Комплексный анализ текста при подготовке к ЕГЭ (урок-практикум)

Разделы: Русский язык


Цели:

  • Обучающая: совершенствование знаний, умений и навыков по комплексному анализу текста; закрепление навыка аналитической работы со словом; совершенствование орфографических и пунктуационных умений учащихся.
  • Развивающая: развитие навыков определения темы, идеи текста (фрагмента); развитие речи учащихся, умения обобщать и делать вывод.
  • Воспитывающая: воспитание бережного отношения к искусству слова, национальной культуре.

Тип: урок-практикум.
Вид:
урок совершенствования знаний, умений и навыков.
Методы: словесный, наглядный, репродуктивный, продуктивный, проблемный.
Формы: индивидуальная, групповая, взаимопроверка, дифференцированная.

Ход урока

I. Организационный этап. Приветствие. Сообщение темы и цели урока

II. Этап всесторонней проверки знаний

(Включает и проверку домашнего задания: признаки текста, характеристика типов речи и стилей текста/)

1. Учащимся предлагается самостоятельная работа с текстом. Один ученик готовит образец восстановленного текста на компьютере (текст выводится на большой экран).

(1)Наша память хр… нит с мало(.)летства весёлое имя: Пушкин. (2)Это имя, этот звук нап…лняет собою многие дни нашей жизни. (3)Сумрач(.)ные имена имп…раторов п…лководцев изобретателей орудий убийства мучителей и мучеников жизни. (4)И рядом с ними – это лёгкое имя : Пушкин.

(5)Пушкин так легко и весело умел нести своё творческое бремя не(.)смотря на то что роль поэта – не лёгкая и не весёлая : она трагическая; Пушкин вёл свою роль широким уверен(.)ым и вольным движением как большой мастер; и однако у нас часто сжимается сер(.)це при мысли о Пушкине : праз(.)ничное и триумфальное ше(.)ствие поэта который не(.)мог мешать внешнему ибо дело его – внутрен(.)ее – культура, – это ше(.)ствие слишком часто нарушалось мрач(.)ным вмешательством людей для которых печ(.)ной горшок дороже бога.

(6)Мы знаем Пушкина – человека, Пушкина – друга м…нархии, Пушкина – друга д…кабристов. (7)Всё это бледне…т перед одним : Пушкин – поэт.

(8)Поэт – вел…чина неизмен(.)ая. (9)Могут устареть его язык его пр…ёмы; но сущ(.)ность его дела не (.)устаре…т.

(10)Люди могут отворачиват(.)ся от поэта и от его дела. (11)Сегодня они ставят ему пам…тники; завтра хотят «сбросить его с корабля современ(.)ости». (12)То и другое определяет только этих людей но не(.)поэта; сущ(.)ность поэзии, как всякого искус(.)тва, неизмен(.)а; то или иное отношение людей к поэзии в конце концов бе…различ(.)но. (А.А.Блок)

На экране рядом с текстом, восстановленным учащимися, появляется текст, предварительно подготовленный учителем. Самопроверка текста.

(1)Наша память хрАнит с малолетства весёлое имя: Пушкин. (2)Это имя, этот звук напОлняет собою многие дни нашей жизни. (3)Сумрачные имена импЕраторов, пОлководцев, изобретателей орудий убийства, мучителей и мучеников жизни. (4)И рядом с ними – это лёгкое имя : Пушкин.

(5)Пушкин так легко и весело умел нести своё творческое бремя, несмотря на то что роль поэта – не лёгкая и не весёлая : она трагическая; Пушкин вёл свою роль широким, уверенНым и вольным движением, как большой мастер; и однако у нас часто сжимается серДце при мысли о Пушкине : празДничное и триумфальное шествие поэта, который не мог мешать внешнему, ибо дело его – внутренНее – культура, – это шествие слишком часто нарушалось мрачным вмешательством людей, для которых печной горшок дороже бога.

(6)Мы знаем Пушкина – человека, Пушкина – друга мОнархии, Пушкина – друга дЕкабристов. (7)Всё это бледнеЕт перед одним : Пушкин – поэт.

(8)Поэт – велИчина неизменНая. (9)Могут устареть его язык, его прИёмы; но сущность его дела не устареЕт.

(10)Люди могут отворачиватЬся от поэта и от его дела. (11)Сегодня они ставят ему памЯтники; завтра хотят «сбросить его с корабля современНости». (12)То и другое определяет только этих людей, но не поэта; сущность поэзии, как всякого искусСтва, неизменНа; то или иное отношение людей к поэзии в конце концов беЗразлично. (А.А.Блок)

Анализ орфографических и пунктуационных ошибок, допущенных учащимися.
2. Выразительное чтение фрагмента статьи вслух. Докажите, что перед вами текст.
3. Лексическая работа (или работа со словарём).
Установите значение слова

1) Бремя А. Блестящий успех, торжество, торжественная встреча
2) Пафос Б. Лицемерный
3) Триумфальный
(триумф)
В. Злободневное, острое, обычно небольшое сочинение обличительного, политического характера
4) Прихотливый Г. 1) Ноша, обычно тяжёлая (устар.);
2) перен. Нечто тяжёлое, трудное, тяжесть (книж.)
Д. Капризный, излишне требовательный
Е. Воодушевление, подъём, энтузиазм

Ответы: 1 Г, 2 Е, 3 А, 4 Д

3. Определите тип текста. Аргументируйте свой ответ.
4. Охарактеризуйте стилистическую принадлежность текста. Докажите.

