Урок изобразительного искусства в начальной школе "Рисуем зимнее дерево"

Разделы: Начальная школа, МХК и ИЗО


Цель: выполнить законченную композицию на предложенную тему, проверить и скорректировать умения и навыки детей в изображении зимней композиции и работе в различных техниках.

Задачи урока (образовательные, развивающие, воспитательные):

Образовательные:

  • Активизировать познавательный интерес к искусству и природе
  • Учить осознанно выполнять линейное построение рисунка, используя линию горизонта и известные правила перспективы
  • Ознакомить детей с работами русских художников на тему «Зимняя природа».
  • Научить рисовать кистью толстые, тонкие и суживающиеся линии.
  • Ознакомить со схематическим изображением деревьев.
  • Формировать умение самостоятельно находить решения художественных задач, отвечающих выбранной технике

Развивающие:

  • Развивать память, внимание кругозор учащихся;
  • Развивать творческое и художественное мышление, воображение и фантазии
  • Развивать умения, связанные с передачей перспективы, размера и пропорций, зрительное восприятие и пространственное мышление как основу овладения рисунком.
  • Обогащать словарный запас детей
  • Развивать учебно-управленческие умения: оценивать свою деятельность и работу товарища по образцу (критериям), предложенным учителем.

Воспитательные:

  • Способствовать эстетическому восприятию учебного материала
  • Формировать эмоциональную отзывчивость на красоту природы, умение замечать ее удивительные особенности
  • Воспитывать бережное отношение к природе

Тип урока: урок контроля и коррекции знаний, умений и навыков (по Кузину).

Вид занятия: рисование на тему (по представлению, по памяти, с натуры (вид из окна)).

Интеграция предметов гуманитарного цикла (межпредметные связи): изобразительное искусство, литература, музыка.

Формы работы: фронтальная, в парах, индивидуальная.

Методы: репродуктивный, информационно-рецептивный (объяснительно-иллюстративный), частично-поисковый.

К концу урока дети должны
знать:

  • Особенности изображения зимней композиции, различную технику, способы и последовательность работы над композицией в выбранной технике.

уметь:

  • Выполнять законченную композицию, используя полученные знания. Соблюдать последовательность выполнения работы, при необходимости используя инструкцию учителя (словесную или письменную).

Оборудование, необходимое для урока:

Для учителя:

  • Магнитофон, записи (по возможности)
  • Презентация
  • Мольберт для фронтального показа учащимся
  • Лото «Знаешь ли ты деревья»

Для учащихся:

  • Альбом или листы А4
  • Памятки по последовательности выполнения работы (или инструкционные карты и карты по ТБ)
  • Карандаш простой
  • ластик
  • Гуашь, акварель
  • кисти, поролон
  • ведерко с водой
  • палитра

План урока:

I. Организационный момент (2 мин.)

Вступление (цель).

II. Разминка для ума

III. Основная часть

Ознакомительная беседа с объяснением темы 5–6 мин.
Беседа о сюжете на заданную тему, о правилах построения рисунка 4–5 мин
Самостоятельная работа детей над темой и композицией зимнего сюжета (набросок сюжета и прорисовка деталей) 20–25 мин
Физкультминутка.(1–2 мин в процессе работы).
Оформление работы в цвете.
Обобщение. Домашнее задание

III. Заключение.
Подведение итогов занятия, анализ удачных работ. 5–6 мин

Ход урока

I. Организационный момент. Вступление

– Ребята, Посмотрите за окно. Что вы видите? Какая погода сегодня? Солнечная. И у нас на душе светло и весело, так и хочется сесть на санки и скатиться с горки. Или сесть в тройку и прокатиться по зимнему лесу. Давайте себе представим, что мы действительно едет в тройке по зимнему лесу. (Звучит музыка Г.Свиридова «Тройка»).

Мы с вами только что прокатились на тройке. Что вы видели вокруг себя в зимнем лесу? Действительно все деревья в лесу заснежены. Послушайте стихотворение знаменитого русского поэта Сергея Есенина «Белая берёза» (Приложение 3, слайд 1).

Как вы думаете, ребята, что мы сегодня будем рисовать? Правильно – дерево, но не простое, а в снегу. (Учитель на доске пишет тему и цель урока)

Давайте сядем поудобнее и улыбнемся друг другу. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы.

Глубоко вдохните и выдохните…. Выдохните свои обиды, беспокойство, раздражение. Забудьте о них. Вдохните в себя красоту зимнего дня.

Сегодня мы с вами постараемся разглядеть красоту зимнего дня, красоту живой и неживой природы зимой. И если вы вложите в свою работу душу и сердце, то она получиться прекрасной!

II. Разминка для ума

Прежде чем мы с вами перейдём к уроку сделаем разминку для ума.

(Работа в парах.)

Лото «Знаешь ли ты деревья?».

Дидактическая задача: Совершенствовать наблюдательный опыт учащихся, зрительную память.

У детей на столах лежат карточки лото с 6 названиями деревьев и картинки с деревьями (Приложение 1). Учитель предупреждает, что выиграет та пара, которая будет самой внимательной и наблюдательной.

