Урок "Кодирование информации"

Разделы: Информатика


Сценарий урока

Этапы урока Деятельность учителя Деятельность ученика
Организационный момент (настрой на урок). 1 минута - Здравствуйте!
На столе у Вас в порядке книжки, ручки и тетрадки?

Думать будем на уроке?
На компьютере работать?
Все получится у Вас.
Так как Вы ребята - класс!

Учащиеся проверяют готовность к уроку и хором отвечают учителю.
Решение задачи на логическое мышление. 3 минуты Дан ряд фигур вам на доске,
Внимательно смотрите.
Какой фигуры не хватает
Скорей определите.

(Презентация 1, слайд №1)

Ученики в тетради (один на интерактивной доске) рисуют фигуры, которых не хватает в логическом ряду, обосновывая свой выбор.
Проверка домашнего задания. 10 минут - На прошлом уроке мы говорили о способах и средствах передачи информации.

- Вспомните их.

- Группам дано было задание подготовить небольшое выступление о телевизоре, телефоне и компьютерной связи.

- Ваше мнение, выступление какой группы было самым полным и интересным?

- Группа, подготовившая самый интересный материал, получает оценку “отлично”.

(Презентация 1, слайд №2)

- Телеграф.

- Телефон.

- Радио.

- Телевидение.

- Интернет.

Выступления докладчиков от группы.

Дети высказывают свое мнение о выступлении групп.

Постановка темы и целеполагание. 4 минуты - Из материалов прошлых уроков и выступления докладчиков мы видим, что сегодня в мире нет ни одной отрасли, которая развивалась бы столь же стремительно, как информатика. Если 200 лет назад количество информации в мире увеличивалось вдвое каждые 50 лет, то сейчас каждые … (2) года. Чтобы успевать за развитием мира, необходимо непрерывное самообразование и самосовершенствование.

Для этого есть только один способ, какой?

(Презентация 1 слайд №3)

– Как можно больше работать с информацией.

- Приобретать новую технику для работы с информацией.

- Общаться с людьми.

- Много получать, обрабатывать, передавать и хранить информацию.

- А как это делать? - Информацию надо преобразовать в удобную для информационных процессов форму.
- Из начальной школы мы знаем, что преобразование информации в удобную для хранения, передачи и обработки форму называется … - Кодирование информации.
- Тема урока “Кодирование информации”. Предположите, чему будем учиться на уроке.

- А для чего Вам это нужно?

- Это и будет целью нашего урока.

- Продолжим знакомство с кодированием.

- Узнаем способы кодирования информации.

- Чтобы научиться применять различные способы кодирования и декодирования в окружающем нас мире информации.

Организация восприятия и осмысления новой информации. 8 минут Каждому ученику предлагается изучить материал по теме или из учебника или с помощью презентации “В мире кодов” и заполнить таблицу в тетради, состоящую из двух граф: знакомое, новое. Таким образом, в тетради появляется небольшой конспект.

(Презентация 1, слайд №4)

(Презентация 2)

Работают с учебником или презентацией и заполняют таблицу

Физкультминутка.

(Презентация 1 слайд №5)

Первичная проверка понимания. 5 минут - Давайте выясним, что нам уже знакомо? - Код - набор условных обозначений для представления информации.

- Кодирование - процесс представления информации в виде кода.

- А как называется процесс, обратный кодированию? - Декодирование
- Что новое Вы занесли в таблицу? - Кодирование - это также переход от одной формы представления информации к другой, более удобной для передачи, хранения, обработки, с сохранением смысла.

- Способы кодирования.

- Какие?

- От чего зависит выбор способа кодирования?

- Графический, числовой, символьный.

- От цели.

- Приведите примеры кодирования информации. - Алфавит: русский, английский (символьный).

- Цифры: арабские, римские (числовой).

- Язык жестов.

- Оценки учащихся (числовой).

- Дорожные знаки (графический).

- Азбука Морзе (символьный).

- …..

- На партах лежит пронумерованный алфавит, закодируйте имя и фамилию соседа: 1 вариант числовым способом 2 вариант кодом Цезаря (код знаком из начальной школы). Проведите взаимопроверку.

(Презентация 1, слайд №6)

(Приложение 1)

Сначала дети кодируют сообщение, затем обмениваются ими и декодируют.
Этап усвоения способов кодирования практическим путем. 7 минут - У Вас в оценочном листе закодировано сообщение. С помощью семафорной азбуки декодируйте сообщение полученное с военного корабля и запишите его в оценочный лист, предварительно подписав лист

(Презентация 1, слайд №7)

(Приложение 2)

Дети выполняют задания и записывают в оценочный лист.

 

 

 

- Слово или фраза, закодированные с помощью рисунков, букв и знаков.

- Что такое ребус?

- Декодируйте ребусы (рабочий стол/rebus) и ответы занесите в оценочный лист. (Презентация 1, слайд №8) (Приложение 2)

Домашнее задание. 2 минуты - Дома Вы должны придумать и оформить ребус на листе А4 или альбомном листе, можно использовать возможности компьютера. Вопросы по ДЗ возникли? Как пример показываются ребусы, выполненные учащимися в предыдущие годы. Дети записывают в дневник задание.
Рефлексивно-оценочный этап. 4 минуты - Посмотрите на слайд, продолжите:

Код.

Кодирование.

Декодирование.

Способы кодирования.

- Каким способом закодированы следующие примеры?

(Презентация 1, слайд №9)

- Набор условных обозначений для представления информации.

- Процесс представления информации в виде кода.

- Это действие с информацией, обратное кодированию.

- Графический, числовой, символьный

- Выполнили ли Вы поставленную перед собой цель?

- Предлагаю оценить свою работу на сегодняшнем уроке с помощью графического кода. Нарисуйте с обратной стороны оценочного листа:

а) если вы можете сказать “я знаю о кодировании, но рассказать ещё не готов”,

б) “я знаю о кодировании, могу рассказать о нём”,

в) “я знаю о кодировании, могу рассказать о нём, могу закодировать и
декодировать информацию”

- Мы все видим, кто на каком этапе знаний о кодировании. Кому ещё надо дома поработать с параграфом “Кодирование информации”. Я проверю Ваши оценочные листы и выставлю оценки.

(Презентация 1, слайд №10)

Дети высказывают своё мнение.

Учащиеся рисуют смайлик и вывешивают с помощью магнитиков на доску.

  - Молодцы. Спасибо за урок. Мы хорошо поработали.