Одной из задач современного образования и воспитания является обращение к национальным, культурным традициям своего народа, родного края, формирование у детей интереса, уважения, бережного отношения к своим истокам.
Мы живем на Русском Севере, богатом своим культурным наследием. Поэтому, обращаясь к наследию родного края, учитель решает задачи не только обучения, но сохранения традиций. На региональный компонент в школьной программе отводится 10 процентов учебного времени.
Введение регионального компонента в содержание предмета музыка можно продемонстрировать на примере программы под редакцией Д.Б. Кабалевского.
Тема первого полугодия в четвертом классе звучит следующим образом: "Музыка моего народа". В рамках изучения темы представляется возможным выделить пять основных моментов.
После того, как на уроках музыки прозвучит р.н.песня " Вниз по матушке, по Волге", задаем детям вопрос: "А как вы думаете про нашу Северную Двину сложены песни?"Далее звучит песня "Из-под ели река протекла, протекла подо все города" . С классом идет разговор о характере музыки, отмечаем плавное течение мелодии, как течение реки.
В сентябре месяце в школе традиционно проводится декада краеведения. На уроках музыки звучит "Гимн Архангельска", утвержденный 19 июня 2009 года. В рамках темы полугодия отмечаем, что этот гимн написан в духе русской народной песни (плавность, протяжность мелодии, распевы). Гимн исполняется женским хором. Далее учитель рассказывает о Государственном академическом Северном русском народном хоре.
При изучении темы урока "Частушка" ведется разговор об особенностях жанра, разучиваются "Северные частушки". Учитель задает ученикам в качестве домашнего задания сочинить частушку о родном крае, о родном городе.
На одном из уроков звучит хор "Славься" из оперы "Жизнь за царя" М.И. Глинки. Говоря о составе исполнителей, отмечается, что в состав симфонического оркестра композитор вводит колокола. И далее следует рассказ учителя о национально-самобытном искусстве колокольного звона, особенностях северных звонов, о ярком представителе школы звонарей Иване Данилове. Учитель подчеркивает, что именно на Севере в музее деревянного зодчества началось возрождение искусства колокольного звона.
На уроке "Плясовая песня" звучит аудиозапись русской народной песни "Ты, береза" в исполнении Красноборского хора. Запись сделана во время концерта, который проходил в рамках Международного фольклорного фестиваля "Жемчужина Севера". Учитель рассказывает ученикам об истории фестиваля. В ходе урока звучит рассказ о празднике Троица. Из рассказа учителя ученики узнают об этом празднике и особенностях его проведения на Севере. При разучивании песни с учениками, их внимание обращается на многовариантность песни. Ученики слушали вариант исполнения Красноборского района, а разучивали вариант Пинежского района Архангельской области. Кроме того, учитель обращает внимание ребят на диалект.
Данный материал можно использовать на уроках музыки, работая по программам других авторов.
Список литературы
- Веретенце. Музыкальный фольклор в начальной школе. Сост. Дойницына Л.А. - Архангельск: АОИППК, 1999.
- Веретенце. Музыкальный фольклор в средней школе. Сост. Ивкова Л.Ю. - Архангельск: АОИППК, 1999.
- Куприянова Л.Л. Русский фольклор. Факультативные программы. - М.: Дрофа, 2004.
- Аникин В.П. Русский фольклор. - М.: Высшая школа, 1987.
- Северный русский народный хор. - М.: Советская Россия, 1970.
- Учебные программы для начальной школы с национально-региональным компонентом. - Архангельск: ПГУ, 1994.