Задачи:
- развивать диалогическую и связную речь детей, активизировать и расширять словарь определениями, родственными словами; вызвать у детей желание инсценировать;
- закреплять и обобщать знания детей о хвойном лесе;
- вызвать интерес к самостоятельному поиску и выбору изобразительно-выразительных средств, создать коллективную композицию на основе объединяющего образа в хвойном лесу.
Материалы: предметные картинки с изображением хвойных деревьев, птиц, зверей, разрезные картинки, иллюстрации к сказке “Колобок”, ребусы, костюмы для инсценировки, трафареты, карандаши, фломастеры, краски, ножницы, клей.
Предварительная работа: чтение русской народной сказки “Колобок”, беседы, придумывание другой концовки сказки, отгадывание ребусов, дидактические упражнения: “Подбери родственные слова”, “Какой, какая”.
Ход урока
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами отправимся в хвойный лес. А как узнать, что лес хвойный?
Дети: В этом лесу растут ели, пихты, кедры, сосны, лиственницы.
Воспитатель вывешивает картинки этих деревьев.
Воспитатель: Как будет называться лес, где главное дерево:
- ель - ельник, еловый;
- сосны - сосняк, сосновый;
- кедры - кедрач, кедровый?
Воспитатель: Хорошо. В хвойном лесу живут звери и птицы.
Проводится дидактическая игра “Кто живет в хвойном лесу?”.
(Картинки зверей и птиц, дети выбирают нужных и говорят: “В хвойном лесу живет…)
Далее дети встают в круг, делятся на семейки (ель, сосна, кедр, пихта) и находят свое место за столом.
Воспитатель: Придумайте название своей семейке. Сейчас вы выполните задания и узнаете, кого мы встретили в хвойном лесу.
1. Дидактическое упражнение “Собери животное” (медведь, лиса, заяц, волк).
Ответы детей.
2. Дидактическое упражнение “Какой, какая?”. Подобрать к животному, которое собрали, пять определений:
- медведь – косолапый, мохнатый, огромный, бурый, неуклюжий;
- волк – злой, серый, хищный, голодный, глупый;
- заяц – трусливый, косой, быстрый, белый, длинноухий;
- лиса – рыжая, пушистая, хитрая, умная, красивая.
Ответы детей.
Физминутка “Путешествие в лес”
Здравствуй, лес, необычный лес, | Широко разводят руки в стороны. | |
Полный сказок и чудес! | ||
По лесу шагаем и зверей мы | ||
Повстречаем. | Повороты вправо, влево руки на поясе. | |
Вот веселые зайчата - длинноухие ребята | Прыжки. Ладошки прижаты к голове, изображая “ушки на макушке”. | |
Прыг да скок, прыг да скок, | ||
Через поле за лесок. | ||
Идет по лесу серый волк, | Широкий пружинистый шаг с чуть наклоненным вперед корпусом. | |
Серый волк - зубами щелк. | ||
А вот и медвежата, | ||
Толстопятые ребята! | Ноги на ширине плеч, переступают с ноги на ногу. | |
Неуклюжие, смешные, | ||
Все забавные такие. | ||
Мы лисичку обхитрим, | Бег на месте на носочках. | |
На носочках побежим. | ||
До свиданья, старый лес, | ||
Полный сказочных чудес! | Помахать рукой. | |
Дети садятся на стульчики. | Работа с иллюстрациями к сказке “Колобок”. |
- В какой сказке встречаются все животные: медведь, лиса, волк, заяц?
- Почему убежал Колобок от деда с бабой?
- Какая опасность подстерегала Колобка в лесу?
- Кого первого встретил Колобок?
- Почему заяц его не съел?
- Прибавилось ли смелости у Колобка, когда он встретился с волком?
- Удалось ли убежать от медведя?
- Почему же лисе удалось съесть Колобка?
Воспитатель: Да, грустная история, но давайте попробуем рассказать сказку на новый лад, с хорошим, веселым концом.
Воспитатель рассказывает конец сказки:
“…Проглотила лиса Колобка, а он стал у нее в животе песни петь. Захотела лиса зайцем полакомиться, подкралась к нему, а Колобок как запоет свою песенку. Заяц услышал и успел убежать. А кушать то лисе хочется. Идет она вдоль реки, видит, волк рыбачит.
- Волк, поймай мне рыбки, - просит лиса.
Но Колобок запел свою песенку, всю рыбу распугал. Бредет лиса между елок и сосен и встречает медведя, тот сидит на пеньке и мед ест.
- Медведюшка, угости меня медком, - говорит лиса.
Колобок как запел свою песенку, пчелы услышали и покусали и лису, и медведя. Рассердилась лиса на Колобка и выплюнула его. Невредим и цел вернулся Колобок к бабушке и дедушке”.
Воспитатель: Дети, давайте распределим роли. (Артисты надевают костюмы, а зрители рассаживаются по местам)
Дети инсценируют старую сказку на новый лад.
Воспитатель: А теперь, ребята, пройдем в нашу мастерскую и изобразим сказку. Но прежде давайте с вами разомнем свои пальчики.
Пальчиковая гимнастика “Дикие животные”
Воспитатель: Выбирайте, что и чем будете делать. Дети по трафаретам рисуют и вырезают сосны, ели, животных, Колобка, речку, пенек, пчел, рыбу и т.д. Готовые детали наклеивают на большой лист под названием “Тут и сказочке конец, а кто слушал – молодец!”.
Воспитатель: Ребята, как вы понимаете эту пословицу? Что запомнилось, понравилось больше всего?
Ответы детей.