III. Работа в группах

1 группа (задание поискового характера) – назовите ключевые слова (словосочетания), определяющие тему данного текста (н-р, Пушкин, творческое бремя, триумфальное шествие, друг декабристов, величина неизменная, ставить памятник и т.д.)

2 группа (проблемная ситуация) – какое утверждение не соответствует содержанию текста?

– Имя Пушкина известно каждому русскому с детства
– По сути дела, отношение людей к поэзии не имеет значения для самой поэзии
– В судьбе поэта главное – его творчество
– Вся жизнь Пушкина – праздничное и триумфальное шествие

IV этап

Используя второе утверждение, создайте мини-рецензию. Согласитесь или не согласитесь с мнением А.Блока, опираясь на предложенное клише и используя материал для справок. (Исследовательское задание)

Клише для защитников

Тезис:

Я (в 1: согласен(сна), не согласен(сна) ) с ( в 1: идеей, мыслью, утверждением) А.А.Блока о том, что, по сути дела, отношение людей к поэзии не имеет значения для самой поэзии.
Я думаю, что ___________________________________________________
_______________________________________________________________.

Аргументы.

потому что, во-первых, __________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________;

во – вторых, ____________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________;

и, наконец, _____________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________.

Вывод.

Таким образом, __________________________________________________
________________________________________________________________.

Поддерживающая аргументация

1) искусство вечно, и сиюминутное мнение людей не является очень значимым: многие произведения были по достоинству оценены лишь потомками;

2) искусство элитарно, и мнение большинства не может на него повлиять;

3) творчество сугубо индивидуально, и поэтому создаётся не для всех, а для каждого.

Клише для противников

Тезис:

Я (в 1: согласен(сна), не согласен(сна) ) с ( в 1: идеей, мыслью, утверждением ) А.А.Блока о том, что, по сути дела, отношение людей к поэзии не имеет значения для самой поэзии.

Контртезис: _____________________________________________________.
________________________________________________________________
________________________________________________________________

Аргументы.

Во-первых, _______________________________________________________
__________________________________________________________________.

Во-вторых, ________________________________________________________
__________________________________________________________________.

В-третьих, _________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________.

Вывод.

Именно поэтому (таким образом),_______________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________.

V. Индивидуальная работа по повторению заданий блока В. Способ проверки: взаимопроверка. (Можно дать образец правильного оформления ответов).

В 1.
Укажите, какой частью речи является слово БЕЗРАЗЛИЧНО (предложение 12).

В 2.
Из предложения 3 выпишите словосочетание со связью СОГЛАСОВАНИЕ.

В 3.
Среди предложений 5–7 найдите сложное предложение со всеми видами связи (сочинительной, подчинительной, бессоюзной).

В 4.
Какое из предложений (8–12) связано с предыдущим с помощью местоименной замены.

В1 П Р И Л А Г А Т Е Л Ь Н О Е  

 

В2 С У М Р А Ч Н Ы Е И М Е Н А  

 

В3 5                            

 

В4 9                            

VI. Тестовые задачи (повторение заданий блока А)

А1 В каком слове произносится звук [в]?

  1. весело
  2. завтра
  3. концов
  4. его

А2 Какие слова являются одной из грамматических основ в 5 предложении текста?

  1. Пушкин вёл свою роль широким уверенным и вольным движением
  2. Пушкин вёл роль, как мастер
  3. Пушкин вёл свою роль
  4. Пушкин вёл роль

А3 В каком из предложений все слова употреблены в прямом значении?

  1. 10
  2. 5
  3. 7
  4. 9

А4 Какое слово является синонимом к слову СУМРАЧНЫЙ (предложение 3).

  1. пасмурный
  2. хмурый
  3. мрачный
  4. тусклый

А5 В каком предложении автор использует фразеологизм?

  1. 11
  2. 3
  3. 5
  4. 9

А6 В каком из перечисленных предложений автор употребил антонимы?

  1. 1
  2. 10
  3. 9
  4. 5

Таблица заданий типа А с выбором ответа из предложенных вариантов

А1 А2 А3 А4 А5 А6
1
2
3
4

Проверяется самостоятельно учителем, все учащиеся получают оценки.

VII. Подведение итогов урока

VIII. Домашнее задание

  • Проанализировать средства выразительности, использованные в тексте, классифицировать их.
  • Параграф: 50, 51 (повторить теорию)
  • Упражнение: 287, 288