Проективная деятельность в технологическом образовании в сельской школе

Разделы: Технология


Березниковская средняя общеобразовательная школа Бардымского района Пермского края находится на территории, где проживает коренное население татар и башкир Прикамья с XI века. Национальные традиции и обычаи, моральные устои ислама определяют особенность уклада жизни местного населения: любовь к земле, верность трудовым традициям, преемственность младшего и старшего поколений. Правда, быстро меняющийся мир вносит свои коррективы…

Сориентировать сегодняшнего выпускника на социализацию в местном сообществе очень сложно, потому что в общественном сознании прочно утвердилось мнение – работать на земле не престижно. Кроме того, учащиеся сегодня часто живут в неухоженной окружающей среде. В селах, особенно в деревнях-глубинках, много заброшенных земель, превратившихся в пустыри. Веками пахотная земля обязательно обрабатывалась, удобрялась, засаживалась культурными растениями. Неумение хозяйствовать на земле, неумение сельского жителя адаптироваться в новых социально-экономических условиях порождает асоциальные проблемы, которые негативно сказываются на демографическом процессе.

Вот почему перед нашей сельской школой встала принципиально новая задача – воспитание выпускника на основе приобщения к трудовым традициям, образцам современной культуры сельского сообщества. Педагогический и управленческий аспекты решения этой задачи нашли выражение в проектировании программы экспериментальной работы по теме “Личность. Природа. Деятельность” для реализации инновационной образовательной задачи сельской школы: воспитание будущего сельского труженика – выпускника школы, на основе формирования основ экологической и технологической культуры, приобщения к народным традициям, культурно-нравственным ценностям общества в процессе интеграции основного и дополнительного образования, использования интерактивных методов личностно – ориентированного обучения.

Специфика трудовой школы четко реализуется сквозной вертикалью предмета “Технология”. Данный предмет призван формировать основы технологической культуры. Эта специфика поддерживается как вариативными курсами учебного плана, так и дополнительным образованием. Специфика школы также реализуется за счет вертикали предметов естественно-научного цикла (окружающий мир, природоведение, физика, химия, биология, физическая география) и учебных курсов “Культура земледелия”. Культурологическая линия обеспечивается реализацией предметов гуманитарного цикла, с учетом национально-регионального содержания образования (предметы “Татарский язык” и “Татарская литература”). Все вышеуказанные вертикали преемственно и содержательно интегрированы с системой дополнительного образования. Образовательный процесс строится на основе использования современных информационных технологий с широким применением проектных и исследовательских методов в технологической, социальной и природоохранной сферах деятельности.

Целью изучения технологии в начальных классах является обеспечение усвоения учащимися общих технологических знаний и умений, необходимых для дальнейшего успешного обучения. Кроме уроков технологии проводится и интегрированные занятия с уроками окружающего мира – это уроки “под голубым небом”.Этот педагогический проект направлен на знакомство с окружающей средой, участие в ее преобразовании и благоустройстве.

В основной школе (5-8-е классы) обучение ведется по программе “Технология. Сельскохозяйственный труд”. Базовым разделом является “Растениеводство”. С учетом сезонности работ в сельском хозяйстве базовые разделы дополняются необходимыми разделами направлений “Технология. Технический труд”, “Технический обслуживающий труд” с обязательным включением разделов “Электротехнические работы”, “Технология ведения дома”, “Черчение и графика”, “Современное производство и профессиональное образование”. Вариативный компонент развивает линию, обозначенную на I ступени обучения. Здесь усиливается и социально-технологическая направленность путем введения в образовательный процесс практико-ориентированных методов обучения, элементов учебно-исследовательской и проектной деятельности.Учащиеся с 5 класса занимаются разработкой проектов.Технологические проекты “Национальный головной убор”,“Полотенце в технике ручной вышивки”,“Подарок ветерану”, “Красивые шторы” -это далеко неполный перечень работ,рзработанный на уроках, затем представленный на муниципальном и краевом уровнях.Учащимся также предлагаются факультативные курсы в 5 классе - “Цветоводство”, в 6 классе – “Сотки по Миттлайдеру”, в 7 классе – “Плодоводство”, “Тепличное хозяйство”.

В 8-9 классах начинается профессиональная ориентация учащихся относительно выбора траектории получения образования и сферы будущей профессиональной деятельности. Содержание учебных программ 8-9 классов отчетливо акцентирует технологическую и экологическую направленность обучения за счет интеграции урочных и внеурочных форм организации образования. Курсы по выбору (8-9 класс) – расширяют информационное поле школьников по эко- и агротематике: “Человек – звучит гордо!” (экология); “Уроки истории в саду” (история); “Сельский уклад жизни татар” (родная литература); “Земельные и водные ресурсы Березниковского поселения” (география); “Бизнес-планы по огородничеству” (экономика); “Аграрная Россия” (информатика); “Тепличное хозяйство”, “Ландшафтный дизайн” (технология).

