Речевая функция играет важную роль в психическом развитии ребёнка, в процессе которого происходит становление познавательной деятельности, способности к понятийному мышлению. Полноценное речевое общение является необходимым условием осуществления нормальных социальных человеческих контактов, а это, в свою очередь, расширяет представления ребёнка об окружающей среде.
Язык (по определению А.А.Леонтьева, концепции М.М.Бахтина) есть важнейший ориентир человека при его деятельности в мире.
Общая ориентация современной педагогики на формирование активной личностной позиции, на воспитание творческого начала и умения принимать самостоятельные решения, касающиеся жизни, деятельности, сферы отношений имеет прямой выход на личностный аспект овладения языком.
Именно это подтолкнуло нас более подробно остановиться на проблеме нарушения слоговой структуры слов и исследовании возможности проводить слоговой анализ детьми с ОНР.
Прежде чем приступить к формированию слоговой структуры, необходимо исследовать возможность производства детьми слогового анализа. Для этого мной разработаны следующие серии заданий.
I Серия включает в себя задания на исследование возможности производства слогового анализа выполняемого без опор на схемы
II Серия включает задания на исследование возможности производства слогового анализа выполняемого с опорой на схемы.
Материалы и модель обследования навыков слогового анализа у детей младшего школьного возраста
Серия 1
Исследование возможности производства слогового анализа, выполняемого без опор
Задание 1.
Инструкция: определить количество слогов в предъявляемых словах.
А) Двухсложные слова различной слоговой структуры.
1 тип. Без стечения согласных.
2 тип. Со стечением согласных.
Б) Трёхсложные слова различной слоговой структуры.
1 тип. Без стечения согласных.
2 тип. С одним стечением согласных.
В) Трёхсложные слова усложнённого слогового состава.
1 тип. С двумя стечениями согласных.
2 тип. С тремя стечениями согласных.
Г) Четырёхсложные слова усложнённой слоговой структуры.
Задание 2.
Инструкция: в предъявляемых словах определить количество слогов и место ударения.
А) Двухсложные слова различной слоговой структуры.
1 тип. Без стечения согласных.
2 тип. Со стечением согласных.
Б) Трёхсложные слова различной слоговой структуры.
1 тип. Без стечения согласных.
2 тип. Со стечением согласных.
В) Трёхсложные слова усложнённого слогового состава.
1 тип. С двумя стечениями согласных.
2 тип. С тремя стечениями согласных.
Г) Четырёхсложные слова усложнённой слоговой структуры.
Серия 2
Исследование возможности производства слогового анализа, выполняемого с опорой на схемы
Задание 3.
Инструкция: определить в предъявляемых словах количество слогов и подобрать к ним соответствующие схемы.
а) _ _ ; _ _ _
б) _ _ ; _
в)_ _ _ ; _ _ _ _
Задание 4.
Инструкция: определить количество слогов в предлагаемых словах и соотнести их с заданными схемами без учёта места ударения.
а) _ ;
б) _ _ ;
в) _ _ _ ;
г) _ _ _ _.
Задание 5.
Инструкция: соотнести слова со схемами, выбрать подходящую схему из ряда данных с учётом места ударения.
а) _ _ ; _ _ .
б) _ _ _ ; _ _ _ ; _ _ _ .
в) _ _ _ _ ; _ _ _ _ ; _ _ _ _ ; _ _ _ _ .
Речевой материал для обследования
Двусложные слова без стечения согласных.
Лапа, бусы, каша, ваза, луна, сова, рама, зима.
Лоток, халат, туман, лимон, диван, песок, шалаш,
гамак, кулак.
Двусложные слова со стечением согласных.
Утка, куртка, лапка, шапка, рамка, комки, замки, лампы.
Трёхсложные слова без стечения согласных.
Малина, машина, калина, собака, сорока, молоко, корова.
Трёхсложные слова с одним стечением согласных.
Времена, градусы, глобусы, глиняный, травина, ступени.
Трёхсложные слова с двумя стечениями.
Градусник, столетник, ступеньки, травинка, брусника, крыжовник, гвоздика, клубника, форточка, солнышко, перчатки, картонка, корзинка, подсолнух.
Трёхсложные слова с тремя стечениями.
Прихватка, скворечник, стремянка, прибрежный, подстёжка, предметник.
Четырёхсложные слова усложнённой слоговой структуры.
Земляника, сковорода, проталинка, пристроечка, подлокотник, привокзальный.
Итоги проведённого исследования
Результаты исследования показали, что нарушение слогового анализа является отличительной особенностью детей с ОНР:
- чётко выделяются искажения, выраженные в нарушении слогового состава (сокращение слова — молоко- окко, добавление лишнего звука или слога песок — песлок, нарушение последовательности слогов мотоцикл — моцитык, в словах со стечением согласных дети теряют слоги форточка — фочка.)
- в процессе работы стало очевидно, что формирование слоговой структуры слова основано на принципах:
1) Системность подхода.
2) Учет симптоматики нарушения и структуры речевого дефекта.
3) Дифференцированный подход.
4) Поэтапная работа.
5) Учет личностных особенностей.
6) Комплексного подхода
Методические рекомендации
- Ориентироваться на обогащение речевого опыта старших дошкольников в использование ритмических и слоговых структур (разной степени сложности) на уровне восприятия, понимания, репродукции и продуцирования.
- Учитывать взаимосвязи речевой деятельности и неречевых процессов.
- Продолжать развитие слухового восприятия, фонематического слуха и ритмической организации движения.
- Вести работу по дифференциации гласных и согласных звуков и выделению гласных из речи.
Методические рекомендации по формированию слоговой структуры слова опираются на следующие положения:
- индивидуальный подход,
- организация логопедической работы с учётом ведущей деятельности,
- системность,
- комплексность,
- опора на онтогенетические данные,
- учет симптоматики нарушения и структуры речевого дефекта.