Программа курса "Штучки ручками" (дополнительное образование)

Разделы: Начальная школа


Количество курсов: 2 (2 года обучения).

Количество занятий – 34 часа в год (1 часа в неделю).

Младший школьный возраст – время, когда, закладываются основы духовности личности благодаря живости, непосредственности, эмоциональности восприятия ребенком окружающего мира. Именно в этот период возможно формирование будущего зрителя, читателя, слушателя посредством включения ребенка в деятельность по освоению художественных и культурных ценностей. И в связи с этим художественно-практическая деятельность, существующая в динамике от созерцания к желанию действовать, от первичного соприкосновения с искусством к его осмысленной оценке, является одним из ведущих, но не недостаточным на сегодня оцененным средством развития личности ребёнка.

Курс развивающе-обучающий по своему характеру с приоритетом развивающей функции, интегрированный по своей сути. Интеграция в данном случае подразумевает рассмотрение различных видов искусства на основе общих, присущих им закономерностей, проявляющихся как в самих видах искусства, так и в особенностях их восприятия.

Особенное место в этой интеграции занимает трудовая художественно-творческая деятельность как естественный этап перехода от созерцания к созиданию на основе обогащенного опыта.

Целью курса является саморазвитие и развитие личности каждого ребёнка в процессе освоения мира через его собственную творческую предметную деятельность.

Задачи курса:

  • расширение общекультурного кругозора учащихся;
  • развитие качеств творческой личности, умеющей:
    • ставить цель;
    • искать и находить решения поставленных учителем или возникающих в собственной жизни проблем;
    • выбирать средства и реализовывать свой замысел;
    • осознавать и оценивать свой индивидуальный опыт;
    • объяснять свои действия соответственно эстетическому контексту
  • общее знакомство с искусством как результатом отражения социально- эстетического идеала человека в образах;
  • формирование эстетического опыта и технологических знаний и умений как основы для практической реализации замысла.

Задачи курса реализуются через культурологические и технико-технологические знания, которые являются основой для последующей художественно-творческой деятельности и в совокупности обеспечивают саморазвитие и развитие личности ребенка.

На основе интегративного подхода дети учатся видеть эстетическое в окружающем мире и выявлять общие закономерности художественно-творческого процесса.

Разнообразные по видам практические работы. Выполняемые учащимися, должны соответствовать единым требованиям: эстетичность, практическая значимость (личная или общественная), доступность детям этого возраста, целостность, экологичность.

Важной составной частью практических работ являются упражнения по освоению основных технологических приемов и операций, лежащих в основе ручной обработки материалов, доступных детям младшего школьного возраста. Упражнения являются залогом качественного выполнения целостной работы.

Региональный компонент в курсе реализуется через знакомство с культурой и искусством, различные виды творчества и труда, содержание которых отражает краеведческую направленность.

Деятельность учащихся первоначально имеет, главным образом, индивидуальный характер. Но постепенно увеличивается доля коллективных работ, особенно творческих, обобщающего характера, проектов.

Особенное внимание уделяется вопросу оценки деятельности учащихся на уроке. Деятельность учащихся на уроках двусторонняя по своему характеру. Она включает творческую мыслительную работу и практическую работу по реализации замысла. Качество каждой из составляющих часто не совпадает, и поэтому зачастую не может быть одной отметки за урок. Для успешного продвижения ребенка в его развитии важна как оценка качества его деятельности на уроке, так и оценка, отражающая его творческие поиски и находки в процессе созерцания, размышления и самореализации.

Результаты практического труда могут быть оценены по следующим критериям:

  • Качество выполнения отдельных (изучаемых на уроке) приемов, операций и работы в целом;
  • Степень самостоятельности, характер деятельности (репродуктивная или продуктивная);
  • Творческие поиски и находки (поощряются в словесной одобрительной форме).
  • Реализация программы требует от учителя творческого подхода к отбору дидактического материала, активизации учащихся, учета их индивидуальных особенностей, культурных запросов.

