Цели урока:
Тип урока: комбинированный.
Оборудование:
дифференцированные цветные карточки, схема “Типы односоставных предложений”, компьютеры, тетради, презентация “Односоставные предложения”, лист учёта ответов и оценок учащихся, контрольный тест (тренажёр).Ход урока
I. Оргмомент.
1. Вступительное слово учителя:
В поисках смысла
В каждом параграфе, в каждом рассказе,
В сказке и в песне, даже во фразе –
Ты только вдумайся,
Только всмотрись –
Кроется самая главная мысль.
Строчка за строчкой,
Фраза за фразой –
Ты только вдумайся,
Только всмотрись –
Откроется самая главная мысль!
2. Психологический настрой на работу
Ребята, чтобы нам эффективно потрудиться на данном уроке, необходимо настроиться на работу. Я предлагаю вам обратиться сегодня к словам А.Эйнштейна: “Открытия совершаются тогда, когда все думают, что этого быть не может, а один человек этого не знает”. Попробуем быть незнайками, чтобы стать гениями. Но помним, что в науке решает 99% пота и только 1% таланта. Потрудимся! Перед вами на столах лежат цветные карточки: красная, синяя, зелёная.
Посмотрите на них внимательно и выберите ту, которой соответствует ваше эмоциональное настроение именно сейчас. Красный цвет – вы полны энергии, готовы активно работать. Зелёный цвет – вы спокойны. Синий цвет – вы испытываете чувство тревоги, беспокойства.
Итак, не будем терять время и перейдем к работе. Запишем сегодняшнее число, “Классная работа”.
Создание проблемной ситуации.
– Обратите внимание на тему урока (на доске). Как вы думаете, чем мы будем сегодня заниматься на уроке? (Ставят цель урока)
Каждому учащемуся выдаётся лист учёта ответов и оценок
Лист учёта ответов и оценок учащихся
Фамилия учащегося | Лингвистическая разминка |
Анализ текста |
Знание теории |
тест | Практическая работа | Общая оценка |
Худи Владимир | 4 |
4 |
4 |
5 |
5 |
4 |
Ядне Сергей | 4 |
5 |
5 |
5 |
4 |
4 |
II. Лингвистическая разминка.
Перед вами на карточках стихи А.А.Фета. Выразительно прочитайте и назовите типы односоставных предложений.
Карточка №1
Учись у них – у дуба, у берёзы.
Кругом зима. Жестокая пора!
Карточка №2
Ель рукавом мне тропинку завесила.
Ветер. В лесу одному
Шумно, и жутко, и грустно, и весело, -
Я ничего не пойму.
Карточка №3
Шёпот, робкое дыхание,
Трели соловья,
Серебро и колыханье
Сонного ручья,
Свет ночной, ночные тени,
Тени без конца,
Ряд волшебных изменений
Милого лица,
В дымных тучках пурпур розы,
Отблеск янтаря,
И лобзания, и слёзы,
И заря, заря!..
(Ответы: 1) определённо-личное, назывные; 2) двусоставное, назывное, безличное, двусоставное; 3) назывные.)
1-й ученик производит синтаксический разбор предложения:
Ель рукавом мне тропинку завесила.
Графическая схема предложения.
2-й ученик производит морфологический разбор слова:
Завесила
3-й ученик производит морфемный разбор слова:
Тропинку
III
. Повторение теоретического материала– Прежде чем перейти к практической части урока, мы повторим всю теорию по односоставным предложениям. (Приложение 1)
– Я прочитаю вам слова М.В. Ломоносова об одном из видов односоставных предложений. Определите, о каком?
– Умолчание местоимений личных перед спрягаемыми формами глагола к украшению и важности служит…
(Ответ: Это высказывание об определенно-личных предложениях. Определенно-личные предложения – односоставные предложения со сказуемым – глаголом в форме 1 или 2 лица. Подлежащее в таких предложениях не обязательно, так как окончания глаголов определенно указывают на лицо и число. Определенно-личные предложения делают повествование динамичным, живым, внимание сосредоточивается на действии. Используются в различных стилях речи. Дают возможность избежать повторения личных местоимений).
– К нам пришло прошение от лингвиста А.М. Пешковского рассмотреть следующий вопрос. (Читается письмо, заранее положенное учителем на одну из парт).
– Внимание сосредоточено на действии, действующее лицо намеренно устранено, намеренно представляется как неизвестное, неопределенное. Какой вопрос просит рассмотреть А.М. Пешковский?
