Урок «Алгоритмы с повторением» продолжает знакомство шестиклассников с основными алгоритмическими конструкциями. Для связи с предыдущей темой – «ветвлением», и с целью проверки усвоения ключевых понятий темы в начале урока учащиеся выполняют интерактивный тест индивидуально на компьютерах, в зависимости от их количества. Тест создан по шаблону А. Н. Комаровского, содержит 5 заданий, сразу выдает оценку (Презентация 2). Цель теста – за короткий срок проверить степень усвоения материала на понятийном уровне. В это время остальные учащиеся с помощью интерактивного слайда обсуждают, как правильно расставить в блок-схеме команды алгоритма «признак делимости на 3», имея возможность на другом слайде увидеть правильную расстановку команд и ключевых слов. При создании слайда использованы макросы, позволяющие в режиме показа слайдов перемещать объекты (надписи) в заданную область. Макросы предложил David M. Marcovitz, оптимизировал А.Н.Комаровский.
Знакомство с новой алгоритмической конструкцией происходит на примере задачи «наполнить бочку». При создании слайдов, иллюстрирующих решение задачи, особое внимание уделено выделению повторяющегося действия, которое в итоге записывается один раз, а при повторном решении задачи повторяется несколько раз.
После демонстрации общего вида конструкции «повторение», закрепление идет по задаче из рабочей тетради «Маша и варенье». Заготовка пустой блок-схемы также вынесена на слайд, а ее заполнение идет перемещением надписей с применением вышеуказанных макросов. После обсуждения и правильной расстановки команд на слайде, учащимся предлагается проделать то же самое самостоятельно в рабочей тетради.
Для подведения итогов урока и рефлексии используется интерактивный тест «Алгоритмы с повторением», состоящий также из 5 заданий на ключевые понятия темы, и сразу выдающий оценку (Презентация 3). Оценивание учащихся происходит по итогам работы с тестами и вкладом в обсуждение и выполнение заданий. Переход от одного этапа урока к другому и от слайда к слайду осуществляется через управляющие кнопки. Работу с заданиями на слайдах можно организовать как при наличии интерактивной доски, так и без нее.
Цели:
- развить представления учащихся о различных формах алгоритмов;
- сформировать представление об алгоритмах с повторением.
Задачи:
- повторить сведения об алгоритмах с ветвлениями;
- научить выделять из задачи на повторение условие и действия;
- научить исполнять алгоритмы на повторение.
Тип урока: урок изучения и закрепления новых знаний
Оборудование: компьютерный класс, проектор, экран
ЦОР: Презентация 1 «Алгоритмы с повторением», интерактивные тесты: «Алгоритмы с ветвлением» (Презентация 2), «Алгоритмы с повторением» (Презентация 3). Все презентации содержат макросы, для правильной работы все макросы должны быть включены.
ХОД УРОКА
№ п/п |
Этапы урока | Содержание этапа | Цель этапа | Форма работы | Деятельность учащихся | Ресурсы | |
1. | Тема урока, план урока (3 мин) | Определение темы урока – разгадывание ребуса (Повторение) | Активизировать мыслительную деятельность учащихся, повторить способы кодирования информации | Фронтальная работа со слайдом | Вспоминают способы кодирования информации в ребусах. | Презентация 1, слайды 1-3: | |
2. | Повторение, проверка домашнего задания (5 мин) | Повторение материала прошлого урока, проверка домашнего задания [2], задача № 34 | Повторение основных понятий алгоритмов с ветвлением, проверка домашнего задания | Индивидуальная работа с интерактивным тестом на компьютерах с получением оценки, фронтальная работа со слайдом «Признак делимости на 3» | Выполнение теста «Алгоритмы с ветвлением» на компьютерах на оценку (по количеству компьютеров), остальные – восстановление верного порядка команд в блок-схеме алгоритма «Признак делимости на 3» | Тест «Алгоритмы с ветвлением», (Презентация 2); Блок-схема «Признак делимости на 3»: Презентация 1, слайд 4, |
|
Задача № 34: Оформите в
виде блок-схемы признак делимости натурального
числа на 3. Слайд 4 презентации (рис. 1) позволяет
сделать это в интерактивном режиме. Для
перемещения надписи в режиме показа нужно
щелкнуть левой кнопкой мыши по надписи
(отпустить кнопку), затем щелкнуть левой кнопкой
мыши по той области, в которую предполагаете
переместить надпись. При ошибочном перемещении
для исправления ошибки проделать то же самое.
