Как приобрести уверенность в себе, спокойствие и способность мыслить? Актуальность данной проблемы очевидна: приобщение школьников к элементам, основам ораторского искусства имеет большое воспитательно-образовательное значение. Специалисты считают, что чем больше у ребенка создается возможностей для развития речи, тем больше шансов раскрыть для него окружающий мир и более широкий круг общения, развить интерес и внимание к родному слову – основу всех знаний и сокровищницу мыслей.
Этому и способствуют занятия в студии “Художественное слово”, где во главу угла ставится развитие художественно-речевых навыков ребят.
Современный ребёнок чаще всего оторван от естественных условий общения с окружающим его миром. В детской среде ребёнок практически лишён межвозрастного общения, он замкнут в одновозрастной среде, общение со взрослыми сведено до делового минимума.
Занятия в объединении “Художественное слово” включают в работу и физический, и эмоциональный аппарат человека. Это эффективно помогает восстановить утраченный баланс, активизировать затруднённые процессы общения, сделать их радостными и плодотворными.
Считается, что наиболее высокий уровень деятельности достигается человеком в творчестве.
Все формы художественного воспитания достигают цели лишь при создании условий, способствующих проявлению и росту творческих способностей. Поэтому стержнем всей работы объединения является создание условий для творческого развития личности и реализация его “Я”.
Главными задачами студии художественного чтения являются:
- приобщить ребят к общечеловеческим ценностям культуры, отражённых в художественных произведениях,
- развивать эмоциональную среду и культуру чувств,
- научить ребят сознавать собственную ценность (рефлексировать) и ценность другого человека, развивать диалогическую речь,
- формировать культуру речи,
- формировать потребности в общении со взрослыми и сверстниками, воспитывать культуру общения, развивать артистические способности,
- способствовать физическому и нравственному оздоровлению ребят.
Чтобы научить ребят свободно общаться друг с другом и другими людьми на вербально-речевом уровне, используются тренинги, направленные на развитие артикуляционного и дыхательного аппарата, упражнения на развитие дикции.
Для развития умственных способностей, а также логического мышления и творческого воображения используются задания, направленные на развитие продуктивного воображения: ситуаций, когда ребята придумывают детальные описания предметов и ситуаций, сочиняют сказки и истории.
Учитывая психологические особенности возраста, одной из основных форм занятий является литературно-игровая деятельность, где ребята выполняют разного рода развивающие задания, например:
(работа в группах)
*1 группе задание – передать звуком О –
опасность.
2 группе – звуком А – радость.
3 группе – звуком У – удивление.
*Передать информацию, используя только мимику и жесты.
(Текст на карточках)
*Каждая группа получает карточку с одним словом, с которым нужно хором произнести скороговорку. (Усы, барабаны, ежата)
Но уметь говорить – мало, надо уметь и слушать.
Предлагаются такие творческие задания:
* 2 человека одновременно читают текст с карточки и слушают напарника.
* а теперь попробуем не только говорить, но и в пении уметь слышать друг друга.
Применить нужные умения можно на примере “Сценки на переменке”.
– Наша Таня громко плачет
– Очень трудная задача!
– Тише, Таня, не тужи,
У кого-нибудь спиши!– Идет Сергей, качается,
Вздыхает на ходу:
– В рюкзак пять тонн вмещается,
Сейчас я упаду!
– Уронил он прямо на пол
Свою книжечку, растяпа!
– Ну а я свою не брошу,
Значит мальчик я хороший!– Нет, напрасно мы решили
Отстирать дневник от пыли.
– “Двойку” выстирали вмиг,
Но…испортился дневник!– За уроки сядем сами,
Выполняем их часами…
– Остальное со слезами
Мы идем доделать маме!
– Я люблю свою тетрадку,
Содержу ее в порядке!
– В дневнике же у меня
Что ни день – одна мазня!– Спать пора: идет урок.
Лег Алеша на бочок.
– Подстелив себе тетрадь,
Лег Сережка отдыхать!– Лишь учитель наш не спит,
Все говорит и говорит!!!
*Учитель. Опять ты опоздала, Петрова? Что случилось на этот раз? Опять будильник?
Ученица. Нет. Бабушка проспала.
Учитель. Ну, причем тут бабушка?
Ученица. А она у нас ответственная за будильник!
Учитель. А за учебу у вас кто ответственный?
Ученица. За учебу – мама!
Учитель. Ну а ты за что-нибудь отвечаешь?
Ученица. Я – да! Отвечаю! За мусорное ведро!
**Учитель. Ребята, сегодня мы будем рисовать яблоко. Ой, а где же оно? На переменке вот здесь лежало…
Ученик. Александра Ивановна, я его съела!
Учитель. А что же мы рисовать теперь будем?
Ученик. А давайте рисовать булочку! Мне бабушка ее положила с собой!
Учитель. А почему она тебе яблоко не положила?
Ученик. Она и яблоко положила, но только я его тоже съела. Мне. Наверное, железа не хватает.
Учитель. Ремня тебе не хватает, а не железа!
***Учитель. Ребята, придумайте предложение со словами “вероятно”.
1 ученик. Вероятно, будет дождь, потому что на небе много туч.
Учитель. Хорошо. А теперь ты, Сидоров.
2 ученик. Бабушка получила пенсию…
Учитель. Ну и что?
2 ученик. Вероятно, даст мне на мороженное, потому что очень хочется!
Учитель. Хорошо! А ты что придумал, Петров?
3 ученик. Папа взял ремень….Вероятно, потому, что увидел мой дневник.
**** Учитель. А теперь проверим задание по русскому языку.
Иванов, что такое приставка?
1 ученик. Это такая железячка, которая подключается к телевизору, чтобы на ней играть в разные игры.
Учитель. А окончание тогда что?
2 ученик. Ну, это когда прошел все уровни, и на экране пишется “Конец”
Учитель. А суффикс?
3 ученик. Ой, а такого там нет!
Учитель. Там нет. А в русском языке есть! Единица тебе!
Заключение.
Рефлексия.
– Выразительное чтение; драматизация отдельных эпизодов, требует от ребят умения пользоваться всеми выразительными средствами устной речи (интонационной, мимической и др.).
Главное в работе студии “Художественное слово” не столько то, чтобы сделать из каждого ребёнка чтеца или актёра, сколько дать ему возможность выразить себя театральными средствами и расширить возможности общения с другими людьми, приобрести уверенность в себе.