Кто из родителей не хотел бы, что бы его ребенок писал школьные сочинения на «отлично»? Кто не хотел бы, что бы он стал успешным в работе, в жизни? Значение красивой и развитой связной речи для формирования разносторонней личности трудно переоценить.
Состояние речи современных детей далеко от идеального. У детей ограниченный словарный запас, большое количество аграмматизмов, бедные однотипные синтаксические конструкции. Таким детям необходима коррекционная помощь.
Коррекционная работа в логопедической группе чаще начинается с 4–5-летнего возраста. На первом этапе необходимо расширять словарный запас и формировать словосочетания типа «прилагательное + существительное», согласованны в роде и числе, а также упражнять в умении составлять и употреблять двусоставные предложения с дополнением, с определением.
На примере темы «Весна» рассмотрим элементы занятия по развитию речи в средней группе.
Вид работы:
- Подбор определений, составление словосочетаний. Варианты ответов детей: грязный снег, зернистый снег, тяжелый снег, темный снег, рыхлый снег. Голубое небо, яркое небо, чистое небо, светлое небо. Теплое солнце, яркое солнце, ласковое солнце. И т.д.
- Подбор глаголов и составление предложений. Варианты ответов детей: Ручьи бегут. Ручьи звенят. Ручьи журчат. И т.д.
- Составление короткого описательного рассказа (с опорой на картинный план). «Наступила весна. Небо стало голубым. Светит яркое солнце. Снег тает. Бегут ручьи. Прилетают перелетные птицы. Ребята пускают кораблики».
Эта же тема в старшей группе рассматривается с точки зрения формирования более сложных синтаксических конструкций, а именно распространенных предложений с дополнением и определением, осложненных однородными членами и сложносочиненных предложений.
Фраза «прилагательное + существительное» согласуется уже и в падеже. Закрепляется правильное согласование существительного с числительным в именительном падеже.
Варианты предложений, которые составляют дети:
Наступила теплая весна
Наступила долгожданная весна.
Небо стало голубым и высоким.
Небо стало чистым и ярким.
Снег стал зернистым и тяжелым.
Журчат и бегут веселые ручьи.
Прилетают скворцы и журавли.
Прилетают ласточки и грачи.
Дни становятся длиннее, а ночи короче.
Взрослые обрезают ветви деревьев и убирают мусор.
Люди надевают резиновые сапоги и легкие куртки.
Дети пускают кораблики и качаются на качелях. и т.д.
Рассказ, составленный детьми на основе картинного плана.
«Насупила долгожданная весна. Солнце светит ярче и теплее. Небо стало голубым и высоким. Темный снег и зернистый снег тает. Журчат и бегут веселые ручьи. На реке идет ледоход. Прилетают ласточки и грачи. На деревьях набухают почки. Скоро появятся молодые листочки. Из-под снега появляются проталины. На них расцветают первые подснежники. Медведь просыпается после зимней спячке и вылезает из берлоги. Хорошо весной!»
В подготовительной группе дети учатся составлять сложноподчиненные предложения и использовать их в речи. Продолжается работа над согласованием прилагательного с существительным в падежах. Отрабатываются фразы «числительное + существительное» по падежам, составляются фразы типа «числительное + прилагательное + существительное». Рассказ еще более усложняется.
Пример этого – конспект занятия по развитию речи в подготовительной логопедической группе на тему «Ранняя весна».
Цели:
- Формировать навык составления рассказа – описание о весне с опорой на картинный план.
- Тренировать умение употреблять сложносочиненные предложения с союзом когда.
- Упражнять в образовании родительного падежа мн.ч. существительных. .
- Закреплять навык образования родственных слов.
- Развивать внимание, помять, мышление.
- Упражнять в употреблении предложений с однородными членами.
Пособия: табличка «Когда»; сюжетная картинка «Весна»;предметные картинки (№1)– проталина ,сосулька ,ручей ,льдина ,лужа ,почка ,лист ,дерево ,птица ,звери ; предметные картинки (№2) – солнце, небо, снег, проталина, подснежник, ручей, ветка, ледоход, сосульки, птицы, медведь, заяц, одежда ; картинки со смайликами; картинка «Грач»
Ход занятия
1. Организационный момент. Образование родительного падежа мн.ч. существительных.
Логопед: Кто скажет красиво и правильно «много чего? много кого?», тот и сядет.
(Показ предметных картинок № 1) луч – много лучей и т.д.
2. Отгадывание «Закрытой картинки». Решение проблемной ситуации. Установление причинно-следственных связей.
Логопед: Отгадайте мою «закрытую картинку». Там Кто или Что?
(Детям показывается картинка, перевернутая тыльной стороной.)
