Цели:
- Познакомить учащихся с творчеством Ивана Захаровича Сурикова на примере стихотворения «Детство», заинтересовать в изучении других его произведений.
- Учить работать с лирическим произведением, деля его на смысловые части, продолжать работу по выявлению главной мысли стихотворного текста.
- Учить находить в тексте изобразительные средства языка (олицетворения, эпитеты, сравнения) и приемы повторы), используемые автором, продолжать работать над выразительностью чтения, учить выделять голосом логические ударения и паузы.
- Воспитывать любовь к чтению, познавательный интерес.
- Развивать память, логическое мышление, речь.
Ход урока
I. Организационный момент.
1. Приветствие, проверка готовности.
2. Мотивация.
- У нас урок чтения. Нужно ли нам уметь читать? Для чего? Чему мы учимся на этом уроке?
II. Актуализация знаний.
- Какой раздел мы изучаем? («Стихи русских поэтов».)
- Знаете ли вы, что такое стихотворение? (Творение стихов, создание.)
- Что значит «творить»? (Создавать.)
- Кто создает стихи? ( Поэты.)
- Чтобы вспомнить, какими русскими поэтами мы уже познакомились, предлагаю немного поиграть. Сейчас некоторые из вас прочитают наизусть отрывки или стихотворения вам уже известных поэтов, а остальные будут отгадывать, кто автор?
«Кот поёт...» | Афанасий Афанасьевич Фет (Краснова К.) | |
«Славная осень...» | Алексей Николаевич Некрасов (Мищенко) | |
«Вот север, тучи нагоняя...» | Александр Сергеевич Пушкин (Орехова) | |
«Чародейкою зимою...» | Фёдор Иванович Тютчев (Гуркин) | |
«Русь» | Иван Савич Никитин (Оськин) |
Работа с таблицей.
Русские поэты
III. Сообщение темы, постановка учебных задач.
- Посмотрите, один портрет остался неоткрытым. Как думаете, почему? (Сегодня мы познакомимся с еще одним поэтом, прочитаем его стихотворение.)
Сегодня мы откроем для себя новое имя в разделе «Стихи Русских поэтов». Это Иван Захарович Суриков. Чтобы предположить, о чем пойдет речь в этом стихотворении, обратимся к опорным словам:
- Моя деревня
- мой дом
- качусь я в санках
- друзья-мальчишки
- Как думаете, о чем пойдет речь в стихотворении, какую тему затронул поэт? (О детях, зимних забавах.)
- В каком возрасте мы охватываем зимние забавы?
Стихотворение Ивана Захаровича Сурикова называется «Детство».
- Почему Суриков затронул эту тему в своем творчестве? (Детство – беззаботная пора.)
Многие писатели, художники, музыканты неоднократно в своем творчестве обращались к теме детства, потому что считали его самой беззаботной порой. Воспоминания о детстве у взрослых чаще всего вызывают смешанные чувства: чувства радости и сожаления.
- Как думаете, почему? (Радость – от пережитых событий, сожаление – время это уже не вернешь.)
IV. Словарная работа.
- Весь ты перезябнешь – замерзнешь.
- Ветхая шубенка – старая шубенка.
- Избу освещает – подставка для свечи.
- Огонёк светца.
- Сердце так и мрет – замирает.
- Сон смежит – закрыть, сомкнуть глаза.
- Омрачали – мрак (темнота). делали грустными, печальными.
V. Первичное чтение.
Первичное чтение осуществляет чтение.
- С каким чувством поэт говорит о своем детстве? (С чувством радости и сожаления.)
VI. Самостоятельное чтение учащимися.
- Какие события, происходившие с ним в детстве, описывает поэт?
После чтения обсуждается план и открывается на доске:
План:
Катание с горы |
↓ |
Тихий вечер в семье |
↓ |
Бабушкины сказки |
↓ |
Волшебный сон |
↓ |
Наступление утра |
VII. Самостоятельная работа.
Задание по группам: подготовить выразительное чтение, ответить на вопросы?
Первая группа:
- Что поэт считает своим домом?
- Какую картину описывает автор? (Катание с горы.)
- От чьего имени ведет рассказ поэт? (Мальчика.)
- Что происходит с мальчиком?
- Какие авторские приемы помогают поэту передать стремительность действия?
(Повтор: вот..., вот..., вот...)
Вторая группа:
- Что интересного заметили в лексическом строении текста? (Использованы
устаревшие слова.)
- Выберите и текста слова, которые использует поэт, чтобы показать особенности
того времени. в котором происходит действие? (Перезябнешь, ветхая.)
- Сравните «погоду дома» и «погоду за окном», что можете сказать?