Учитель читает загадку и на счёт «раз, два, три» учащиеся молча поднимают картинку-отгадку с деревом и, если правильно отгадано, кладут её на название дерева в карточке, если не правильно, то пропускают ход. В начале игры учитель показывает пробную карточку-картинку (читается одна загадка, вместе выбирается картинка-отгадка и кладётся на своё место в карточке лото).

Затем ребятам предлагается найти к своим закрытым карточкам подходящие карточки с формами деревьев.

Учитель показывает на экране правильный вариант работы (Слайды 2–6).

Выигрывают пары, у которых вся карточка закрыта и подобрана правильная карточка с формами деревьев.

III. Основная часть.

– Красота природы воспевается и художниками, и поэтами, и композиторами. Мы с вами читали стихи замечательных поэтов-классиков о природе в разное время года, слушали музыку, посвящённую временам года.

– Красота зимней природы не оставила равнодушными и художников. Сколько прекрасных картин создано ими! Давайте рассмотрим несколько картин русских художников (Слайд 7–11).

Если в классе большинство детей с высоким уровнем умственного развития, то описательные рассказы по картинам они могут по ходу просмотра составить сами, а если уровень умственного развития средний и ниже, то лучше, если описание к картине выполнит или зачитает сам педагог, а дети определят к какой из предложенных репродукций подходит описание. Этим же приемом можно воспользоваться, если необходимо сэкономить время на уроке [4].

– Давайте с вами вместе попробуем выбрать предложения, подходящие к каждой из картин на экране, точно и поэтично описывающие состояние природы на них.

Что общего в изображении всех этих пейзажей? (Проведена линия горизонта, заполнен передний и задний планы, и на земле, запорошенной снегом: деревья, голые, одетые в снежные шубы, рядом небольшие кустики в снегу, как будто кто-то спрятался под снегом, домишки с дымом из трубы и плетёными заборчиками, на небе: облака, летящие птицы и т. д.)

Давайте с вами внимательно посмотрим на картину Алексея Саврасова «Зимний пейзаж». Как изображено дерево, какие у него ветви? Правильно, есть толстые и тонкие. Учитель сначала на экране, затем на мольберте показывает, как держать кисть при рисовании толстых и тонких ветвей (Слайд 12).

Затем выясняем, как правильно рисовать ствол дерева. (Слайд 13)

Мы уже рисовали раньше сюжетные картины на темы времен года. А сегодня мы с вами будем создавать красоту зимней природы своими руками.

Можно напомнить правила ТБ при работе (можно просто раздать инструкционные карты и предложить выборочно зачитать) (Приложение 2).

Дети приступают к самостоятельной работе, решив вопрос с сюжетом.

(Учитель медленно проходит по рядам, обращая внимание детей на средства, которыми можно создать пространство в рисунке: расположение оснований ближних и дальних деревьев; изменение величины деревьев в зависимости от того, близко оно или далеко, учитывая, что деревья сами по себе бывают различной толщины. Учителю следует много работать индивидуально, помогая учащимся в развитии сюжета в рисунке, предлагая или подсказывая дополнения в выбранном детьми сюжете).

Физкультминутка в ходе работы по мере необходимости. (Можно с народными закличками и приговорками.

Стоит еще раз напомнить особенности работы красками: большие пространства, такие как фон неба, земли, требуют наведения красок в палитре. При прорисовке деталей более густыми красками, мазками следует наводить цвет непосредственно на краске, еще раз поговорить о цветах зимы, повторить, каким должны быть краски зимой.)

Работа закончена.

III. Заключение. Выставка работ

Желательно разложить листы в ряд (или выставить на доске) и совместно рассмотреть и оценить по критериям, которые учитель вывел на экран (Слайд 14) (эти критерии разработали сами ребята на предыдущих уроках), порадоваться удачным работам, сделать замечания по ошибкам в форме советов.

Домашнее задание

Посмотреть любой мультипликационный фильм про Новый год.

Итоги урока, оценка

Давайте вместе полюбуемся нашими зимними работами. Пригласим полюбоваться и наших гостей. И, я думаю, за такую дружную и плодотворную работу на уроке можно нам всем поставить “5”. Убираем за собой рабочее место. Урок окончен. Спасибо всем!

Список литературы

  1. Кузин В.С. Методика преподавания изобразительного искусства в 1-3 классах. – М.:Просвещение. – 1979
  2. Бушаков Л.В. Поурочные разработки по изобразительному искусству. – М.:ВАКО .– 2009
  3. Зеленина Е.Л. Художественно-дидактические игры и упражнения.
  4. Дьякова Т.Я. Конспект урока по ИЗО в 3-м классе на тему: "Весна пришла. Весеннее настроение"
  5. Ресурсы Интернет: http://barkorn.yvision.kz/tag/зима/
  6. http://www.kirishi.ru/?myforum_msgread_219356
  7. http://arstyle.org/clipart/rastr/40488-bolshaya-podborka-russkie-zhivopisnye-kartiny.html
  8. http://1001kartina.su/2011/11/15/zima-alekseya-savrasova/savrasov_zima/