Цель урока: закрепить и обобщить изученный материал по теме «Металлы», научить учащихся использовать знания о металлах и их соединениях для решения практических задач.
Задачи урока:
обучающие: актуализировать знания о свойствах металлов и соединений, их нахождении в природе и использования в повседневной жизни.
развивающие:
- формирование практико-ориентированного направления познавательной деятельности;
- развитие исследовательских и практических навыков, умений объяснять химические свойства веществ на основе наблюдений, соблюдение правил техники безопасности;
- развитие мыслительных операций: умение анализировать, сравнивать устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы.
- развитие познавательной самостоятельности и творческой активности.
воспитательные:
- формирование научно-материалистического мировоззрения;
- воспитание инициативности, уверенности в своих силах, самостоятельности, любознательности;
- развитие коммуникативных умений (работать в команде, принимать решение сообща, способность выражать свои мысли четко и кратко).
Формы: фронтальная работа, групповая работа, самостоятельная работа обучающего характера.
Тип урока: урок применения знаний на практике
Методы и методические приемы: работа в группах, проблемно-поисковый и проблемно-дискуссионный методы.
Оснащение урока: презентация , интерактивная доска, оборудование и реактивы для лабораторных опытов, справочные таблицы.
Литература: Габриелян О.С. «Химия-9»; Габриелян О.С, Остроумов И.Г. Настольная книга учителя «Химия. 9 класс».
Эпиграф к уроку: «Не в количестве знаний заключается образование, а в полном понимании и искусном применении того, что знаешь …» А. Дистервег
Ход урока
I. Организационный момент. Мотивационно - ориентировочный этап.
Вступительное слово учителя. Мы живем с вами в мире химических веществ и превращений. Химия вокруг нас – такова особенность XXI века. Нас окружают тысячи самых разнообразных вещей, в состав которых входит еще больше различных веществ. И теперь, изучая химию, вы можете использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для объяснения разнообразных явлений в окружающей среде, для решения конкретных практических задач.
Объявление темы и целевые установки.
II. Вводная часть
1. Интеллектуальная разминка. Игровая пятиминутка (для активизации мыслительной деятельности учащихся).
Задание 1. Определите металл
- Этот металл легче свинца в 5 раз, а золота – в 20 раз. Стержень этого металла пишет по бумаге.
- «Зелёное золото» содержит 75% золота, 20% серебра и 5% этого металла.
- Сплав серебра и этого металла используется для изготовления зубных пломб.
Металл придаёт прочность и долговечность «серебряным» зубным пломбам. - Одно из применений металла – изготовление зеркал в телескопах.
- Самый блестящий металл. Тёзка страны чудес.
Ответ: индий.
Определите металл
- Этот металл используют для металлотермии – восстановления редких металлов из их руд.
- Сульфат данного элемента, известный под названием горькой, или английской, соли, используется в медицине в качестве слабительного средства.
- Морская соль имеет горький вкус из-за наличия в ней катионов данного металла.
- Сжигание данного металла сопровождается ослепительной вспышкой, поэтому его раньше применяли при фотографировании.
- Входит в состав хлорофилла растений.
Ответ: магний.
Задание 2. Установите соответствие между бытовым названием вещества и его формулой.
Название вещества |
Формула |
1. Сода кальцинированная |
А. FeSO4 * 7H2O |
2. Марганцовка |
Б. NaNO3 |
3. Бертолетова соль |
В. FeS2 |
4. Железный купорос |
Г. Na2SO4* 10H2O |
5. Поташ |
Д. CaSO4* 2 H2O |
6. Натриевая селитра |
Е. KClO3 |
7. Сода питьевая |
Ж. KMnO4 |
8. Гипс |
З. Na2CO3 |
9. Глауберова соль |
И. NaOH |
10. Железный колчедан |
К. K2CO3 |
11. Мел, мрамор, известняк |
Л. CaCO3 |
12. Едкий натр |
М. NaHCO3 |
III. Основная часть.
Моделирование бытовых ситуаций проблемного характера, в которых учащимся необходимо определиться с химических процессом, участвующими веществами и правильно предложить вариант разрешения модельных ситуаций.
Что делали |
Наблюдения |
Уравнения реакции |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
План:
- осознание проблемной ситуации;
- формулировка проблемы на основе анализа ситуации (постановка учебной проблемы);
- решение проблемы посредством учебных действий;
- доказательство и применение найденного решения.
- заполнение таблицы.
