Тип урока: комбинированный.
Цели:
Образовательная: уяснить причины, сущность и значение НЭП как средства создания предпосылок для осуществления идеи социалистической модернизации; уточнить представление учащихся об альтернативности исторического процесса.
Развивающая: совершенствовать умения отстаивать свою точку зрения, прогнозировать и делать выводы на основе анализа фактов.
Воспитательная: воспитание чувства сопричастности прошлому, гражданской ответственности и патриотизма.
Дидактические средства: Н.В. Загладин, С.И. Козленко, С.Т. Минаков, Ю.А. Петров “История России. XX – начало XXI века”. Учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений. Москва, “Русское слово”, 2008; тексты для работы обучающихся; схемы.
План урока:
Эпиграф: Век принес уроки всякие,
Но один – венец всему:
Ярче солнца светят факелы,
Уводящие во тьму.
Игорь Губерман
Ход урока
1. Актуализация знаний.
– Как называлась экономическая политика Советского государства в годы гражданской войны? (“военный коммунизм”)
– В чем заключается сущность политики “военного коммунизма”? (национализация; всеобщая трудовая повинность; создание продотрядов, комбедов; продразверстка, политика красного террора)
2. Изучение нового материала.
А) причины и цели введения НЭПа.
– Прочтите отрывок из книги Е. Драбкиной “Зимний перевал” о состоянии российской экономики осенью 1920 года (Приложение № 1). В чем Вы согласны и в чем не согласны с оценкой экономической ситуации?
– Прочтите документ (Приложение № 2) и ответьте на вопросы.
Что общего в программах восставших крестьян и моряков?
Почему все восстания жестоко подавлялись?
Какой выход из создавшейся ситуации требовался?
Б) основные положения НЭПа.
Рассказ учителя.
События 1918-1920-х гг. заставили большевиков на некоторое время отложить идею мировой революции и заняться экономическими проблемами, чтобы сохранить завоевания прошлых лет. Политика “военного коммунизма” исчерпала свой потенциал, необходимо было найти новые экономические механизмы, которые смогли бы помочь в кратчайшие сроки восстановить разрушенную экономику Советской России. На X съезде РКП(б) был провозглашен переход к новой экономической политике. (Схема № 1)
Период НЭПа (1921-1929 гг.) – один из интересных и загадочных периодов в истории Советского государства: существование одновременно и капиталистического, и социалистического уклада в экономике, ограниченное в демократии, плюрализм мнений, повысился жизненный уровень народа, укрепилась денежная система, плодотворно развивалась культура. НЭП – комплекс мероприятий экономического, политического, социального, идеологического характера. (Схема № 2)
В) первые итоги НЭПа.
Самостоятельная работа обучающихся: с. 139-141 & 14; Приложение № 3; Схема № 3
Г) оценки НЭПа. Приложение № 4
– Выскажите свою точку зрения.
Д) противоречия НЭПа.
Самостоятельная работа обучающихся: с. 142-144 & 14.
Е) причины свертывания НЭПа.
– Прочтите документ (Приложение № 5) и ответьте на вопросы.
Связаны ли единой логической цепочкой переход к индустриализации промышленности и конец НЭП?
Могла ли власть взять еще где-нибудь денег на нужды промышленности?
3. Закрепление изученного материала.
– Согласны ли вы с мнением о том, что введение НЭПа было вынужденной мерой?
– Какую цель преследовали большевики, осуществляя НЭП? (упрочить свою власть, преодолеть экономический кризис, добиться лояльного отношения крестьянства к политической диктатуре)
– Что нового появилось в экономической политике большевиков по сравнению с периодом “военного коммунизма”?
– Закончите фразу: “ Итоги НЭПа – это…”