Лев Семёнович Выготский подчёркивал, что негативные факторы семейного воспитания способны вызвать задержку психического развития, нарушения поведения и личностного развития в целом. В связи с этим помощь семье со стороны специалистов является очень важной.
Огромное значение имеет стиль общения в семье на формирование речи ребёнка, а также воспитание в семье ребёнка, имеющего речевые нарушения.
Практический опыт работы специалистов убеждает в том, что семья нуждается в помощи государственнных учреждений и работающих в них специалистов.
Важное значение в программах домашнего обучения имеет ранняя стимуляция доречевого и начального речевого развития. Она проводится поэтапно.
На первом этапе (от 1 месяца до 3-х) проводится тактильная стимуляция губ, развитие слухового внимания, стимуляция гуления.
На втором этапе (4–8 месяцев) – гимнастика губ: сближают губы вместе и растягивают их в стороны, пока не почувствуют сопротивление. Собирают губы в морщинки, пока ребёнок не начнёт сопротивляться этим движениям. Побуждают ребёнка губами тянуться к соске, пище, стимулируют движения языка путём надавливания на его кончик ложкой в момент кормления. Делают это очень осторожно, чтобы не вызвать рвотный рефлекс. Стимулируют движения языка при помощи шпателя с вареньем. Побуждают жевание: держат пальцы под подбородком, когда ребёнок пытается жевать, пассивно помогая ему в этом, подталкивая нижнюю челюсть вверх и вниз. Стимулируют слуховое внимание.
На третьем этапе (9 месяцев – 1,5 года) – стимулируют и развивают жевание: помещают кусочки пищи между челюстями и пассивно воспроизводят схему жевания.
Также развивают возможность одновременного слухового восприятия ритмичных звуков и зрительного восприятия движений руки взрослого. Для этого на глазах у ребёнка звонят в колокольчик. Развивают слуховое внимание и элементарную звуковую дифференцировку, а также определение звука в пространстве различными звучащими игрушками. Закрепляют связь между словом, предметом и простейшим действием. Обучают ребёнка давать предмет по просьбе взрослого. По подражанию развивают интонацию просьбы.
На четвёртом этапе (18–36 месяцев) продолжают развивать локализацию звука в пространстве, моторную сторону речи, стимулируя ребёнка к повторению слов по подражанию, интонационную сторону речи, расширяют словарный запас, стимулируют развитие речи.
Подготовка ребёнка к общению. Информация для родителей.
Специалист должен объяснить родителям, что у ребёнка задерживается речевое, а в некоторых случаях задерживается и общее психомоторное развитие, если ему не оказывают достаточного внимания родители.
Педагогами было показано, чем быстрее мать реагирует на признаки дискомфорта малыша в первые месяцы жизни, тем спокойнее и увереннее чувствует себя ребёнок.
Уже к новорожденному следует относиться как к личности; общение с ребёнком должно сопровождаться ласковым разговором. Мать может, обращаясь к ребёнку, вести с ним «диалог», говоря и за себя, и за него. Матери следует объяснить, что своим поведением и отношением к младенцу она подготавливает его к общению, способствует формированию мотивации общения.
Важным условием, подготавливающим ребёнка к общению, является установление контакта взглядом. Матери необходимо чаще привлекать к себе внимание ребёнка, стараясь поймать его взгляд и, глядя в ту же сторону, куда скользит его взгляд, попробовать удержать его на себе. Встретившись с ребёнком взглядом, нужно улыбнуться ему и произнести ласковые слова.
Лучше всего ребёнок выделяет лицо взрослого, находясь в положении под грудью, когда мать держит его на руках.
Важно, чтобы взрослые, особенно мать, проявляли большую чуткость к малышу, наблюдая какие-либо проявления комплекса оживления (улыбку, двигательное оживление или вокализацию).
Первое, что узнаёт ребёнок о себе, вступая в общение со взрослым, – это самое важное для него: желанный он или нежеланный; любят его или нет. На основе положительного первичного опыта общения у малыша формируется доверие и интерес к окружающему миру, что в дальнейшем стимулирует его речевое развитие, познавательную деятельность.
Любовное, бережное отношение к малышу формирует положительную самооценку, которая имеет большое значение для психического, в том числе речевого развития ребёнка и является благоприятной почвой для формирования, начиная с первых месяцев жизни образа «я».
Важное значение имеет развитие начальных навыков общения у ребёнка с задержкой речевого развития.
Следует отметить, что общение помимо разговорной речи, восприятия и понимания включает умение соблюдать очерёдность в общении.