Учитель: наш класс превращается в научную лабораторию, где будут работать четыре группы. Итогом работы каждой группы будет таблица (Приложение 1), в которой вы отразите результаты своих исследований, а эпиграфом - высказывание М. В. Ломоносова: «Химии никоим образом научиться невозможно, не видав самой практики и не принимаясь за химические операции».
Инструктаж по правилам техники безопасности.
Учитель: любая семья периодически сталкивается с проблемой проведения ремонта. Конечно, легче и проще пригласить специалистов, и они быстро и качественно выполнят соответствующие работы. Но как быть, если по какой - либо причине вам придется засучить рукава и самим взять в руки мастерки и кисти, а прежде всего, познакомиться со свойствами строительных материалов и технологией их использования.
Задание 1. В двух ведрах приготовлены суспензии мела (для побелки потолков в комнате) и гашеной извести (для побелки кухни). Как их можно отличить?
Выдвижение учащимися гипотез, высказывание несколько точек зрения.
Предложение учителя не торопиться с выводами и использовать необходимые реактивы.
Учащиеся (предполагают): при взаимодействии карбонатов с кислотой образуется углекислый газ, который выделяется с характерным шипением. Поэтому различить две суспензии можно с помощью соляной кислоты, а домашних условиях - уксусной кислоты: если при ее добавлении наблюдается характерное выделение углекислого газа, то побелка предназначена для комнаты.
Учащиеся каждой группы, составляют уравнение химической реакции, экспериментально доказывают предположение (образование газа в одной из пробирок) и объясняют наблюдаемое явление.
CaCO3 + 2HCl = CaCl2 + H2O + CO2
Заполнение таблицы (уравнение реакции ионного обмена, наблюдения и вывод).
Задание 2. В строительстве при грунтовке потолков и стен используется раствор:
- NaCl
- FeSO4
- CuSO4
Этот раствор нельзя хранить в железных вёдрах или канистрах, так как идёт химический процесс. О каком веществе идёт речь?
Ребята снова выдвигают несколько гипотез. Возникает дискуссия, мнения разделяются.
Учащиеся (предполагают). Раствор, использующийся в строительстве при грунтовке потолков и стен, содержит сульфат меди (II) - медный купорос. Этот раствор нельзя хранить в железной таре, так как будет протекать химическая реакция. Железо является металлом средней активности; в электрохимическом ряду напряжений металлов находится левее меди, следовательно, будет вытеснять медь из раствора соли.
CuSO4 + Fe = FeSO4 + Cu.
Составление уравнения химической реакции, экспериментально доказательство предположения: образование красного налета (меди) на поверхности гвоздя, изменение цвета раствора с голубого на бледно- желтый; объяснение наблюдаемых признаков реакции.
Заполнение таблицы (уравнение реакции замещения, наблюдения и вывод).
Задание 3. Гашёную известь применяют в строительном деле в качестве скрепляющего строительного материала. На воздухе, она твердеет с выделением воды. Объясните, какие изменения происходят с известью на воздухе.
Учащиеся работают с химическими понятиями, высказывают несколько точек зрения.
Направление поиска: вспомнить состав воздуха, не забывать пользоваться таблицей растворимости веществ.
Ребята снова выдвигают несколько гипотез. Возникает дискуссия.
Учащиеся (предполагают). Гашеная известь является гидроксидом кальция и относится к основаниям. Следовательно, обладая основными свойствами, будет реагировать с кислотным оксидом - углекислым газом, содержащимся в воздухе.
Образующийся в результате реакции карбонат кальция нерастворим в воде, поэтому смесь затвердевает.
Учитель: Подумайте, в каких случаях этот процее (затвердевание штукатурки) будет идти быстрее?
Ребята догадываются: при увеличении температуры и повышенном содержании углекислого газа, например, при горении угля.
Составление уравнения химической реакции, экспериментальное доказательство предположения: изменение цвета раствора, образование белой взвеси; объяснение наблюдаемых признаков реакции.
Ca(OH)2 +CO2 = CaCO3 + H2O
Заполнение таблицы (уравнение реакции, наблюдения и вывод).
IV. Оценочно-рефлексивный этап.
Подведение итогов урока. Оценивание наиболее активных учащихся.
Рефлексия
Ответьте на утверждение знаком «+» или «-»:
- Мне это пригодится в жизни
- На уроке было над чем подумать
- На все возникшие у меня вопросы я получил ответы
- Мне необходима дополнительная консультация учителя
- На уроке я поработал добросовестно
V. Домашнее задание:
Повторить главу I «Металлы». Составить вопрос и расчетную задачу практико-ориентированного характера.