"Выразительные средства речи как способ формирования творческой художественно-речевой деятельности". Из опыта работы студии художественного чтения

Разделы: Внеклассная работа


Как приобрести уверенность в себе, спокойствие и способность мыслить? Актуальность данной проблемы очевидна: приобщение школьников к элементам, основам ораторского искусства имеет большое воспитательно-образовательное значение. Специалисты считают, что чем больше у ребенка создается возможностей для развития речи, тем больше шансов раскрыть для него окружающий мир и более широкий круг общения, развить интерес и внимание к родному слову – основу всех знаний и сокровищницу мыслей.

Этому и способствуют занятия в студии “Художественное слово”, где во главу угла ставится развитие художественно-речевых навыков ребят.

Современный ребёнок чаще всего оторван от естественных условий общения с окружающим его миром. В детской среде ребёнок практически лишён межвозрастного общения, он замкнут в одновозрастной среде, общение со взрослыми сведено до делового минимума.

Занятия в объединении “Художественное слово” включают в работу и физический, и эмоциональный аппарат человека. Это эффективно помогает восстановить утраченный баланс, активизировать затруднённые процессы общения, сделать их радостными и плодотворными.

Считается, что наиболее высокий уровень деятельности достигается человеком в творчестве.

Все формы художественного воспитания достигают цели лишь при создании условий, способствующих проявлению и росту творческих способностей. Поэтому стержнем всей работы объединения является создание условий для творческого развития личности и реализация его “Я”.

Главными задачами студии художественного чтения являются:

  • приобщить ребят к общечеловеческим ценностям культуры, отражённых в художественных произведениях,
  • развивать эмоциональную среду и культуру чувств,
  • научить ребят сознавать собственную ценность (рефлексировать) и ценность другого человека, развивать диалогическую речь,
  • формировать культуру речи,
  • формировать потребности в общении со взрослыми и сверстниками, воспитывать культуру общения, развивать артистические способности,
  • способствовать физическому и нравственному оздоровлению ребят.

Чтобы научить ребят свободно общаться друг с другом и другими людьми на вербально-речевом уровне, используются тренинги, направленные на развитие артикуляционного и дыхательного аппарата, упражнения на развитие дикции.

Для развития умственных способностей, а также логического мышления и творческого воображения используются задания, направленные на развитие продуктивного воображения: ситуаций, когда ребята придумывают детальные описания предметов и ситуаций, сочиняют сказки и истории.

Учитывая психологические особенности возраста, одной из основных форм занятий является литературно-игровая деятельность, где ребята выполняют разного рода развивающие задания, например:

(работа в группах)

*1 группе задание – передать звуком О – опасность.
2 группе – звуком А – радость.
3 группе – звуком У – удивление.

*Передать информацию, используя только мимику и жесты.

(Текст на карточках)

*Каждая группа получает карточку с одним словом, с которым нужно хором произнести скороговорку. (Усы, барабаны, ежата)

Но уметь говорить – мало, надо уметь и слушать.

Предлагаются такие творческие задания:

* 2 человека одновременно читают текст с карточки и слушают напарника.

* а теперь попробуем не только говорить, но и в пении уметь слышать друг друга.

Применить нужные умения можно на примере “Сценки на переменке”.

– Наша Таня громко плачет
– Очень трудная задача!
– Тише, Таня, не тужи,
У кого-нибудь спиши!

– Идет Сергей, качается,
Вздыхает на ходу:
– В рюкзак пять тонн вмещается,
Сейчас я упаду!

– Уронил он прямо на пол
Свою книжечку, растяпа!
– Ну а я свою не брошу,
Значит мальчик я хороший!

– Нет, напрасно мы решили
Отстирать дневник от пыли.
– “Двойку” выстирали вмиг,
Но…испортился дневник!

– За уроки сядем сами,
Выполняем их часами…
– Остальное со слезами
Мы идем доделать маме!
– Я люблю свою тетрадку,
Содержу ее в порядке!
– В дневнике же у меня
Что ни день – одна мазня!

– Спать пора: идет урок.
Лег Алеша на бочок.
– Подстелив себе тетрадь,
Лег Сережка отдыхать!

– Лишь учитель наш не спит,
Все говорит и говорит!!!

*Учитель. Опять ты опоздала, Петрова? Что случилось на этот раз? Опять будильник?

Ученица. Нет. Бабушка проспала.

Учитель. Ну, причем тут бабушка?

Ученица. А она у нас ответственная за будильник!

Учитель. А за учебу у вас кто ответственный?

Ученица. За учебу – мама!

Учитель. Ну а ты за что-нибудь отвечаешь?

Ученица. Я – да! Отвечаю! За мусорное ведро!

**Учитель. Ребята, сегодня мы будем рисовать яблоко. Ой, а где же оно? На переменке вот здесь лежало…

Ученик. Александра Ивановна, я его съела!

Учитель. А что же мы рисовать теперь будем?

Ученик. А давайте рисовать булочку! Мне бабушка ее положила с собой!

Учитель. А почему она тебе яблоко не положила?

Ученик. Она и яблоко положила, но только я его тоже съела. Мне. Наверное, железа не хватает.

Учитель. Ремня тебе не хватает, а не железа!

***Учитель. Ребята, придумайте предложение со словами “вероятно”.

1 ученик. Вероятно, будет дождь, потому что на небе много туч.

Учитель. Хорошо. А теперь ты, Сидоров.

2 ученик. Бабушка получила пенсию…

Учитель. Ну и что?

2 ученик. Вероятно, даст мне на мороженное, потому что очень хочется!

Учитель. Хорошо! А ты что придумал, Петров?

3 ученик. Папа взял ремень….Вероятно, потому, что увидел мой дневник.

**** Учитель. А теперь проверим задание по русскому языку.

Иванов, что такое приставка?

1 ученик. Это такая железячка, которая подключается к телевизору, чтобы на ней играть в разные игры.

Учитель. А окончание тогда что?

2 ученик. Ну, это когда прошел все уровни, и на экране пишется “Конец”

Учитель. А суффикс?

3 ученик. Ой, а такого там нет!

Учитель. Там нет. А в русском языке есть! Единица тебе!

Заключение.

Рефлексия.

– Выразительное чтение; драматизация отдельных эпизодов, требует от ребят умения пользоваться всеми выразительными средствами устной речи (интонационной, мимической и др.).

Главное в работе студии “Художественное слово” не столько то, чтобы сделать из каждого ребёнка чтеца или актёра, сколько дать ему возможность выразить себя театральными средствами и расширить возможности общения с другими людьми, приобрести уверенность в себе.