Слайд 5 позволяет проверить правильность
выполнения задания.
Рисунок 1 |
|||||||
3. | Изучение нового материала (15 мин) | Разбор задачи «Наполнить бочку» как примера алгоритма, где одно и то же действие повторяется несколько раз, знакомство с общим видом структуры Повторение | Продемонстрировать алгоритм с повторением как форму организации алгоритмов, позволяющую одинаковые действия записывать один раз, а исполнять столько, сколько нужно. | Коллективная работа со слайдами | Обсуждение команд, нужных для решения задачи, выделение повторяющихся действий. Запись в тетрадь блок-схемы и команды повторения с ключевыми словами | Презентация 1, Слайды 7-18 | |
Решение задачи «Наполнить
бочку» сначала демонстрируется в виде
линейного алгоритма перечислением всех команд,
приводящих к решению задачи (Презентация 1,
слайды 6-9). Затем решение той же задачи
оформляется в виде алгоритма с повторением (рис.
2), с выделением важных моментов: проверка
условия, выполнение команды, возврат к условию,
выход из повторения (Презентация 1,
слайды 10-14). С помощью слайдов15-17 учащиеся знакомятся с новыми понятиями: цикл, общий вид структуры повторение в виде блок-схемы и на алгоритмическом языке. Рисунок 2 |
|||||||
4. | Закрепление нового материала (10 мин) |
Решение задачи «Маша и варенье» [2], задача № 46. | Научить проводить анализ задачи с выделением условия, действий, необходимых для ее решения, расставлять команды в нужном порядке | Групповая работа, самостоятельная работа с рабочей тетрадью | Обсуждают в группах, предлагают варианты решения задачи, участвуют в расстановке команд на слайде, решают задачу самостоятельно в рабочих тетрадях | [2], Презентация 1,
Слайды 18-19.
|
|
Задача № 46. Однажды
бабушка попросила Машу помочь собрать ягоды
крыжовника. Девочка взяла лукошко и подошла к
большому колючему кусту. Она осторожно срывала
ягоду и опускала ее в лукошко. Так Маша делала до
тех пор, пока на кусте не осталось ни одной ягоды.
Из этих ягод сварили очень вкусное варенье. Вопросы и задания к задаче (Презентация 1, слайд 18 (рис.3)): – выберите из предложенных надписей те действия, которые Маше придется повторять несколько раз. – какая надпись может служить условием? – в каком порядке нужно расставить надписи на блок-схеме? (перестановку надписей может произвести один из учащихся) – будет ли задача решена, если поменять местами «да» и «нет»? С помощью слайда 19 можно проверить правильность расстановки команд на схеме. Рисунок 3 |
|||||||
5. | Закрепление нового материала, проверка знаний. (5 мин) | Интерактивный тест «Алгоритмы с повторением» | Проверить степень усвоения материала по теме «Алгоритмы с повторением» | Индивидуальная работа с тестом на компьютерах. | Выполнение заданий интерактивного теста на компьютерах «Алгоритмы с повторением», исправление ошибок | Тест «Алгоритмы с повторением», Презентация 3 |
|
6. | Итоги урока. (2 мин) |
Оценки за тесты, фронтальную и групповую работу. | Подведение итогов, рефлексия, осмысление проделанной работы | Фронтальная работа | Получение оценок, ответы на вопросы | ||
7. | Домашнее задание | [1], п. 3.4, [2], № 45 |
Индивидуальная работа с учебником, рабочей тетрадью | Чтение учебника, выполнение упражнений | [1], [2] |
Список литературы:
- Босова Л.Л. Информатика: учебник для 6 класса – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.
- Босова Л.Л. Информатика: Рабочая тетрадь для 6 класса – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2004.