Стихи русских поэтов. Иван Захарович Суриков "Детство"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  1. Познакомить учащихся с творчеством Ивана Захаровича Сурикова на примере стихотворения «Детство», заинтересовать в изучении других его произведений.
  2. Учить работать с лирическим произведением, деля его на смысловые части, продолжать работу по выявлению главной мысли стихотворного текста.
  3. Учить находить в тексте изобразительные средства языка (олицетворения, эпитеты, сравнения) и приемы повторы), используемые автором, продолжать работать над выразительностью чтения, учить выделять голосом логические ударения и паузы.
  4. Воспитывать любовь к чтению, познавательный интерес.
  5. Развивать память, логическое мышление, речь.

Ход урока

I. Организационный момент.

1. Приветствие, проверка готовности.

2. Мотивация.

- У нас урок чтения. Нужно ли нам уметь читать? Для чего? Чему мы учимся на этом уроке?

II. Актуализация знаний.

- Какой раздел мы изучаем? («Стихи русских поэтов».)

- Знаете ли вы, что такое стихотворение? (Творение стихов, создание.)

- Что значит «творить»? (Создавать.)

- Кто создает стихи? ( Поэты.)

- Чтобы вспомнить, какими русскими поэтами мы уже познакомились, предлагаю немного поиграть. Сейчас некоторые из вас прочитают наизусть отрывки или стихотворения вам уже известных поэтов, а остальные будут отгадывать, кто автор?

«Кот поёт...»   Афанасий Афанасьевич Фет (Краснова К.)
«Славная осень...»   Алексей Николаевич Некрасов (Мищенко)
«Вот север, тучи нагоняя...»   Александр Сергеевич Пушкин (Орехова)
«Чародейкою зимою...»   Фёдор Иванович Тютчев (Гуркин)
«Русь»   Иван Савич Никитин (Оськин)

Работа с таблицей.

Русские поэты

III. Сообщение темы, постановка учебных задач.

- Посмотрите, один портрет остался неоткрытым. Как думаете, почему? (Сегодня мы познакомимся с еще одним поэтом, прочитаем его стихотворение.)

Сегодня мы откроем для себя новое имя в разделе «Стихи Русских поэтов». Это Иван Захарович Суриков. Чтобы предположить, о чем пойдет речь в этом стихотворении, обратимся к опорным словам:

  • Моя деревня
  • мой дом
  • качусь я в санках
  • друзья-мальчишки

- Как думаете, о чем пойдет речь в стихотворении, какую тему затронул поэт? (О детях, зимних забавах.)

- В каком возрасте мы охватываем зимние забавы?

Стихотворение Ивана Захаровича Сурикова называется «Детство».

- Почему Суриков затронул эту тему в своем творчестве? (Детство – беззаботная пора.)

Многие писатели, художники, музыканты неоднократно в своем творчестве обращались к теме детства, потому что считали его самой беззаботной порой. Воспоминания о детстве у взрослых чаще всего вызывают смешанные чувства: чувства радости и сожаления.

- Как думаете, почему? (Радость – от пережитых событий, сожаление – время это уже не вернешь.)

IV. Словарная работа.

  1. Весь ты перезябнешь – замерзнешь.
  2. Ветхая шубенка – старая шубенка.
  3. Избу освещает – подставка для свечи.
  4. Огонёк светца.
  5. Сердце так и мрет – замирает.
  6. Сон смежит – закрыть, сомкнуть глаза.
  7. Омрачали – мрак (темнота). делали грустными, печальными.

V. Первичное чтение.

Первичное чтение осуществляет чтение.

- С каким чувством поэт говорит о своем детстве? (С чувством радости и сожаления.)

VI. Самостоятельное чтение учащимися.

- Какие события, происходившие с ним в детстве, описывает поэт?

После чтения обсуждается план и открывается на доске:

План:

Катание с горы
Тихий вечер в семье
Бабушкины сказки
Волшебный сон
Наступление утра

VII. Самостоятельная работа.

Задание по группам: подготовить выразительное чтение, ответить на вопросы?

Первая группа:
- Что поэт считает своим домом?
- Какую картину описывает автор? (Катание с горы.)
- От чьего имени ведет рассказ поэт? (Мальчика.)
- Что происходит с мальчиком?
- Какие авторские приемы помогают поэту передать стремительность действия? (Повтор: вот..., вот..., вот...)

