Урок информатики по теме "Алгоритмы с повторением"

Разделы: Информатика, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентации к уроку

Загрузить презентацию (236 кБ)

Загрузить презентацию (137 кБ)

Загрузить презентацию (137 кБ)


Урок «Алгоритмы с повторением» продолжает знакомство шестиклассников с основными алгоритмическими конструкциями. Для связи с предыдущей темой – «ветвлением», и с целью проверки усвоения ключевых понятий темы в начале урока учащиеся выполняют интерактивный тест индивидуально на компьютерах, в зависимости от их количества.  Тест создан по шаблону А. Н. Комаровского, содержит 5 заданий, сразу выдает оценку (Презентация 2). Цель теста – за короткий срок проверить степень усвоения материала на понятийном уровне. В это время остальные учащиеся с помощью интерактивного слайда обсуждают, как правильно расставить в блок-схеме команды алгоритма «признак делимости на 3», имея возможность на другом слайде увидеть правильную расстановку команд и ключевых слов. При создании слайда использованы макросы, позволяющие в режиме показа слайдов перемещать объекты (надписи) в заданную область. Макросы предложил David M. Marcovitz, оптимизировал А.Н.Комаровский.

Знакомство с новой алгоритмической конструкцией происходит на примере задачи «наполнить бочку». При создании слайдов, иллюстрирующих решение задачи, особое внимание уделено выделению повторяющегося действия, которое в итоге записывается один раз, а при повторном решении задачи повторяется несколько раз.

После демонстрации общего вида конструкции «повторение»,  закрепление идет по задаче из рабочей тетради «Маша и варенье». Заготовка пустой блок-схемы также вынесена на слайд, а ее заполнение идет перемещением надписей с применением вышеуказанных макросов. После обсуждения и правильной расстановки команд на слайде, учащимся предлагается проделать то же самое самостоятельно в рабочей тетради.

Для подведения итогов урока и рефлексии используется интерактивный тест «Алгоритмы с повторением», состоящий также из 5 заданий на ключевые понятия темы, и сразу выдающий оценку (Презентация 3). Оценивание учащихся происходит по итогам работы с тестами и вкладом в обсуждение и выполнение заданий. Переход от одного этапа урока к другому и от слайда к слайду осуществляется через управляющие кнопки. Работу с заданиями на слайдах можно организовать как при наличии интерактивной доски, так и без нее. 

Цели:

  • развить представления учащихся о различных формах алгоритмов;
  • сформировать представление об алгоритмах с повторением.

Задачи:

  • повторить сведения об алгоритмах с ветвлениями;
  • научить выделять из задачи на повторение условие и действия;
  • научить исполнять алгоритмы на повторение.

Тип урока: урок изучения и закрепления новых знаний

Оборудование: компьютерный класс, проектор, экран

ЦОР: Презентация 1 «Алгоритмы с повторением», интерактивные тесты: «Алгоритмы с ветвлением» (Презентация 2), «Алгоритмы с повторением» (Презентация 3). Все презентации содержат макросы, для правильной работы все макросы должны быть включены.

ХОД УРОКА


п/п
Этапы урока Содержание этапа Цель этапа Форма работы Деятельность учащихся Ресурсы
1. Тема урока, план урока (3 мин) Определение темы урока – разгадывание ребуса (Повторение) Активизировать мыслительную деятельность учащихся, повторить способы кодирования информации Фронтальная работа со слайдом Вспоминают способы кодирования информации в ребусах. Презентация 1,  слайды 1-3:
2. Повторение, проверка домашнего задания (5 мин) Повторение материала прошлого урока, проверка домашнего задания [2], задача № 34 Повторение основных понятий  алгоритмов с ветвлением, проверка домашнего задания Индивидуальная работа с интерактивным тестом на компьютерах с получением оценки, фронтальная работа  со слайдом «Признак делимости на 3» Выполнение теста «Алгоритмы с ветвлением» на компьютерах на оценку (по количеству компьютеров), остальные –  восстановление верного порядка команд в блок-схеме алгоритма «Признак делимости на 3» Тест «Алгоритмы с ветвлением»,
(Презентация 2);
Блок-схема «Признак делимости на 3»:
Презентация 1, слайд 4,
Задача № 34: Оформите в виде блок-схемы признак делимости натурального числа на 3. Слайд 4 презентации (рис. 1) позволяет сделать это в интерактивном режиме. Для перемещения надписи в режиме показа нужно щелкнуть левой кнопкой мыши по надписи (отпустить кнопку), затем щелкнуть левой кнопкой мыши по той области, в которую предполагаете переместить надпись. При ошибочном перемещении для исправления ошибки проделать то же самое. Слайд 5 позволяет проверить правильность выполнения задания.

