Урок русского языка по теме "Комплексный анализ текста". 10-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 10


Цели:

  • создать условия для закрепления знаний учащимися по выполнению элементов комплексного анализа текста и написанию творческой работы по предложенному тексту;
  • способствовать развитию умений и навыков работы с текстом;
  • создать атмосферу, способствующую воспитанию нравственных качеств.

Комплексный анализ текста

  1. Сообщение темы ( цель занятия ставится совместно с учениками).
  2. Знакомство с текстом.
  3. Обмен впечатлениями от прочитанного текста.
  4. Совместная работа по тексту.
  5. Работа в группах по написанию модели сочинения.
  6. Выступление групп. Запись рабочего материала.

Ход урока

1. Организационный момент. Сообщение темы

Сегодня на уроке мы поработаем над текстом Леонида Жуховицкого, российского писателя, члена Союза писателей, автора более 30 книг и 15 пьес, лауреата нескольких российских, зарубежных литературных премий. Переводился на 40 иностранных языков.

Итак, тема урока – Анализ текста. Какую цель нужно поставить перед собой на этом уроке?

2. Знакомство с текстом

3. Обмен впечатлениями

Как вы поняли текст? Какие слова, предложения не понятны? Что вы можете сказать по содержанию прочитанного текста? О чем идет речь в тексте?

4. Совместная работа по тексту

1) Определите стиль и тип речи. (Рассуждение). Из каких частей состоит рассуждение? Найдите тезис. (1 предложение)

2) Найдите в предложении– тезисе подлежащее (предикат). Это слово «дебилизация». Из раздела русского языка «Лексика» мы знаем, что слова бывают устаревшими, новыми, профессиональными, жаргонными и т.д. К какому пласту, по-вашему, относится слово «дебилизация»?

Дебилизация –авторское слово, т.е. слово, которое придумал автор. С какой целью он употребляет его? Как оно образовано? Что оно обозначает?

Мы с вами знаем, что подлежащее тезиса содержит тему текста, то, о чем говорится в тексте, т.е. предмет обсуждения. А что такое предмет обсуждения? Это ПРОБЛЕМА.

3) Давайте сейчас попытаемся сформулировать проблему. Для этого поставим проблемный вопрос к тезису. А наш ответ – это будет формулировка проблемы.

(Из поставленных вопросов выбирается более подходящий).

Отчего происходит дебилизация? (От негативного влияния ТВ)

Ответы отрабатываем и формулируем проблему текста.

Влияние ТВ на население – проблема данного текста.

4) Комментарий. Комментарий – самое сложное в написании сочинения.

Давайте подумаем над вопросом, который ставит автор.

– Кому адресован текст (узким специалистам или широкой публике, молодежи или людям среднего возраста, интеллектуалам или всем, кто интересуется этой проблемой)?

– на основании чего вы сделали такой вывод. Почему эта проблема интересна? (Ответы детей).

– Как вы объясните наличие множества разговорных слов? (В тексте автор обращается простым обывателям, широкой публике, он как бы приглашает читателей к искреннему разговору).

Можно объяснить, в чем ее актуальность? (Тема очень актуальна, т.к. тот поток грязи, жестокости, безнравственности, что идет с экранов телевизора не может не волновать нас. В первую очередь, попадают под прессинг молодежь, дети, которые не защищены от негативной информации).

Ответы детей.

А что думает автор по этому поводу, какие приводит аргументы?

Как автор текста подходит к решению этой проблемы?

– На каком материале (жизненном/литературном) строится текст?

Приведите примеры.

– На какие факты, детали автор обращает внимание? Почему? Какое это производит впечатление на читателя? (Автор приводит примеры о шведских детях, иронизирует, как на уровне министерства обсуждают эту проблему и не могут решить, предложение 22.

– Обратите внимание на языковое средство, использованное в 14 предложении, определите его функцию (использует гиперболу, чтобы выделить значимость проблемы, привлечь внимание читателя). Читаем 14 предложение.

