагает: подготовленный в печатном виде пример кейса (возможен мультимедиа-кейс, видео-ситуация); самостоятельное изучение и обсуждение кейса учащимися; совместное обсуждение кейса в аудитории под руководством преподавателя; следование принципу “процесс обсуждения важнее самого решения”.

Этапы метода кейс-стади:

  • знакомство с конкретным случаем;
  • поиск: оценка информации, полученной из материалов задания, и самостоятельно привлеченной;
  • обсуждение: обсуждение возможностей альтернативных решений;
  • резолюция: нахождение решения в группах;
  • диспут: отдельные группы защищают свое решение;
  • сопоставление итогов: сравнение решений, принятых в группах.

Действия преподавателя в кейс-технологии:

  • создание кейса или использование уже имеющегося;
  • распределение студентов по малым группам (4-6 человек);
  • знакомство студентов с ситуацией, системой оценивания решений проблемы, сроками выполнения заданий;
  • организация работы студентов в малых группах, определение докладчиков;
  • работа с кейсом;
  • организация презентации решений в малых группах;
  • организация общей дискуссии;
  • обобщающее выступление учителя, его анализ ситуации;
  • оценивание учащихся преподавателем.

Особенности метода кейс-стади:

  • создание проблемной ситуации на основе фактов из реальной жизни (профессиональной деятельности);
  • акцент делается не на получение готовых знаний, а на их выработку, на сотрудничество преподавателя со студентами;
  • способствует обогащению социально-правового опыта студентов путем включения и переживания тех или иных проблемных ситуаций.

Эффективность применения рассматриваемого метода обучения на занятиях правового обеспечения профессиональной деятельности была подтверждена результатами промежуточной аттестации двух подгрупп группы №342 фармацевтического отделения с одинаковым уровнем теоретической подготовки. Практические занятия в первой подгруппе проводились по традиционной методике, а во второй – вводился метод кейс-стади. Обучаемым на занятиях предлагалось осмыслить ситуации профессиональной деятельности, которые предусматривают необходимость решения проблемы с применением нормативно-правовых актов, регулирующих сферу здравоохранения. В процессе разрешения возникшей проблемы, обучаемые вынужденно актуализируют необходимый для этого комплекс усвоенных знаний.

В результате во второй подгруппе наблюдался высокий уровень усвоения материала, умение принимать решение в стандартных и нестандартных ситуациях, высокий уровень успеваемости. Опрос студентов позволил сделать заключение, что анализ конкретных ситуаций (case-study) – это эффективный метод активизации учебно-познавательной деятельности обучаемых. Кейс-метод позволяет учитывать профессиональную подготовку студентов, интересы, выработанный стиль мышления и поведения. Если систематически использовать на занятиях правового обеспечения профессиональной деятельности интерактивные методы обучения, то следует ожидать повышения уровня правовой компетентности будущих специалистов, так как применение данных методов обучения способствует обогащению социального опыта студентов путем включения и переживания тех или иных проблемных ситуаций.

Роль метода кейс-стади в преподавании дисциплины
“Правовое обеспечение профессиональной деятельности”

Эффективно способствует формированию следующих общих компетенций:

  • принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести ответственность за них;
  • брать на себя ответственность за работу членов команды за результат выполнения заданий;
  • работать в коллективе и команде, продуктивно общаться с коллегами, потребителями;
  • понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии;
  • организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач.

Примеры кейса на занятиях по дисциплине
“Правовое обеспечение профессиональной деятельности”

Кейс 1

В воскресенье вечером в больницу города доставлен мальчик 3 лет. Диагноз при поступлении: пищевое отравление. Дежуривший врач-стоматолог попытался по телефону вызвать педиатра. Та приехать не смогла (принимала гостей), но расспросила о симптомах и решила, что у ребенка грипп, пригласила медсестру и сделала назначение: этазол, амидопирин, очистительную клизму. Однако ночью мальчик умер. При патологоанатомическом исследовании выявлена мелкоочаговая двусторонняя пневмония, отек легких и мозга. Судебно-медицинская экспертиза установила, что лечение было неправильным, неадекватным установленному диагнозу.

Должен ли нести уголовную ответственность врач? Какую и за что?

Кейс 2

В родильном доме в результате вспышки острой кишечной инфекции заболели 17 детей, двое из которых умерли.

