Цели урока:
1. Образовательные
- познакомить учащихся с особенностями глаголов неопределенной формы;
- формировать умения находить неопределенную форму глагола;
- учить образовывать неопределенную форму с помощью вопроса.
2. Развивающие
- развивать умения самостоятельно формулировать выводы на основе своих наблюдений и сравнений;
- развивать орфографическую зоркость, внимание, память;
- развивать речь, логическое мышление, творческие способности учащихся.
3. Воспитательные
- воспитывать культуру учебного труда;
- воспитывать устойчивый интерес к изучению предмета, любовь к родному языку, истории;
- воспитывать чувства товарищества и взаимопонимания.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Беседа
Слайд 1
– У всего ли есть начальная форма, начальное состояние?
– А нам нужно знать начальную форму предмета, его содержание? Зачем?
– А у слов есть начальная форма?
– Какая форма является начальной для существительного?
– Какая форма является начальной для прилагательного?
– А для чего нам нужно знать начальную форму существительных и прилагательных?
– В словарях слова даются в какой форме?
– А у глагола есть начальная форма?
– Поиски ответа на вопрос: что такое начальная форма глагола и зачем нужно ее знать, и будут темой нашего сегодняшнего урока. Итак, открываем тетради, записываем число, классная работа и тема нашего сегодняшнего урока «Начальная форма глагола».
III. Актуализация знаний о глаголе
Слайд 2
– На прошлых уроках мы с вами начали изучение глагола как части речи. А как хорошо вы усвоили уже изученный материал, нам поможет узнать небольшой опрос, в котором вы все сможете показать свои знания. На экране будут спроецированы утверждения, а вы, при помощи сигнальных карточек, должны их подтвердить или опровергнуть. Если вы согласны с утверждением, показываете белую сторону карточки, если нет – красную. Готовы? Тогда приступим:
- Глагол обозначает действие.
- Глагол отвечает на вопросы какой? чей?
- Глаголы спрягаются.
- У глагола 3 спряжения.
- Глаголы изменяются по временам.
- Глаголы настоящего и будущего времени изменяются по лицам.
- Глаголы прошедшего времени изменяются по родам.
- Глаголы изменяются по падежам.
- Глаголы изменяются по числам.
- Глаголы чаще всего в предложении являются дополнением.
- Глагол имеет начальную форму.
– Сейчас каждый из вас понял, кто хорошо усвоил изученную тему, а кому предстоит еще поработать, чтобы в следующий раз оказаться на высоте.
IV. Постановка учебной задачи
Слайд 3
- Прочитайте спроецированные на доске слова:
Оч..ртил, выд..ржал, угр..жают, заш..гает, ст..мнеет, сб..гут, р..шить, вып..чь, прив..зти.
- Вставьте пропущенные буквы, объясните их написание (1 человек, работа на ИД).
- Что объединяет все эти слова? Найдите в них общее. (Все слова - глаголы, все слова имеют безударную гласную в корне, которую можно проверить ударением.)
- Какие можете назвать различия между этими словами? (Число, с приставками и без приставок, время.)
- На какие группы вы могли бы разделить эти слова? На какой признак при этом вы будете опираться? (По признаку времени; с приставками и без; начинается слово на гласный или согласный.)
Слайд 4
- Не будем забывать, что мы все-таки изучаем глагол. Поэтому я попрошу вас распределить данные слова по трем группам, опираясь на признак времени. (Работа с ИД, 1 человек к доске.)
п. в. н. в. б. в.
- Какая перед нами возникла проблема?
- Почему глаголы « решить, выпечь, привезти» оказался лишними, не попали ни в одну из трех групп.
- А как бы вы назвали глагол, у которого не определяется время и число? (Дети дают свои ответы.)
- Мы будем исследовать на уроке глаголы, у которых нельзя определить время и число, узнаем, чем они отличаются от других глаголов. В лингвистике такие глаголы имеют 3 названия
Слайд 5
- Какое из этих названий вам незнакомо?
Инфинитив – лат. слово "неопределённый".
- Почему эта форма глагола называется неопределённой?
- Если у этих форм глагола ничего нельзя определить, зачем же нам ее нужно знать? Может быть, все же какие-то сведения о глаголе нам может сообщить неопределенная форма? (По начальной форме мы определяем спряжение глаголов.)
- А зачем знать спряжение глагола? (Чтобы правильно писать безударное личное окончание глаголов.)