Подтвердите ответ словами из текста. (Тихо все кругом/ вьюга воет за окном.)
- Как поэт говорит о вьюге, какое изобразительное средство языка использует?
(Олицетворение.) Докажите. («Наделяет» вьюгу способностями живого
существа.)
- Приведите примеры использования олицетворений другим автором? (Примеры из
стих. А.С. Пушкина.)
Третья группа:
-Что приснилось мальчику? Прочитайте.
- Какие изобразительные средства языка использовал поэт в данном отрывке?
(Сравнения.) Приведите примеры (Иван-царевич будто я.)
- Какие слова помогают вам найти сравнения в тексте (Слова-помощники:
будто, точно.)
Четверная группа:
- В каком настроении пребывает мальчик во время сна? (Эмоц. возбуждения,
страха).
-Как меняется настроение с наступлением утра? (Возбуждение и страх
сменяются покоем.)
- Как понимаете слова:
Весело текли вы,
Детские годы ?
- Какое изобразительное средство использует автор? (Олицетворение.)
- С чем поэт сравнивает детские годы? (С водой.)
- Почему? (Вода порой течет очень быстро, как и детство.)
VIII. Проверка самостоятельной работы учащихся.
- Выразительное чтение группами по частям.
- Выступление одного человека от группы.
IX. Фронтальная работа.
- Каким было детство мальчика? (Выборочное чтение.)
Детство мальчика было радостным и веселым.
- Для чего Суриков написал это стихотворение? (Чтобы рассказать о своем детстве.)
- Каким предстает поэт перед нами в этом стихотворении?
- Хотелось бы вам узнать, каким на самом деле было детство поэта?
Индивидуальное сообщение на тему: «Детство Сурикова».
Счастливое детство поэта прошло в деревне Новоселово Ярославской губернии. Семья его принадлежала к оброчным крестьянам графа Шереметева. Мать и бабушка, ласково опекавшие мальчика, оставили в его душе светлые воспоминания, ввели его в мир народных сказок и песен:
И начну у бабки Сказки я просить;
И начнёт мне бабка Сказку говорить ...
Детские годы, которые "весело текли", закончились, когда Ивану исполнилось 8 лет. Он уехал в Москву к отцу, хозяину овощной лавки. С тех пор мальчик был на побегушках сначала у отца, потом у дяди, испытывал постоянный голод и унижения. Скрасило ему жизнь знакомство с двумя богомолками, Одна из которых познакомила его с житиями святых, духовными стихами, другими книгами религиозного содержания, а вторая – с песенным творчеством русских поэтов.
Он сам пробовал писать стихи, много читал, черпая вдохновение у великих поэтов. Пушкиным, Лермонтовым, Кольцовым, Некрасовым, Майковым и другими он наслаждался втайне от отца, который сердито поучал мальчика: "Купцу лишняя книжность дохода не даст ..." Не возражая, не вступая в споры, Ваня продолжал покорно везти ненавистный "торговый воз" и до конца дней торговал железом и углём, разным тряпьём и ломом. Но была у него и другая, тайная жизнь: он писал светлые песни и грустные стихотворные истории о тяжёлой бедняцкой доле.
Сурикову исполнился 21 год, когда он познакомился с Плещеевым, которому осмелился показать свои стихи. Плещееву стихи понравились, одно из стихотворений с его помощью было опубликовано. С тех пор Суриков активно печатается в журналах. Его стихи перекладываются на музыку и становятся песнями, которые поются до сих пор и считаются народными: "Рябина", "Степь да степь кругом", песня о казни Степана Разина ... Первый сборник стихотворений Сурикова (1871) в течение короткого времени переиздаётся дважды.
Умер поэт от туберкулёза в возрасте сорока лет.
Для детей им написаны самые тёплые стихи, в которых оживает сказка и волшебство его детства, и фольклорные образы составляют сердцевину жизни ребёнка:
И на ум приходят детям
Бабушкины сказки:
Вот с метлой несется ведьма
На ночные пляски;
Вот над лесом мчится леший
С головой косматой,
А по небу, сыпля искры,
Змей летит крылатый.
И какие-то все в белом
Тени в поле ходят ...
Детям боязно – и дети
Огонёк разводят.
X. Итог урока.
- Подготовьтесь к концу урока.
- Что нового узнали? С каким русским поэтом познакомились?
- Чему учились? (Выразительному чтению и анализу стих. произведения.)
- Для чего нам это нужно? (Выразительно читать наизусть и понимать содержание прочитанного.)
- Чем необычно стихотворение?(Частая смена действий, событий.)
- Как художник может рассказать о своем детстве? (Нарисовать картины.)
ХI. Домашнее задание.
Чтение наизусть понравившейся части и её иллюстрирование.