Цель урока: систематизировать имеющиеся знания об углероде и его соединениях.
Задачи урока:
образовательные: систематизировать знания об углероде и его соединения; учиться планировать исследование.
развивающие: развивать умения анализировать, аргументировать, обобщать полученную информацию; развивать умения составлять уравнения, сопоставлять формулы с названиями.
воспитательные: продолжить формирование знаний о единстве органического и неорганического мира природы; развивать коммуникативные навыки, работая в команде
Формы работы:
- Фронтальная
- Групповая
- Индивидуальная
Методы организации познавательной деятельности: |
|
План урока:
- оргмомент
- актуализация знаний, постановка задач урока
- работа в группах при использовании презентации
- лабораторная работа “Мини-исследование”
- подведение итогов занятия, рефлексия
Технологическая карта урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Контроль | |
1 | Оргмомент | Определяет готовность к уроку: на столах ПСХЭ, таблица растворимости, бланк для заполнения группой) | Проверяют свои рабочие места | Фронтальный |
2 | Актуализация знаний | Создает условия для постановки целей урока учащимися | Фронтально определяют цели урока согласно обозначенной темы | Сравнение ответов учащихся с формулировкой слайда 2 |
3 | Работа в группах | “Работая в группах вам предстоит выполнить задания Повторение свойств соединений углерода Знакомит с примерами из жизни человека. | Выбирают в группах лидеров 1. Аллотропия С, отличительные особенности видоизмениний 2. Записывают химические свойства С 3. Делают выводы о свойствах оксидов углерода 4. Дискуссия о соединениях углерода | Фронтальный Индивидуальный Групповой |
4 | Мини-исследование | Проблема: что грозит нашим строениям | В пробирке известняк – на столах кислоты. Смоделировать ситуацию кислотного дождя | Выводы |
5 | Итоги | Проговаривание рассмотренного. Нацеливание учащихся на систематизацию полученной информации. | Создают схему, что знают об углероде | Фронтальный |
Ход урока
1. Оргмомент.
Сообщаю, что сегодня у нас урок химии и литературы одновременно, а кабинет – читальный зал, потому что нельзя представить себе химика, не знакомого с высотами поэзии, архитектуры, живописи, хорошей музыкой.
Выберите в своих группах командира, который будет координировать работу и в конце урока оценит вашу деятельность.
2. Целеполагание
тема урока, что мы с вами должны повторить?
3. Работа в группах
Задание 1
Дайте характеристику углерода по его положению в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева
Задание 2
Аллотропия углерода
В группах проанализировать отрывки произведений и ответить на вопросы:
- “На белом листе рассыпались мелкие кристаллы – столбчатые, призматические, многоугольные – красного, бурого, черного, голубого и зеленого цвета. Это были сопутствующие алмазу ильменит, пироксен и другие стойкие минералы. А среди них, подробно кусочкам стекла, и все же не сходные с ним своим сильным блеском, выделялись кристаллы алмазов. Здесь были белые, чистой воды камни, были и покрытые шероховатой бурой корочкой. Некоторые кристаллы имели розоватый или зеленый оттенок. Чурилин отделил спичкой зеленый двенадцатигранник. Этот вид алмаза отличался необыкновенной даже для этого камня твердостью.
(И.Ефремов “Алмазная труба”)
Вопрос: что обуславливает отмеченные в отрывке свойства алмаза?
В наше время искусственные алмазы получают для технических целей. Как? (высокое давление и температура). Сырье графит– почему?
Специфическое свойство угля в сказке “Мороз Иванович”
Между тем Рукодельница ворожится, воду процедит, в кувшины нальет, да еще какая затейница :коли вода нечиста, так свернет лист бумаги , наложит в не угольков да песку крупного насыплет, вставит ту бумагу в кувшин да нальет в нее воды, а вода-то знай проходит сквозь песок и капает в кувшин чистая, словно хрустальная
Вопрос: какие методы очистки использует Рукодельница?
Что такое адсорбция и где она применяется (проведение опыта, использование фильтров)
Задание 3
Углерод вступает в реакции, проявляет окислительные и восстановительные свойства. Допишите уравнения реакций.
C+O2 | C+H2 |
Al+C | C+ FeO (Проверка на доске) |
Задание 4
Углерод при горении может образовывать два оксида.
В романе А. Конана Дойла “Маракотова бездна” есть эпизод, когда исследователи морских глубин терпят катастрофу и их батискаф остается на дне океана:
“Воздух был тяжелый, спертый. Он так был пропитан углекислотой, что живительный струя сжатого кислорода с трудом выходила из баллона. Встав на диван, можно еще было глотнуть чистого воздуха, но отравленная зона поднималась все выше и выше…”
Вспомните свойства угарного газа и углекислого газа сравните и ответьте на вопросы
- Бесцветный газ без запаха.
- Тяжелее воздуха.
- Ядовитый.
- Хорошо растворим в воде.
- Плохо растворим в воде.
- Немного легче воздуха.
- Соединяется с гемоглобином крови.
- Получается разложением карбонатов.
- При высоком давлении сжижается, образуя “сухой лёд”.
- Применяется в производстве фруктовых вод.
- Применяют в органическом синтезе.
Взаимопроверка
Задание5: предложите возможный поглотитель углекислого газа - гидроксид кальция (кислородные аппараты закрытого типа в Гималайском высокогорье)
Задание 6
Огромное значение в жизни имеют соединения-карбонаты
Самый распространенный – ?
Какую химическую формулу имеют эти соединения? Их свойства?
Применение?
Давайте перенесемся в Русь 12 века. Белокаменные сооружения г.Владимира-гордость древнерусской архитектуры.(репродукции храмов)
Какой минерал применялся для постройки? Кто и почему отстраивает Владимир
(Андрей Боголюбский, решил сделать город стольным градом, поэтому необходимо было придать ему соответствующее архитектурное обрамление.)
Какие свойства использовали мастера?
Камни – вечны? (Известняки начинают разрушаться через 75-150 лет, угрожающее состояние – через 400 лет, окончательное – 1200 лет
Что угрожает (опыт – известняк +кислота)
Как защитить?
Защита каменных строений.
- Известковая обмазка, побелка известью.
- Фирнисы (смола из стволов слив, вишен, можжевельника.)
- Ганозис (смесь горячего пчелиного воска с маслом)
Рефлексия:
Сядьте поудобнее, закройте глаза, обдумайте все сказанное на уроке. Ответьте на вопросы:
- Я узнал что-то новое.
- Мне это пригодиться в жизни.
- На уроке было над чем подумать.
- На возникающие у меня вопросы я получил ответ.
- На уроке я добросовестно работал.
Поднимите руку у кого 5 +, 4+, 3+.
Это ваша мне отметка за урок. Спасибо!