Цели урока:
- воспитание информационной культуры учащихся, внимательности, аккуратности, дисциплинированности;
- развитие познавательных интересов, навыков работы с компьютером, самоконтроля.
- формирование умения грамотно излагать свою точку зрения
Задачи урока:
- развивать логическое и алгоритмическое мышление, умение анализировать делать выводы;
- ввести понятие алгоритма и исполнителя;
- отработать навык по созданию алгоритмов, поиску ошибок и исправлению.
Оборудование: компьютерная презентация, мультимедийный проектор, компьютеры, карточки.
План урока:
- Вхождение в учебную деятельность.
- Изучение нового материала.
- Работа на ПК.
- Домашнее задание.
- Подведение итогов.
ХОД УРОКА
I. Вхождение в учебную деятельность
Создание положительного эмоционального настроя на работу
Звучит музыка. (Презентация)
– Сегодня я хочу подарить вам ключ, который открывает все « замки» в душах людей. Знаете ли вы такой ключ? Это улыбка. Красиво улыбаться нужно уметь. Подарите мне улыбку. Я сегодня с вами, я помогаю вам, у вас все получится. Повернитесь к своему соседу и подарите ему улыбку. Сегодня нам предстоит побывать в сказке, а помогать нам в изучении материала помогут сказочные герои.
II. Изучение нового материала
1. Введение в тему урока
Сейчас мы с вами проведем небольшую разминку, нам необходимо будет расшифровать слово, это и будет тема урока (на доске нет темы урока, учащимся разгадывают ребус).
2. Целеполагание, постановка учебных задач (учащиеся
сами ставят цели, учителю необходимо более
конкретно сформулировать мысли школьников.
Цель нашего урока – выяснить, что такое алгоритм,
познакомить с историей возникновения данного
понятия, исполнителем алгоритма и системой
команд исполнителя, а также где в реальной жизни
мы встречаемся с алгоритмами ( учащиеся
записывают тему урока в тетради, а затем
определяют уровень знаний по этой теме).
Учитель: Урок мы начнем словами из знаменитого произведения Льюиса Кэррола «Алиса в стране чудес»:
«Алиса спрашивает у кролика:
– Куда мне надо идти?
Мудрый кролик ей отвечает:
– Все зависит от того, куда Вам надо прийти».
Эти слова имеют глубокий смысл. Зачастую мы не
находим решения задачи или какой-нибудь проблемы
из-за того, что не можем выстроить правильно
последовательность своих действий. Умный
человек знает: чтобы не попасть впросак и
добиться желаемой цели, нужно заранее
продумывать и планировать свои действия. А как
это сделать?
Ученики: Нужно составить план.
– А детальный план действий – это и есть
алгоритм. Вот мы и подошли к теме нашего урока, к
понятию «Алгоритм».
Безусловно, с понятием алгоритм вы уже
встречались ранее: на уроках информатики в
младших классах, в жизни, однако никогда не
задумывались над тем, какое количество
алгоритмов вам известно. План с подробным
описанием действий, необходимых для получения
ожидаемого результата, получил название
алгоритма.
Учащимся предлагается познакомиться с историей
возникновения понятия «алгоритм»( на экране план
действий на уроке).
3. Колесо истории
(К доске выходят двое учащихся, которые знакомят с происхождением слова «алгоритм», одновременно на экране воспроизводятся слайды с этой информацией)
– Происхождение слова «алгоритм» связано с именем великого математика Мухаммеда аль- Хорезми. Мухаммед аль-Хорезми был родом из Хорезма, на что указывает его имя. Перу этого ученого принадлежит книга по математике, которая в течение нескольких столетий пользовалась широкой популярностью. В ней аль-Хорезми сформулировал правила выполнения четырех арифметических действий над многозначными числами. Со временем способы решения разнообразных задач стали называть алгоритмами.