Вторая группа:
- Что интересного заметили в лексическом строении текста? (Использованы устаревшие слова.)
- Выберите и текста слова, которые использует поэт, чтобы показать особенности того времени. в котором происходит действие? (Перезябнешь, ветхая.)
- Сравните «погоду дома» и «погоду за окном», что можете сказать? Подтвердите ответ словами из текста. (Тихо все кругом/ вьюга воет за окном.)
- Как поэт говорит о вьюге, какое изобразительное средство языка использует? (Олицетворение.) Докажите. («Наделяет» вьюгу способностями живого существа.)
- Приведите примеры использования олицетворений другим автором? (Примеры из стих. А.С. Пушкина.)

Третья группа:
-Что приснилось мальчику? Прочитайте.
- Какие изобразительные средства языка использовал поэт в данном отрывке? (Сравнения.) Приведите примеры (Иван-царевич будто я.)
- Какие слова помогают вам найти сравнения в тексте (Слова-помощники: будто, точно.)

Четверная группа:
- В каком настроении пребывает мальчик во время сна? (Эмоц. возбуждения, страха).
-Как меняется настроение с наступлением утра? (Возбуждение и страх сменяются покоем.)
- Как понимаете слова:

Весело текли вы,
Детские годы ?

- Какое изобразительное средство использует автор? (Олицетворение.)
- С чем поэт сравнивает детские годы? (С водой.)
- Почему? (Вода порой течет очень быстро, как и детство.)

VIII. Проверка самостоятельной работы учащихся.

  1. Выразительное чтение группами по частям.
  2. Выступление одного человека от группы.

IX. Фронтальная работа.

- Каким было детство мальчика? (Выборочное чтение.)

Детство мальчика было радостным и веселым.

- Для чего Суриков написал это стихотворение? (Чтобы рассказать о своем детстве.)

- Каким предстает поэт перед нами в этом стихотворении?

- Хотелось бы вам узнать, каким на самом деле было детство поэта?

Индивидуальное сообщение на тему: «Детство Сурикова».

Счастливое детство поэта прошло в деревне Новоселово Ярославской губернии. Семья его принадлежала к оброчным крестьянам графа Шереметева. Мать и бабушка, ласково опекавшие мальчика, оставили в его душе светлые воспоминания, ввели его в мир народных сказок и песен:

И начну у бабки Сказки я просить;
И начнёт мне бабка Сказку говорить ...

Детские годы, которые "весело текли", закончились, когда Ивану исполнилось 8 лет. Он уехал в Москву к отцу, хозяину овощной лавки. С тех пор мальчик был на побегушках сначала у отца, потом у дяди, испытывал постоянный голод и унижения. Скрасило ему жизнь знакомство с двумя богомолками, Одна из которых познакомила его с житиями святых, духовными стихами, другими книгами религиозного содержания, а вторая – с песенным творчеством русских поэтов.

Он сам пробовал писать стихи, много читал, черпая вдохновение у великих поэтов. Пушкиным, Лермонтовым, Кольцовым, Некрасовым, Майковым и другими он наслаждался втайне от отца, который сердито поучал мальчика: "Купцу лишняя книжность дохода не даст ..." Не возражая, не вступая в споры, Ваня продолжал покорно везти ненавистный "торговый воз" и до конца дней торговал железом и углём, разным тряпьём и ломом. Но была у него и другая, тайная жизнь: он писал светлые песни и грустные стихотворные истории о тяжёлой бедняцкой доле.

Сурикову исполнился 21 год, когда он познакомился с Плещеевым, которому осмелился показать свои стихи. Плещееву стихи понравились, одно из стихотворений с его помощью было опубликовано. С тех пор Суриков активно печатается в журналах. Его стихи перекладываются на музыку и становятся песнями, которые поются до сих пор и считаются народными: "Рябина", "Степь да степь кругом", песня о казни Степана Разина ... Первый сборник стихотворений Сурикова (1871) в течение короткого времени переиздаётся дважды.

Умер поэт от туберкулёза в возрасте сорока лет.

Для детей им написаны самые тёплые стихи, в которых оживает сказка и волшебство его детства, и фольклорные образы составляют сердцевину жизни ребёнка:

И на ум приходят детям
Бабушкины сказки:
Вот с метлой несется ведьма
На ночные пляски;
Вот над лесом мчится леший
С головой косматой,
А по небу, сыпля искры,
Змей летит крылатый.
И какие-то все в белом
Тени в поле ходят ...
Детям боязно – и дети
Огонёк разводят.

X. Итог урока.

- Подготовьтесь к концу урока.

- Что нового узнали? С каким русским поэтом познакомились?

- Чему учились? (Выразительному чтению и анализу стих. произведения.)

- Для чего нам это нужно? (Выразительно читать наизусть и понимать содержание прочитанного.)

- Чем необычно стихотворение?(Частая смена действий, событий.)

- Как художник может рассказать о своем детстве? (Нарисовать картины.)

ХI. Домашнее задание.

Чтение наизусть понравившейся части и её иллюстрирование.