Урок окружающего мира по теме "Лес – это интересно!"

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (3 МБ)


Цель: углубить знания детей о лесной зоне.

Задачи:

  • научить определять возраст дерева по его бруску;
  • познакомить с заповедниками, с животными и растениями, занесёнными в Красную книгу на территории России, Кузбасса;
  • воспитывать любовь к природе.

Оборудование: аудиокассета «Звуки природы», пейзажи леса, рисунки с изображением животных, гербарий растений леса.

ХОД УРОКА

I. Организация класса

– Здравствуйте, ребята! Проверьте готовность к уроку, давайте пожелаем друг другу удачи; не забывайте, что каждый вносит свой вклад, чтобы вместе мы узнали что-то новое и интересное.
– Каждый человек в знак благодарности матушке-природе должен посадить хотя бы одно дерево. Давайте и мы сегодня на уроке посадим дерево, только не простое, а волшебное – берёзку пожеланий и настроения. Листочки на берёзке тоже будут не простые, это листочки настроения: красный – вам на уроке было интересно и скучно, зелёный – интересно и настроение спокойное.

II. Постановка цели урока

Звучит музыкальная запись «Звуки природы. Пение лесных птиц». (Слайд 2)

– Ребята, как вы думаете, в какой природной зоне мы оказались? Почему?
– Что вы знаете об этой природной зоне?

III. Изучение нового материала

1) История леса (Слайды 3, 4, 5)

Когда-то очень давно в древнем лесном крае жили мудрые и очень добрые люди, которые понимали язык не только всех зверей и птиц, но даже деревьев. Они не могли рубить лес, потому что слышали, как кричит и стонет дерево, когда его валят на землю. И вот деревьев стало так  
много, леса сделались такими густыми, что людям уже негде было жить. И тогда верховному правителю всей земли пришлось лишить людей понимания языка деревьев, с тех пор они не слышали больше их голосов и леса… 
– Как вы думаете, что произошло с лесом?
– Могли ли леса поредеть? Отчего? (Слайд 6)
– А могут ли на месте вырубленных деревьев или сгоревших при пожаре появятся новые деревья?
– А как вы думаете, можно ли определить сколько лет было дереву, после того, как его срубили?

 (Слайд 7)

– Да, по количеству колец на месте спила. Подсчитаем!
(Детям выдаются бруски и определяется возраст дерева)

2) Возраст деревьев

– Продолжительность жизни у различных видов деревьев не одинакова. Осина – живёт сравнительно недолго – менее 100 лет. Возраст ели может достигать 600 лет. А вот для сосны 500 или даже 1000 лет ещё не старость. Но такая долгая жизнь возможна только при благоприятных условиях. Как и всё живое, деревья умирают от возраста и болезней. А так же, дерево может стать жертвой молнии, сильного ветра, и даже нашествия насекомых.
– Лесные великаны, отжив свой век, становятся частью той самой почвы, которая когда-то дала им жизнь.
– А как это происходит?

3) Что даёт нам лес

– На месте наших городов и сёл раньше шумели леса. Люди выкарчевали деревья, распахали землю, застроили её заводами, затопиливодой водохранилищ. Лесов становится всё меньше.
– А что даёт нам лес? (Слайд 8)

  • топливо

  • мебель, бумага, ткани, лаки, краски

  • места для отдыха, сбор грибов, ягод, орехов

  

  • дом для всех обитателей леса

  • чистый воздух

Физминутка

– Послушайте внимательно. Услышав в стихотворении названия животных лесной зоны, хлопайте в ладоши.

Заглянули мы в леса,                                    На ветвях сидят пингвины,
Что за чудо-чудеса!                                      Льву большому чешут гриву,
Белка скачет по деревьям,                           Мышь гоняет кенгуру,
Под кустом сидит лиса.                               А медведь дерёт кору.
Вот такой весёлый лес.
В нём полным-полно чудес.
Ты за партой не зевай,
Лесных животных называй. (Слайд 9)
– А кто ещё живёт в лесу? (Слайд 10)

(Ответы детей)

 

4) Красная книга (Слайд 11)

– Идея о необходимости создания Красной книги возникла в конце 50-х годов. Вначале её представляли как книгу учёта видов животных и растений, находящихся под угрозой исчезновения. Международная Красная книга впервые издана в 1966 году, включала в себя описание 200 видов птиц, около 100 видов млекопитающих и около 25.000 видов растений.
Первая Красная книга в нашей стране была издана в 1978 году, и называлась она Красная книга СССР. (Слайд 12)
Кроме Красой существует и Чёрная книга. В ней описываются те животные и растения, которые навсегда исчезли с лица Земли за время существования цивилизованного человечесва. В исчезновении большенства видов непосредствено виноват человек.
– Что же делать, как сохранить то, чтоещё есть, не исчезло?
– Вы совершенно правы, нужны места где могли бы расти растения и радовать людей, ценящих и любящих природу!
Заповедники.

(Доклады детей о заповедниках Кузбасса)

IV. Домашнее задание: РТ С.

V. Итог урока

– Что нового узнали? (Слайд 13)
– На столе у вас 2 квадрата (красный и зелёный), вырежите берёзовый листочек того цвета, как чувствовали вы себя на уроке: красный – не интересно, скучно; зелёный – интересно, настроение спокойное.

(Дети вырезают и наклеивают листочки)

– Посмотрите, какая у нас получилась берёзка. Сегодня и мы, в знак благодарности матушке-природе «посадили» такую замечательную берёзку!
– Спасибо! Урок окончен!
– До свидания!