Цели:
- Обучающая
Тип: урок-практикум.
Вид: урок совершенствования знаний, умений и навыков.
Методы: словесный, наглядный, репродуктивный, продуктивный, проблемный.
Формы: индивидуальная, групповая, взаимопроверка, дифференцированная.
Ход урока
I. Организационный этап. Приветствие. Сообщение темы и цели урока
II. Этап всесторонней проверки знаний
(Включает и проверку домашнего задания: признаки текста, характеристика типов речи и стилей текста/)
1. Учащимся предлагается самостоятельная работа с текстом. Один ученик готовит образец восстановленного текста на компьютере (текст выводится на большой экран).
(1)Наша память хр… нит с мало(.)летства весёлое имя: Пушкин. (2)Это имя, этот звук нап…лняет собою многие дни нашей жизни. (3)Сумрач(.)ные имена имп…раторов п…лководцев изобретателей орудий убийства мучителей и мучеников жизни. (4)И рядом с ними – это лёгкое имя : Пушкин.
(5)Пушкин так легко и весело умел нести своё творческое бремя не(.)смотря на то что роль поэта – не лёгкая и не весёлая : она трагическая; Пушкин вёл свою роль широким уверен(.)ым и вольным движением как большой мастер; и однако у нас часто сжимается сер(.)це при мысли о Пушкине : праз(.)ничное и триумфальное ше(.)ствие поэта который не(.)мог мешать внешнему ибо дело его – внутрен(.)ее – культура, – это ше(.)ствие слишком часто нарушалось мрач(.)ным вмешательством людей для которых печ(.)ной горшок дороже бога.
(6)Мы знаем Пушкина – человека, Пушкина – друга м…нархии, Пушкина – друга д…кабристов. (7)Всё это бледне…т перед одним : Пушкин – поэт.
(8)Поэт – вел…чина неизмен(.)ая. (9)Могут устареть его язык его пр…ёмы; но сущ(.)ность его дела не (.)устаре…т.
(10)Люди могут отворачиват(.)ся от поэта и от его дела. (11)Сегодня они ставят ему пам…тники; завтра хотят «сбросить его с корабля современ(.)ости». (12)То и другое определяет только этих людей но не(.)поэта; сущ(.)ность поэзии, как всякого искус(.)тва, неизмен(.)а; то или иное отношение людей к поэзии в конце концов бе…различ(.)но. (А.А.Блок)
На экране рядом с текстом, восстановленным учащимися, появляется текст, предварительно подготовленный учителем. Самопроверка текста.
(1)Наша память хрАнит с малолетства весёлое имя: Пушкин. (2)Это имя, этот звук напОлняет собою многие дни нашей жизни. (3)Сумрачные имена импЕраторов, пОлководцев, изобретателей орудий убийства, мучителей и мучеников жизни. (4)И рядом с ними – это лёгкое имя : Пушкин.
(5)Пушкин так легко и весело умел нести своё творческое бремя, несмотря на то что роль поэта – не лёгкая и не весёлая : она трагическая; Пушкин вёл свою роль широким, уверенНым и вольным движением, как большой мастер; и однако у нас часто сжимается серДце при мысли о Пушкине : празДничное и триумфальное шествие поэта, который не мог мешать внешнему, ибо дело его – внутренНее – культура, – это шествие слишком часто нарушалось мрачным вмешательством людей, для которых печной горшок дороже бога.
(6)Мы знаем Пушкина – человека, Пушкина – друга мОнархии, Пушкина – друга дЕкабристов. (7)Всё это бледнеЕт перед одним : Пушкин – поэт.
(8)Поэт – велИчина неизменНая. (9)Могут устареть его язык, его прИёмы; но сущность его дела не устареЕт.
(10)Люди могут отворачиватЬся от поэта и от его дела. (11)Сегодня они ставят ему памЯтники; завтра хотят «сбросить его с корабля современНости». (12)То и другое определяет только этих людей, но не поэта; сущность поэзии, как всякого искусСтва, неизменНа; то или иное отношение людей к поэзии в конце концов беЗразлично. (А.А.Блок)
Анализ орфографических и пунктуационных ошибок, допущенных учащимися.
2. Выразительное чтение фрагмента статьи вслух. Докажите, что перед вами
текст.
3. Лексическая работа (или работа со словарём).
Установите значение слова
1) | Бремя | А. | Блестящий успех, торжество, торжественная встреча |
2) | Пафос | Б. | Лицемерный |
3) | Триумфальный (триумф) |
В. | Злободневное, острое, обычно небольшое сочинение обличительного, политического характера |
4) | Прихотливый | Г. | 1) Ноша, обычно тяжёлая (устар.); 2) перен. Нечто тяжёлое, трудное, тяжесть (книж.) |
Д. | Капризный, излишне требовательный | ||
Е. | Воодушевление, подъём, энтузиазм |
Ответы: 1 Г, 2 Е, 3 А, 4 Д
3. Определите тип текста. Аргументируйте свой ответ.
