Тип урока. Урок изучения нового материала.
Цели урока. Ознакомление с правописанием сочетаний жи-ши.
Задачи урока.
Обучающая: уточнить представление у учащихся о звуках [ж], [ш] как твердых и развивать умения писать сочетания жи-ши.
Развивающая: способствовать развитию речи, орфографической зоркости, фонематического слуха. Развитие коммуникативных навыков, навыков сотрудничества, мышления, внимания.
Воспитывающая: воспитывать бережное отношение к русскому языку; использовать возможность ситуации успеха для развития положительных эмоций.
Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют,/приобретут,/закрепят/др. ученики в ходе урока.
Учащиеся познакомятся с новой орфограммой и ее отличительными признаками, у учащихся формируются умение обнаруживать орфограмму в словах и умение писать слова с данной орфограммой, в ходе урока обогащается и уточняется словарь учащихся.
Необходимое оборудование и материалы:
у учителя:
- карточки с индивидуальным заданием, письмо Незнайки;
у детей:
- учебник, тетрадь.
Подробный конспект урока
1. Оргмомент
- Ребята, давайте наш урок начнем с пожелания друг другу добра.
Я желаю тебе добра!
Ты желаешь мне добра!
Мы желаем всем добра!
Когда тебе будет трудно на уроке, я тебе помогу!
Работа по карточкам.
1. Запишите, сколько букв и сколько звуков в каждом слове. (3 уровень)
Заяц - __букв,___ звуков.
Медведь - ___букв ___ звуков.
Лисица - ___ букв, ___ звуков.
2. Раздели слова для переноса вертикальной палочкой. (2 уровень)
Щука, белуга, карп, акула, карась.
3. Вставь пропущенные буквы. (1 уровень)
В_робей, с_рока, в_рона, к_рова, м_локо.
2. Чистописание
А) Игра “Угадай букву”.
- Ребята, я вам предлагаю игру “Угадай букву”. Вы меня будете спрашивать, а я буду отвечать только “да” или “нет”.
У. - Эта буква стоит в алфавите во втором ряду.
Д. - Она имеет согласный звук?
У. - Да!
Д. - Она имеет только твердый звук?
У. - Да!
Д. - Она имеет парный звук?
У. - Да!
Д. - Она имеет звонкий звук?
У. – Да!
Д. - Это буква “ж”?
У. - Да! Молодцы!
Б) Выполним гимнастику для руки. (Дети выполняют упражнение в воздухе по образцу)
В) А теперь обратите внимание на элементы буквы Ж, ж и пропишите их.
(Дети разбирают их по элементам , потом прописывают)
Г) Упражнение № 42 (в учебнике).
Задание. Списать красиво! Подчеркнуть в словах мягкие согласные (самопроверка).
3. Наблюдение над слогами-слияниями жи-ши.
1) Написать транскрипцию слогов – слияний жи-ши ([жы-шы])
У. - Что заметили? (Звуки [ж] и [ш] твердые, после них слышится гласный звук [ы]).
У. - Звуки [ж], [ш] – всегда твердые, но после букв ж и ш нужно писать букву и (учитель показывает слоги-слияния жи-ши). Так договорились люди между собой. Когда-то, очень давно. Эти звуки в нашем языке были мягкие, и с тех пор осталось правило.
Жи и ши с буквой и всегда пиши:
Мыши, ёжики, ужи,
Лыжи, лужи, камыши.
(Две последние строчки записаны)
У. - Давайте выучим это стихотворение.
У. - В русском языке сочетание жи-ши – это орфограмма.
2) Упражнение № 43 (по учебнику).
У. - Назовите изображенные предметы. Есть ли в словах-названиях предметов только твердые согласные звуки? Какой звук слышится в конце каждого слова?
Прочитайте: ежи, мыши, карандаши, камыши.
У. - Какая буква написана в конце каждого слова?
У. - Спишите слова, подчеркните сочетания жи-ши. (Взаимопроверка)
У. - С какой же буквой будем писать сочетания жи-ши?
У. - Как же в русском языке будут называться сочетания жи-ши?