Планируемые результаты программы

Личностными результатами изучения курса “Штучки ручки” являются воспитание и развитие социально и личностно значимых качеств, индивидуально-личностных позиций, ценностных установок, раскрывающих отношение к труду, систему норм и правил межличностного общения, обеспечивающую успешность совместной деятельности:

  • принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
  • развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
  • формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметными результатами изучения курса является освоение учащимися универсальных способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях:

• формирование картины мира материальной и духовной культуры как продукта творческой предметно-преобразующей деятельности человека;

• развитие знаково-символического и пространственного мышления, творческого и репродуктивного воображения на основе развития способности учащегося к моделированию и отображению объекта и процесса его преобразования в форме моделей (рисунков, планов, схем, чертежей);

• развитие регулятивных действий, включая целеполагание; планирование (умение составлять план действий и применять его для решения задач); прогнозирование (предвосхищение будущего результата при различных условиях выполнения действия), контроль, коррекцию и оценку;

• формирование внутреннего плана на основе поэтапной отработки предметно-преобразовательных действий;

• развитие планирующей и регулирующей функции речи;

• развитие коммуникативной компетентности обучающихся на основе организации совместно-продуктивной деятельности;

• развитие эстетических представлений и критериев на основе изобразительной и художественной конструктивной деятельности;

• формирование мотивации успеха и достижений младших школьников, творческой самореализации на основе эффективной организации предметно-преобразующей символико-моделирующей деятельности;

• ознакомление обучающихся с миром профессий и их социальным значением, историей их возникновения и развития как первой ступенью формирования готовности к предварительному профессиональному самоопределению;

Предметными результатами изучения курса “Штучки ручки” являются доступные по возрасту начальные сведения о технике, технологиях и технологической стороне труда, об основах культуры труда, элементарные умения предметно-преобразовательной деятельности, знания о различных профессиях и умения ориентироваться в мире профессий, элементарный опыт творческой и проектной деятельности.

В результате изучения курса обучающиеся на ступени начального общего образования:

• получат начальные представления о материальной культуре как продукте творческой предметно-преобразующей деятельности человека, о предметном мире как основной среде обитания современного человека, о гармонической взаимосвязи предметного мира с миром природы, об отражении в предметах материальной среды нравственно-эстетического и социально-исторического опыта человечества; о ценности предшествующих культур и необходимости бережного отношения к ним в целях сохранения и развития культурных традиций;

приобретут навыки самообслуживания; овладеют технологическими приемами ручной обработки материалов; усвоят правила техники безопасности;

• получат начальные знания и представления о наиболее важных правилах дизайна, которые необходимо учитывать при создании предметов материальной культуры;

• получат общее представление о мире профессий, их социальном значении, истории возникновения и развития; первоначальные представления о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества;

• научатся использовать приобретённые знания и умения для творческой самореализации при оформлении своего дома и классной комнаты, при изготовлении подарков близким и друзьям, игрушечных моделей, художественно-декоративных и других изделий. Решение конструкторских, художественно-конструкторских и технологических задач заложит развитие основ творческой деятельности, конструкторско-технологического мышления, пространственного воображения, эстетических представлений, формирования внутреннего плана действий, мелкой моторики рук;

• приобретут первоначальные знания о правилах создания предметной и информационной среды и умения применять их для выполнения учебно-познавательных и проектных художественно-конструкторских задач;

• приобретут первоначальные навыки совместной продуктивной деятельности, сотрудничества, взаимопомощи, планирования и организации.

УУД

Обучающиеся:

  • в результате выполнения под руководством учителя коллективных и групповых творческих работ, а также элементарных доступных проектов получат первоначальный опыт использования сформированных в рамках учебного предмета коммуникативных универсальных учебных действий в целях осуществления совместной продуктивной деятельности: распределение ролей руководителя и подчинённых, распределение общего объёма работы, приобретение навыков сотрудничества и взаимопомощи, доброжелательного и уважительного общения со сверстниками и взрослыми;
  • овладеют начальными формами познавательных универсальных учебных действий — исследовательскими и логическими: наблюдения, сравнения, анализа, классификации, обобщения;
  • получат первоначальный опыт организации собственной творческой практической деятельности на основе сформированных регулятивных универсальных учебных действий: целеполагания и планирования предстоящего практического действия, прогнозирования, отбора оптимальных способов деятельности, осуществления контроля и коррекции результатов действий; научатся искать, отбирать, преобразовывать необходимую печатную и электронную информацию;
  • познакомятся с персональным компьютером как техническим средством, с его основными устройствами, их назначением; приобретут первоначальный опыт работы с простыми информационными объектами: текстом, рисунком, аудио- и видеофрагментами; овладеют приёмами поиска и использования информации, научатся работать с доступными электронными ресурсами;
  • получат первоначальный опыт трудового самовоспитания: научатся самостоятельно обслуживать себя в школе, дома, элементарно ухаживать за одеждой и обувью, помогать младшим и старшим, оказывать доступную помощь по хозяйству. В ходе преобразовательной творческой деятельности будут заложены основы таких социально ценных личностных и нравственных качеств, как трудолюбие, организованность, добросовестное и ответственное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию.