Практическая методика по обучению детей общению включает следующие направления:
1. С самого раннего возраста ребёнка побуждают слушать окружающих, соблюдать очерёдность, подражать звукам и жестам;
2. Последовательно развивают навыки понимания обращённой речи;
3.Обучение проводится в привычных для ребёнка условиях с использованием игровых моментов.
Задача родителей сделать занятия по развитию речи увлекательным и соответствующим их склонностям и склонностям ребёнка занятием.
Если ребёнок ещё не говорит, то первой основной задачей является научить его концентрировать внимание и играть. Не менее важной задачей является обучение его соблюдать очерёдность, так как коммуникация – двусторонний процесс. Его участники не только говорят, но и слушают. Ранний возраст – наиболее благоприятный для того, чтобы начать учиться соблюдать очерёдность. Учиться можно, предлагая ребёнку игру, в которой по очереди надо выполнять какие– то действия или произносить различные звукосочетания и короткие слова.
С этой целью могут быть использованы такие традиционные игры как «Ладушки», «Поехали, поехали с орехами» и другие. В процессе игры с ребёнком говорите за разных зверюшек, имитируйте звуки, произносимые ими: «гав-гав», «мяу-мяу», «ква-ква» и т.п. Старайтесь, чтобы ребёнок заражался обстановкой взаимодействия и повтором за вами. Создайте игровые ситуации, в которых малышу захочется повторять звукосочетания.
Играйте в прятки: ку-ку; с водой: кап– кап; в поездку на машине: би-би; на лошадке: но-но. Учите ребёнка слушать стихотворения, песни и отхлопывать ритм. Помните, что речевое развитие нельзя считать полноценным, пока словарь ребёнка включает только слова названия предметов. Чтобы ребёнок научился строить высказывания, необходимо целенаправленно учить его словам– действиям.
Следует иметь в виду, что основным мотивом появления речи является общение. Формирование речи происходит прежде всего в диалоге. Важно, чтобы говорящий и слушающий постоянно менялись ролями. Первым партнёром ребёнка в диалоге должен быть взрослый. В любом случае при любой возможности поощряйте речевую реакцию ребёнка. Если первыми ответами у ребёнка являются только разрозненные слова, они очень важны, так как способствуют развитию общения и фактически становятся стержнем высказывания. Если ребёнок заменяет слова адекватными жестами, это свидетельствует о его желании общаться. Важно, чтобы взрослый поощрял любую речевую реакцию ребёнка как с правильным, так и с неправильным звуковым оформлением. На начальных этапах не следует настаивать на чёткости произношения, это может привести к речевому негативизму.
Важно научить ребёнка отвечать на вопросы. Взрослый должен продумать серию вопросов – ответов с выделенной эмоционально окрашенной интонацией. Начальная серия вопросов предполагает всего два варианта ответов – «да» или «нет». Вторая серия вопросов предполагается в виде усложнённого варианта игры «да – нет». Затем вопросы ещё усложняются и ребёнок отвечает на них по картинкам: «кто это?», «что это?», «кто там пришёл?» и так далее. Полезно использовать карточки из картинно – предметного или тематического лото.
Важное значение в развитии речевой и познавательной деятельности имеет игра. Используются игры по развитию начальной познавательной деятельности: игры с разборными игрушками, игры на конструирование и другие. С помощью развивающих игр закрепляются представления о величине, цвете, форме, формируется ручная умелость и пространственная ориентировка. Для развития пространственных представлений широко используются разрезные картинки. Важное значение имеют игры, направленные на развитие стереогноза – восприятия и узнавания предметов на ощупь. Для развития этой функции используются игры по типу «волшебного мешочка». В мешочек из плотной ткани помещают различные предметы и мелкие игрушки, и ребёнок без зрительного контроля должен узнать их на ощупь.
Важно отметить, что большое значение на формирование речи ребёнка оказывает стиль общения в семье. Первым особое влияние матери на формирование психического и физического здоровья ребёнка отметил З.Фрейд. Позже ту же проблему затрагивали многие психологи.
Исследование влияния стиля общения с матерью проводилось в 2002 – 2004 гг. в г. Новокузнецке.
Данные были получены методом анкетирования воспитателей ДОУ, которые занимались на курсах повышения квалификации. Объём выборки составил 5724 пары «мать– ребёнок».
