Польша и Чехия: время расцвета. 6-й класс

Разделы: История и обществознание, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 6


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (16 МБ)


Цель урока: сформировать обобщенное представление об условиях развития Польши и Чехии в XIV­XV вв.

Задачи урока:

Образовательные:

  • выяснить, какие обстоятельства способствовали подъему экономики и развитию государственности Польши и Чехии в XIV-XV вв.;
  • выявить причины гуситского движения в Чехии, назвать его участников, лидеров, определить последствия гуситских войн;
  • продолжить формирование понятийного аппарата.

Развивающие: Продолжить формирование умения использовать текст исторического источника при ответе на вопросы; показывать на исторической карте границы государств, города, места значительных исторических событий; устанавливать связи между причинами и следствиями.

Воспитательные: использовать факты героической борьбы чешского народа против феодальных армий крестоносцев для патриотического и нравственного воспитания.

Вид урока – урок с элементами лабораторной работы.

Новые понятия: сейм, гуситы, табориты, умеренные (чашники).

Оборудование: ПК, проектор, экран, мультимедийная презентация, учебник В. А. Ведюшкина «История средних веков» (2006 г.), раздаточный материал.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Изучение нового материала.

СЛАЙД 1 – тема урока

СЛАЙД 2 – карта

XIII век очень трудное время в Европе.

- Столь тяжкие времена, как «Черная смерть» не обошли стороной и Восточную Европу.

- Полчища монголо-татар разрушили в 1241 году столицу Польши Краков.

- C XIII века большой проблемой стал Тевтонский орден, который успешно воюя с пруссами создал на завоеванных территориях собственное государство со столицей в Мальборке во главе с великим магистром. В 1237 году тевтонцы объединились с орденом меченосцев из Прибалтики. И это уже была реальная угроза спокойствию поляков, поэтому пришедший к власти король Казимир III Великий (1333-1370гг) продолжил политику объединения Польши.

СЛАЙД 3

Что же сделал Казимир III Великий?

  • Укрепил королевскую власть;
  • Вернул часть утраченных ранее земель;
  • Упорядочил законы страны;
  • Создал сословно-представительный орган власти сейм (гиперссылка на СЛАЙД 16);
  • Покровительствовал ремеслу и торговле, ввел единую монету и одинаковые пошлины;
  • Он всячески поощрял торговлю и ремесла, давая горожанам льготы и привилегии. При нем было выстроено столько новых крепо­стей, церквей и других зданий, что о Казимире III говаривали: «Он по­лучил Польшу деревянной, а оставил ее каменной».
  • Был веротерпим.

Изгнанные из Германии после «Черной смерти» евреи получили защиту и покровительство у короля Казимира III. Он дал им полную свободу селиться в своем королевстве, пользоваться всеми правами и беспрепятственно исповедовать свою религию. Не менее терпимо от­носился Казимир III и к православным из Галичского княжества, час­тично присоединенного при нем к Польше.

А рыцарство и шляхта называли Казимира III «мужицким королем» за то, что выступал защитником крестьян от насилия и несправедливости их владельцев.

СЛАЙД 4

Но у такого обширного государства, как Польша был опасный враг – это Тевтонский орден.
Откройте страницу 229 учебника. Найдите территорию, которую занимал тевтонский орден.

- С какой целью и когда был создан орден? (германский духовно-рыцарский орден, основанный в 1190 г. Для защиты немецких рыцарей, борьбы с врагами католической церкви)

- Как далеко находились земли Тевтонского ордена от Польши? 

Для борьбы с Тевтонским орденом Польша нуждалась в сильном союзнике. И она нашла его в Великом княжестве Литовском, которое тоже враждовало с Тевтонским орденом. В 1385 году польскую королеву Ядвигу просватали за литовского князя Ягайло. Так стали связаны судьбы Польши и Литвы. Однако, уния сблизив их, не означала полного объединения.

1409 год - начало войны Польши и Литвы против ордена.

СЛАЙД 5

1410 год – Грюнвальдская битва – решающее сражение у деревни Грюнвальд.

Что же представляли собой армии противников?

Армия короля – польские и литовские рыцари, а также русские и чешские воины и даже отряд татар, находившийся на службе у литовцев.

Армия ордена превосходила союзников в вооружении и военной подготовке, на ее стороне сражались рыцари 22 государств.

Результат был ошеломляющим - крестоносцы были разбиты. Немалую роль в этом сражении сыграли русские полки из Смоленской земли, входившей в составы Литвы. Поддержка папы и империи позволила ордену уцелеть, но могущество тевтонцев было подорвано, и позже, он признает себя вассалом Польши.

Ссылка на СЛАЙД 17 - видеофрагмент «Битва под Грюнвальдом» – 1 мин.