4. Охарактеризуйте стилистическую принадлежность текста. Докажите.
III. Работа в группах
1 группа (задание поискового характера) – назовите ключевые слова (словосочетания), определяющие тему данного текста (н-р, Пушкин, творческое бремя, триумфальное шествие, друг декабристов, величина неизменная, ставить памятник и т.д.)
2 группа (проблемная ситуация) – какое утверждение не соответствует содержанию текста?
– Имя Пушкина известно каждому русскому с детства
– По сути дела, отношение людей к поэзии не имеет значения для самой поэзии
– В судьбе поэта главное – его творчество
– Вся жизнь Пушкина – праздничное и триумфальное шествие
IV этап
Используя второе утверждение, создайте мини-рецензию. Согласитесь или не согласитесь с мнением А.Блока, опираясь на предложенное клише и используя материал для справок. (Исследовательское задание)
Клише для защитников
Тезис:
Я (в 1: согласен(сна), не согласен(сна) ) с ( в 1: идеей, мыслью,
утверждением) А.А.Блока о том, что, по сути дела, отношение людей к поэзии не
имеет значения для самой поэзии.
Я думаю, что ___________________________________________________
_______________________________________________________________.
Аргументы.
потому что, во-первых, __________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________;
во – вторых, ____________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________;
и, наконец, _____________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________.
Вывод.
Таким образом, __________________________________________________
________________________________________________________________.
Поддерживающая аргументация
1) искусство вечно, и сиюминутное мнение людей не является очень значимым: многие произведения были по достоинству оценены лишь потомками;
2) искусство элитарно, и мнение большинства не может на него повлиять;
3) творчество сугубо индивидуально, и поэтому создаётся не для всех, а для каждого.
Клише для противников
Тезис:
Я (в 1: согласен(сна), не согласен(сна) ) с ( в 1: идеей, мыслью, утверждением ) А.А.Блока о том, что, по сути дела, отношение людей к поэзии не имеет значения для самой поэзии.
Контртезис: _____________________________________________________.
________________________________________________________________
________________________________________________________________
Аргументы.
Во-первых, _______________________________________________________
__________________________________________________________________.
Во-вторых, ________________________________________________________
__________________________________________________________________.
В-третьих, _________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________.
Вывод.
Именно поэтому (таким образом),_______________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________.
V. Индивидуальная работа по повторению заданий блока В. Способ проверки: взаимопроверка. (Можно дать образец правильного оформления ответов).
В 1.
Укажите, какой частью речи является слово БЕЗРАЗЛИЧНО (предложение 12).
В 2.
Из предложения 3 выпишите словосочетание со связью СОГЛАСОВАНИЕ.
В 3.
Среди предложений 5–7 найдите сложное предложение со всеми видами связи
(сочинительной, подчинительной, бессоюзной).
В 4.
Какое из предложений (8–12) связано с предыдущим с помощью местоименной
замены.
В1 | П | Р | И | Л | А | Г | А | Т | Е | Л | Ь | Н | О | Е |
В2 | С | У | М | Р | А | Ч | Н | Ы | Е | И | М | Е | Н | А |
В3 | 5 |
В4 | 9 |
VI. Тестовые задачи (повторение заданий блока А)
А1 В каком слове произносится звук [в]?
- весело
- завтра
- концов
- его
А2 Какие слова являются одной из грамматических основ в 5 предложении текста?
- Пушкин вёл свою роль широким уверенным и вольным движением
- Пушкин вёл роль, как мастер
- Пушкин вёл свою роль
- Пушкин вёл роль
А3 В каком из предложений все слова употреблены в прямом значении?
- 10
- 5
- 7
- 9
А4 Какое слово является синонимом к слову СУМРАЧНЫЙ (предложение 3).
- пасмурный
- хмурый
- мрачный
- тусклый
А5 В каком предложении автор использует фразеологизм?
- 11
- 3
- 5
- 9
А6 В каком из перечисленных предложений автор употребил антонимы?
- 1
- 10
- 9
- 5
Таблица заданий типа А с выбором ответа из предложенных вариантов
А1 А2 А3 А4 А5 А6 1 2 3 4
Проверяется самостоятельно учителем, все учащиеся получают оценки.
VII. Подведение итогов урока
VIII. Домашнее задание
- Проанализировать средства выразительности, использованные в тексте, классифицировать их.
- Параграф: 50, 51 (повторить теорию)
- Упражнение: 287, 288