V. Изучение нового материала
- Чем глаголы в начальной форме отличаются от других глаголов? (Вопросами)
- На какие вопросы отвечают глаголы начальной формы?
Слайд 6
1. Первичное закрепление.
- Мы достаточно много уже узнали о глаголах начальной формы. Пришло время показать свои знания на практике. Поможет нам в этом игра «Самый внимательный».
Слайд 7
- На экране вы видите слова, среди которых есть разные части речи. Ваша задача – выписать только глаголы в начальной форме. (1 человек у доски)
Ходить, ходит, кость, косит, косить, кровать, нести, носят, носить, скатерть, стричь, плести, кости, ногти, везти, грусть, лошадь, медь, стеречь.
- Приведите свои примеры глаголов начальной формы.
- Обратить внимание на буквосочетания на конце глаголов в начальной форме. Назовите их.
- На что оканчиваются глаголы в начальной форме? (Имеют окончания - ти, - ть и оканчиваются на – чь.)
- Кто попробует сделать вывод?
- Откройте учебники на стр. 247, прочитайте вывод.
VI. Физкультминутка
Слайд 8
- Пришло время немного отдохнуть. Впереди нас ждет физкультминутка. Но сегодня она будет необычной: раз мы изучаем начальную форму глагола, то и наш физрук будет вам подавать команды, используя только эту форму глагола. (Сесть-встать, наклониться-выпрямиться, вдохнуть-выдохнуть, зажмуриться, помахать и т. д.)
VII. Закрепление изученного
- Мы получили много новых знаний, теперь пришло время их закрепить.
Слайд 9
1. Данные словосочетания замените глаголами неопределенной формы (устно, по цепочке).
- Оказать помощь – помочь
- Очищать пол от сора – подметать
- Вести наблюдения – наблюдать
- Давать совет – советовать
- Покрываться цветами – цвести
- Принимать решение – решать
- Готовить пироги – печь
Слайд 10
2. Замените данные словосочетания (фразеологизмы) глаголами неопределенной формы (1 человек у доски). Выделите окончания в глаголах.
- Зарубить на носу - запомнить
- Клевать носом - дремать
- Пропустить мимо ушей - прослушать
- Вставлять палки в колёса - мешать
- Делать из мухи слона - преувеличивать
- Обвести вокруг пальца - обмануть
- Держать язык за зубами – молчать
- Бить баклуши – бездельничать
- Витать в облаках – мечтать
- Дрожать как осиновый лист – бояться
- Водить за нос – обманывать
Слайд 11
3. Теперь вы будете образовывать глаголы начальной формы. Я вам предлагаю имена существительные, вы должны записать однокоренные глаголы в начальной форме. (1 человек у доски)
Память, полет, сбор, гордость, слава, радость, удивление.
(Помнить, полететь, собирать, гордиться, славить, радоваться, удивляться.)
– Ребята, за окном – начало апреля, буквально через несколько дней мы будем вспоминать об одном событии, которое круто изменило мир. Скажите мне, пожалуйста, чем знаменито 12 апреля? (В 1961 г. в этот день человек совершил первый полет в космос.)
– Постарайтесь объединить слова, получившиеся в результате выполнения этого задания, в одну тему и написать небольшой текст: «Первый полет в космос». Напомните, что мы называем текстом? (Несколько предложений, связанных по смыслу и грамматически.)
Слайд 12
- В это время «слабые» ученики выполняют упражнение 624.
Возможный вариант текста:
День 12 апреля 1961 года люди будут помнить всегда. В этот день впервые человек полетел в космос. Этим героем оказался Ю. Гагарин. Все жители нашей страны собрались у радиоприемников. Все радовались и удивлялись этому событию. Но каждый житель нашей страны гордился своим соотечественником и славил имя Ю. Гагарина.
VIII. Об употреблении глаголов начальной формы
– Глаголы в неопределенной форме используются для выражения мысли о каком-то действии, не указывая на лицо, число и время. К примеру, «мы, умеющие читать». Автору неважно, кто умеет читать: я, вы, ваши мамы и папы, неважно, когда: сегодня, вчера или завтра. Важно, что все-таки мы, люди, умеем читать, писать. Итак, неопределенная форма используется для указания на обобщенное значение. Поэтому глаголы в начальной форме чаще всего используются в инструкциях, при составлении планов действия чего-либо.
