Цели:
- познакомить со свойствами воды и их использованием;
- расширять знания о формах существования воды в природе;
- развивать наблюдательность, умение анализировать;
- прививать навыки экспериментальной работы;
- воспитывать чувство коллективизма;
- воспитывать бережное отношение к воде
Оборудование:
- слова-отгадки, записанные на карточках;
- сосуды различных размеров и форм, наполненные водой (у учителя);
- подносы с лабораторным оборудованием: стакан с водой, пустая кружка, полоски цветной бумаги (красная, зелёная, белая, розовая, голубая, жёлтая и т.д.), ложки, сахар (на каждую парту);
- две лабораторные пробирки, одна отмечена синей изолентой, пробки к пробиркам, подставка для пробирок;
- листок с записью результата опыта по определению запаха воды;
- вода, молоко, уксус (у учителя).
Ход урока
1. Организационный момент
Учитель:
Прозвенел звонок для нас.
Все зашли сегодня в класс
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо.
Вижу, класс наш хоть куда.
Мы начнем урок, друзья!
– Сегодня у нас очень удивительный урок. Мы продолжим разговор об удивительном мире нас окружающем.
2. Знакомство с темой урока
– Сегодня мы проведем научную работу, чтобы лучше узнать свойства одной особы. А что это за особа попробуйте отгадать.
На дворе переполох:
С неба сыплется горох.
Съела шесть горошин Нина,
У неё теперь ангина. (Град)Шумит он в поле и в саду.
А в дом не попадёт.
И никуда я не иду,
Покуда он идёт. (Дождь)Он как алмаз:
И твёрд, и чист,
На солнышке сверкает,
Но пригревать начнут лучи,
Он тут же тает. (Лёд)Пушистая вата
Плывёт куда-то,
Чем вата ниже,
Тем дождик ближе. (Облако)Он без рук, он без ног
Из земли пробиться смог
Нас он летом, в самый зной
Ледяной поит водой. (Родник)Утром бусы засверкали,
Всю траву собой заткали
А пошли искать их днём,
Ищем, ищем – не найдём. (Роса)Он слетает белой стаей
И сверкает на лету.
Он звездой прохладной тает
На ладони и во рту. (Снег)Молоко над рекой плыло,
Ничего не видно было.
Растворилось молоко –
Стало видно далеко. (Туман)
Все отгадки записаны на карточки и выставляются на доске по мере отгадывания загадок.
– Посмотрите на слова, помещенные на доске: в какие группы их можно объединить? Почему?
Град, лёд, снег.
Дождь, родник, роса.
Облако, туман.
– Что объединяет все эти явления природы? Из чего они состоят? (Это состояния воды.)
Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде:
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране,
Как сосулька, замерзает,
В лес туманом заползает,
Ледником в горах зовётся,
Лентой серебристой вьётся.
Мы привыкли, что вода –
Наша спутница всегда!
Без неё нам не умыться,
Не наесться, не напиться.
Смею вам я доложить:
Без неё нам не прожить.
– Что же такого особенного в ней? Вода – самое удивительное и полное тайн вещество, (см. Приложение 1)
– Посмотрите, как выглядит наша Земля из космоса. Если бы земля быстро вращалась, то она казалась бы вся голубой.
Вода занимает три четверти поверхности земного шара. Вода повсюду. В воздухе, под землёй, в огромных скоплениях льда у Северного и Южного полюсов.
Вода входит в состав любого живого организма. Она содержится во всех частях растений. Сок в плодах – это вода с растворёнными в ней различными веществами.
Наш организм в основном состоит из воды. Она содержится в крови. С помощью воды из организма удаляются вредные вещества.
Воду пьют поля и леса. Без неё не могут жить ни звери, ни птицы. Вода не только поит, но и кормит. По морям и океанам плавают тысячи рыболовных судов. Вода «добывает» электрический ток на электростанциях. Вода моет всех людей, города, машины, дороги. Вот она какая, вода!
– Многим кажется, что они хорошо знают воду. Но оказывается, не так всё просто в природе. В ней ещё много тайн. Учёные стараются разгадать их. А мы пока начнём с простого и постараемся определить свойства воды.
– Сегодня мы будем говорить о свойствах воды. (На доске записана тема урока.)