Были выявлены четыре стиля общения матери и ребёнка:
1-й стиль: Мать с удовольствием общается с ребёнком, внимательно выслушивает всё, что он говорит, активно включается в разговор и всем своим поведением выражает уважение к ребёнку. В таких парах часто идёт разговор «глазами»: ребёнок, рассказывая, смотрит матери в глаза и воспринимает её невербальную ответную реакцию. Такой ребёнок, как правило, умеет поддержать разговор не только с матерью, но и с другими взрослыми. Этот стиль можно назвать « Оптимальным».
2-й стиль: Мать не любит, когда ребёнок что-то увлечённо рассказывает, и чаще всего выслушивает его молча. Его эмоции кажутся ей неуместными, она постоянно останавливает рассказ словами «Успокойся!», «Помолчи, потом расскажешь» и другими аналогичными замечаниями. Ребёнок, стараясь привлечь внимание матери, начинает форсировать тон повествования, сопровождает его чрезмерной мимикой и жестикуляцией, но это только стимулирует негативную реакцию матери, позволяя ей рационализировать своё неприятие ребёнка: он на самом деле становится гиперактивным. Этот стиль общения назван «Мать молчит, ребёнок говорит».
3-й стиль: Ребёнок привык, что с ним не разговаривают, и уже не пытается вступить в контакт с матерью. На улице в таких парах мать, как правило, смотрит в одну сторону, ребёнок в другую; они никак не общаются друг с другом. У обоих замкнутое выражение лица. Это стиль назван «Оба молчат».
4-й стиль: Мать часто проявляет агрессию по отношению к ребёнку: кричит, ругает, дёргает, иногда бьёт. Это стиль назван «Мать агрессивна».
Исследование показало, что в благоприятных условиях находятся менее половины детей (47,7%). Большинство (52,3%) испытывают ту или иную степень депривации со стороны матери.
Каждая третья мать (29,7%) старается оттолкнуть ребёнка от себя; она считает необходимым рвать все связи, которые тот пытается наладить с ней. Ребёнок не сдаётся: он пытается объяснить матери, что любит её и хочет общаться с ней. Стараясь привлечь внимание любыми способами, он становится гиперактивным. В отношениях с другими такая женщина зачастую бывает не только нормальной, но даже очень милой и обаятельной, а чрезмерная активность ребёнка и её страдания по этому поводу иногда служат предметом жалоб в разговорах с друзьями.
Каждая седьмая мать (14,1%) добилась желаемых результатов: ребёнок перестал с ней общаться.
Каждая двенадцатая мать (8,5%) проявляет агрессию к ребёнку. Этот факт в комментариях не нуждается.
Далее было изучено, как влияет стиль общения с матерью на становление речевой функции ребёнка.
Как выяснилось, при оптимальном стиле общения примерно половина детей имеет нормально развитую речь, у 39% отмечаются слабые нарушения и у 13% – сильные. При любой форме материнской депривации количество нормально говорящих детей уменьшается в 1,5-2 раза.
При 2-ом стиле общения (мать молчит , ребёнок говорит) резко возрастает количество детей со слабыми нарушениями речи (53%). Увеличивается кол-во детей, страдающих сильными речевыми дефектами (17%). Ещё более серьёзное положение складывается при 3-м стиле (Оба молчат): число нормально разговаривающих детей продолжает уменьшаться (всего 27%), а тяжёлые нарушения встречаются в 2.5 раза чаще, чем при 1-м стиле и составляют 30%.
Интересное явление обнаруживается при 4-м стиле общения (мать агрессивна): здесь намечается слабая тенденция увеличения количества детей, имеющих нормальную речь. Это происходит за счёт того, что слабые речевые расстройства встречаются здесь реже. Число тяжёлых речевых нарушений остаётся стабильно высоким (27%).
Таким образом, можно с уверенностью сказать, что при материнской депривации становление речевых функций у ребёнка затрудняется. Чем сильнее выражена степень депривации, тем чаще встречаются случаи тяжёлых расстройств.
Воспитатели и логопеды могут обеспечить развитие технической стороны речи («поставить звуки»), сформировать интонационные навыки, но главная ответственность по формированию речи лежит на матери.
Ведь речь – это способ общения, и, как любая функция, она формируется только в том случае, если востребована. Главным слушателем маленького ребёнка является мать. Между ней и ребёнком ещё не порвалась биологическая связь, которая возникла в течение беременности. Именно ей он стремится в первую очередь изложить возникающие мысли, именно она может поддержать его энергетически, когда малышу говорить ещё трудно.
Педагог дошкольного учреждения или другой взрослый может в какой-то мере скомпенсировать моральное отсутствие матери, но не может заменить её полностью!