Урок информатики по теме "Что такое алгоритм. Исполнители вокруг нас". 6-й класс

Разделы: Информатика, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 6


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (10 МБ)


Цели урока:

  • воспитание информационной культуры учащихся, внимательности, аккуратности, дисциплинированности;
  • развитие познавательных интересов, навыков работы с компьютером, самоконтроля.
  • формирование умения  грамотно излагать свою точку зрения

Задачи урока:

  • развивать логическое и алгоритмическое мышление, умение анализировать делать выводы;
  • ввести понятие алгоритма и исполнителя;
  • отработать навык по созданию алгоритмов, поиску ошибок и исправлению.

Оборудование: компьютерная презентация, мультимедийный проектор, компьютеры, карточки.

План урока:

  • Вхождение в учебную деятельность.
  • Изучение нового материала.
  • Работа на ПК.
  • Домашнее задание.
  • Подведение итогов.

ХОД УРОКА

I. Вхождение в учебную деятельность

Создание положительного эмоционального настроя на работу

Звучит музыка. (Презентация)

– Сегодня я хочу подарить вам ключ, который открывает все « замки» в душах людей. Знаете ли вы такой ключ? Это улыбка. Красиво улыбаться нужно уметь. Подарите мне улыбку. Я сегодня с вами, я помогаю вам, у вас все получится. Повернитесь к своему соседу и подарите ему улыбку. Сегодня нам предстоит побывать в сказке, а помогать нам в изучении материала помогут сказочные герои.

II. Изучение нового материала

1. Введение в тему урока

Сейчас мы с вами проведем небольшую разминку, нам необходимо будет расшифровать слово, это и будет тема урока (на доске нет темы урока, учащимся разгадывают ребус).

2. Целеполагание, постановка учебных задач (учащиеся сами ставят цели, учителю необходимо более конкретно сформулировать мысли школьников.
Цель нашего урока – выяснить, что такое алгоритм, познакомить с историей возникновения данного понятия, исполнителем алгоритма и системой команд исполнителя, а также где в реальной жизни мы встречаемся с алгоритмами ( учащиеся записывают тему урока в тетради, а затем определяют уровень знаний по этой теме).

Учитель: Урок мы начнем словами из знаменитого произведения Льюиса Кэррола «Алиса в стране чудес»:

«Алиса спрашивает у кролика:
– Куда мне надо идти?
Мудрый кролик ей отвечает:
– Все зависит от того, куда Вам надо прийти».
Эти слова имеют глубокий смысл. Зачастую мы не находим решения задачи или какой-нибудь проблемы из-за того, что не можем выстроить правильно последовательность своих действий. Умный человек знает: чтобы не попасть впросак и добиться желаемой цели, нужно заранее продумывать и планировать свои действия. А как это сделать?

Ученики: Нужно составить план.

– А детальный план действий – это и есть алгоритм. Вот мы и подошли к теме нашего урока, к понятию «Алгоритм».
Безусловно, с понятием алгоритм вы уже встречались ранее: на уроках информатики в младших классах, в жизни, однако никогда не задумывались над тем, какое количество алгоритмов вам известно. План с подробным описанием действий, необходимых для получения ожидаемого результата, получил название алгоритма.
Учащимся предлагается познакомиться с историей возникновения понятия «алгоритм»( на экране план действий на уроке).

3. Колесо истории

(К доске выходят двое учащихся, которые знакомят с происхождением слова «алгоритм», одновременно на экране воспроизводятся слайды с этой информацией)

– Происхождение слова «алгоритм» связано с именем великого математика Мухаммеда аль- Хорезми. Мухаммед аль-Хорезми был родом из Хорезма, на что указывает его имя. Перу этого ученого принадлежит книга по математике, которая в течение нескольких столетий пользовалась широкой популярностью. В ней аль-Хорезми сформулировал правила выполнения четырех арифметических действий над многозначными числами. Со временем способы решения разнообразных задач стали называть алгоритмами.