– Обратите внимание на предлож. 2–5; Читаем. Какой прием здесь используется, почему? (Используется противопоставление, чтобы выделить противоречие, отсутствие контроля со стороны власти на ТВ

– С каким настроением пишет автор? ( очень эмоционально, гневно).

– В чем это проявляется? ( с иронией «благие порывы», 6 предложение в целом, очень эмоционально, остро, используя слова «дебилизация», эпитеты « говорящий ящик, убогую, агрессивная дебилизация(20) Прочитайте ключевые слова, выражающие гнев, эмоцию автора. Здесь мы видим авторское отношение к проблеме.

Что этим автор подчеркивает? Что из этого следует? К каким выводам он подводит читателя? (Варианты ответов.)

– Обратите внимание на конец текста, почему так много вопросов? (Автор ставит еще одну проблему: чем должно быть в нашей жизни ТВ?)

– Ответьте, пожалуйста, на последний вопрос: в чем роль ТВ кроме информирования и развлечения?

(Ответы детей.)

5. Групповая работа

Написать модели сочинения «Телевидение в моей жизни».

1 группа: Вступление (тезис, комментарий к тезису)
2 группа: 1 аргумент
3 группа: 2 аргумент
4 группа: Концовка (вывод)

6. Выступление групп

7. Домашнее задание

Написать сочинение-рассуждение по тексту Жуховицкого по плану:

– Проблема
– Комментарий
– Позиция автора
– Собственное мнение
– Аргументы к собственному мнению
– Вывод.

(1) В последние годы я не раз писал, что через посредство говорящего ящика происходит массовая дебилизация населения. (2) А недавно приблизительно то же самое на заседании правительства заявил министр обороны Сергей Иванов. (3) Говорят, он даже предложил удалить с экрана убогую программу «Аншлаг». (4) На что другой министр, демократичный Герман Греф, якобы возразил, что не министерское это дело – запрещать телепрограммы, что кому-то может не нравиться футбол – но не отменять же из-за этого репортажи.

(5) Я против оздоровления ТВ административным путем. (6) Слишком хорошо знаю, чем кончаются благие порывы начальства: в процессе борьбы с дебилизацией уберут с экрана Познера и Сорокину, а «Аншлаг» останется.

(7) Однако что же всё-таки делать с телевидением? (8) И – почему оно так заметно деградирует

(9) Самое забавное, что оно абсолютно никому не нравится, включая самих телевизионщиков, – и тем не менее работает так, как работает. (10) Если это можно назвать работой.

(11) Влияние ящика на народ у нас не слишком исследовано. (12) В Европе и США этим занимаются давно. (13) И прежде всего очень тревожатся за детей. (14) Например, в Швеции выросло уже два или три глухонемых поколения. (15) С ушами у этих славных ребят все в порядке, и слова знают, какие надо. (16) Но общаться практически не способны: телевизор с детства приучал их только слушать. (17) И с мышлением слабовато: привыкли, что за них думает ящик. (18) А ящик во имя рейтинга излагает свои выводы из происходящего на планете в предельно доступной форме, на уровне «хорошо» – «плохо». (19) Без оттенков. (20) Впрочем, в странах развитой демократии у агрессивной дебилизации есть противовес: у разных каналов разные хозяева, разные политические пристрастия и, соответственно, разные точки зрения. (21) Что бы там ни было, у западного телезрителя все же есть выбор. (22) А выбирать – уже интеллектуальный процесс, худо-бедно развивающий мозги.

(23) Мне кажется, основная беда в том, что пока ни общество, ни власть не определились с основным вопросом: чем должно быть в нашей жизни телевидение? (24) В чем его роль? (25) Информировать? (26) Конечно. (27) Забавлять? (28) допустим. (29) И это всё? (30) Или – что-то ещё?

(31) Наверное, всё-таки что-то ещё.