Обучение рассказыванию дошкольников с речевыми проблемами

Разделы: Логопедия


Кто из родителей не хотел бы, что бы его ребенок писал школьные сочинения на «отлично»? Кто не хотел бы, что бы он стал успешным в работе, в жизни? Значение красивой и развитой связной речи для формирования разносторонней личности трудно переоценить.

Состояние речи современных детей далеко от идеального. У детей ограниченный словарный запас, большое количество аграмматизмов, бедные однотипные синтаксические конструкции. Таким детям необходима коррекционная помощь.

Коррекционная работа в логопедической группе чаще начинается с 4–5-летнего возраста. На первом этапе необходимо расширять словарный запас и формировать словосочетания типа «прилагательное + существительное», согласованны в роде и числе, а также упражнять в умении составлять и употреблять двусоставные предложения с дополнением, с определением.

На примере темы «Весна» рассмотрим элементы занятия по развитию речи в средней группе.

Вид работы:

  • Подбор определений, составление словосочетаний. Варианты ответов детей: грязный снег, зернистый снег, тяжелый снег, темный снег, рыхлый снег. Голубое небо, яркое небо, чистое небо, светлое небо. Теплое солнце, яркое солнце, ласковое солнце. И т.д.
  • Подбор глаголов и составление предложений. Варианты ответов детей: Ручьи бегут. Ручьи звенят. Ручьи журчат. И т.д.
  • Составление короткого описательного рассказа (с опорой на картинный план). «Наступила весна. Небо стало голубым. Светит яркое солнце. Снег тает. Бегут ручьи. Прилетают перелетные птицы. Ребята пускают кораблики».

Эта же тема в старшей группе рассматривается с точки зрения формирования более сложных синтаксических конструкций, а именно распространенных предложений с дополнением и определением, осложненных однородными членами и сложносочиненных предложений.

Фраза «прилагательное + существительное» согласуется уже и в падеже. Закрепляется правильное согласование существительного с числительным в именительном падеже.

Варианты предложений, которые составляют дети:

Наступила теплая весна
Наступила долгожданная весна.
Небо стало голубым и высоким.
Небо стало чистым и ярким.
Снег стал зернистым и тяжелым.
Журчат и бегут веселые ручьи.
Прилетают скворцы и журавли.
Прилетают ласточки и грачи.
Дни становятся длиннее, а ночи короче.
Взрослые обрезают ветви деревьев и убирают мусор.
Люди надевают резиновые сапоги и легкие куртки.

Дети пускают кораблики и качаются на качелях. и т.д.

Рассказ, составленный детьми на основе картинного плана.

«Насупила долгожданная весна. Солнце светит ярче и теплее. Небо стало голубым и высоким. Темный снег и зернистый снег тает. Журчат и бегут веселые ручьи. На реке идет ледоход. Прилетают ласточки и грачи. На деревьях набухают почки. Скоро появятся молодые листочки. Из-под снега появляются проталины. На них расцветают первые подснежники. Медведь просыпается после зимней спячке и вылезает из берлоги. Хорошо весной!»

В подготовительной группе дети учатся составлять сложноподчиненные предложения и использовать их в речи. Продолжается работа над согласованием прилагательного с существительным в падежах. Отрабатываются фразы «числительное + существительное» по падежам, составляются фразы типа «числительное + прилагательное + существительное». Рассказ еще более усложняется.

Пример этого – конспект занятия по развитию речи в подготовительной логопедической группе на тему «Ранняя весна».

Цели:

  • Формировать навык составления рассказа – описание о весне с опорой на картинный план.
  • Тренировать умение употреблять сложносочиненные предложения с союзом когда.
  • Упражнять в образовании родительного падежа мн.ч. существительных. .
  • Закреплять навык образования родственных слов.
  • Развивать внимание, помять, мышление.
  • Упражнять в употреблении предложений с однородными членами.

Пособия: табличка «Когда»; сюжетная картинка «Весна»;предметные картинки (№1)– проталина ,сосулька ,ручей ,льдина ,лужа ,почка ,лист ,дерево ,птица ,звери ; предметные картинки (№2) – солнце, небо, снег, проталина, подснежник, ручей, ветка, ледоход, сосульки, птицы, медведь, заяц, одежда ; картинки со смайликами; картинка «Грач»

Ход занятия

1. Организационный момент. Образование родительного падежа мн.ч. существительных.

Логопед: Кто скажет красиво и правильно «много чего? много кого?», тот и сядет.

(Показ предметных картинок № 1) луч – много лучей и т.д.

2. Отгадывание «Закрытой картинки». Решение проблемной ситуации. Установление причинно-следственных связей.

Логопед: Отгадайте мою «закрытую картинку». Там Кто или Что?

