Цель урока:
- Выработать умение применять теоретические сведения (признак, свойства, теорему о трех перпендикулярах) к решению задач.
- Учащиеся должны знать формулировки определения и теорем, уметь применять их в решении задач для доказательств и обоснований построений, овладеть умением нахождения расстояния между скрещивающимися прямыми.
Тип урока: закрепление ранее полученных знаний.
Форма проведения урока: урок-исследование.
Оборудование:
- мультимедийный проектор;
- папка с заданиями для исследования;
- оценочные листы;
- компьютер с выходом в интернет.
Этапы урока:
- Организационный этап (мотивация, оформление оценочного листа) – 2 минуты.
- Этап проверки домашнего задания – 3 минуты.
- Этап презентации интеллект-карты – 2 минуты.
- Этап актуализации опорных знаний – 5 минут.
- Этап целеполагания – 1минута.
- Этап решения опорных задач– 8 минут.
- Этап отдыха и психологической разгрузки – 1 минута.
- Этап решения исследовательской задачи– 15 минут.
- Этап презентации полученных результатов – 5 минут.
- Этап рефлексии настроения – 2 минуты.
- Этап подведения итогов занятия – 3 минуты.
Ход урока
Технологическая карта урока (см. Приложение 1).
Для проведения урока класс делится на три группы, в каждой из которых выбирается руководитель. Каждому ученику выдается оценочный лист (см. Приложение 2).
На этапе проверки домашнего задания руководители групп сравнивают ответы и решения задач домашней работы у участников своей группы. Учащиеся выполняют взаимопроверку по готовым ответам, выставляют баллы в оценочный лист.
Этап презентации интеллект-карты: учащиеся в своей группе выбирают лучшую интеллект-карту и презентуют ее для класса.
Этап актуализации опорных знаний.
Тестовые задания:
1. Прямая перпендикулярна плоскости, если она:
а) перпендикулярна прямой, лежащей в этой плоскости;
b) перпендикулярна любой прямой, лежащей в этой плоскости;
с) перпендикулярна двум пересекающимся прямым, лежащим в этой плоскости;
d) имеет с этой плоскостью общую точку.
2. Из точки C к плоскости проведены две наклонные CA и CB, длины которых сооответственно равны 5 и . Найдите длину проекции наклонной CB на плоскость, если длина проекции наклонной CА равна 3:
а) 8;
b) 4;
с) 10.
3. Ребро SB пирамиды SABCD, основанием которой служит квадрат ABCD, перпендикулярно плоскости основания. O – точка пересечения диагоналей основания. Расстояние от точки A до плоскости SBD равно длине отрезка.
Рисунок 1
a) AB;
b) AO;
c) AD.
4. Точка O – точка пересечения медиан основания A1B1C1 правильной призмы ABCA1B1C1, точка F – середина ребра B1C1. Расстояние от точки С1 до плоскости AA1F равно длине отрезка.
Рисунок 2
a) C1A1;
b) CO;
c) C1F.
5. Ребро SA пирамиды SABC, основанием которой служит правильный треугольник ABC, перпендикулярно плоскости основания. Точка O – точка пересечения медиан треугольника ABC, точка F – середина ребра BC. Расстояние от точки С до плоскости ASF равно длине отрезка.
Рисунок 3
a) CA;
b) CO;
c) CF.
Ключ к тесту:
- c, b.
- a.
- b.
- c.
- c.
Учащиеся отвечают на вопросы по тесту, затем осуществляют самопроверку после предоставления ключа к тесту и выставляют соответствующие баллы в оценочный лист.
Путем наводящих вопросов учащиеся подводятся к постановке целей урока.
Этап применения полученных знаний в стандартных условиях:
Ученики решают типовые задачи по готовым чертежам с применением знаний по данной теме (см. Приложение 3).
Этап отдыха и психологической разгрузки (звучит тихая расслабляющая музыка, проходит физкультминутка).
Этап решения исследовательской задачи.
Учащимся предоставляется текст задачи и дается возможность поиска различных способов решения. Пути поиска решений различны (от самостоятельного обдумывания решения задачи до поиска методов решения в сети интернет.
Условие задачи. Ребро куба равно а. Найти расстояние между прямыми, на которых лежат скрещивающиеся диагонали двух смежных граней куба.
Применим различные методы исследования к данной задаче:
- по определению;
- методом проекций;
- методом объемов;
- методом координат.
Перед каждой группой стоит задача – показать и доказать применение одного метода (по желанию) для нахождения расстояния между скрещивающимися прямыми. Завершающим этапом исследования задачи стала защита наиболее понравившегося способа и выставление баллов о оценочный лист.
Этап рефлексии настроения.
Учитель обеспечивает возможность высказать впечатления от урока любому ученику.
Этап рефлексии и подведения итогов занятия.
Учащиеся самостоятельно подводят итоги урока, по оценочным листам дают оценку своей деятельности и выбирают в соответствии с ней домашнее задание.
Для проведения урока используется презентация (см. Приложение 4).