Проектная деятельность младших школьников

Разделы: Начальная школа


Одной из приоритетных задач современной школы является личностное развитие, формирование активной позиции, субъектности учащегося в учебно-воспитательном процессе.

Для её достижения в начальной школе используется проектный метод, Проектная деятельность личностно-ориентированна на каждого ребенка.

Проектный метод позволяет учителю сформировать у учащихся ключевые компетентности младших школьников, универсальные учебные действия. Обучающиеся взаимодействуют в группе, развиваются умения самовыражения, самопрезентации, рефлексии. Развиваются такие качества личности, как самостоятельность , целеустремленность, ответственность, творческая активность.

В организации работы младших школьников над проектом выделяют следующие традиционные этапы:

  • мотивационный (учитель: заявляет общий замысел, создаёт положительный мотивационный настрой; ученики обсуждают, предлагают собственные идеи) – погружение в проект
  • планирующий ( определяется тема, цель проекта, формируются задачи, составляется план действий) – организация деятельности
  • информационно-операционный ( ученики собирают материал. работают с литературой и другими информационными источниками, выполняют проект) - осуществление деятельности
  • рефлексивно-оценочный ( ученики представляют проект- презентация проекта, коллективно обсуждают, дают устную или письменную самооценку, учитель выступает участником коллективной оценочной деятельности)

В письменной самооценке можно предложить учащимся дописать недоконченное предложение (простой вариант)

Например

1. Работать над проектом мне было__________________
2. Самым интересным для меня было ________________

И т.д.

Более трудный вариант для самооценки, когда от школьника требуется самостоятельная формулировка ответов на поставленные вопросы (Что в твоём проекте удалось лучше всего?, Какую пользу ты извлёк для себя, работая над проектом? и т.д.)

Одним из важных этапов осуществления учебного проекта является презентация. Выбор формы презентации проекта не менее, а то и более сложный, чем выбор продукта проектной деятельности. Вид продукта определяет форму проведения презентации. Дети учатся излагать свои мысли, идеи, анализировать свою деятельность. Рассказывают, как они работали над проектом, демонстрируют изготовленный наглядный материал (проектный продукт), показывают результат практической реализации и воплощение приобретённых знаний и умений.

Предлагаю вам презентацию проекта учащихся 3 класса “Родословная моей семьи” Выполняется компьютерный проект в программе Power Point.

Проект долгосрочный (в течение 3-х месяцев)

По числу участников – групповой (дети, учитель, родители)

Презентация проекта “Родословная Моей семьи” учащихся 3-го класса МОУ “Тангуйская СОШ”

Составили:

Непокрытых Юлия
(Талышкина Ксения)
Кретова Елизавета
Громова Полина
Фёдоров Павел

Руководитель:

Волкова Татьяна Александровна

Нам презентацию проекта приглашаются родители, ученики, учителя.

Цель: привитие интереса к истории семьи, укрепление духовных ценностей, повышение культурного уровня, воспитание патриотизма, развитие информационно-коммуникативной компетенции учащихся

В России традиция составлять родословные существует испокон веков.

В русской истории трудно найти среди достопамятных людей личность, которая не относилась бы с почтением к своему роду, отцу, старшему брату. А если это и случалось, то тут же наиболее совестливые взывали к почтению, стыдили, одергивали.

Сегодня проблема изучения истории своей семьи особенно актуальна, потому что современные семьи теряют связь поколений, мало общаются не только дальние, но и близкие родственники. Изучение родословной способствует более близкому общению членов семьи, так как помощниками в исследованиях детей будут родители, бабушки и дедушки. Такая работа развивает интерес к истории своих предков, способствует укреплению духовных ценностей, повышает культурный уровень.

Уважаемые гости! Сегодня с презентацией своего проекта “Моя родословная” выступят ученики 3 класса.

Поисковую работу по изучению своей родословной, составлению родословного древа проводили со своими родителями (родители были нашими помощниками)

Находили, изучали материал о родословной в детских энциклопедиях, других печатных изданиях, работали со словарями русского языка.

Сегодня у нас защита проекта, и мы приветствуем всех, кто пришел на нашу презентацию. Слайд 1

Наше предположение:

  • Проблема изучения истории семьи актуальна
  • Генеалогия – это наука
  • Родословная – это перечень поколений
  • История семьи взаимосвязана с историей страны

Слайд 2

Вопросы, на которые мы искали ответы:

  • Что такое генеалогия?
  • Как построить генеалогическое древо?
  • Кто какой роднёй мне доводится?
  • Кем были наши предки?
  • Как исторические события страны повлияли на историю семьи?