Тематическое планирование

Тема Кол-во
часов по годам
обучения
1 год обучения
Раздел 1: Изготовление изделий из текстильных материалов. 8 ч
Тема 1 Раз ниточка, два ниточка. Основные понятии волокно, нитка. Способы получения тканей растительного происхождения их свойства. 2
Тема 2 Плоскостная аппликация “Бабочки и цветы”. Перенос контура бабочки и цветка на ткань. Выкраивание деталей с помощью ножниц. 2
Тема 3 Прокладывание рисунка на крыльях бабочек с помощью карандаша. Наклеивание на крылья бабочки рисунка из п/ш ниток. Соединение деталей цветка между собой. 2
Тема 4 Наступило лето. Оформление работы. Бабочки и цветы приклеиваются на поляну. 2
Раздел 2: Веселые ниточки. 14
Тема 5 Кукла из ниток. Смысловое значение игрушки. Кукольная семья 2
Тема 6 Помпоны. Ниточка + ниточка. Изготовление трафаретов с помощью подручных средств. 2
Тема 7 Помпоны. Изготовление помпонов различной величины. 2
Тема 8 Игрушки из помпонов. “Снегурочка”, “Цыплёнок” 4
Тема 9 Подвеска из помпон. Контур подвески из картона. Соединение деталей. 4
Раздел 3: Куклы-скатки. 6
Тема 10 Куклы в русской традиции. Различные виды кукол. 2
Тема 11 Кукла - оберег, кукла-скатка, пеленашка 4
  Поделки на праздники  
Тема 12 Пасхальное яйцо из носочка. Подготовка деталей к раскрою 2
Тема 13 Изготовление изделия. Оформление работы 3
Итого 34
2 год обучения
Раздел 1. Изготовление изделий из текстильных материалов 8 ч
Тема 1 Пуговка. История возникновения пуговиц. Виды пуговиц. 2
Тема 2 Пуговка. Пришивание пуговицы с двумя и четырьмя отверстиями. Правила пришивания пуговиц 2
Тема 3 Аппликации с применением пуговиц. “Яблоня”, “ на дне морском”, 4
Раздел 2. Способы выполнения ручных швов “вперед иголка”, “назад иголка”, “через край”. 10
Тема 3 Раз ниточка, два ниточка….. Выполнение швов “вперед иголка”, “назад иголка” 2
Тема 4 Выполнение “петельного шва” 2
Тема 5 “Мешочек с секретом”. Изготовление мешочка для телефона. 4
Тема 6 Декоративное оформление изделия накладными деталями, вышивкой, фурнитурой. Создание изделий по собственному замыслу. 2
Раздел 2: Веселые ниточки. 8
Тема 7 Игрушки из помпонов. “ Гусеница” , “Овечка” 1
Тема 8 Изготовление деталей (помпоны) для игрушки 4
Тема 9 Соединение деталей игрушки. 3
Раздел 3. Изонить 8
Тема 10 Основные приемы изонити. Треугольник, круг 2
Тема 11 Деление круга и треугольника на равные части. Оформление изделия. 2
Тема 12 Простая композиция из треугольников и кругов. “Парусник”, “Снеговик” 4
Итого 34

Список литературы

  1. www.pedsovet.su/ Примерная основная образовательная программа начального общего образования, Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования и авторской программы “Технология” Рагозиной Т.М. (образовательная программа “Перспективная начальная школа”).
  2. Образовательная система “Школа 2100”. Сборник программ начальная школа под науч. ред. Д.И. Фельдштейна, изд. 2-е доп.; М.; Баласс, 2009.
  3. www.ejka.ru . Сайт прикладного творчества.
  4. Журнал “Школа и производство” 2007-2010 гг;
  5. Журнал “ Рукоделие. Лена”, 2010 гг.