Урок русского языка по теме "Односоставные предложения (обобщение)". 8-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 8


Цели урока:

  • Создание условий для актуализации комплекса знаний и способов действий по фонетике, лексике, морфологии, морфемике;
  • обобщение и систематизация знаний по теме “Односоставные предложения”;
  • развитие орфографической и пунктуационной зоркости учеников;
  • обеспечение у школьников развития монологической и диалогической речи, создание содержательных и организационных условий для развития умения анализировать познавательный объект (слово, предложение, текст);
  • развитие навыков самостоятельной работы (самоанализ, самоконтроль);
  • воспитание интереса к изучению русского языка.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: дифференцированные цветные карточки, схема “Типы односоставных предложений”, компьютеры, тетради, презентация “Односоставные предложения”, лист учёта ответов и оценок учащихся, контрольный тест (тренажёр).

Ход урока

I. Оргмомент.

1. Вступительное слово учителя:

В поисках смысла
В каждом параграфе, в каждом рассказе,
В сказке и в песне, даже во фразе –
Ты только вдумайся,
Только всмотрись –
Кроется самая главная мысль.
Строчка за строчкой,
Фраза за фразой –
Ты только вдумайся,
Только всмотрись –
Откроется самая главная мысль!

2. Психологический настрой на работу

Ребята, чтобы нам эффективно потрудиться на данном уроке, необходимо настроиться на работу. Я предлагаю вам обратиться сегодня к словам А.Эйнштейна: “Открытия  совершаются  тогда,  когда  все  думают,  что  этого  быть  не может, а  один человек  этого не знает”. Попробуем быть незнайками, чтобы   стать гениями. Но помним, что в  науке решает  99%    пота и  только 1% таланта. Потрудимся! Перед вами на столах лежат цветные карточки: красная, синяя, зелёная.

Посмотрите на них внимательно и выберите ту, которой соответствует ваше эмоциональное настроение именно сейчас. Красный цвет – вы полны энергии, готовы активно работать. Зелёный цвет – вы спокойны. Синий цвет – вы испытываете чувство тревоги, беспокойства.

Итак, не будем терять время и перейдем к работе. Запишем сегодняшнее число, “Классная работа”.

Создание проблемной ситуации.

– Обратите внимание на тему урока (на доске). Как вы думаете, чем мы будем сегодня заниматься на уроке? (Ставят цель урока)

Каждому учащемуся выдаётся лист учёта ответов и оценок

Лист учёта ответов и оценок учащихся

Фамилия учащегося

Лингвистическая разминка

Анализ текста

Знание теории

тест Практическая работа Общая оценка
Худи Владимир

4

4

4

5

5

4

 Ядне Сергей

4

5

5

5

4

4

II. Лингвистическая разминка.

Перед вами на карточках стихи А.А.Фета. Выразительно прочитайте и назовите типы односоставных предложений.

Карточка №1

Учись у них – у дуба, у берёзы.
Кругом зима. Жестокая пора!

Карточка №2

Ель рукавом мне тропинку завесила.
Ветер. В лесу одному
Шумно, и жутко, и грустно, и весело, -
Я ничего не пойму.

Карточка №3

Шёпот, робкое дыхание,
Трели соловья,
Серебро и колыханье
Сонного ручья,
Свет ночной, ночные тени,
Тени без конца,
Ряд волшебных изменений
Милого лица,
В дымных тучках пурпур розы,
Отблеск янтаря,
И лобзания, и слёзы,
И заря, заря!..

(Ответы: 1) определённо-личное, назывные; 2) двусоставное, назывное, безличное, двусоставное; 3) назывные.)

1-й ученик производит синтаксический разбор предложения:

Ель рукавом мне тропинку завесила.

Графическая схема предложения.

2-й ученик производит морфологический разбор слова:

Завесила

3-й ученик производит морфемный разбор слова:

Тропинку

III. Повторение теоретического материала

Прежде чем перейти к практической части урока, мы повторим всю теорию по односоставным предложениям. (Приложение 1)

– Я прочитаю вам слова М.В. Ломоносова об одном из видов односоставных предложений. Определите, о каком?

– Умолчание местоимений личных перед спрягаемыми формами глагола к украшению и важности служит…

(Ответ: Это высказывание об определенно-личных предложениях. Определенно-личные предложения – односоставные предложения со сказуемым – глаголом в форме 1 или 2 лица. Подлежащее в таких предложениях не обязательно, так как окончания глаголов определенно указывают на лицо и число. Определенно-личные предложения делают повествование динамичным, живым, внимание сосредоточивается на действии. Используются в различных стилях речи. Дают возможность избежать повторения личных местоимений).

