Сценарий урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | |
Организационный момент (настрой на урок). 1 минута | - Здравствуйте! На столе у Вас в порядке книжки, ручки и тетрадки? Думать
будем на уроке? |
Учащиеся проверяют готовность к уроку и хором отвечают учителю. | |
Решение задачи на логическое мышление. 3 минуты | Дан ряд фигур вам на доске, Внимательно смотрите. Какой фигуры не хватает Скорей определите. (Презентация 1, слайд №1) |
Ученики в тетради (один на интерактивной доске) рисуют фигуры, которых не хватает в логическом ряду, обосновывая свой выбор. | |
Проверка домашнего задания. 10 минут | - На прошлом уроке мы
говорили о способах и средствах передачи
информации. - Вспомните их. - Группам дано было задание подготовить небольшое выступление о телевизоре, телефоне и компьютерной связи. - Ваше мнение, выступление какой группы было самым полным и интересным? - Группа, подготовившая самый интересный материал, получает оценку “отлично”. (Презентация 1, слайд №2) |
- Телеграф. - Телефон. - Радио. - Телевидение. - Интернет. Выступления докладчиков от группы. Дети высказывают свое мнение о выступлении групп. |
|
Постановка темы и целеполагание. 4 минуты | - Из материалов прошлых
уроков и выступления докладчиков мы видим, что
сегодня в мире нет ни одной отрасли, которая
развивалась бы столь же стремительно, как
информатика. Если 200 лет назад количество
информации в мире увеличивалось вдвое каждые 50
лет, то сейчас каждые … (2) года. Чтобы успевать за
развитием мира, необходимо непрерывное
самообразование и самосовершенствование. Для этого есть только один способ, какой? (Презентация 1 слайд №3) |
– Как можно больше работать с
информацией. - Приобретать новую технику для работы с информацией. - Общаться с людьми. - Много получать, обрабатывать, передавать и хранить информацию. |
|
- А как это делать? | - Информацию надо преобразовать в удобную для информационных процессов форму. | ||
- Из начальной школы мы знаем, что преобразование информации в удобную для хранения, передачи и обработки форму называется … | - Кодирование информации. | ||
- Тема урока “Кодирование
информации”. Предположите, чему будем учиться на
уроке. - А для чего Вам это нужно? - Это и будет целью нашего урока. |
- Продолжим знакомство с
кодированием. - Узнаем способы кодирования информации. - Чтобы научиться применять различные способы кодирования и декодирования в окружающем нас мире информации. |
||
Организация восприятия и осмысления новой информации. 8 минут | Каждому ученику
предлагается изучить материал по теме или из
учебника или с помощью презентации “В мире
кодов” и заполнить таблицу в тетради, состоящую
из двух граф: знакомое, новое. Таким образом, в
тетради появляется небольшой конспект. (Презентация 1, слайд №4) |
Работают с учебником или презентацией и заполняют таблицу | |
Физкультминутка. (Презентация 1 слайд №5) |
|||
Первичная проверка понимания. 5 минут | - Давайте выясним, что нам уже знакомо? | - Код - набор условных
обозначений для представления информации. - Кодирование - процесс представления информации в виде кода. |
|
- А как называется процесс, обратный кодированию? | - Декодирование | ||
- Что новое Вы занесли в таблицу? | - Кодирование - это также
переход от одной формы представления информации
к другой, более удобной для передачи, хранения,
обработки, с сохранением смысла. - Способы кодирования. |
||
- Какие? - От чего зависит выбор способа кодирования? |
- Графический, числовой,
символьный. - От цели. |
||
- Приведите примеры кодирования информации. | - Алфавит: русский,
английский (символьный). - Цифры: арабские, римские (числовой). - Язык жестов. - Оценки учащихся (числовой). - Дорожные знаки (графический). - Азбука Морзе (символьный). - ….. |
||
- На партах лежит
пронумерованный алфавит, закодируйте имя и
фамилию соседа: 1 вариант числовым способом 2
вариант кодом Цезаря (код знаком из начальной
школы). Проведите взаимопроверку. (Презентация 1, слайд №6) |
Сначала дети кодируют сообщение, затем обмениваются ими и декодируют. | ||
Этап усвоения способов кодирования практическим путем. 7 минут | - У Вас в оценочном листе
закодировано сообщение. С помощью семафорной
азбуки декодируйте сообщение полученное с
военного корабля и запишите его в оценочный лист,
предварительно подписав лист (Презентация 1, слайд №7) |
Дети выполняют
задания и записывают в оценочный лист.
- Слово или фраза, закодированные с помощью рисунков, букв и знаков. |
|
- Что такое ребус? - Декодируйте ребусы (рабочий стол/rebus) и ответы занесите в оценочный лист. (Презентация 1, слайд №8) (Приложение 2) |
|||
Домашнее задание. 2 минуты | - Дома Вы должны придумать и оформить ребус на листе А4 или альбомном листе, можно использовать возможности компьютера. Вопросы по ДЗ возникли? Как пример показываются ребусы, выполненные учащимися в предыдущие годы. | Дети записывают в дневник задание. | |
Рефлексивно-оценочный этап. 4 минуты | - Посмотрите на слайд,
продолжите: Код. Кодирование. Декодирование. Способы кодирования. - Каким способом закодированы следующие примеры? (Презентация 1, слайд №9) |
- Набор условных
обозначений для представления информации. - Процесс представления информации в виде кода. - Это действие с информацией, обратное кодированию. - Графический, числовой, символьный |
|
- Выполнили ли Вы поставленную
перед собой цель? - Предлагаю оценить свою работу на сегодняшнем уроке с помощью графического кода. Нарисуйте с обратной стороны оценочного листа: а) если вы можете сказать “я знаю о кодировании, но рассказать ещё не готов”, б) “я знаю о кодировании, могу рассказать о нём”, в) “я знаю о кодировании, могу рассказать о нём,
могу закодировать и - Мы все видим, кто на каком этапе знаний о кодировании. Кому ещё надо дома поработать с параграфом “Кодирование информации”. Я проверю Ваши оценочные листы и выставлю оценки. (Презентация 1, слайд №10) |
Дети высказывают своё
мнение. Учащиеся рисуют смайлик и вывешивают с помощью магнитиков на доску. |
||
- Молодцы. Спасибо за урок. Мы хорошо поработали. |