Задание: Рассмотрите карту (СЛАЙД 6, учебник – стр. 229). Найдите на карте королевство Чехия. В состав какого государства оно входит? (в состав Священной Римской империи). Прочитайте название п. 3 § 24, стр. 230. Предположите, почему так называется этот пункт? Найдите в тексте факты, подтверждающие его название.

СЛАЙД 7

Во второй половине XIV века Чешское королевство стало одним из самых важных политических и культурных центров Европы. Расцвет Чехии был заслугой короля Карла I (1346-1378гг), ставшего императором Священной Римской империи Карлом IV.

В Чехию переселилось много немцев, и они захватывали в городах управление в свои руки. И хотя их деятельность способствовала экономическому расцвету, но всевластие иностранцев вызывало недовольство чехов.

Работа в группах.

Ознакомьтесь с содержанием документа 1 «Чешское общество в начале XV века» и ответьте на вопрос:

- Чем были недовольны разные слои чешского общества?

1 группа

Мелкие дворяне. Их число увеличивалось, а по условиям жизни они мало отличались от крестьян. Владения таких дворян легко дробились, что приводило к обнищанию их владельцев, которые попадали в зависимость к крупным дворянам-панам. Основным занятием мелкого и среднего дворянства была служба в войсках. Чешские рыцари часто служили наемниками в армиях иностранных феодалов, где приобретали опыт больших войн. В самой Чехии они были враждебно настроены к панам и королевской власти, выражали недовольство огромными денежными поборами церкви, ее вмешательством в светские дела.

2 группа

Горожане. В чешских городах было много немцев, они как правило , обладали высшим положением и властью. Чешское население городов постепенно набирало силу, увеличивалось численно, значительно богатело и стремилось к участию в городском самоуправлении. Горожан чехов поддерживал король. К 1420 годам власть в Праге перешла к богатой чешской верхушке, жаждавшей избавиться от конкурентов - немцев. Чешские горожане также с воодушевлением воспринимали критику дорогих церковных обрядов.

3 группа

Крестьяне. Чешские крестьяне кроме феодальных повинностей платили королевский налог и несли повинности в пользу государства. К началу ХУ века главной повинностью стал денежный оброк, но одновременно увеличивалась и барщина. Крестьяне не были лично свободными и целиком зависели от пана.

Итак, процветающая Чехия не была царством всеобщего мира и гармонии. Все население Чехии было недовольно католической церковью. Церковь – самый крупный феодал в Чехии. Высшее духовенство, чуждое чешскому народу по языку, обычаям, угнетавшее его поборами и повинностями, было ненавистно народу. В Пражском университете сформировалась группа чешских профессоров, публично осуждавших общественное злоупотребление и выступавших за очищение церкви.

СЛАЙД 8. Возглавил эту группу Ян Гус (1371-1415гг). Будучи университетским профессором, он читал проповеди для бедных, средних слоев жителей Праги.

Задание. Откройте учебник стр. 233, ознакомьтесь с содержанием документа «Из высказываний и проповедей Яна Гуса», ответьте на вопросы к документу.

СЛАЙД 9.

Католики были недовольны критикой Яна Гуса, его обвинили в ереси и Ян Гус был вызван на церковный собор в немецком городе Констанце, чтобы он отрекся от своих взглядов. Гуса объявили еретиком и заточили в тюрьму. В 1415 году Ян Гус был сожжен на костре.

Подумайте, какую реакцию вызвала казнь Яна Гуса у чешского народа?

Это событие послужило поводом к народному восстанию. Последователей Яна Гуса стали называть гуситами. На горе Табор в южной Чехии собралось более 40 000 человек, наиболее решительных последователей Гуса. Их стали называть таборитами. В этот год умер король Вацлав IV и престол должен был перейти к Сигизмунду, запятнавшего себя расправой над Гусом. Начались гуситские войны (1419-1434 гг.). Подавить движение гуситов император не мог и поэтому при помощи папы Римского начался крестовый поход в Чехию.

Движение таборитов возглавил Ян Жижка.

- Кто он Ян Жижка?

СЛАЙД 10.

Сообщение учащегося.