Слайд 13
- Вот мы с вами и попытаемся сейчас составить небольшую памятку-инструкцию, помня которую вы уже с утра получите заряд бодрости и хорошего настроения. Ваша задача - глаголы, данные в скобках, заменить глаголами неопределенной формы (устно).
Полезные советы.
Когда просыпаешься, нельзя (лежу) в постели. Надо сразу (встаю) и (сделаю) зарядку. Упражнения нужно (выполняю) медленно. Между упражнениями необходимо (делаю) небольшие паузы для отдыха. Нельзя (задерживаю) дыхание, надо (дышу) ровно, спокойно. Зарядку нужно (делаю) при открытой форточке.
IX. Контроль усвоения знаний
Слайд 14
- Вы хорошо поработали, теперь пришло время проверить, насколько хорошо вы усвоили данную тему. Я предлагаю вашему вниманию несколько предложений. Давайте прочитаем их.
- Как видите, каждое предложение имеет порядковый номер. Ваша задача – выписать номера только тех предложений, в которых есть глаголы в неопределенной форме.
- Ю. А. Гагарин родился 9 марта 1934 года.
- Он окончил Саратовский индустриальный техникум и одновременно школу аэроклуба.
- После окончания Чкаловского военного авиационного училища летчиков ему довелось служить в авиационных частях.
- В отряд космонавтов смог попасть во время первого набора в 1960 году.
- 12 апреля 1961 года Гагарин совершил первый в мире полет в космическое пространство на корабле «Восток».
- Продолжительность полета – 108 минут.
- Корабль сделал один виток вокруг Земли.
- Космонавт должен был вернуться на Землю в этот же день.
- Вся страна была рада приветствовать первого в мире космонавта.
- 27 марта 1968 года во время тренировочного полета на самолете Ю. А. Гагарин погиб.
- Память о первом космонавте будет жить в наших сердцах.
- Обменяйтесь тетрадями, проверьте правильность выполнения задания вашим соседом. У вас должны быть выписаны цифры 3, 4, 8, 9, 11. Давайте назовем глаголы начальной формы в этих предложениях.
- Оцените работу своего соседа: если он не допустил ни одной ошибки, то заслужил оценку «5», если допустил одну ошибку – оценка «4», а если две ошибки – оценку «3», ну а если у него три и больше ошибок, то, к сожалению, он не справился с предложенным заданием. Есть ли среди вас такие?
X. Итог урока
Слайд 15
- Сегодняшнее исследование глаголов заканчивается. Что нового вы узнали о глаголе?
- Чему научились на уроке?
- Как вы будете отличать начальную форму от других форм глагола?
- На какие вопросы отвечают глаголы в неопределенной форме?
- Какие окончания имеют данные глаголы?
- Почему эти глаголы так названы? (не указывают на время и число)
- А что можно определить по начальной форме?
- Как поставить глагол в начальную форму?
- Почему это нужно уметь делать?
- Как понимаете слово «ИНФИНИТИВ»?
XI. Рефлексия
- Интересно ли вам было на уроке?
- С каким настроением вы работали?
- Мне сегодня очень приятно было работать с вами на уроке. Я увидела умных заинтересованных детей. А если у кого-то что-то не получилось – не беда. Вы всё равно узнали что-то новое, значит, стали умнее.
Слайд 16
Пусть каждый из вас скажет себе: «Я – молодец! Я думал. Я старался. Я делал открытия».
XII. Домашнее задание
Слайд 17
- Я вам предлагаю задания на выбор. Выбирайте себе по вкусу, учитывая свои возможности:
- Творческое задание: подобрать 10 пословиц с глаголами неопределенной формы.
- Упражнение 628.
- Упражнение 631.
Слайд 18
- Спасибо за сотрудничество.
Листок контроля
- Ю. А. Гагарин родился 9 марта 1934 года.
- Он окончил Саратовский индустриальный техникум и одновременно школу аэроклуба.
- После окончания Чкаловского военного авиационного училища летчиков ему довелось служить в авиационных частях.
- В отряд космонавтов смог попасть во время первого набора в 1960 году.
- 12 апреля 1961 года Гагарин совершил первый в мире полет в космическое пространство на корабле «Восток».
- Продолжительность полета – 108 минут.
- Корабль сделал один виток вокруг Земли.
- Космонавт должен был вернуться на Землю в этот же день.
- Вся страна была рада приветствовать первого в мире космонавта.
- 27 марта 1968 года во время тренировочного полета на самолете Ю. А. Гагарин погиб.
- Память о первом космонавте будет жить в наших сердцах.