Жил когда-то ал-Хорезми,
Был арабским мудрецом,
Он считал – всего полезней
Чисел всяких быть жрецом.
Ал-Хорезми сам придумал
Правил действий свод простой,
Получал он проще сумму
И любой ответ другой.
Эти  правила доселе
Люди учат, помнят, чтут, –
А науку в самом деле
АРИФМЕТИКОЙ зовут.
В честь ученого назвали
Правил новых стиль и ритм,
Вот тогда и записали:
Ал-Хорезми – алгоритм.
Метод или предписанье,
Способ или же рецепт –
«Алгоритм» всему названье
Уже много-много лет.

– Вы помогаете своим родителям по дому? Что вы делаете? (Учащиеся дают свои ответы)

– А сейчас мы совсем не надолго заглянем в гости к Золушке. Помните, уезжая на бал мачеха строго-настрого приказала золушке выполнить её поручения а чтобы она ничего не забыла, подготовила памятки действий. Посмотрите и вы эти памятки, определите, правильны ли их записи? Если найдёте ошибки – исправьте их (организуется работа в группах).

  • Проверить правильность записи действий при уборке квартиры пылесосом.
  • Проверить правильность записи действий при мытье посуды.
  • Проверить правильность записи действий при поливе цветов.

УБОРКА КВАРТИРЫ С ПОМОЩЬЮ ПЫЛЕСОСА

  1. Принести пылесос в комнату.
  2. Подключить к сети.
  3. Нажать ВКЛ на корпусе.
  4. Нажать ВЫКЛ на корпусе.
  5. Пропылесосить.
  6. Отключить от сети.
  7. Поставить на место.

ВЫМОЙ ТАРЕЛКУ

  1. Открой кран.
  2. Возьми тарелку.
  3. Вымой тарелку.
  4. Поставь в шкаф.
  5. Закрой кран.

ПОЛЕЙ ЦВЕТОК

  1. Возьми лейку.
  2. Открой кран.
  3. Наполни лейку водой.
  4. Полей цветок.
  5. Поставь лейку на место.

(Заслушиваются выступления групп).

– Ребята, на примерах мы с вами видели, что мало написать какой-то порядок действий. Нужно обязательно его проверить, так как в нем могут быть ошибки. Какой вывод вы можете сформулировать?

Вывод 1: необходимо выполнять строгий порядок действий, приводящих к конкретному результату.

Вывод 2: необходимо проверить последовательность действий, нет ли пропусков или лишних действий.

Общий вывод: действия и порядок действий нужны для того, чтобы, следуя им, получить желаемый результат.

4. Алгоритмы в нашей жизни

Алгоритм – это последовательность действий, которые требуется, выполнить, чтобы получить нужный результат.

5. Информационная минутка

– Где по вашему мнению вы встречались с алгоритмом в жизни?

В ходе диалога анализируются и обобщаются  (последнее слово должно быть за учителем) ответы учащихся

6. Физкультминутка (музыкальное сопровождение)

Поднимает руки класс – это раз.
Покачали головой, потянулись вверх слегка – это два.
А теперь замри – это три.

Далее учащиеся выполняют ряд заданий, которые освещены в презентации: в парах, индивидуально). Вводится понятие исполнителя.

III. Работа на ПК

Учащимся раздаются карточки с дифференцированным подходом. (Напомнить учащимся о правилах работы за компьютером.)

IV. Домашнее задание

В домашнее задание  включено  два задания:

1. Знать, что такое алгоритм.
2. Выберите разработку одного из алгоритмов.
Алгоритмы:

  • «Собираюсь в школу»;
  • «Собираюсь на рыбалку»;
  • «Как построить скворечник»;
  • «Как решить задачу по математике»;
  • «Как сделать уборку дома».

V. Подведение итогов

– Итак, наш урок подходит к концу. Давайте проанализируем, что  мы с вами сегодня успели сделать:

  • получили знания по поиску ошибок и исправлению алгоритмов, по их составлению;
  • разобрали, что такое алгоритм;
  • физкультминутка – отдохнули.