– Выясним свойства воды, выполняя практическую работу.
3. Практическая работа
– Вы сегодня побываете в роли учёных – исследователей.
– Проведём несколько опытов с целью определить свойства воды и значение этого
свойства для человека.
Опыт 1.
Демонстрирует учитель.
– На моём столе стоят разные сосуды, наполненные водой. Посмотрите, какой формы вода в них. О чём это говорит?
Вывод: вода не имеет формы, а приобретает форму сосуда, в котором находится (на доске рисунок – ассоциация: бесформенное пятно – вода не имеет формы).
– Чтобы обозначать свойства воды, я подобрала рисунки – ассоциации.
– Как вы понимаете эту ассоциацию?
– Когда человек использует это свойство воды? (Когда наливает воду в чайник, в чашку и т.д.).
Опыт 2.
Коллективная работа под руководством учителя.
– Возьмите полоски цветной бумаги, приложите каждую полоску к стакану воды и сравните цвет полоски бумаги и воды в стакане. Какого цвета вода?
Вывод: вода бесцветная (на доске прикрепляются несколько цветных полосок по ассоциации: есть цвет – нет цвета).
– Когда мы используем это свойство? (Когда готовим пищу, пьём чай и т.д.)
Опыт 3.
Коллективная работа.
– Опустите ложку в стакан с водой. Что наблюдаете?
Посмотрите: я опустила ложку в стакан с молоком. Что наблюдаете? (В
стакане с водой ложка видна, а в стакане с молоком её не видно).
Вывод: вода прозрачная (ассоциация: вода прозрачная – стекло прозрачное).
– Когда люди используют это свойство воды? (Когда рассматривают камешки на дне реки, рыбок в аквариуме и т.д.).
Опыт 4.
Коллективная работа.
– Зачерпните ложкой воду в стакане, наклоните ложку над стаканом. Что наблюдаете? (Вода перелилась в стакан.)
– Наблюдайте, что происходит с водой, когда вы несколько ее капель выльете на ровную поверхность.
(Она растекается в разные стороны.)
– Что будет происходить с этой водой, если наклонить эту поверхность? (Вода стекает под уклон.)
– Во всех этих случаях проявляется одно свойство воды. Какое?
Вывод: вода течёт (на доске учитель рисует стрелку, которая обозначает текучесть воды по ассоциации: течёт-движется).
– Когда человек использует это свойство? (Когда едят, пьют чай, моются и т.д.).
4. Физкультминутка
Опыт 5.
– Слышали ли вы выражение, что вода «сладкая»? Почему так иногда говорят? (Когда очень хочется пить.)
– Какой же вкус у воды? (Без вкуса.)
Вывод: вода без вкуса (на доске ассоциация: конфета-вкус).
– Когда человек использует это свойство воды? (Когда готовит пищу, т.д.)
– Знание этого свойства воды помогут тебе избежать употребления в пищу воды, которая имеет какой-то привкус или оттенок по цвету.
– Такая вода нанесет вред твоему организму.
Опыт 6.
– Когда мама печет пироги, аппетитный запах ты почувствуешь за дверями квартиры. Тонкий аромат издают духи, цветы.
– А чем пахнет вода? Понюхай ее и сделай вывод. (Вода не имеет запаха.)
Демонстрирует учитель.
– Посмотрите на две пробирки с жидкостями у меня в руках.
– Чем они похожи? (В них прозрачные жидкости.)
– Чем отличаются? (На одной есть полоска, а на другой нет.)
– Как вы думаете: в какой пробирке вода? (У ребят сомнение.)
– Для проведения эксперимента мне понадобятся несколько помощников. Им нужно будет почувствовать запах жидкостей в пробирках. Я расскажу, как это нужно правильно делать. (Правила вдыхания запаха: ладонью создать движение струи воздуха от пробирки к носу, вдохнуть воздух, почувствовать запах.)
Предложить помощникам почувствовать запахи жидкостей, поочерёдно открыть пробки. Результаты помощники сообщают тогда, когда понюхали обе жидкости. Результаты сравнить с записью у эксперта.
Вывод: вода не имеет запаха (ассоциация: нос-запах).
– Когда человек использует это свойство воды? (Когда отличает одну жидкость от другой.)
Опыт 7.