Слайд 3

План наших действий

  • Обсудить тему в класе
  • Создать творческие группы и искать ответы на вопросы, используя разные источники
  • Сделать презентацию проекта для своих одноклассников и родителей.
  • Изготовить буклет

Слайд 4

Для поиска ответов, реализации нашего плана мы прочитали специальную литературу, работали со словарями, чтобы найти значения слов в словаре, беседовали с родителями, изучали семейный архив (фотографии, письма, альбомы, атрибуты семейные), составили генеалогическое древо, изучили прошлое нашей семьи. По рассказам родителей, бабушек, дедушек, по семейным фотографиям мы узнали, как исторические события страны повлияли на историю нашей семьи, написали рассказ о своём предке.

Слайд 5

Каждому человеку интересно узнать, откуда он происходит, кем были его предки, где его настоящая “малая родина” Ответить на эти вопросы, правильно собрать материал обработать его поможет наука генеалогия.

Генеалогия (с греч.genealogia-родословная) – это вспомогательная историческая дисциплина, изучающая происхождение и родственные связи исторических лиц, родов, фамилий.

Генеалогия – это наука, занимающаяся изучением родословных.

Слайд 6

Что такое родословная?

Родословная – это перечень поколений одного рода.
Род – ряд поколений, происходящих от одного предка.
Предок – это древний предшественник по роду.

Слайд 7

Родословие может быть оформлено в виде древа, где стволом обозначены, к примеру, вы, разветвлением ствола - ваши родители, более мелкими ветвями - дедушки и бабушки и т.д. Такое дерево будет восходящим.Нисходящее древо внешне похоже, но в основании его будет ваш предок, а в кроне окажетесь вы.

Слайд 8

Родословная также оформляется в виде таблицы. Генеалогическая таблица может более подробно рассказать о каждом предке. Таблицы также могут быть восходящими и нисходящими. Таблица-это то же древо, только выполненное не рисунком, а строго графически. Если таблица выполнена графически правильно – каждое поколение расположено строго на одной горизонтали, тогда чётко и наглядно отражаются родственные связи внутри рода. (Приложение 1)

Слайд 9

Мы много узнали о профессиях членов наших семей, собрали сведения о себе, своих братьях, сестрах, родителях, бабушках, дедушках, прабабушках и прадедушках и их родственниках. Всю эту информацию мы обработали и составили своё генеалогическое древо Генеалогические таблицы, на которых поместили всех родственников по поколениям.

Для составления своей родословной необходимо иметь информацию обо всех родственниках. Важно больше узнать не только о тех, кто рядом с вами, но и о тех кого уже нет живых. Заполняли таблицы с помощью родителей. Проследили несколько поколений по отцовской и материнской линии.

Слайды 10,11,12,13,14,15

 

Также мы в Интернете мы нашли ответ на вопрос, кто какой роднёй мне доводится? Познакомились с терминами родства, выяснили определение степеней родства (Приложение 2)

Мы исследовали свою родословную и узнали интересные факты из жизни наших предков.

Слайд 16

Все члены наших семей имеют необыкновенную историю. Изучая, историю своего рода, мы как будто побывали участниками тех великих исторических событий, которые происходили в прошлом, узнали не только о радостных событиях, но и о тяжёлой жизни наших предков.

В результате поисковой работы мы посетили памятник (обелиск) погибшим в нашем посёлке. Печальные следы оставила война в памяти наших семей.

Слайд 17,18

Рассказывает о своем прадедушке Швидко Алексеи Яковлевиче, ветеране Великой Отечественной войны правнучка Талышкина Ксения

(Слайд19)

Мой прадед Швидко Алексей Яковлевич родился 30 марта 1926 года в п.Добчур Братского района, Иркутской области, в семье переселенцев с Западной Украины. Начальную школу окончил в п. Добчур, а с пятого класса по восьмой класс учился и жил в Тангуйской школе, а на выходные ходил домой за продуктами за 20 км пешком.

В январе 1941 года его семья переехала в с. Тангуй. В июне началась война, и нужно было зарабатывать карточки на хлеб, и он заготавливал столбы для ремонта телеграфно-телефонной линии Тулун – Братск.

В октябре 1943 года его призвали в армию, служил в Забайкалье в войсках ПВО – зенитной артиллерии.

В 1945 году участвовал в Японской войне, где был награждён орденом “Отечественной Войны II степени” Указом президиума Совета СССР. Уволился домой в 1950году

Работал на метеостанции 6 лет, потом открылся Леспромхоз и он отработал там кузнецом 20 лет.

Женился в 1951 году, жена Швидко Клавдия Ильинична (в девичестве Бревнова) портниха, нон с ней живёт уже 61 год вместе. У них есть две дочери и один сын, а также 8 внуков и 8 правнуков.