Жил когда-то ал-Хорезми,
Был арабским мудрецом,
Он считал – всего полезней
Чисел всяких быть жрецом.
Ал-Хорезми сам придумал
Правил действий свод простой,
Получал он проще сумму
И любой ответ другой.
Эти правила доселе
Люди учат, помнят, чтут, –
А науку в самом деле
АРИФМЕТИКОЙ зовут.
В честь ученого назвали
Правил новых стиль и ритм,
Вот тогда и записали:
Ал-Хорезми – алгоритм.
Метод или предписанье,
Способ или же рецепт –
«Алгоритм» всему названье
Уже много-много лет.
– Вы помогаете своим родителям по дому? Что вы делаете? (Учащиеся дают свои ответы)
– А сейчас мы совсем не надолго заглянем в гости к Золушке. Помните, уезжая на бал мачеха строго-настрого приказала золушке выполнить её поручения а чтобы она ничего не забыла, подготовила памятки действий. Посмотрите и вы эти памятки, определите, правильны ли их записи? Если найдёте ошибки – исправьте их (организуется работа в группах).
- Проверить правильность записи действий при уборке квартиры пылесосом.
- Проверить правильность записи действий при мытье посуды.
- Проверить правильность записи действий при поливе цветов.
УБОРКА КВАРТИРЫ С ПОМОЩЬЮ ПЫЛЕСОСА
- Принести пылесос в комнату.
- Подключить к сети.
- Нажать ВКЛ на корпусе.
- Нажать ВЫКЛ на корпусе.
- Пропылесосить.
- Отключить от сети.
- Поставить на место.
ВЫМОЙ ТАРЕЛКУ
- Открой кран.
- Возьми тарелку.
- Вымой тарелку.
- Поставь в шкаф.
- Закрой кран.
ПОЛЕЙ ЦВЕТОК
- Возьми лейку.
- Открой кран.
- Наполни лейку водой.
- Полей цветок.
- Поставь лейку на место.
(Заслушиваются выступления групп).
– Ребята, на примерах мы с вами видели, что мало написать какой-то порядок действий. Нужно обязательно его проверить, так как в нем могут быть ошибки. Какой вывод вы можете сформулировать?
Вывод 1: необходимо выполнять строгий порядок действий, приводящих к конкретному результату.
Вывод 2: необходимо проверить последовательность действий, нет ли пропусков или лишних действий.
Общий вывод: действия и порядок действий нужны для того, чтобы, следуя им, получить желаемый результат.
4. Алгоритмы в нашей жизни
Алгоритм – это последовательность действий, которые требуется, выполнить, чтобы получить нужный результат.
5. Информационная минутка
– Где по вашему мнению вы встречались с алгоритмом в жизни?
В ходе диалога анализируются и обобщаются (последнее слово должно быть за учителем) ответы учащихся
6. Физкультминутка (музыкальное сопровождение)
Поднимает руки класс – это раз.
Покачали головой, потянулись вверх слегка – это
два.
А теперь замри – это три.
Далее учащиеся выполняют ряд заданий, которые освещены в презентации: в парах, индивидуально). Вводится понятие исполнителя.
III. Работа на ПК
Учащимся раздаются карточки с дифференцированным подходом. (Напомнить учащимся о правилах работы за компьютером.)
IV. Домашнее задание
В домашнее задание включено два задания:
1. Знать, что такое алгоритм.
2. Выберите разработку одного из алгоритмов.
Алгоритмы:
- «Собираюсь в школу»;
- «Собираюсь на рыбалку»;
- «Как построить скворечник»;
- «Как решить задачу по математике»;
- «Как сделать уборку дома».
V. Подведение итогов
– Итак, наш урок подходит к концу. Давайте проанализируем, что мы с вами сегодня успели сделать:
- получили знания по поиску ошибок и исправлению алгоритмов, по их составлению;
- разобрали, что такое алгоритм;
- физкультминутка – отдохнули.