Экспертная комиссия установила грубые нарушения санитарных норм и противоэпидемиологического режима: нарушение периодичности дезинфекции помещения, его ремонта, частое отсутствие горячей воды, а также помещения для персонала и отдельного туалета в санпропускнике, поступление большого количества рожениц в связи с одновременным закрытием двух соседних роддомов, нарушение режима кормления детей и другие недостатки. Все это в совокупности и явилось причиной внутрибольничной инфекции. Расследованием установлено неоднократное обращение главного врача в местные административные органы с требованием ремонта помещения и предупреждением об опасности вследствие нарушения санэпидрежима.

Кто и по какой статье должен нести ответственность за случившееся?

Кейс 3

Зимой на улице при температуре воздуха - 26°С лежал мужчина, по внешнему виду бомж. Прохожий вызвал скорую помощь. Приехавший фельдшер почувствовал запах алкоголя и, не обнаружив при осмотре признаков каких-либо повреждений или заболеваний, сообщил в милицию, чтобы его забрали в вытрезвитель, а сам уехал. Приехавшие милиционеры, однако, убедились, что наряду с запахом алкоголя у мужчины очень слабое, аритмичное дыхание, бессознательное состояние. Поэтому потребовали, чтобы скорая помощь доставила больного в

стационар, так как ему требуется медицинская помощь. Спор по телефону продолжался 30 минут, а через час мужчину доставили в стационар, где утром он скончался. При судебно-медицинском исследовании трупа установлено, что смерть наступила от действия низкой температуры при средней степени опьянения.

Усматриваются ли в действии фельдшера скорой помощи признаки преступления? За что в этом случае он должен нести ответственность?

Кейс 4

Во время командировки в другой регион РФ мужчина 35 лет был прооперирован по поводу острого аппендицита в муниципальной больнице. При поступлении больной предъявил полис обязательного медицинского страхования, однако при выписке его из больницы ему было предложено оплатить стоимость лечения, так как страховой полис по месту его работы на территории его постоянного проживания.

Правомочны ли действия медицинских работников данного лечебного учреждения? Кто должен оплатить лечение больного в данном случае? Куда может обратиться больной в случае несогласия оплатить стоимость лечения?

Кейс 5

Больная Б. обратилась в стоматологическую клинику для лечения осложненного кариеса 41 зуба. Зуб был вылечен, в корневой канал введен пост, поставлена постоянная пломба из фотополимерного композитного материала. Дана гарантия на оказанную услугу 1 год. Через 4 месяца после лечения больная вновь обратилась в клинику с жалобами на перелом коронки 41 зуба. При осмотре и рентгенологическом исследовании установлено, что имеется перелом не только коронки зуба, но и корня. Врач сделал заключение, что пломбой восстанавливать такой дефект твердых тканей зуба нельзя, показано ортопедическое лечение. После ортопедического лечения зуба больной было предложено доплатить стоимость этой услуги, однако больная отказалась это сделать, ссылаясь на то, что гарантийный срок пломба не простояла и, кроме того, введение поста в канал этого зуба привело к перелому коронки и корня. Больная считала, что ортопедическая услуга в этом случае должна быть оказана бесплатно.

Какие правовые ошибки допущены в данной проблемной ситуации? Выработайте вариант предупреждения подобных ситуаций на основании ФЗ “О защите прав потребителей”. Чем может закончиться данная проблема?

Кейс 6

Больная П., 36 лет, обратилась в клинику с жалобами на боли в области 12 зуба. При обследовании установлен диагноз: гангрена пульпы 12 зуба. При лечении больная вела себя нервно, постоянно спрашивала врача-стоматолога о перспективах лечения зуба, неодобрительно высказывалась о молодом возрасте врача. На завершающем этапе лечения, при пломбировании корневого канала, больная неожиданно заявила, что эта манипуляция очень болезненна и лечить зуб у этого врача она не будет. Больная покинула стоматологическую клинику, не закончив лечения. Через 2 недели больная появилась в клинике с требованием возместить причиненный ей моральный вред, так как зуб продолжает болеть. Больная не отрицала, что продолжила лечение в другой клинике, где ей проводили эндодонтическое лечение и пломбирование зуба. Больная предъявила контрольную рентгенограмму 12 зуба, на которой был четко виден отлом инструмента в канале 12 зуба. При этом больная утверждала, что отлом инструмента произошел при лечении в этой клинике.

Проанализируйте допущенные в данной ситуации морально-правовые ошибки.

Каким может быть исход данной проблемной ситуации?

Презентация