Произношение и правописание слов с сочетаниями жи-ши

Разделы: Начальная школа


Тип урока. Урок изучения нового материала.

Цели урока. Ознакомление с правописанием сочетаний жи-ши.

Задачи урока.

Обучающая: уточнить представление у учащихся о звуках [ж], [ш] как твердых и развивать умения писать сочетания жи-ши.

Развивающая: способствовать развитию речи, орфографической зоркости, фонематического слуха. Развитие коммуникативных навыков, навыков сотрудничества, мышления, внимания.

Воспитывающая: воспитывать бережное отношение к русскому языку; использовать возможность ситуации успеха для развития положительных эмоций.

Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют,/приобретут,/закрепят/др. ученики в ходе урока.

Учащиеся познакомятся с новой орфограммой и ее отличительными признаками, у учащихся формируются умение обнаруживать орфограмму в словах и умение писать слова с данной орфограммой, в ходе урока обогащается и уточняется словарь учащихся.

Необходимое оборудование и материалы:

у учителя:

- карточки с индивидуальным заданием, письмо Незнайки;

у детей:

- учебник, тетрадь.

Подробный конспект урока

1. Оргмомент

- Ребята, давайте наш урок начнем с пожелания друг другу добра.

Я желаю тебе добра!
Ты желаешь мне добра!
Мы желаем всем добра!
Когда тебе будет трудно на уроке, я тебе помогу!

Работа по карточкам.

1. Запишите, сколько букв и сколько звуков в каждом слове. (3 уровень)

Заяц - __букв,___ звуков.

Медведь - ___букв ___ звуков.

Лисица - ___ букв, ___ звуков.

2. Раздели слова для переноса вертикальной палочкой. (2 уровень)

Щука, белуга, карп, акула, карась.

3. Вставь пропущенные буквы. (1 уровень)

В_робей, с_рока, в_рона, к_рова, м_локо.

2. Чистописание

А) Игра “Угадай букву”.

- Ребята, я вам предлагаю игру “Угадай букву”. Вы меня будете спрашивать, а я буду отвечать только “да” или “нет”.

У. - Эта буква стоит в алфавите во втором ряду.

Д. - Она имеет согласный звук?

У. - Да!

Д. - Она имеет только твердый звук?

У. - Да!

Д. - Она имеет парный звук?

У. - Да!

Д. - Она имеет звонкий звук?

У. – Да!

Д. - Это буква “ж”?

У. - Да! Молодцы!

Б) Выполним гимнастику для руки. (Дети выполняют упражнение в воздухе по образцу)

В) А теперь обратите внимание на элементы буквы Ж, ж и пропишите их.

(Дети разбирают их по элементам , потом прописывают)

Г) Упражнение № 42 (в учебнике).

Задание. Списать красиво! Подчеркнуть в словах мягкие согласные (самопроверка).

3. Наблюдение над слогами-слияниями жи-ши.

1) Написать транскрипцию слогов – слияний жи-ши ([жы-шы])

У. - Что заметили? (Звуки [ж] и [ш] твердые, после них слышится гласный звук [ы]).

У. - Звуки [ж], [ш] – всегда твердые, но после букв ж и ш нужно писать букву и (учитель показывает слоги-слияния жи-ши). Так договорились люди между собой. Когда-то, очень давно. Эти звуки в нашем языке были мягкие, и с тех пор осталось правило.

Жи и ши с буквой и всегда пиши:
Мыши, ёжики, ужи,
Лыжи, лужи, камыши.

(Две последние строчки записаны)

У. - Давайте выучим это стихотворение.

У. - В русском языке сочетание жи-ши – это орфограмма.

2) Упражнение № 43 (по учебнику).

У. - Назовите изображенные предметы. Есть ли в словах-названиях предметов только твердые согласные звуки? Какой звук слышится в конце каждого слова?

Прочитайте: ежи, мыши, карандаши, камыши.

У. - Какая буква написана в конце каждого слова?

У. - Спишите слова, подчеркните сочетания жи-ши. (Взаимопроверка)

У. - С какой же буквой будем писать сочетания жи-ши?