(Ответ: А.М. Пешковский просит рассмотреть вопрос о неопределенно-личных предложениях. Неопределенно-личные предложения – это односоставные предложения со сказуемым– глаголом в форме 3 лица множественного числа в настоящем и будущем времени и в форме множественного числа в прошедшем времени. В таких предложениях важно само действие, а не лица, которые его производят. Они мыслятся неопределенно. Говорящий или не считает нужным называть действующее лицо, или его нельзя назвать, так как оно неизвестно.)
Зачитывается высказывание Бабайцевой В.В. о безличных предложениях: “Самая пёстрая и наиболее употребляемая группа односоставных предложений”.
(Ответ: Безличное предложение – это односоставное предложение со сказуемым, при котором нет и не может быть подлежащего. Сказуемое в безличном предложении может быть простым глагольным сказуемым, составным именным сказуемым или составным глагольным сказуемым. Безличные предложения разнообразны по форме и значению. Безличные предложения могут сообщать о состоянии природы, состоянии человека, о действии стихийных сил. Безличные предложения могут выражать желательность или необходимость действия.)
– Ребята, вы знаете, что одним из признаков поэтического текста является лаконичность, способность выразить кратко мысль автора. Как вы думаете, с помощью каких односоставных предложений это особенно удаётся поэту?
(Ответ: С помощью назывных предложений. Назывные предложения (номинативные) – односоставные предложения, которые имеют один главный член – подлежащее. Они сообщают о том, что какое-нибудь явление или предмет существует (имеется) в настоящем, то есть назывные предложения утверждают, поэтому назывные предложения не могут быть отрицательными. С частицами вот, вон предложения приобретают указательное значение. Чаще употребляются в художественных и публицистических стилях. С их помощью лаконично и точно рисуется место, время действия, пейзаж, обстановка.)
– Давайте снова обратимся к стихотворному тексту и назовем типы предложений, которые встречаются в нём.
IV. Практическая работа
1). Графический диктант.
1. Еду, еду в чистом поле. (А. С. Пушкин). | ОЛП. |
2. Аптека. Улица. Фонарь. (А. Блок). | НП |
3. Победим. И вернёмся. И радость вернём (А. Сурков). | ОЛП. |
4. Что имеем, не храним, потерявши, плачем. (Пословица). |
ОЛП. |
5. В воскресенье и то с делами прибегают. (В. Кетлинская). |
НЛП |
6. С моря веет свежестью. (М Горький). | БЛП |
2) В этой таблице “перепутались” данные, верните все на свои места.
Безличное предложение |
Главный член – сказуемое |
Весна! |
Определенно-личное предложение |
Главный член – подлежащее |
Неопределенно-личное предложение | Главный член – сказуемое | Светает |
Назывное предложение | Главный член – сказуемое |
3) Самостоятельная работа
I. Проанализируйте стихотворение И.А. Бунина “Едем бором, черными лесами”.
1) Едем бором, черными лесами.
2) Вот гора, песчаный спуск в долину.
3) Вечереет.
4) На горе над нами
Лес щетинит новую вершину.
5) И темным – темно в той новой чаще,
Где опять скрывается дорога.
6) И враждебен мой ямщик молчащий.
7) И надежда в сердце лишь на бога.
План анализа текста.
- Определите главные члены предложений. Укажите, чем они выражены.
- Все ли типы односоставных предложений встретились в тексте? Каких нет?
- Запишите номер односоставного предложения и его тип.
- Выпишите по одному словосочетанию с различными видами связи.
V. Тест. (Приложение 2)
VI.
Рефлексия.– Как вы думаете, для чего нужны знания, полученные на этом уроке, и где они будут применяться?
– Было ли трудно вам оценить себя, свои знания?
– Если было трудно/ не трудно — почему?
– Какие у вас оценки, результаты?
– Если хорошие – мои поздравления.
– Если допущены ошибки – что нужно сделать, чтобы их исправить?
Что нужно доработать?
– Выберите из карточек ту, которой соответствует ваше эмоциональное настроение именно сейчас.
VII.
Дифференцированное домашнее задание.С использованием односоставных предложений разных видов на тему “Скоро Новый год!”:
1 группе – написать сочинение-миниатюру;
2 группе – самостоятельно составить 5 односоставных предложений;
3 группе – по индивидуальным карточкам из данных слов составить 5 односоставных предложений.