Проблема развития познавательного интереса всегда была в центре внимания педагогов. Познавательный интерес является важным фактором успешности обучения ребёнка и становления его личности в целом. Под этим понятием подразумевается такое качество деятельности, которое характеризуется хорошим уровнем мотивации, осознанной потребностью в усвоении знаний и умений, результативностью и соответствием социальным нормам.
Я работаю над проблемой “Активизация познавательной активности на уроках русского языка и чтения”. Причиной этого явилось наблюдение общего снижения интереса школьников к этим предметам.
Работая по данной теме, ставила задачи, как сделать так, чтобы учение проходило с увлечением, трудный материал стал более понятным и доступным для учащихся, а уроки более интересными.
Цель: создание условий способствующих развитию познавательного интереса на уроках русского языка и чтения.
Задачи:
– изучить интересы детей, их круг общения,
взаимодействие, мотивацию;
– активизировать познавательную деятельность
школьников;
– облегчить преодоление трудностей в усвоении
учебного материала
– повысить орфографическую зоркость учащихся.
Изучив методологические основы познавательной деятельности учащихся, я пришла к выводу, что активность сама по себе возникает нечасто, она является следствием целенаправленных управленческих педагогических воздействий и организации педагогической среды, т.е. применяемой педагогической технологии. На мой взгляд, личностно-ориентированные и нетрадиционные уроки предполагают более быстрое включение учащихся в познавательную деятельность. Методика преподавания изучаемого материала для развития познавательного интереса имеет большое значение.
Поэтому перед тем, как приступить к изучению какой– либо темы, я много времени уделяю поискам активных форм и методов обучения. Урок для меня состоит из двух аспектов: методического и психологического. Методический аспект включает в себя – формы и методы работы, технологию ведения урока. Движущей силой любого урока является противоречие между задачами, которые я ставлю перед учениками и тем, что они уже знают и умеют. Это противоречие заставляет ребят включаться в работу на уроке. Новый урок, новый материал – принцип новизны уже лежит в основе интереса. Однако не редко, поставив цель перед учениками, я не всегда могла увидеть ту самую заинтересованность, которая вызывает активность детей на уроке. В результате моих наблюдений было выявлено, что интерес учащихся резко возрастает, если материал содержит характерные проблемы, которые им приходится встречать, а порой и решать в повседневной жизни. Интерес является главным мотивом активизации учащихся. Поэтому, психологический аспект я строю на знании интересов детей, их жизненного опыта, круга общения, взаимодействия с окружающими.
Часто я вынуждена при подаче материала прибегнуть к какой-то “интриге”. В методике это близко к понятию “проблемный вопрос” или к понятию “поисковый метод”. “Интрига” замешана на интересе детей, опирается на их жизненный опыт и их наблюдения.
С учётом этого, например, все уроки по чтению были разбиты по определенным темам, которые представляют особый интерес для учащихся. Читая произведения Никитина “Русь” или “Утро на берегу озера” тема урока звучит так: “Тема родины в творчестве Никитина”. “ Интрига” строится на сравнении отношения детей к родному краю и отношения автора. Здесь широко используются знания учащихся о родном крае, их знания дополняются новой информацией о родине. Делается вывод, что значит любить родной край. Или при изучении творчества Некрасова “Саша” во главу угла ставится “Отношение человека к природе”. Эта тема детям близка и понятна и на этом строится “Интрига” урока. Девятиклассников волнует тема любви, почему бы не построить “интригу” на этом и не подискутировать на эту тему, изучая произведение Лермонтова “Баллада”.
К каждой теме есть дополнительная информация в виде презентаций, в основе которых использован краеведческий материал или материал на интересующую детей тему, тот материал, который им понятен и близок. Метод “интриги” может быть использован в начале урока, когда я формулирую цели предстоящего урока, иногда он просто необходим при изучении определенного блока урока, либо при закреплении изученной темы при рефлексии, когда мне необходимо убедиться в достижении поставленных целей.
Этот метод я широко использую и на уроке русского языка. Теоретический материал часто учащимся непонятен и сложен. Лучшему усвоению материала способствуют средства наглядности, опорные схемы, таблицы, которые применяются на каждом уроке. Этот материал усваивается и запоминается легче, если он рождается в ходе рассуждений и поиска, пронесён через себя. В ходе поиска у нас рождаются памятки, алгоритмы проверки орфограмм. Для этого я применяю определённую технологию.
Алгоритм изучения нового материала.
- Постановка проблемы.
- Классификация слов и разделение их на группы.
- Анализ каждой группы и обобщение.
- Вывод – схема.
На основе анализа делается вывод и составляется алгоритм.
Очень важным средством для развития познавательного интереса является занимательность. Элементы занимательности вносят в урок что-то необычное, неожиданное, вызывают у детей живой интерес к процессу познания. На всех этапах урока я использую разнообразные занимательные формы обучения. Игры, упражнения, состязания, конкурсы, диктанты-молчанки, сигнальные карточки, игры-путешествия, викторины, загадки, шутки, кроссворды, все они активизируют работу учащихся на уроке.
Весь этот занимательный материал тоже разбит на определённые темы по орфограммам.
Ярким средством формирования познавательных интересов является игра. В процессе игры на уроке учащиеся незаметно для себя выполняют различные упражнения, где им приходится сравнивать, упражняться, тренироваться. Игра ставит ребенка в условия поиска, пробуждает интерес к учебному процессу. Создан тренажёр по правописанию парных звонких глухих согласных
Большое значение на уроках русского языка в развитии познавательной активности имеют загадки, пословицы, скороговорки, игры, стихи. Все эти формы, применяемые на уроках русского языка, помогают в развитии мышления, сообразительности, воображения, обогащают речь и память детей. А главное – такие уроки проходят интересно и не утомляют ребят.
2. Особую ценность для меня представляет технология интегрированных уроков, как путь развития познавательного интереса. Интеграция – это объедение в целое разрозненных частей, глубокое взаимопроникновение, слияние в одном учебном материале обобщенных знаний в той или иной области. Эта технология связывает на первый взгляд несовместимые предметы. Она позволяет более широко использовать интерес учащихся и использовать их опыт.
Методы интегрированного обучения:
– активное использование знаний, полученных на
уроках по другим предметам;
– рассмотрение комплексных проблем, которые по
своей сути требуют привлечения знаний из разных
предметов;
– исследовательский метод.
Таким образом, в своей работе я руководствуюсь следующими приёмами развития познавательного интереса.
- Интересное и необычное оформление класса, урока.
- Связь учебной информации с жизненным опытом школьников.
- Предоставление информации в виде проблемы или проблемного вопроса.
- Использование всех идей, догадок и соображений детей.
- Использование особенностей объекта (яркость, сила).
- Учёт способностей индивида (впечатлительность, чувствительность) и его способностей.
- Использование поощрения, положительного отношения.
Создание ситуации успеха.