Пояснительная записка
Последние несколько лет к проблеме ЗПР наблюдается повышенный интерес, вокруг нее ведется множество споров. Все это связано с тем, что само по себе такое отклонение в психическом развитии очень неоднозначно, может иметь множество различных предпосылок, причин и следствий. Явление, сложное по своей структуре, требует пристального и тщательного анализа, индивидуального подхода к каждому конкретному случаю.
Своевременная организация коррекционного воздействия является основным фактором, обуславливающим социальную адаптацию и реабилитацию проблемного ребенка.
В соответствии с утвердившимся в современной коррекционной педагогике положением о необходимости раннего выявления и преодоления отклонений в развитии, дети с симптомами задержки психического развития направляются в коррекционные группы, начиная с четырех летнего возраста. Вариативность отклонений в развитии воспитанников имеет широкий диапазон: дети одного возраста находятся на разных ступенях развития речи, сенсорно-перцептивной и мыслительной деятельности, у них в разной степени сформированы пространственно-временные представления, они обладают различным запасом знаний об окружающем мире.
Перечисленные дефициты в развитии успешно компенсируются при направленной и систематической работе. Однако это должна быть система не механической тренировки, а система осознанной, творческой работы ребенка (даже в самых простых заданиях) под руководством и при помощи взрослого.
Для детей с более выраженной степенью нарушения в развитии составляется индивидуальная адаптивная программа обучения, главная цель которой – разработка содержания коррекционной работы, направленная на формирование и развитие познавательных процессов, сенсорно-перцептивной деятельности в соответствии с возрастными и индивидуальными психологическими особенностями ребенка, проблемами здоровья и спецификой задержки в психическом развитии.
Главными условиями эффективности программы являются индивидуализация, систематичность, постепенность и повторяемость. Можно выделить четыре этапа в составлении индивидуальной адаптивной программы:
I этап – диагностика функционального развития и выделение факторов риска.
II этап – четкое определение целей и задач индивидуальной программы.
III этап – составление индивидуального плана работы.
IV этап – разработка планов каждого занятия, выбор адекватных форм и методов работы с учетом особенностей ребенка.
Содержание индивидуальных занятий направлено на развитие и коррекцию определенных функций, процессов, способностей, навыков. Одна часть индивидуальных занятий предусматривает работу по тематическим блокам, вторая предусматривает развитие сенсорно-перцептивной деятельности и психических процессов.
При подготовке и проведении коррекционных занятий необходимо помнить об особенностях восприятия ребенком программного материала, специфике его мотивации, а так же поведенческих особенностях. Форма проведения занятий должна обеспечить право каждому ребенку на индивидуальное развитие. Эффективно использование различного рода игровых ситуаций, дидактических игр, способных сделать познавательную деятельность более привлекательной и значимой для ребенка. Планируется не столько достижение отдельного результата, сколько создание условий для улучшения возможностей развития ребенка в целом.
Результативность коррекционно-развивающей работы по индивидуальной адаптивной программе оценивается участием ребенка в реализации Программы, как активного субъекта совместной деятельности, индивидуальным прогрессом в основных сферах личностного развития – эмоциональной и познавательной.
Литература.
- Об использовании программ индивидуального адаптивного развития при подготовке детей к школе: методическое письмо Института возрастной физиологии РАО от 17.02.2004 N 14-51-36
- Программа коррекционно-развивающей работы в младшей логопедической группе детского сада: Нищева Н.В. // Издательство: Детство-Пресс 2007
- Методика и планирование работы по формированию графических навыков и умений у детей младшего дошкольного возраста с ЗПР: Касицына М.А.// Издательство: ГНОМ и Д 2007
- Психолого-педагогическое обследование детей с задержкой психического развития в условиях специального детского сада: Борякова Н.Ю., Касицына М.А. // Журнал «Коррекционная педагогика», 2003 – №2
- Психоречевая диагностика детей 3-7 лет: Кольцова Е.П., Романович О.А// Издательство: Учитель 2010