Мир углерода

Разделы: Химия


Цель урока: систематизировать имеющиеся знания об углероде и его соединениях.

Задачи урока:

образовательные: систематизировать знания об углероде и его соединения; учиться планировать исследование.

развивающие: развивать умения анализировать, аргументировать, обобщать полученную информацию; развивать умения составлять уравнения, сопоставлять формулы с названиями.

воспитательные: продолжить формирование знаний о единстве органического и неорганического мира природы; развивать коммуникативные навыки, работая в команде

Формы работы:

  1. Фронтальная
  2. Групповая
  3. Индивидуальная
Методы организации познавательной деятельности:
  • перцептивные (словесные, наглядные);
  • логические (индуктивные, аналогии);
  • на основе познавательной деятельности (репродуктивный, частично-поисковый)

План урока:

  • оргмомент
  • актуализация знаний, постановка задач урока
  • работа в группах при использовании презентации
  • лабораторная работа “Мини-исследование”
  • подведение итогов занятия, рефлексия

Технологическая карта урока

  Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Контроль
1 Оргмомент Определяет готовность к уроку: на столах ПСХЭ, таблица растворимости, бланк для заполнения группой) Проверяют свои рабочие места Фронтальный
2 Актуализация знаний Создает условия для постановки целей урока учащимися Фронтально определяют цели урока согласно обозначенной темы Сравнение ответов учащихся с формулировкой слайда 2
3 Работа в группах “Работая в группах вам предстоит выполнить задания Повторение свойств соединений углерода Знакомит с примерами из жизни человека. Выбирают в группах лидеров 1. Аллотропия С, отличительные особенности видоизмениний 2. Записывают химические свойства С 3. Делают выводы о свойствах оксидов углерода 4. Дискуссия о соединениях углерода Фронтальный Индивидуальный Групповой
4 Мини-исследование Проблема: что грозит нашим строениям В пробирке известняк – на столах кислоты. Смоделировать ситуацию кислотного дождя Выводы
5 Итоги Проговаривание рассмотренного. Нацеливание учащихся на систематизацию полученной информации. Создают схему, что знают об углероде Фронтальный

Ход урока

1. Оргмомент.

Сообщаю, что сегодня у нас урок химии и литературы одновременно, а кабинет – читальный зал, потому что нельзя представить себе химика, не знакомого с высотами поэзии, архитектуры, живописи, хорошей музыкой.

Выберите в своих группах командира, который будет координировать работу и в конце урока оценит вашу деятельность.

2. Целеполагание

тема урока, что мы с вами должны повторить?

3. Работа в группах

Задание 1

Дайте характеристику углерода по его положению в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева

Задание 2

Аллотропия углерода

В группах проанализировать отрывки произведений и ответить на вопросы:

  • “На белом листе рассыпались мелкие кристаллы – столбчатые, призматические, многоугольные – красного, бурого, черного, голубого и зеленого цвета. Это были сопутствующие алмазу ильменит, пироксен и другие стойкие минералы. А среди них, подробно кусочкам стекла, и все же не сходные с ним своим сильным блеском, выделялись кристаллы алмазов. Здесь были белые, чистой воды камни, были и покрытые шероховатой бурой корочкой. Некоторые кристаллы имели розоватый или зеленый оттенок. Чурилин отделил спичкой зеленый двенадцатигранник. Этот вид алмаза отличался необыкновенной даже для этого камня твердостью.

(И.Ефремов “Алмазная труба”)

Вопрос: что обуславливает отмеченные в отрывке свойства алмаза?

В наше время искусственные алмазы получают для технических целей. Как? (высокое давление и температура). Сырье графит– почему?

Специфическое свойство угля в сказке “Мороз Иванович”

Между тем Рукодельница ворожится, воду процедит, в кувшины нальет, да еще какая затейница :коли вода нечиста, так свернет лист бумаги , наложит в не угольков да песку крупного насыплет, вставит ту бумагу в кувшин да нальет в нее воды, а вода-то знай проходит сквозь песок и капает в кувшин чистая, словно хрустальная

Вопрос: какие методы очистки использует Рукодельница?

Что такое адсорбция и где она применяется (проведение опыта, использование фильтров)

Задание 3

Углерод вступает в реакции, проявляет окислительные и восстановительные свойства. Допишите уравнения реакций.

C+O2 C+H2
Al+C C+ FeO (Проверка на доске)

Задание 4

Углерод при горении может образовывать два оксида.

В романе А. Конана Дойла “Маракотова бездна” есть эпизод, когда исследователи морских глубин терпят катастрофу и их батискаф остается на дне океана:

“Воздух был тяжелый, спертый. Он так был пропитан углекислотой, что живительный струя сжатого кислорода с трудом выходила из баллона. Встав на диван, можно еще было глотнуть чистого воздуха, но отравленная зона поднималась все выше и выше…”

Вспомните свойства угарного газа и углекислого газа сравните и ответьте на вопросы

  1. Бесцветный газ без запаха.
  2. Тяжелее воздуха.
  3. Ядовитый.
  4. Хорошо растворим в воде.
  5. Плохо растворим в воде.
  6. Немного легче воздуха.
  7. Соединяется с гемоглобином крови.
  8. Получается разложением карбонатов.
  9. При высоком давлении сжижается, образуя “сухой лёд”.
  10. Применяется в производстве фруктовых вод.
  11. Применяют в органическом синтезе.

Взаимопроверка

Задание5: предложите возможный поглотитель углекислого газа - гидроксид кальция (кислородные аппараты закрытого типа в Гималайском высокогорье)

Задание 6

Огромное значение в жизни имеют соединения-карбонаты

Самый распространенный – ?

Какую химическую формулу имеют эти соединения? Их свойства?

Применение?

Давайте перенесемся в Русь 12 века. Белокаменные сооружения г.Владимира-гордость древнерусской архитектуры.(репродукции храмов)

Какой минерал применялся для постройки? Кто и почему отстраивает Владимир

(Андрей Боголюбский, решил сделать город стольным градом, поэтому необходимо было придать ему соответствующее архитектурное обрамление.)

Какие свойства использовали мастера?

Камни – вечны? (Известняки начинают разрушаться через 75-150 лет, угрожающее состояние – через 400 лет, окончательное – 1200 лет

Что угрожает (опыт – известняк +кислота)

Как защитить?

Защита каменных строений.

  • Известковая обмазка, побелка известью.
  • Фирнисы (смола из стволов слив, вишен, можжевельника.)
  • Ганозис (смесь горячего пчелиного воска с маслом)

Рефлексия:

Сядьте поудобнее, закройте глаза, обдумайте все сказанное на уроке. Ответьте на вопросы:

  1. Я узнал что-то новое.
  2. Мне это пригодиться в жизни.
  3. На уроке было над чем подумать.
  4. На возникающие у меня вопросы я получил ответ.
  5. На уроке я добросовестно работал.

Поднимите руку у кого 5 +, 4+, 3+.

Это ваша мне отметка за урок. Спасибо!