(Детям показывается картинка, перевернутая тыльной стороной.)
Дети отгадывают, перечисляя обобщающие понятия.

Дети: Там транспорт?

Логопед: Нет.

(Овощи, мебель, животные и т.д.)

Дети: Там птицы?

Логопед: Да, там птица. Отгадайте какая, если она живет около дома, если она зимует с нами, или улетает на зиму?

Дети: Там домашняя птица?

Логопед: Нет.

Дети: Там зимующая птица?

Логопед: Нет.

Дети: Там перелетная птица?

Логопед: Правильно, вы угадали, там перелетная птица. Какие звуки она издает? (Крякает, гогочет, курлыкает…)

Дети: Она кричит?

Логопед: Да. Так кто же это?

Дети: Это грач?

Логопед: Молодцы, вы угадали (показ картинки). Скажите, ребята, что будет, если грач останется.

Дети: Он погибнет от голода и холода.

Логопед: А почему перелетные птицы возвращаются?

Дети: Потому что стало тепло, появилась еда.

Логопед: А почему стало тепло?

Дети: Потому что наступила весна.

Логопед: А почему весной становится тепло?

Дети: Потому что солнце светит ярче, теплее.

Логопед: Молодцы!

3. Релаксация. Подбор родственных слов

Логопед: Вот вам новое задание: закройте глаза и послушайте

Мы слова похожи,
Как родственники схожи.
Мы живем одной семьей,
Поиграть хотим с тобой!

А теперь открывайте глаза. Назовите похожие слова к слову «Весна»

Дети: Весенний, веснушки, веснянка

Логопед: Молодцы, подберите похожие слова к слову «Вода».

Дети: Водичка, водный, водяной, водопад, водолаз, водопровод ,наводнение, подводный…

Логопед: Правильно.

4. Называние весенних примет (с опорой на предметные картинки). Составление сложноподчиненных предложений с союзом «Когда»

Логопед: А сейчас вы будете говорить длинные красивые предложения со словом «Когда». (Выставляется табличка со словом «Когда».) Когда наступает весна, что бывает? (Выставляются предметные картинки №2.)

Дети:

Когда наступает весна, солнце светит ярче.
– Когда наступает весна, небо становится голубым и чистым.
– Когда наступает весна, снег становится грязным, тяжелым и зернистым.
– Когда наступает весна, снег тает и появляются проталины.
– Когда наступает весна, бегут и журчат ручьи.
– Когда наступает весна, на проталинах появляются первые подснежники.
– Когда наступает весна, на реке начинается ледоход.
– Когда наступает весна, на деревьях набухают почки.
– Когда наступает весна, появляются молодые клейкие листочки.
– Когда наступает весна, возвращаются перелетные птицы.
– Когда наступает весна, медведь просыпается от зимней спячки.
– Когда наступает зима, заяц меняет шубку с белой на серую.
– Когда наступает зима, люди надевают резиновые сапоги и легкие куртки.
– Когда наступает весна, дети пускают кораблики.

Логопед: Умницы!

5. Физкультминутка. «Весенний день»

Солнце подняло ресницы. – поднять руки вверх
Суетятся снова птицы. – взмахи рук в стороны
И бежит, журчит ручей. – руки перед собой, движения сомкнутыми ладонями вправо – влево.
Сразу стало веселей. – улыбки
Сил и радости полна, – махи руками над головой
В гости к нам пришла весна! – руки к груди и в стороны

6. Составление рассказа – описания с опорой на картинный план (таблица с союзом «когда» убирается, предметные картинки остаются)

Насупила долгожданная весна. Солнце светит ярче. Небо становится голубым и чистым. Снег стал темным и зернистым (тяжелым и грязным). С крыш свисают сосульки и звенит капель. Снег тает и появляется лужи. Из-под снега появляется черные проталины. На них расцветают подснежники и мать-и-мачеха. На реке начинается ледоход. Бегут и журчат ручьи. Медведь просыпается после зимней спячки и вылезает из берлоги. Заяц меняет шубку с белой на серую. Прилетают (возвращаются) грачи и ласточки (журавли и скворцы). Люди надевают резиновые сапоги и легкие куртки. Дети пускают кораблики. Ребятам весело, потому что пришла весна!

Дети составляют рассказ сначала по цепочке, затем самостоятельно.

Усложнение на 3-й и последующие рассказы: закрыть или перевернуть некоторые (2, 3, 4) предметные картинки.

Логопед: Все молодцы. Рассказ получился красивый.

7. Итог занятия

Логопед: Что мы сегодня делали?

Дети: Мы говорили о весне.

Логопед: Кому понравилось, поднимите красные смайлики.

Логопед: Кому было сложно, поднимите зеленые смайлики.

Логопед: Все молодцы! Занятие закончено. До свидания!