Дети отгадывают, перечисляя обобщающие понятия.
Дети: Там транспорт?
Логопед: Нет.
(Овощи, мебель, животные и т.д.)
Дети: Там птицы?
Логопед: Да, там птица. Отгадайте какая, если она живет около дома, если она зимует с нами, или улетает на зиму?
Дети: Там домашняя птица?
Логопед: Нет.
Дети: Там зимующая птица?
Логопед: Нет.
Дети: Там перелетная птица?
Логопед: Правильно, вы угадали, там перелетная птица. Какие звуки она издает? (Крякает, гогочет, курлыкает…)
Дети: Она кричит?
Логопед: Да. Так кто же это?
Дети: Это грач?
Логопед: Молодцы, вы угадали (показ картинки). Скажите, ребята, что будет, если грач останется.
Дети: Он погибнет от голода и холода.
Логопед: А почему перелетные птицы возвращаются?
Дети: Потому что стало тепло, появилась еда.
Логопед: А почему стало тепло?
Дети: Потому что наступила весна.
Логопед: А почему весной становится тепло?
Дети: Потому что солнце светит ярче, теплее.
Логопед: Молодцы!
3. Релаксация. Подбор родственных слов
Логопед: Вот вам новое задание: закройте глаза и послушайте
Мы слова похожи,
Как родственники схожи.
Мы живем одной семьей,
Поиграть хотим с тобой!
А теперь открывайте глаза. Назовите похожие слова к слову «Весна»
Дети: Весенний, веснушки, веснянка
Логопед: Молодцы, подберите похожие слова к слову «Вода».
Дети: Водичка, водный, водяной, водопад, водолаз, водопровод ,наводнение, подводный…
Логопед: Правильно.
4. Называние весенних примет (с опорой на предметные картинки). Составление сложноподчиненных предложений с союзом «Когда»
Логопед: А сейчас вы будете говорить длинные красивые предложения со словом «Когда». (Выставляется табличка со словом «Когда».) Когда наступает весна, что бывает? (Выставляются предметные картинки №2.)
Дети:
– Когда наступает весна, солнце светит ярче.
– Когда наступает весна, небо становится голубым и чистым.
– Когда наступает весна, снег становится грязным, тяжелым и зернистым.
– Когда наступает весна, снег тает и появляются проталины.
– Когда наступает весна, бегут и журчат ручьи.
– Когда наступает весна, на проталинах появляются первые подснежники.
– Когда наступает весна, на реке начинается ледоход.
– Когда наступает весна, на деревьях набухают почки.
– Когда наступает весна, появляются молодые клейкие листочки.
– Когда наступает весна, возвращаются перелетные птицы.
– Когда наступает весна, медведь просыпается от зимней спячки.
– Когда наступает зима, заяц меняет шубку с белой на серую.
– Когда наступает зима, люди надевают резиновые сапоги и легкие куртки.
– Когда наступает весна, дети пускают кораблики.
Логопед: Умницы!
5. Физкультминутка. «Весенний день»
Солнце подняло ресницы. – поднять руки вверх Суетятся снова птицы. – взмахи рук в стороны И бежит, журчит ручей. – руки перед собой, движения сомкнутыми ладонями вправо – влево. Сразу стало веселей. – улыбки Сил и радости полна, – махи руками над головой В гости к нам пришла весна! – руки к груди и в стороны
6. Составление рассказа – описания с опорой на картинный план (таблица с союзом «когда» убирается, предметные картинки остаются)
Насупила долгожданная весна. Солнце светит ярче. Небо становится голубым и чистым. Снег стал темным и зернистым (тяжелым и грязным). С крыш свисают сосульки и звенит капель. Снег тает и появляется лужи. Из-под снега появляется черные проталины. На них расцветают подснежники и мать-и-мачеха. На реке начинается ледоход. Бегут и журчат ручьи. Медведь просыпается после зимней спячки и вылезает из берлоги. Заяц меняет шубку с белой на серую. Прилетают (возвращаются) грачи и ласточки (журавли и скворцы). Люди надевают резиновые сапоги и легкие куртки. Дети пускают кораблики. Ребятам весело, потому что пришла весна!
Дети составляют рассказ сначала по цепочке, затем самостоятельно.
Усложнение на 3-й и последующие рассказы: закрыть или перевернуть некоторые (2, 3, 4) предметные картинки.
Логопед: Все молодцы. Рассказ получился красивый.
7. Итог занятия
Логопед: Что мы сегодня делали?
Дети: Мы говорили о весне.
Логопед: Кому понравилось, поднимите красные смайлики.
Логопед: Кому было сложно, поднимите зеленые смайлики.
Логопед: Все молодцы! Занятие закончено. До свидания!