Урок развития речи по теме "История книги. Структура книги. Описание книги". 6-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 6


Цели:

  • Развитие умения пользоваться специальной терминологией;
  • Формирование читательских навыков, способствующих воспитанию сознательного отношения к языку как духовной деятельности.

Задачи:

  • Закрепить знания учащихся о признаках и строении описания;
  • Развивать умения написания связного текста – описания книги на основе личных впечатлений;
  • Научиться собирать материал к сочинению, строить ответ в определенной композиционной форме, исправлять, дополнять, совершенствовать написанное;
  • Работать с выразительными средствами языка, употреблять в работе специальную терминологию;
  • Воспитывать бережное отношение к русскому языку.

Книга – это духовное завещание одного поколения другим…

(А.Герцен)

Оборудование:

  1. Книжная выставка; книги на столах;
  2. Стенд “ От папируса до наших дней”;
  3. Термины на доске.

Ход урока

1. Оргмомент. Вступительное слово учителя.

2. Целеполагание.

Сегодня у нас урок развития речи. А начнем мы его с речевой разминки, которая поможет нам определить тему сегодняшнего урока. Отгадайте загадку: “Говорить не говорит, слышать не слышит, а всё знает и нам объясняет”. (Ответы учащихся).

Прочтите слова А.Герцена, взятые в качестве эпиграфа к нашему уроку. Как вы их понимаете? (Ответы учащихся).

3. Работа по теме урока.

Совершенно верно, сегодня мы поговорим о книге. Познакомимся с её историей, структурой. Будем учиться описывать книгу. Запишите тему урока в тетрадь.

Книгу называют “чудом из чудес”, “страной разума”, “духовным завещанием одного поколения другому”.

У нас имеется небольшая выставка книг, ваши любимые книги лежат на столах. Все они разные. Их отличают и авторы, и формат, и оформление, и год издания. Как вы думаете, всегда ли книги имели такой вид?

Перед вами небольшой текст, взятый из статьи О.Шкабельниковой “Музей книги”. Прочитаем его.

“ …Перед нами глиняная книга. Такие клинописные таблички появились до нашей эры. Писали на мягкой глине специальными палочками в форме клина – вдавливали изображение. Рядом книга, изготовленная из “растения реки” - папируса. Вот книга-веер из пальмовых листьев, книга, отпечатанная на пробке, доске, шелке, различных сортах бумаги, пергаменте.

А на Руси книга появилась вместе с христианством. В тишине монастырских келий работали книжники – летописцы, которые от руки вписывали историю в книгу...”.

Обратите внимание на наш стенд “ От папируса к современной книге”, который ярко иллюстрирует только что прочитанный текст.

Что же мы узнали из истории появления книги? Какой был ее первоначальный вид? Как на Руси создавались книги? (Ответы учащихся).

Нет ни одной семьи, в которой бы не было хоть небольшой библиотеки. У вас на столах лежат книги, которые вам дороги. Давайте же посмотрим, как они устроены. Мы сегодня узнаем много новых терминов, которые нужно запомнить и употреблять, рассказывая о книге. (По мере знакомства с элементами книги, учащиеся записывают новые понятия в тетрадь).

Первое, что мы видим – это обложка, переплёт. Что это такое и в чем их отличие? Обратимся за разъяснениями к учебнику “Русская речь”. Прочитаем текст упр.285. Каково назначение обложки и переплета? Какая между ними разница? Какие сведения они нам сообщают? (Ответы учащихся).

У современных книг иногда поверх переплета “надевается” еще одна бумажная обложка, Кто знает, как она называется и зачем она нужна? (Суперобложка) (Ответы учащихся, демонстрация книг с суперобложкой).

Откройте книгу. Что вы видите? (Сложенный пополам лист, который соединяет переплет с книгой). Основная часть книги, то есть тетради, скрепленные между собой, называются книжным блоком, а сложенный пополам лист, соединяющий переплет с блоком – форзацем.

(Форзац – слово немецкого происхождения, “перед набором”). Он может быть разного цвета, с рисунками или орнаментами.

