Цели:
1) закреплять правила поведения в общественных местах,
2) воспитывать бережное отношение к людям;
3) развивать умение работать в коллективе, слушать товарищей, высказывать своё мнение.
Оборудование: книга Джеймса Харпера “Воины”, изображение рыцаря, шпага, перчатка, песочные часы.
Ход мероприятия
1. Оргмомент.
2. Вступительная беседа.
- Сегодня мы с вами проведём рыцарский турнир.
Но сначала выясним, кто такой “рыцарь”.
Ребята выступают с сообщениями.
1 ученик.
В Средние века служба на коне считалась принадлежностью благородного сословия. Дворяне обучали военному делу сыновей с самого раннего возраста. Его учили объезжать диких лошадей, владеть копьем, рубить мечом. В то время, когда еще не знали употребления пороха, когда не было ружей и пушек, побеждал только сильный и ловкий. Сила войска в то время зависела от числа всадников: чем их было больше, тем войско считалось сильнее. Эти всадники благородного происхождения получили название рыцарей. Со временем рыцари составили особый класс людей. Рыцари разных народов не считали друг друга чужими. Их соединяли рыцарские правила, обязательные для всех. Вера в Бога, рыцарская честь, храбрость в бою и уважение к даме — вот главные заповеди рыцаря.
2 ученик.
Будущего рыцаря в возрасте 7 лет отвозили ко двору короля или в замок знатного рыцаря. Здесь, в чужом доме, мальчик считался на службе в должности пажа. Он служил за столом, чистил оружие своего рыцаря, держал ему стремя, когда тот садился на коня, упражнялся в верховой езде, в стрельбе из лука, в единоборстве. В 14 лет юношу опоясывали мечом, и прежний паж получал название оруженосца. Теперь он следовал за своим рыцарем всюду.Когда оруженосец достигал 21 года, его посвящали в звание рыцаря. К этому важному обряду он долго готовился.
3. Турнир.
- Чтобы стать рыцарем, надо пройти испытания.
Итак, я бросаю перчатку – вызываю вас на поединок.
1 задание. “Рыцарские манеры”
- Рыцарь был смел и отважен в бою, но в обычной жизни он вёл себя учтиво и любезно.
а) Откуда пришёл к нам обычай снимать шапку, когда входишь в дом?
(Обычай возник во времена рыцарей. Входя в дом, рыцарь снимал шлем, как бы говоря этим жестом хозяину: “Я не опасаюсь тебя”.)
б) Откуда пришёл к нам обычай – здороваясь, снимать перчатку?
(С рыцарских времён идет обычай – здороваясь, снимать перчатку с правой руки. Сняв перчатку, рыцарь показывал, что в руке не зажато оружие, что он относится к собеседнику доброжелательно.)
2 задание. “Вежливые слова”
Рыцари на турнирах использовали песочные часы. Схватка заканчивалась, когда песок из верхней части пересыпался в нижнюю. Слушаем следующее задание. Рыцарь был хорошо воспитан и часто использовал вежливые слова. Сейчас вы должны будете, пока пересыпается песок в песочных часах, сказать как можно больше вежливых слов.
3 задание. “Восстанови пословицу”
- В рыцарском кодексе чести сказано “Рыцарь любит страну, в которой он был рождён”.
Попробуйте восстановить пословицы. Соедините стрелками части.
Жить… | ни сил, ни жизни не жалей. |
Для Родины своей… | умей за неё постоять. |
Родина мать … | Родине служить. |
4 задание. “Мы сражаемся”
Физкультминутка.
- Представьте себе, что вы сражаетесь с воображаемым противником.
5 задание. “Отгадай загадки”
а) Начало нота, а дальше – оленя украшение, а вместе – место оживленного движения. (Дорога)
б) Исход битвы в нашу пользу. (Победа)
в) Кругом вода, а с питьём беда. ( Море)
г) С “к” я в школе на стене,
Горы, реки есть на мне,
С “п”, от вас не утаю,-
Тоже в классе я стою. (Парта – карта)
д) Дворец и крепость, дом рыцаря. (Замок)
6 задание. “Сочиняем стихотворение”
- Я вам сейчас дам рифму, а вы должны сочинить двустишие.
Учиться, пригодится.
Рук, друг.
7 задание
- А сейчас мы с вами составим свой “ Рыцарский кодекс чести”, напишем на доске, какой должен быть современный рыцарь.
(Каждый лицеист пишет, что он считает главным.)
4. Итог урока.
Клятва рыцаря.
Клянёмся рыцарями быть!
Всегда спасибо говорить,
Добрый день, до свидания –
Нет в мире выше звания!
Клянёмся рыцарями быть!
В борьбе со злом добро добыть.
Клянемся рыцарями быть!
И лень, и грубость позабыть,
Учиться этикету …
Науку помнить эту.