Рисунок 1

3. Изучение нового материала (15 мин) Разбор задачи «Наполнить бочку» как примера алгоритма, где одно и то же действие повторяется несколько раз, знакомство с общим видом структуры Повторение Продемонстрировать алгоритм с повторением как форму организации алгоритмов, позволяющую одинаковые действия записывать один раз, а исполнять столько, сколько нужно. Коллективная работа со слайдами Обсуждение команд, нужных для решения задачи, выделение повторяющихся действий. Запись в тетрадь блок-схемы и команды повторения  с ключевыми словами Презентация 1, Слайды 7-18
Решение задачи «Наполнить бочку» сначала демонстрируется в виде линейного алгоритма перечислением всех команд, приводящих к решению задачи (Презентация 1, слайды 6-9). Затем решение той же задачи оформляется в виде алгоритма с повторением (рис. 2), с выделением важных моментов: проверка условия, выполнение команды, возврат к условию, выход из повторения (Презентация 1, слайды 10-14).
С помощью слайдов15-17 учащиеся знакомятся с новыми понятиями: цикл, общий вид структуры повторение в виде блок-схемы и на алгоритмическом языке.

img2.jpg (22146 bytes)

Рисунок 2

4. Закрепление нового материала
(10 мин)
Решение задачи «Маша и варенье» [2], задача № 46. Научить проводить анализ задачи с выделением условия, действий, необходимых для ее решения, расставлять команды в нужном порядке Групповая работа, самостоятельная работа с рабочей тетрадью Обсуждают в группах, предлагают варианты решения задачи, участвуют в расстановке команд на слайде, решают задачу самостоятельно в рабочих тетрадях [2], Презентация 1, Слайды 18-19.

 

Задача № 46. Однажды бабушка попросила Машу помочь собрать ягоды крыжовника. Девочка взяла лукошко и подошла к большому колючему кусту. Она осторожно срывала ягоду и опускала ее в лукошко. Так Маша делала до тех пор, пока на кусте не осталось ни одной ягоды. Из этих ягод сварили очень вкусное варенье.
Вопросы и задания к задаче (Презентация 1, слайд 18 (рис.3)):
– выберите из предложенных надписей те действия, которые Маше придется повторять несколько раз.
– какая надпись может служить условием?
– в каком порядке нужно расставить надписи на блок-схеме?
(перестановку надписей может произвести один из учащихся)
– будет ли задача решена, если поменять местами «да» и «нет»?
С помощью слайда 19 можно проверить правильность расстановки команд на схеме.

Рисунок 3

5. Закрепление нового материала, проверка знаний. (5 мин) Интерактивный тест «Алгоритмы с повторением» Проверить степень усвоения материала по теме «Алгоритмы с повторением» Индивидуальная работа с тестом на компьютерах. Выполнение заданий интерактивного теста на компьютерах «Алгоритмы с повторением», исправление ошибок Тест «Алгоритмы с повторением»,
Презентация 3
6. Итоги урока.
(2 мин)
Оценки за тесты, фронтальную и групповую работу. Подведение итогов, рефлексия, осмысление проделанной работы Фронтальная работа Получение оценок, ответы на вопросы  
7. Домашнее задание [1], п. 3.4,  
[2], № 45
  Индивидуальная работа с учебником, рабочей тетрадью Чтение учебника, выполнение упражнений [1], [2]

Список литературы:

  1. Босова Л.Л. Информатика: учебник для 6 класса – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.
  2. Босова Л.Л. Информатика: Рабочая тетрадь для 6 класса – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2004.