Особое внимание уделяется жизненному и профессиональному самоопределению школьников. Для этой достижения данной цели реализуется учебный курс “Твоя профессиональная карьера” в 8-9 классах, где осуществляется информирование школьников о современном состоянии рынка труда, познание учениками индивидуальных особенностей и интересов, осуществление профессиональных проб, способствующих осознанному выбору профиля обучения в старшей школе. Таким образом, к выпуску из 9-го класса ученики получают не только общую фундаментальную подготовку по предметам, но и способны спроектировать индивидуальную жизненную траекторию и пути получения профессионального образования.

На старшей ступени (10-11 класс) предполагается формирование основ технологической и экологической культуры за счет преподавания элективных курсов “Трактороведение”, “Современный агробизнес”, “Учебно-исследовательская и проектная деятельность школьников”, “Мой уютный дом”, которые направлены на формирование устойчивого интереса к профессии земледельца.

В 2009 году в рамках реализации краевого проекта “Кадры в АПК” министерства сельского хозяйства Пермского края на территории Бардымского муниципального района были созданы профильные агроклассы, где занимались 10 из 12 учащихся 10 класса нашей школы.В этом учебном году учащиеся продолжают обучение в бизнес классах.

Продолжением факультативов и учебных курсов являются предметные кружки: “Золотошвейка”, “Занимательная экология”, “Цветы в саду и дома”, “Ландшафтный дизайн”, “Всезнайка” и другие.

Таким образом, школьники получают знания по обработке земли на уроках, курсах, кружках, на практике в “Яблоневом саду”, апробируют выбранные технологии в летний период на “бизнес-сотках” в собственном огороде, и даже смогут выйти с выращенной продукцией на рынок сбыта.

Работа по технологическому образованию находит свое продолжение и в организации внеучебной деятельности и дополнительного образования. Это и смотры – конкурсы, участие в социально-культурном проектировании и природоохранной деятельности, разработка и реализация бизнес-планов, благоустройство окружающей территории. Учебные курсы “Культура земледелия” спланированы для совместного обучения детей и их родителей с целью формирования устойчивого интереса и престижности профессии земледельца. Родительский лекторий на темы: “Народные традиции в трудовом воспитании” (1-4 классы), “Садовый дизайн” (5-7 классы), “Ландшафтный дизайн” (8-9 классы), “Проектная культура” (10-11 классы), семейные конкурсы: “Мини-питомник на подоконнике”, “Лучшая бизнес-сотка”, “Сад-2011”, конкурс фотоэтюдов “Цветочный рай”, “Чистый двор”, поселенческий конкурс “Чистая улица” стали уже школьной традицией.

Учебно-производственная практика предполагает практическую деятельность юных земледельцев на пришкольном участке, личных садах и огородах, бизнес-сотках учащихся. Летняя производственная практика предполагает реализацию социально-культурных проектов по разным направлениям, как ученических, так и созданных нашими педагогами в рамках деятельности летнего трудового лагеря труда и отдыха, детских площадок по месту жительства детей, на бизнес-сотках. Так, за 2007-2011 гг. были реализованы следующие социальные проекты: “Яблоневый сад на пустыре”, “Лучше синица в руках”, “С русским языком в будущее”, “Цветочный калейдоскоп”. Наши учащиеся стали победителями VI муниципального конкурса социально-культурных проектов на темы: “Бардымский картофель”, “Овощеводство по Миттлайдеру”, “Цветочный калейдоскоп”, “Семейное объединение “Золотошвейка” и выиграли грант на сумму 45 тысяч рублей, а также стали победителями муниципального конкурса и участниками регионального тура социально-культурных проектов в рамках Всероссийской акции “Я гражданин России”.

В 2008 году школа стала победителем в конкурсе образовательных учреждений в рамках приоритетного национального проекта “Образование” и большая часть гранта будет направлена на укрепление материально-технической базы технологического образования. В 2009 году за инновационый опыт в образовании, сохранение национальных традиций Министерство образования Пермского края наградила школу кабинетом домоводства “Кулинарный цех”. В 2011 году 4 проекта учащихся были представлены на региональном конкурсе “Есть идея!”,где проект “Бардымский картофель” стал победителем.