– К нам пришло прошение от лингвиста А.М. Пешковского рассмотреть следующий вопрос. (Читается письмо, заранее положенное учителем на одну из парт).

– Внимание сосредоточено на действии, действующее лицо намеренно устранено, намеренно представляется как неизвестное, неопределенное. Какой вопрос просит рассмотреть А.М. Пешковский?

(Ответ: А.М. Пешковский просит рассмотреть вопрос о неопределенно-личных предложениях. Неопределенно-личные предложения – это односоставные предложения со сказуемым– глаголом в форме 3 лица множественного числа в настоящем и будущем времени и в форме множественного числа в прошедшем времени. В таких предложениях важно само действие, а не лица, которые его производят. Они мыслятся неопределенно. Говорящий или не считает нужным называть действующее лицо, или его нельзя назвать, так как оно неизвестно.)

Зачитывается высказывание Бабайцевой В.В. о безличных предложениях: “Самая пёстрая и наиболее употребляемая группа односоставных предложений”.

(Ответ: Безличное предложение – это односоставное предложение со сказуемым, при котором нет и не может быть подлежащего. Сказуемое в безличном предложении может быть простым глагольным сказуемым, составным именным сказуемым или составным глагольным сказуемым. Безличные предложения разнообразны по форме и значению. Безличные предложения могут сообщать о состоянии природы, состоянии человека, о действии стихийных сил. Безличные предложения могут выражать желательность или необходимость действия.)

– Ребята, вы знаете, что одним из признаков поэтического текста является лаконичность, способность выразить кратко мысль автора. Как вы думаете, с помощью каких односоставных предложений это особенно удаётся поэту?

(Ответ: С помощью назывных предложений. Назывные предложения (номинативные) – односоставные предложения, которые имеют один главный член – подлежащее. Они сообщают о том, что какое-нибудь явление или предмет существует (имеется) в настоящем, то есть назывные предложения утверждают, поэтому назывные предложения не могут быть отрицательными. С частицами вот, вон предложения приобретают указательное значение. Чаще употребляются в художественных и публицистических стилях. С их помощью лаконично и точно рисуется место, время действия, пейзаж, обстановка.)

– Давайте снова обратимся к стихотворному тексту и назовем типы предложений,   которые встречаются в нём.

IV. Практическая работа

1). Графический диктант.

1. Еду, еду в чистом поле. (А. С. Пушкин).

ОЛП.

2. Аптека. Улица. Фонарь. (А. Блок). НП
3. Победим. И вернёмся. И радость вернём (А. Сурков).

ОЛП.

4. Что имеем, не храним, потерявши, плачем. (Пословица).

ОЛП.

5. В воскресенье и то с делами прибегают. (В. Кетлинская).

НЛП

6. С моря веет свежестью. (М Горький).

БЛП

2) В этой таблице “перепутались” данные, верните все на свои места.

Безличное предложение

Главный член  – сказуемое

Весна!

Определенно-личное предложение

Главный член – подлежащее

Неопределенно-личное предложение Главный член – сказуемое

Светает

Назывное предложение Главный член – сказуемое

3) Самостоятельная работа

I. Проанализируйте стихотворение И.А. Бунина   “Едем бором, черными лесами”.

1) Едем бором, черными лесами.
2) Вот гора, песчаный спуск в долину.
3) Вечереет.
4) На горе над нами
Лес щетинит  новую вершину.
5) И темным – темно в той новой чаще,
Где опять скрывается дорога.
6) И враждебен мой ямщик молчащий.
7) И надежда в сердце лишь на бога.

План анализа текста.

  1. Определите главные члены предложений.   Укажите, чем они выражены.
  2. Все ли типы односоставных предложений встретились в тексте? Каких нет?
  3. Запишите номер односоставного предложения и его тип.
  4. Выпишите по одному словосочетанию с различными видами связи.

V. Тест. (Приложение 2)

VI. Рефлексия.

– Как  вы  думаете, для  чего   нужны  знания,  полученные  на  этом   уроке, и  где  они  будут   применяться?

– Было  ли  трудно  вам   оценить   себя, свои  знания?

– Если  было  трудно/ не трудно — почему?

– Какие  у  вас  оценки, результаты?

– Если  хорошие – мои  поздравления.

– Если  допущены  ошибки – что  нужно   сделать, чтобы их  исправить?

Что  нужно  доработать?

– Выберите из карточек ту, которой соответствует ваше эмоциональное настроение именно сейчас.

VII. Дифференцированное домашнее задание.

С использованием односоставных предложений разных видов на тему “Скоро Новый год!”:

1 группе – написать сочинение-миниатюру;

2 группе – самостоятельно составить 5 односоставных предложений;

3 группе – по индивидуальным карточкам из данных слов составить 5 односоставных предложений.

VIII. Подведение итогов.