У. - Прочитайте в учебнике вывод, и скажите, совпадает ли он с нашим выводом?
Физминутка.
Котик.
Как у котика усы
Удивительной красы.
Глаза смелые,
Зубки белые,
Выйдет котик в огород.
Всполошиться весь народ.
(Дети изображают “котика”, медленно шагая, как бы крадучись)
3) Словарная работа.
У. - Я вам загадаю загадку. А вы попробуйте найти отгадку в словах, которые вы написали (из упр.№ 43).
Черный Ивашка – деревянная рубашка,
Где носом проведет, там заметку кладет.
У. - Что это за слово? (Карандаши)
У. - А если это один предмет, то, как мы скажем?
У. - Посмотрите еще раз, как оно пишется. Прочитайте по слогам и запишите его в тетрадь с маленькой буквы.
У. - Поставьте ударение. Назовите ударный слог.
У. - Назовите безударные гласные, подчеркните.
У. - Можно ли их проверить?
У. - Это слово не проверяется, оно словарное. Но если мы вспомним исток этого слова, то мы можем запомнить, как оно пишется. В этом слове тюркское кара- является в своем обычном значении “черный”, даш (таш) тоже тюркское слово, значащее “камень”, очевидно карандаш некогда понимался как “черный камень” - графит.
У.- К слову карандаш подберите словосочетания. (Синий карандаш, маленький карандаш, и т.д.)
4) Прочитайте скороговорку. Медленно и громко, тише и быстрее, шепотом.
Не живут ужи, где живут ежи (запись на доске).
- Найдите слова с одинаковой орфограммой. Какое мы знаем правило? Давайте расскажем стихотворение на это правило.
4. Предупредительный диктант.
У Маши жил рыжий кот Васька. У него пушистый хвост, беленький живот.
Задание: в первом предложении подчеркнуть основу (с комментированием).
Физминутка “Дождь”
Была тишина. Была тишина. Вдруг грохотом грома сменилась она! (Дети хлопают в ладоши). И вот уже дождик – тихонько, ты слышишь? (Дети хлопают тихонько в ладоши).
Закапал, закапал, закапал по крыше. (Дети тихонько стучат пальчиками по парте)
Наверно, сейчас барабанить он станет. Уже барабанит! Уже барабанит! (Дети начинают хлопать в ладоши, сначала громко, потом все тише и тише).
- Кто услышал слова с сочетаниями ши? (Запишем эти слова в тетрадь)
5. Закрепление пройденного.
1) Игра “Найди свой домик”
У. - Вам надо распределить слова в три “домика”. (Домики нарисованы на доске)
В первый домик войдут слова, отвечающие на вопрос “Что?”, во второй столбик – слова, отвечающие на вопрос “Какой?”, и в третий столбик войдут слова, отвечающие на вопрос “Что делает?” (Работа выполняется по рядам у доски, каждый ряд заполняет свой домик)
На доске:
Ш-рокий, ш-пит, уж-н, ш-на, сторож-т, рыж-й.
У. - Что обозначают слова каждого столбика?
У. - Какую букву вставили?
Д. - Вывод: сочетания жи-ши встречаются в разных частях речи.
2) Упражнение № 45 (cамостоятельно).
(Дети, требующие педагогической поддержки, выполняют под руководством учителя)
Проверка.
3) У. - Угадайте, кто мог прислать нам это письмо? (Текст письма написан на доске)
Дорогой друк.
Как ты жывешь? Я Лублу делать уроки. Напиши мне, что лубишь ты?
У. - Давайте мы его прочитаем. Что вы заметили?
Вот, что было бы, если б мы писали так, как слышим. Давайте исправим ошибки.
(Работа выполняется коллективно)
6. Рефлексия.
- С какими заданиями вы справились быстро?
- Какие задания вызвали затруднения?
- Кто был на уроке внимательным?
- Кто был на уроке аккуратным?
- Кто старался быть терпеливым?
7. Обобщение.
- С какой орфограммой познакомились на уроке?
- По каким признакам можно обнаружить эту орфограмму.