Цель: выполнить законченную композицию на предложенную тему, проверить и скорректировать умения и навыки детей в изображении зимней композиции и работе в различных техниках.
Задачи урока (образовательные, развивающие, воспитательные):
Образовательные:
- Активизировать познавательный интерес к искусству и природе
- Учить осознанно выполнять линейное построение рисунка, используя линию горизонта и известные правила перспективы
- Ознакомить детей с работами русских художников на тему «Зимняя природа».
- Научить рисовать кистью толстые, тонкие и суживающиеся линии.
- Ознакомить со схематическим изображением деревьев.
- Формировать умение самостоятельно находить решения художественных задач, отвечающих выбранной технике
Развивающие:
- Развивать память, внимание кругозор учащихся;
- Развивать творческое и художественное мышление, воображение и фантазии
- Развивать умения, связанные с передачей перспективы, размера и пропорций, зрительное восприятие и пространственное мышление как основу овладения рисунком.
- Обогащать словарный запас детей
- Развивать учебно-управленческие умения: оценивать свою деятельность и работу товарища по образцу (критериям), предложенным учителем.
Воспитательные:
- Способствовать эстетическому восприятию учебного материала
- Формировать эмоциональную отзывчивость на красоту природы, умение замечать ее удивительные особенности
- Воспитывать бережное отношение к природе
Тип урока: урок контроля и коррекции знаний, умений и навыков (по Кузину).
Вид занятия: рисование на тему (по представлению, по памяти, с натуры (вид из окна)).
Интеграция предметов гуманитарного цикла (межпредметные связи): изобразительное искусство, литература, музыка.
Формы работы: фронтальная, в парах, индивидуальная.
Методы: репродуктивный, информационно-рецептивный (объяснительно-иллюстративный), частично-поисковый.
К концу урока дети должны
знать:
- Особенности изображения зимней композиции, различную технику, способы и последовательность работы над композицией в выбранной технике.
уметь:
- Выполнять законченную композицию, используя полученные знания. Соблюдать последовательность выполнения работы, при необходимости используя инструкцию учителя (словесную или письменную).
Оборудование, необходимое для урока:
Для учителя:
- Магнитофон, записи (по возможности)
- Презентация
- Мольберт для фронтального показа учащимся
- Лото «Знаешь ли ты деревья»
Для учащихся:
- Альбом или листы А4
- Памятки по последовательности выполнения работы (или инструкционные карты и карты по ТБ)
- Карандаш простой
- ластик
- Гуашь, акварель
- кисти, поролон
- ведерко с водой
- палитра
План урока:
I. Организационный момент (2 мин.)
Вступление (цель).
II. Разминка для ума
III. Основная часть
Ознакомительная беседа с объяснением темы 5–6 мин.
Беседа о сюжете на заданную тему, о правилах построения рисунка 4–5 мин
Самостоятельная работа детей над темой и композицией зимнего сюжета (набросок
сюжета и прорисовка деталей) 20–25 мин
Физкультминутка.(1–2 мин в процессе работы).
Оформление работы в цвете.
Обобщение. Домашнее задание
III. Заключение.
Ход урока
I. Организационный момент.
Вступление– Ребята, Посмотрите за окно. Что вы видите? Какая погода сегодня? Солнечная. И у нас на душе светло и весело, так и хочется сесть на санки и скатиться с горки. Или сесть в тройку и прокатиться по зимнему лесу. Давайте себе представим, что мы действительно едет в тройке по зимнему лесу. (Звучит музыка Г.Свиридова «Тройка»).
Мы с вами только что прокатились на тройке. Что вы видели вокруг себя в зимнем лесу? Действительно все деревья в лесу заснежены. Послушайте стихотворение знаменитого русского поэта Сергея Есенина «Белая берёза» (Приложение 3, слайд 1).
Как вы думаете, ребята, что мы сегодня будем рисовать? Правильно – дерево, но не простое, а в снегу. (Учитель на доске пишет тему и цель урока)
Давайте сядем поудобнее и улыбнемся друг другу. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы.
Глубоко вдохните и выдохните…. Выдохните свои обиды, беспокойство, раздражение. Забудьте о них. Вдохните в себя красоту зимнего дня.
Сегодня мы с вами постараемся разглядеть красоту зимнего дня, красоту живой и неживой природы зимой. И если вы вложите в свою работу душу и сердце, то она получиться прекрасной!
II. Разминка для ума
Прежде чем мы с вами перейдём к уроку сделаем разминку для ума.
(Работа в парах.)
Лото «Знаешь ли ты деревья?».