– Недавно на глаза мне попалась сказка, в которой содержался вопрос, на который вы, я думаю, поможете мне ответить. Два осла шли по дороге с кладью. Один был навьючен солью, а другой – ватой.
Первый осел едва передвигал ноги: так тяжела была его ноша. Второй осел шел весело и легко. Вскоре животным пришлось переходить речку. Осел, навьюченный солью, зашел в воду и стал купаться: он то ложился в воду, то снова становился на ноги. Когда осел вышел из воды, ноша его стала гораздо легче. Другой осел, глядя на первого, тоже стал купаться. Но чем дольше он купался, тем тяжелее становилась его поклажа. Почему же ноша первого осла после купания стала легче, а второго – тяжелее?
Коллективная работа.
– Положите в стакан кусочек сахара, размешайте. И основываясь на своем опыте скажите, что произошло? (вода стала сладкой)
Вывод: значит вода является растворителем (ассоциация – стакан с водой).
– Что же должен был нести второй осёл, чтобы с его грузом произошло то же самое?
– Вода универсальный растворитель. Растворяет почти все. Даже металлы, например, серебро. С давних пор известно народное средство, которым залечивали наружные раны и лечили желудочно-кишечные заболевания.
Эту воду можно получить и в домашних условиях — опустить в стакан с водой серебряную ложку. Через некоторое время мельчайшие частицы серебра растворятся – этого глазом увидеть нельзя.
– Подумайте, где в быту, в жизни человек использует это свойство воды? (При умывании, при приготовлении пищи, при стирке, уборке.)
– Вода – растворитель. Это хорошо или плохо?
– Но эта способность воды может нести в себе опасность. Какую? (Загрязнение воды.)
– Посмотрите сценку и скажите: о чем нас просит рыбка?
5. Сценка «Старик, старуха и рыбка»
Ведущий: Жил старик со своею старухой у самого синего моря. Говорит как-то старуха.
Старуха. Дурачина ты, простофиля! Воротись, поклонись Рыбке. Попроси у нее чистой водицы – наша-то совсем загрязнилась (подаёт старику кувшин).
Ведущий. Пришёл старик к синему морю, стал он кликать Золотую рыбку. Приплыла к нему Рыбка, спросила.
Рыбка. Чего тебе надобно, старче?
Ведущий. Ей с поклоном старик отвечает.
Старик. Пуще прежнего старуха вздурилась, не даёт старику мне покою. Надобно ей чистой водицы, наша-то совсем загрязнилась.
Рыбка берёт у старика кувшин, наливает чистой воды.
Рыбка. Не печалься, ступай себе с Богом! Возьми чистую водицу.
Старуха.
Как мне приятно выпить чаю –
Совсем не так, как в те года!
Спасибо, Рыбка золотая,
Что воду чистую дала.
Рыбка (обращаясь к залу и указывая на старуху).
Если лишь плясать и петь
И в мечтах всего хотеть,
Не поможет чудо вам,
Будет только горе там,
Где спускают все отходы
В наши реки, в наши воды.
Берегите воду сами,
Соревнуясь с чудесами!
– О чем же нас просит рыбка? (Ответы детей.)
6. Закрепление знаний
– Опираясь на план, расскажите о свойствах воды по указанным ассоциациям. (Ученики рассказывают об изученных свойствах воды по плану, который записан на доске)
План:
- Свойство воды.
- Как определить его.
- Как человек использует его.
После рассказов предложить детям закрыть глаза и, открыв их по команде, назвать свойство воды, на условное обозначение (рисунок), которого показывает учитель на доске.
7. Итог урока
– О чём мы говорили на уроке? О каких свойствах воды узнали?
Вода – одно из главных богатств на Земле. Трудно представить, что бы стало с нашей планетой, если бы исчезла пресная вода. А такая угроза уже существует. От загрязнения воды страдает всё живое, оно вредно и для жизни человека. Поэтому воду надо беречь.
– Запасов воды достаточно много на земле, но можем ли мы расходовать её без ограничений. (Ответы детей.)
– Я думаю, что вы должны соблюдать правила и одно из них звучит так:
Воду попусту не лей,
Дорожить водой умей,
Закрывай покрепче кран,
Чтоб не вытек океан.
– Что следует из этого правила?