У. - Как же в русском языке будут называться сочетания жи-ши?

У. - Прочитайте в учебнике вывод, и скажите, совпадает ли он с нашим выводом?

Физминутка.

Котик.

Как у котика усы
Удивительной красы.
Глаза смелые,
Зубки белые,
Выйдет котик в огород.
Всполошиться весь народ.

(Дети изображают “котика”, медленно шагая, как бы крадучись)

3) Словарная работа.

У. - Я вам загадаю загадку. А вы попробуйте найти отгадку в словах, которые вы написали (из упр.№ 43).

Черный Ивашка – деревянная рубашка,
Где носом проведет, там заметку кладет.

У. - Что это за слово? (Карандаши)

У. - А если это один предмет, то, как мы скажем?

У. - Посмотрите еще раз, как оно пишется. Прочитайте по слогам и запишите его в тетрадь с маленькой буквы.

У. - Поставьте ударение. Назовите ударный слог.

У. - Назовите безударные гласные, подчеркните.

У. - Можно ли их проверить?

У. - Это слово не проверяется, оно словарное. Но если мы вспомним исток этого слова, то мы можем запомнить, как оно пишется. В этом слове тюркское кара- является в своем обычном значении “черный”, даш (таш) тоже тюркское слово, значащее “камень”, очевидно карандаш некогда понимался как “черный камень” - графит.

У.- К слову карандаш подберите словосочетания. (Синий карандаш, маленький карандаш, и т.д.)

4) Прочитайте скороговорку. Медленно и громко, тише и быстрее, шепотом.

Не живут ужи, где живут ежи (запись на доске).

- Найдите слова с одинаковой орфограммой. Какое мы знаем правило? Давайте расскажем стихотворение на это правило.

4. Предупредительный диктант.

У Маши жил рыжий кот Васька. У него пушистый хвост, беленький живот.

Задание: в первом предложении подчеркнуть основу (с комментированием).

Физминутка “Дождь”

Была тишина. Была тишина. Вдруг грохотом грома сменилась она! (Дети хлопают в ладоши). И вот уже дождик – тихонько, ты слышишь? (Дети хлопают тихонько в ладоши).

Закапал, закапал, закапал по крыше. (Дети тихонько стучат пальчиками по парте)

Наверно, сейчас барабанить он станет. Уже барабанит! Уже барабанит! (Дети начинают хлопать в ладоши, сначала громко, потом все тише и тише).

- Кто услышал слова с сочетаниями ши? (Запишем эти слова в тетрадь)

5. Закрепление пройденного.

1) Игра “Найди свой домик”

У. - Вам надо распределить слова в три “домика”. (Домики нарисованы на доске)

В первый домик войдут слова, отвечающие на вопрос “Что?”, во второй столбик – слова, отвечающие на вопрос “Какой?”, и в третий столбик войдут слова, отвечающие на вопрос “Что делает?” (Работа выполняется по рядам у доски, каждый ряд заполняет свой домик)

На доске:

Ш-рокий, ш-пит, уж-н, ш-на, сторож-т, рыж-й.

У. - Что обозначают слова каждого столбика?

У. - Какую букву вставили?

Д. - Вывод: сочетания жи-ши встречаются в разных частях речи.

2) Упражнение № 45 (cамостоятельно).

(Дети, требующие педагогической поддержки, выполняют под руководством учителя)

Проверка.

3) У. - Угадайте, кто мог прислать нам это письмо? (Текст письма написан на доске)

Дорогой друк.

Как ты жывешь? Я Лублу делать уроки. Напиши мне, что лубишь ты?

У. - Давайте мы его прочитаем. Что вы заметили?

Вот, что было бы, если б мы писали так, как слышим. Давайте исправим ошибки.

(Работа выполняется коллективно)

6. Рефлексия.

- С какими заданиями вы справились быстро?

- Какие задания вызвали затруднения?

- Кто был на уроке внимательным?

- Кто был на уроке аккуратным?

- Кто старался быть терпеливым?

7. Обобщение.

- С какой орфограммой познакомились на уроке?

- По каким признакам можно обнаружить эту орфограмму.