Дидактическая задача: Совершенствовать наблюдательный опыт учащихся, зрительную память.
У детей на столах лежат карточки лото с 6 названиями деревьев и картинки с деревьями (Приложение 1). Учитель предупреждает, что выиграет та пара, которая будет самой внимательной и наблюдательной.
Учитель читает загадку и на счёт «раз, два, три» учащиеся молча поднимают картинку-отгадку с деревом и, если правильно отгадано, кладут её на название дерева в карточке, если не правильно, то пропускают ход. В начале игры учитель показывает пробную карточку-картинку (читается одна загадка, вместе выбирается картинка-отгадка и кладётся на своё место в карточке лото).
Затем ребятам предлагается найти к своим закрытым карточкам подходящие карточки с формами деревьев.
Учитель показывает на экране правильный вариант работы (Слайды 2–6).
Выигрывают пары, у которых вся карточка закрыта и подобрана правильная карточка с формами деревьев.
III. Основная часть.
– Красота природы воспевается и художниками, и поэтами, и композиторами. Мы с вами читали стихи замечательных поэтов-классиков о природе в разное время года, слушали музыку, посвящённую временам года.
– Красота зимней природы не оставила равнодушными и художников. Сколько прекрасных картин создано ими! Давайте рассмотрим несколько картин русских художников (Слайд 7–11).
Если в классе большинство детей с высоким уровнем умственного развития, то описательные рассказы по картинам они могут по ходу просмотра составить сами, а если уровень умственного развития средний и ниже, то лучше, если описание к картине выполнит или зачитает сам педагог, а дети определят к какой из предложенных репродукций подходит описание. Этим же приемом можно воспользоваться, если необходимо сэкономить время на уроке [4].
– Давайте с вами вместе попробуем выбрать предложения, подходящие к каждой из картин на экране, точно и поэтично описывающие состояние природы на них.
Что общего в изображении всех этих пейзажей? (Проведена линия горизонта, заполнен передний и задний планы, и на земле, запорошенной снегом: деревья, голые, одетые в снежные шубы, рядом небольшие кустики в снегу, как будто кто-то спрятался под снегом, домишки с дымом из трубы и плетёными заборчиками, на небе: облака, летящие птицы и т. д.)
Давайте с вами внимательно посмотрим на картину Алексея Саврасова «Зимний пейзаж». Как изображено дерево, какие у него ветви? Правильно, есть толстые и тонкие. Учитель сначала на экране, затем на мольберте показывает, как держать кисть при рисовании толстых и тонких ветвей (Слайд 12).
Затем выясняем, как правильно рисовать ствол дерева. (Слайд 13)
Мы уже рисовали раньше сюжетные картины на темы времен года. А сегодня мы с вами будем создавать красоту зимней природы своими руками.
Можно напомнить правила ТБ при работе (можно просто раздать инструкционные карты и предложить выборочно зачитать) (Приложение 2).
Дети приступают к самостоятельной работе, решив вопрос с сюжетом.
(Учитель медленно проходит по рядам, обращая внимание детей на средства, которыми можно создать пространство в рисунке: расположение оснований ближних и дальних деревьев; изменение величины деревьев в зависимости от того, близко оно или далеко, учитывая, что деревья сами по себе бывают различной толщины. Учителю следует много работать индивидуально, помогая учащимся в развитии сюжета в рисунке, предлагая или подсказывая дополнения в выбранном детьми сюжете).
Физкультминутка в ходе работы по мере необходимости. (Можно с народными закличками и приговорками.
Стоит еще раз напомнить особенности работы красками: большие пространства, такие как фон неба, земли, требуют наведения красок в палитре. При прорисовке деталей более густыми красками, мазками следует наводить цвет непосредственно на краске, еще раз поговорить о цветах зимы, повторить, каким должны быть краски зимой.)
Работа закончена.
III. Заключение. Выставка работ
Желательно разложить листы в ряд (или выставить на доске) и совместно рассмотреть и оценить по критериям, которые учитель вывел на экран (Слайд 14) (эти критерии разработали сами ребята на предыдущих уроках), порадоваться удачным работам, сделать замечания по ошибкам в форме советов.
Домашнее задание
Посмотреть любой мультипликационный фильм про Новый год.
Итоги урока, оценка
Давайте вместе полюбуемся нашими зимними работами. Пригласим полюбоваться и наших гостей. И, я думаю, за такую дружную и плодотворную работу на уроке можно нам всем поставить “5”. Убираем за собой рабочее место. Урок окончен. Спасибо всем!
Список литературы
- Кузин В.С