Цели:
- создать условия для закрепления знаний учащимися по выполнению элементов комплексного анализа текста и написанию творческой работы по предложенному тексту;
- способствовать развитию умений и навыков работы с текстом;
- создать атмосферу, способствующую воспитанию нравственных качеств.
Комплексный анализ текста
- Сообщение темы ( цель занятия ставится совместно с учениками).
- Знакомство с текстом .
- Обмен впечатлениями от прочитанного текста .
- Совместная работа по тексту.
- Работа в группах по написанию модели сочинения.
- Выступление групп . Запись рабочего материала.
Ход урока
1. Организационный момент. Сообщение темы
Сегодня на уроке мы поработаем над текстом Леонида Жуховицкого, российского писателя, члена Союза писателей, автора более 30 книг и 15 пьес, лауреата нескольких российских, зарубежных литературных премий. Переводился на 40 иностранных языков.
Итак, тема урока – Анализ текста. Какую цель нужно поставить перед собой на этом уроке?
2. Знакомство с текстом
3. Обмен впечатлениями
Как вы поняли текст? Какие слова, предложения не понятны? Что вы можете сказать по содержанию прочитанного текста? О чем идет речь в тексте?
4. Совместная работа по тексту
1) Определите стиль и тип речи. (Рассуждение). Из каких частей состоит рассуждение? Найдите тезис. (1 предложение)
2) Найдите в предложении– тезисе подлежащее (предикат). Это слово «дебилизация». Из раздела русского языка «Лексика» мы знаем, что слова бывают устаревшими, новыми, профессиональными, жаргонными и т.д. К какому пласту, по-вашему, относится слово «дебилизация»?
Дебилизация –авторское слово, т.е. слово, которое придумал автор. С какой целью он употребляет его? Как оно образовано? Что оно обозначает?
Мы с вами знаем, что подлежащее тезиса содержит тему текста, то, о чем говорится в тексте, т.е. предмет обсуждения. А что такое предмет обсуждения? Это ПРОБЛЕМА.
3) Давайте сейчас попытаемся сформулировать проблему. Для этого поставим проблемный вопрос к тезису. А наш ответ – это будет формулировка проблемы.
(Из поставленных вопросов выбирается более подходящий).
– Отчего происходит дебилизация? (От негативного влияния ТВ)
Ответы отрабатываем и формулируем проблему текста.
Влияние ТВ на население – проблема данного текста.
4) Комментарий. Комментарий – самое сложное в написании сочинения.
Давайте подумаем над вопросом, который ставит автор.
– Кому адресован текст (узким специалистам или широкой публике, молодежи или людям среднего возраста, интеллектуалам или всем, кто интересуется этой проблемой)?
– на основании чего вы сделали такой вывод. Почему эта проблема интересна? (Ответы детей).
– Как вы объясните наличие множества разговорных слов? (В тексте автор обращается простым обывателям, широкой публике, он как бы приглашает читателей к искреннему разговору).
Можно объяснить, в чем ее актуальность? (Тема очень актуальна, т.к. тот поток грязи, жестокости, безнравственности, что идет с экранов телевизора не может не волновать нас. В первую очередь, попадают под прессинг молодежь, дети, которые не защищены от негативной информации).
Ответы детей.
А что думает автор по этому поводу, какие приводит аргументы?
Как автор текста подходит к решению этой проблемы?
– На каком материале (жизненном/литературном) строится текст?
Приведите примеры.
– На какие факты, детали автор обращает внимание? Почему? Какое это производит впечатление на читателя? (Автор приводит примеры о шведских детях, иронизирует, как на уровне министерства обсуждают эту проблему и не могут решить, предложение 22.
– Обратите внимание на языковое средство, использованное в 14 предложении, определите его функцию (использует гиперболу, чтобы выделить значимость проблемы, привлечь внимание читателя). Читаем 14 предложение.
– Обратите внимание на предлож. 2–5; Читаем. Какой прием здесь используется, почему? (Используется противопоставление, чтобы выделить противоречие, отсутствие контроля со стороны власти на ТВ
– С каким настроением пишет автор? ( очень эмоционально, гневно).
– В чем это проявляется? ( с иронией «благие порывы», 6 предложение в целом, очень эмоционально, остро, используя слова «дебилизация», эпитеты « говорящий ящик, убогую, агрессивная дебилизация(20) Прочитайте ключевые слова, выражающие гнев, эмоцию автора. Здесь мы видим авторское отношение к проблеме.
Что этим автор подчеркивает? Что из этого следует? К каким выводам он подводит читателя? (Варианты ответов.)
– Обратите внимание на конец текста, почему так много вопросов? (Автор ставит еще одну проблему: чем должно быть в нашей жизни ТВ?)
– Ответьте, пожалуйста, на последний вопрос: в чем роль ТВ кроме информирования и развлечения?
(Ответы детей.)
5. Групповая работа
Написать модели сочинения «Телевидение в моей жизни».
1 группа: Вступление (тезис, комментарий к тезису)
2 группа: 1 аргумент
3 группа: 2 аргумент
4 группа: Концовка (вывод)
6. Выступление групп
7. Домашнее задание
Написать сочинение-рассуждение по тексту Жуховицкого по плану:
– Проблема
– Комментарий
– Позиция автора
– Собственное мнение
– Аргументы к собственному мнению
– Вывод.
(1) В последние годы я не раз писал, что через посредство говорящего ящика происходит массовая дебилизация населения. (2) А недавно приблизительно то же самое на заседании правительства заявил министр обороны Сергей Иванов. (3) Говорят, он даже предложил удалить с экрана убогую программу «Аншлаг». (4) На что другой министр, демократичный Герман Греф, якобы возразил, что не министерское это дело – запрещать телепрограммы, что кому-то может не нравиться футбол – но не отменять же из-за этого репортажи.
(5) Я против оздоровления ТВ административным путем. (6) Слишком хорошо знаю, чем кончаются благие порывы начальства: в процессе борьбы с дебилизацией уберут с экрана Познера и Сорокину, а «Аншлаг» останется.
(7) Однако что же всё-таки делать с телевидением? (8) И – почему оно так заметно деградирует
(9) Самое забавное, что оно абсолютно никому не нравится, включая самих телевизионщиков, – и тем не менее работает так, как работает. (10) Если это можно назвать работой.
(11) Влияние ящика на народ у нас не слишком исследовано. (12) В Европе и США этим занимаются давно. (13) И прежде всего очень тревожатся за детей. (14) Например, в Швеции выросло уже два или три глухонемых поколения. (15) С ушами у этих славных ребят все в порядке, и слова знают, какие надо. (16) Но общаться практически не способны: телевизор с детства приучал их только слушать. (17) И с мышлением слабовато: привыкли, что за них думает ящик. (18) А ящик во имя рейтинга излагает свои выводы из происходящего на планете в предельно доступной форме, на уровне «хорошо» – «плохо». (19) Без оттенков. (20) Впрочем, в странах развитой демократии у агрессивной дебилизации есть противовес: у разных каналов разные хозяева, разные политические пристрастия и, соответственно, разные точки зрения. (21) Что бы там ни было, у западного телезрителя все же есть выбор. (22) А выбирать – уже интеллектуальный процесс, худо-бедно развивающий мозги.
(23) Мне кажется, основная беда в том, что пока ни общество, ни власть не определились с основным вопросом: чем должно быть в нашей жизни телевидение? (24) В чем его роль? (25) Информировать? (26) Конечно. (27) Забавлять? (28) допустим. (29) И это всё? (30) Или – что-то ещё?
(31) Наверное, всё-таки что-то ещё.