ЯН ЖИЖКА

Чехия услышала о Яне Жижке (ок. 1360 - 1424 гг) в 1419 г. когда начались гуситские войны. К тому времени этот выходец из мелкого рыцарства был опытным воином, в одной из схваток потерял глаз) 1420 г. он стал лидером таборитов. Когда войско императора Сигизмунда двинулось на Чехию, на помощь жителям Праги пришли табориты во главе с Жижкой. В битве на горе Витков под Прагой Жижка разгромил крестоносцев. Он ввел новую военную организацию и новую тактику, в которой важная роль принадлежала боевым повозкам гуситов, молниеносно превращавшимся в настоящую крепость. Почти все их войско состояло не из рыцарей, а из простых людей, однако боевой дух гуситов, убежденных в правоте своего дела, был чрезвычайно высок. Выиграв под руководством Жижки несколько сражений подряд, гуситы стали считаться непобедимыми; иной раз враги обращались в бегство, едва заслышав боевые песни гуситов, или грохот их повозок. В минуту опасности Жижке всегда удавалось объединить гуситов, несмотря на разногласия внутри движения гуситов. Ранение лишило его зрения, но даже слепым он продолжал выигрывать сражения.

Табориты одерживали победу за победой.

СЛАЙД 11 – карта – основные центры гуситского движения

- В чем причина побед таборитов?

СЛАЙД 12

Задание.Прочтите документ 2 «Тактика гуситского войска», ответьте на вопросы к документу.

Тактика гуситского войска.

«Чехи, в стране которых много равнин и редко встречаются овраги, окружают всю конницу и пехоту повозками; на повозках же, как на стенах, помещают воинов, чтобы они удерживали неприятеля…

Идя в бой, они из повозок образуют два фланга: посредине идут пешие, рядом с ними, почти вне прикрытия, отряды конницы.

Когда бывает решено вступать в бой, то возницы на флангах, по знаку полководца, незаметно окружают намеченную часть противника и стягивают круг повозок.

Отрезанных неприятелей, без помощи со стороны своих, умертвляют: частью пехота мечами, частью находящиеся на повозках мужчины и женщины стрелами.

Конница сражается за пределами прикрытия, и ее в случае поражения и бегства принимают, внезапно раздвигаясь, повозки; затем она защищается как за городскими стенами…»

***

Ян Жижка совсем по-новому стал пользоваться пушками. Поставив пушки на повозки, сделал их подвижными. Кроме того, он создал более легкие пушки «гоуфнице». Они перешли потом в другие армии под своим чешским названием (отсюда «гаубица»).

Гаубица – первоначально – камнеметательное орудие. В современном языке – тип артиллерийского орудия, отличающийся от пушки тем, что имеет относительно короткий ствол, разные по весу заряды.

Вопросы:

  1. Какие виды вооружений были у гуситов и упоминаются в текстах?
  2. Какие преимущества имело гуситское войско? Что нового в военное дело внесли гуситы?

Но главная опасность подстерегала гуситов не извне, а внутри.
Гуситы разделились.

СЛАЙД 13.

После многих поражений крестоносцев, Сигизмунд понял, что «победить чехов могут только чехи». И стал разжигать рознь между таборитами и умеренными.

Папа пообещал чешским феодалам оставить захваченные ими церковные земли, и признал новые церковные порядки в Чехии. Горожане добились управления в городах.

Какая часть гуситов добилась поставленных целей? V (умеренные)

Предположите, как поступят умеренные? V (умеренные выступили против таборитов)

СЛАЙД 14.

1434 году армия таборитов получила сокрушительное поражение при Липанах. Гуситские войны закончились.

Гуситские войны оказали огромное воздействие на судьбу Чехии и всей Европы.

Задание: внимательно ознакомьтесь дома с материалом §24, определите значение гуситского движения.

Значение гуситского движения:

  • Утверждение в Чехии «гуситской» церкви
  • Утрата церковью части земель и богатств.
  • Крестьяне перестали платить десятину.
  • Временное ослабление феодального гнёта.
  • Утверждение в Чехии сословной монархии.

III. Закрепление.

  1. Сравним требования гуситов с последствиями войн. Что удалось добиться гуситам?
  2. Дайте определение понятию «сословная монархия». В каких европейских странах в XV веке существовали сословные монархии?

IV. Домашнее задание. СЛАЙД 15.

  1. Прочитать, пересказать §24
  2. Ответить на вопросы после §24.
  3. Выучить новые даты и понятия.
  4. Выполнить задания в контурной карте 8 «Чехия».

Приложение

Использованная литература и источники:

  1. Ведюшкин В. А. Методические рекомендации к учебнику «История средних веков»: 6 класс. – М.: просвещение, 2001.
  2. Северина О. А. История средних веков. 6 класс. Поурочные планы по учебнику В. А. Ведюшкина «История средних веков». Часть 3. – Волгоград: «Учитель - АСТ», 2004.
  3. Польша и Чехия: время расцвета - единая коллекция ЦОР - http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/8e14d765-f243-4596-bf37-2d39e2d88cf3/72429/
  4. Польша и Чехия: период расцвета - http://kog-nsergschool.edu.tomsk.ru/files/polska.doc
  5. Грюнвальдская битва – анимация - http://www.proshkolu.ru/club/historians/file2/350143