Переверните страницу книги. Что вы видите? (Титульный лист). Что сообщает титульный лист о книге? (Ответы учащихся). Как правильно назвать всю эту информацию о книге? В этом нам поможет упражнение 292. Итак, эти сведения называются выходными данными. Назовите выходные данные своей книги.

Что вы видите на левой стороне разворота титульного листа? (Портрет писателя или иллюстрация). Этот элемент называется фронтисписом. Впервые они появились в итальянских изданиях 16 века.

4. Физминутка.

5. Работа по теме урока.

А теперь перейдем непосредственно к оформлению книги. Посмотрите на свои книги, на нашу книжную выставку. Чем книги отличаются? (Оформлением). Как называются рисунки к тому или иному эпизоду? (Иллюстрации). Почему книги с иллюстрациями интереснее читать? (Ответы учащихся). Обычно имя художника-иллюстратора указывается в выходных данных. Наши книголюбы подготовили небольшой рассказ об элементах оформления. Не забывайте параллельно делать записи в свои тетради (учащиеся рассказывают о назначении заставки, концовки, буквицы, сопровождая демонстрацией примеров из своих книг).

В древности всякий рассказ, историю называли “словом”, например, древний литературный памятник “Слово о полку Игореве”, с которым нам предстоит знакомство в старших классах. И в книгах мы можем встретить элементы с корнем –слов-. Встречаются ли они в ваших книгах? Как они называются и что обозначают? (Предисловие, послесловие) (Ответы учащихся).

И предисловие, и послесловие входят в аппарат книги. Аппарат помогает читателю, если им умело пользоваться. Что же еще входит в аппарат книги? Многие книги состоят из отдельных произведений. Чтобы быстро найти нужное произведение, к чему в книге нужно обратиться? (К содержанию). Где может быть помещено оглавление или содержание? Когда вы обращаетесь к содержанию? (Ответы учащихся).

Важной частью аппарата книги является аннотация. Посмотрите, где она помещена в вашей книге? Прочтите, пожалуйста, аннотации (зачитывают 2-3 человека). Каково её назначение? Почему она так важна? (Ответы учащихся). Запишите определение этого термина в тетрадь.

Аннотация – краткая характеристика книги или ее части, раскрывающая ее содержание и идейную направленность.

Представьте, что необходима аннотация к книге Н.В.Гоголя “Тарас Бульба”. Какую бы вы написали аннотацию? (Работа выполняется учащимися в тетради. Зачитываются примеры).

6. Рефлексия.

Сегодня мы с вами узнали много интересного, ввели новые слова в свой рассказ о книге. Ну а для того, чтобы проверить, как вы поняли значение специальной терминологии, необходимой при рассказе о книге и ее описании, проведем небольшое тестирование.

(Тесты на столах).

Задание: установите соответствие.

1 вариант
1. Мягкая крышка книги из бумаги. А) Заставка.
2. Небольшой рисунок в начале главы. Б) Буквица.
3. Крупная рисованная буква. В) Обложка.
4. Основная часть книги; тетради, скрепленные между собой. Г) Книжный блок.
2 вариант
1. Лист бумаги, соединяющий переплет с блоком книги. А) Выходные данные.
2. Сведения на титульном листе. Б) Иллюстрация.
3. Рисунок к эпизоду произведения. В) Форзац.
4. Краткая характеристика книги, раскрывающая ее содержание. Г) Аннотация.

7. Итог урока.

Наш урок подходит к концу. Понравился ли он вам? О чем сегодня мы говорили? Что нового узнали? (Ответы учащихся).

Давайте оценим наш урок. Наша знакомая Яблонька знаний. У вас на столах нарисованные яблочки, на доске изображено дерево яблоньки, рядом – корзина. Если урок для вас был интересен и познавателен, положите “плоды знаний” в корзину, если урок был неинтересен, то оставьте яблочки на дереве.

8. Домашнее задание.

Дома вам надо будет написать черновой вариант работы, в которой необходимо дать описание книги. Какова будет цель вашей работы? Что вы будете использовать в своей работе? Посмотрим упр.293, оно поможет вам (упражнение зачитывается вслух).

Какую тему сочинения вы бы придумали? Как бы раскрыли ее? Какие термины использовали? Попытаемся создать устное сочинение (Ответы 1-2 учащихся).