Цель: углубить знания детей о лесной зоне.
Задачи:
- научить определять возраст дерева по его бруску;
- познакомить с заповедниками, с животными и растениями, занесёнными в Красную книгу на территории России, Кузбасса;
- воспитывать любовь к природе.
Оборудование: аудиокассета «Звуки природы», пейзажи леса, рисунки с изображением животных, гербарий растений леса.
ХОД УРОКА
I. Организация класса
– Здравствуйте, ребята! Проверьте готовность к
уроку, давайте пожелаем друг другу удачи; не
забывайте, что каждый вносит свой вклад, чтобы
вместе мы узнали что-то новое и интересное.
– Каждый человек в знак благодарности
матушке-природе должен посадить хотя бы одно
дерево. Давайте и мы сегодня на уроке посадим
дерево, только не простое, а волшебное – берёзку
пожеланий и настроения. Листочки на берёзке тоже
будут не простые, это листочки настроения:
красный – вам на уроке было интересно и скучно,
зелёный – интересно и настроение спокойное.
II. Постановка цели урока
Звучит музыкальная запись «Звуки природы. Пение лесных птиц». (Слайд 2)
– Ребята, как вы думаете, в какой природной зоне
мы оказались? Почему?
– Что вы знаете об этой природной зоне?
III. Изучение нового материала
1) История леса (Слайды 3, 4, 5)
Когда-то очень давно в древнем лесном крае жили
мудрые и очень добрые люди, которые понимали язык
не только всех зверей и птиц, но даже деревьев.
Они не могли рубить лес, потому что слышали, как
кричит и стонет дерево, когда его валят на землю.
И вот деревьев стало так
много, леса сделались такими густыми, что людям
уже негде было жить. И тогда верховному правителю
всей земли пришлось лишить людей понимания языка
деревьев, с тех пор они не слышали больше их
голосов и леса…
– Как вы думаете, что произошло с лесом?
– Могли ли леса поредеть? Отчего? (Слайд 6)
– А могут ли на месте вырубленных деревьев или
сгоревших при пожаре появятся новые деревья?
– А как вы думаете, можно ли определить сколько
лет было дереву, после того, как его срубили?
(Слайд 7)
– Да, по количеству колец на месте спила.
Подсчитаем!
(Детям выдаются бруски и определяется возраст
дерева)
2) Возраст деревьев
– Продолжительность жизни у различных видов
деревьев не одинакова. Осина – живёт
сравнительно недолго – менее 100 лет. Возраст ели
может достигать 600 лет. А вот для сосны 500 или даже
1000 лет ещё не старость. Но такая долгая жизнь
возможна только при благоприятных условиях. Как
и всё живое, деревья умирают от возраста и
болезней. А так же, дерево может стать жертвой
молнии, сильного ветра, и даже нашествия
насекомых.
– Лесные великаны, отжив свой век, становятся
частью той самой почвы, которая когда-то дала им
жизнь.
– А как это происходит?
3) Что даёт нам лес
– На месте наших городов и сёл раньше шумели
леса. Люди выкарчевали деревья, распахали землю,
застроили её заводами, затопиливодой
водохранилищ. Лесов становится всё меньше.
– А что даёт нам лес? (Слайд 8)
- топливо
- мебель, бумага, ткани, лаки, краски
- места для отдыха, сбор грибов, ягод, орехов
- дом для всех обитателей леса
- чистый воздух
Физминутка
– Послушайте внимательно. Услышав в стихотворении названия животных лесной зоны, хлопайте в ладоши.
Заглянули мы в
леса,
На ветвях сидят пингвины,
Что за
чудо-чудеса!
Льву большому чешут гриву,
Белка скачет по
деревьям,
Мышь гоняет кенгуру,
Под кустом сидит лиса.
А медведь дерёт кору.
Вот такой весёлый лес.
В нём полным-полно чудес.
Ты за партой не зевай,
Лесных животных называй. (Слайд 9)
– А кто ещё живёт в лесу? (Слайд 10)
(Ответы детей)
4) Красная книга (Слайд 11)
– Идея о необходимости создания Красной книги
возникла в конце 50-х годов. Вначале её
представляли как книгу учёта видов животных и
растений, находящихся под угрозой исчезновения.
Международная Красная книга впервые издана в 1966
году, включала в себя описание 200 видов птиц,
около 100 видов млекопитающих и около 25.000 видов
растений.
Первая Красная книга в нашей стране была издана в
1978 году, и называлась она Красная книга СССР.
(Слайд 12)
Кроме Красой существует и Чёрная книга. В ней
описываются те животные и растения, которые
навсегда исчезли с лица Земли за время
существования цивилизованного человечесва. В
исчезновении большенства видов непосредствено
виноват человек.
– Что же делать, как сохранить то, чтоещё есть, не
исчезло?
– Вы совершенно правы, нужны места где могли бы
расти растения и радовать людей, ценящих и
любящих природу!
Заповедники.
(Доклады детей о заповедниках Кузбасса)
IV. Домашнее задание: РТ С.
V. Итог урока
– Что нового узнали? (Слайд 13)
– На столе у вас 2 квадрата (красный и зелёный),
вырежите берёзовый листочек того цвета, как
чувствовали вы себя на уроке: красный – не
интересно, скучно; зелёный – интересно,
настроение спокойное.
(Дети вырезают и наклеивают листочки)
– Посмотрите, какая у нас получилась берёзка.
Сегодня и мы, в знак благодарности
матушке-природе «посадили» такую замечательную
берёзку!
– Спасибо! Урок окончен!
– До свидания!