Рассказывает о своём прадедушке Пнёве Степане Александровиче правнучка Кретова Елизавета (Слайд 20)

Кретова Елизавета

Кто мы есть и чьи мы будем, поименно не назвать,
Биографии тем людям, как свою не написать.
Путь их жизни канул в Лету, мало в памяти держу,
Потому дорогу эту я примерно укажу

Я немного расскажу о своём прадедушке. Мой прадедушка Пнёв Степан Александрович родился в 1907 году в деревне Старая Бада, в семье мельника

Когда началась война, дедушке было 36 лет, у него была профессия шофёра и его отправили на фронт, служить в автобате. Дома у него осталась жена с двумя маленькими сыновьями. Служа в автобате, он подвозил снаряды к линии фронта, перевозил раненых, убирал хлеб и возил продовольствие по дороге жизни в осажденный Ленинград. Дорога жизни – единственная магистраль, проходившая через Ладожское озеро и связывающая осаждённый Ленинград со страной. Работа водителем на этой дороге была исключительно опасной. Дорога находилась под постоянным обстрелом и бомбёжкой немецкой артиллерией и авиацией. Прадедушка рассказывал, что на его глазах машины проваливались под лёд, каждый рейс был равнозначен боевому подвигу.

После войны у него родились две дочки, одна из них моя бабушка. Я горжусь своим прадедушкой. Он был мужественный и отважный.

Рассказывает о своём прадедушке Непокрытых Юлия (Слайд 21)

Мой прадедушка Непокрытых Павел Лупанович

В семье моего папы жил дедушка, Павел Лупанович. Родился он 12 июня в селе Евсеево Боханского района.

Живя в селе, как и все сельские мальчишки, научился рано пахать, косить, сеять, ухаживать за животными, помогать взрослым по хозяйству, 6няньчиться с младшими. Рос тихим, послушным, застенчивым пареньком. Окончив 6 классов сельской школы, вынужден был пойти работать, пахал, сеял, работал конюхом.

Осенью был призван в Советскую Армию. Службу проходил в военном гарнизоне города Иркутска. Отслужив действительную, вернулся в родное село, женился. У них с Ульяной Дмитриевной родилось шестеро детей: Нелли, Тамара, Анатолий, Василий, Валентина и Валерий.

В грозный и страшный 1941 год 2 июля был призван в ряды вооруженных сил на защиту Родины. Воевал на втором Белорусском фронте в составе 64 минометного полка 65 армии под командованием генерал-лейтенанта Батова. Служил в звании сержанта пехоты Их полк прошёл много тысяч километров по военным дорогам Росси.

Мой прадедушка Павел Лупанович участвовал во многих крупных боях и сражениях, одной из которых была Сталинградская битва

В апреле 1942 года был серьёзно ранен, на излечение был отправлен в 202 эвакуационный госпиталь.

За отвагу и боевые заслуги был награждён орденом “Красной Звезды” и медалями: “За отвагу”, “За оборону Сталинграда”, “За победу над Германией”, “50 лет Вооруженных СИЛ СССР”.

По окончании войны вернулся в село Икенат к жене и детям. Работал старшим конюхом конного двора. В шестидесятых годах Павел Лупанович с женой и детьми переезжает в село Тангуй Братского района. В селе Тангуй прадедушка устраивается в плотницкую бригаду, где и проработал до пенсии. За хорошую работу не раз поощрялся премиями, ценными подарками.

16 апреля 1996, на 86 году жизни умер, похоронен в Тангуе.

Рассказывает о своём прадедушке Громова Полина (Слайд 22)

Мой прадедушка Карандаев Михаил Андреевич

Мой прадедушка Карандаев Михаил Андреевич родился 14октября 1924 года в городе Чита. Семья была многодетной, у него еще было пять сестёр. У прадедушки было трудное детство. Когда ему было семь лет, у него погиб отец на лесоповале. Матери очень тяжело было растить шестерых детей. И она отдала единственного сына в детский дом. Прадедушка долго там н пробыл, он сбежал и вернулся домой. Мать больше не смогла его отдать и растила всех детей вместе. После школы он пошёл работать. В 1942 году был призван в армию, он прошёл военную подготовку и его направили на фронт. Попал он на границу с Японией. Там он получил тяжёлую контузию и ранение. Долгое время пролежал в госпитале. После того как его демобилизовали, он вернулся домой в город Читу. Пошёл на работу и по распределению его направили в Добчурский леспромхоз. Потом работал в деревне Бычок, сплавлял лес по реке. Там он встретил мою прабабушку Татьяну Власовну. Они поженились и в 1962 году переехали в Тангуй. У них родилось пятеро детей. В 2002 году отпраздновали “золотую” свадьбу. Прожили прадедушка и прабабушка вместе 51 год

Рассказывает о своей прабабушке, труженице тыла Федоров Павел

(Слайд 23)

Моя прабабушка – труженица тыла

Моя прабабушка Прасковья Ивановна Асташова родилась 25 октября 1922 года в деревне Худобок.

С раннего детства она работала в колхозе “Красный октябрь”: косила сено, молотила зерно, пасла скот. А когда подросла пошла на ферму. Доить коров.

Родители моей прабабушки папа Асташов Иван Яковлевич и мама Татьяна Евдокимовна тоже работала в колхозе. Моего прапрадедушку репрессировали и расстреляли как врага народа. Через некоторое время прислали прабабушке бумагу, что он не виновен, его оправдали.

В 1941 году 20 июня моя прабабушка вышла замуж за моего прадедушку Гурченко Ивана Ивановича. И ровно через 2 дня началась Великая Отечественная война. Все мужчины ушли воевать с фашистами. Мой прадедушка тоже ушёл на фронт. Я его никогда не видел, потому что он погиб на войне, борясь с немецкими захватчиками. Моя прабабушка, Прасковья Ивановна, в годы войны работала на тракторе, в те годы трактора работали на дровах. В зимнее время прабабушка выполняла тяжёлую работу, пилила лес и брёвна оправляла на вагонах.

За свой нелёгкий труд моя прабабушка награждена медалью “Труженик тыла”. Нелегко было, когда закончилась война, еды было мало, одежды почти не было, но прабабушка рассказывала, что они всё перетерпели и много трудились.

На пенсию прабабушка ушла из совхоза “Тангуйский”. Всю свою жизнь она посвятила работе сельского хозяйства. За свою работу награждена медалью “Ветеран труда”, многими другими медалями.

20 сентября 2011 года моя прабабушка Асташова Прасковья Ивановна умерла.

В результате исследования мы научились составлять родословное древо, познакомились с наукой генеалогией, узнали истории из жизни наших предков. Эта работа была очень интересной и полезной, ведь мы узнали много нового о своих предках. Наверное настоящая любовь к своему отечеству начинается с любви к своей семье

Слайд 24-25

Мы совершили как бы путешествие по страницам истории семьи, насколько это возможно восстановили свою родословную.

Все поняли, что своей жизнью мы обязаны многим поколениям семьи.

Слайд 26

А что это такое слово семья?

(Звучит песня “Маленькая страна”, дети поют

Есть за горами, за лесами
Маленькая страна.
Там мама, папа, дед и баба,
Братик или сестра
Там мне всегда тепло и ясно
Любят там все меня
Там лучик солнца поселился и излучает свет

Припев:
Маленькая страна – это моя семья,
Там, где родился я и вырос,
Где любят все меня

В семейном кругу мы с вами растём!
Основа основ - родительский дом!
В семейном кругу все корни твои!
И в жизнь ты выходишь из семьи.

У вас на листочках нарисована кругом “семья” семь “Я” - написано в круге.

Отходят лучики. На этих лучиках напишите, что это такое слово семья.

Читают. Встали все.

Вот тебе моя рука. Мы с тобой одна “классная” семья.

Начало семьи уходит в далекое прошлое. В нем – прошлом, лица близких и дорогих вашей семье людей. Они подарили жизнь нашим родителям. Ваши предки подарили жизнь вашим бабушкам и дедушкам. Давайте вспомним о них добрым словом (Звучит в их память песня “Родительский дом”). – Дети поют

Слайд 27

Участники проекта:

Кретова Елизавета
Талышкина Ксения
Фёдоров Павел
Громова Полина
Непокрытых Яна

Руководитель проекта: Волкова Татьяна Александровна.

Огромное спасибо участникам проекта. Спасибо гостям, что вы откликнулись на наше приглашение.

Пусть светлым и долгим
Будет ваш семейный путь.

Мы желаем вам удачи во всех делах, семейного счастья и достатка в доме. Пусть в вашем доме будет мир. Пусть невзгоды туда не заглянут. Пусть семья ваша дружбою будет сильна, до новых встреч, друзья!

Слайд 2 8-29

Список используемой литературы:

  1. Из опыта использования проектного метода на уроках русского языка в начальной школе // Журнал “Начальная школа” №8, 2008.
  2. Иванова И.В.Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе// Журнал “начальная школа” ,№2, 2004.
  3. Новикова Е.Б. Совместноя проектная деятельность детей и взрослых // Журнал “начальная школа” №5,2008.
  4. Ресурсы Интернета.

Презентация

Приложение