1. Введение.
История нашей отечественной школы и методики преподавания в ней родного языка, составной частью которого является чтение, свидетельствует, что обучение чтению по содержанию и направленности претерпевало немало изменений.
В 90-е годы изменились ценности образования. Появилось вариативное образование, которое было условием в удовлетворении потребности детей, появился государственный стандарт. Чтение подверглось первым изменениям. Исторически методика обучения чтению в начальной школе предполагала следующие термины: «словотолковательное чтение», «осознанное чтение», «постепенное чтение», «художественное чтение», «творческое чтение», «воспитательное чтение», и, конечно, «объяснительное чтение». Дольше других жило в начальной школе «объяснительное чтение».
Но практика показала, что начальное образование имеет свои специфические задачи по чтению:
- Формирование техники и навыка чтения.
- Понимание художественного текста.
- Речевое развитие на уроках.
- Формирование читательской деятельности.
- Формирование общеучебных умений.
В результате этого, появился предмет литературное чтение.
Литературное чтение – учебный предмет и вид речевой деятельности, направленной на воспроизведение, восприятие и понимание прочитанного
2. Теоретическая часть.
Исторически методика обучения чтению в начальной школе предполагала следующие термины: «словотолковательное чтение», «осознанное чтение», «постепенное чтение», «художественное чтение», «творческое чтение», «воспитательное чтение», и, конечно, «объяснительное чтение». Дольше других жило в начальной школе «объяснительное чтение». Здесь на первый план в подборе текстов выдвигалась их познавательно-воспитательная роль; читаемые произведения изучались с акцентом внимания на логико-стилистической, художественной стороне текста; основная задача чтения подчинялась отработке навыков чтения, то есть его технической стороне. Уроки классного и внеклассного чтения также были подчинены этой задаче, и лишь параллельно велась работа по приобщению учеников к миру книг.
Между тем возросший культурный уровень общественного развития, высокий образовательный ценз населения выдвинул перед школой новый социальный заказ – усилить воспитательную направленность школьного обучения, формировать у школьников высокий нравственный и духовный потенциал, в чём ведущая роль всегда принадлежала искусству и в первую очередь искусству слова, золотому фонду художественной литературы.
Так возникла необходимость ввести в курс «чтение» в более определённое русло, именуемое «литературное чтение». Тем более что ряд учебных предметов начального цикла расширил представительство текстов делового и отчасти научно-популярного направления. Таким образом, такая многогранная текстовая база дала возможность лучше и обстоятельнее отрабатывать все стороны навыка чтения, превращая его в поистине общеучебный.
Курс литературного чтения призван ввести ребёнка в мир художественной литературы и помочь ему осмыслить образность словесного искусства, посредством которой художественное произведение раскрывается во всей своей полноте и многогранности. Литературное чтение пробуждает интерес к словесному творчеству и к чтению художественных произведений.
Учебные программы предполагают такое содержание учебных книг, их структуру и методику обучения, которые строятся на основе двух ведущих принципов: художественно-эстетического и литературоведческого.
Литературоведческий принцип в его преломлении к особенностям начального этапа обучения реализуется при анализе художественного текста, выдвигая на первый план художественный образ как общий язык искусства в целом и литературы в частности.
Слово становится объектом внимания читателя и осмысливается им как средство создания словесно-художественного образа, через который автор выражает свои мысли, чувства, идеи. Слово рассматривается не изолированно, а в образной системе произведения, в его реальном контексте, который наполняет смыслом и значением не только образные, но и нейтральные слова и выражения. Литературоведческий принцип противопоставляется лингвистическому анализу текста, имевшему место в начальном обучении, когда предметом рассмотрения становились лишь отдельные средства художественной выразительности, «выпадавшие» из образной ткани произведения. Литературоведческий принцип находит своё выражение в том, что программа охватывает все основные литературные жанры: сказки, стихи, рассказы, басни, драматические произведения.
Жанровое разнообразие предлагаемых к изучению произведений: малые фольклорные жанры, народная сказка; литературная сказка; рассказ; повесть; стихотворение; басня.
Различение жанров произведений: малые фольклорные и литературные формы (сказка, басня, стихотворение, рассказ, повесть, статья) на основе сравнения персонажей, структуры произведений, языка.
Традиционно знакомство с теоретическими понятиями о литературе как искусстве осуществляется в среднем звене школьного образования. Литературоведение для младших школьников в целом, в качестве раздела обучения, не разработано, то есть не произведена адаптация научных знаний о литературе для усвоения начинающим читателем. Однако методический опыт в этой области накоплен и достаточно ярко представлен в современных учебниках и системах обучения.
В частности, в образовательной системе «Школа России» представлен литературоведческий материал.
Литературоведческие понятия, изучаемые в начальных классах.
Понятие | Произведение |
1 класс | |
Рифма | Данько. «Загадочные буквы». |
Сказка, персонаж | Токмакова. «Ася, Кляксыч и буква «А». |
Рассказ | С.Чёрный. «Живая азбука». Ф.Кривин. «Почему «А» поётся, а «Б» – нет. |
Интонация | Сапгир. « Про медведя». |
Виды сказок: народная и авторская | Чарушин. «Теремок». |
Загадка | Загадки, песенки. |
Потешка, небылица | Русские народные потешки. Стихи и песенки из книги «Рифмы матушки гусыни». |
Скороговорка | Сказки. Загадки. Небылицы. |
Пословица, поговорка | Обобщение по теме «Апрель, апрель! Звенит капель». |
Юмор | Токмакова. «Мы играли в хохотушки». |
2 класс | |
Песня | Русские народные песни. |
Потешки, прибаутки, считалки, небылицы | Потешки, прибаутки, считалки, небылицы. |
Загадки, пословицы, поговорки | Загадки, пословицы, поговорки. |
Сказка | Сказка «петушок и бобовое зёрнышко». |
Басня | И.А.Крылов. «Лебедь, рак и щука». |
Завязка, развитие событий, кульминация, развязка | В.А.Осеева. «Волшебное слово». Рассказы Артюховой, Чарушина, Житкова. |
3 класс | |
Докучная сказка | Докучная сказка. |
Зачин, концовка | Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». |
Былина | Былина «Добрыня Никитич». |
Контраст | Майков « Весна», «Летний дождь». |
Рифма | Обобщающий урок. |
Басня (мораль) | Крылов. «Мартышка и очки». |
Описание | Л.Н.Толстой. «Какая бывает роса на траве?» Куда девается вода из моря?». |
Рассуждение | Толстой. «Как мальчик рассказывал о том, как он дедушке нашёл пчелиных маток». |
Эпиграф | В.Ф.Одоевский. «Мороз Иванович». |
Литературная сказка | |
Присказка | Мамин-Сибиряк «Алёнушкины сказки». |
Пьеса | С.Я.Маршак. «Двенадцать месяцев». |
Олицетворение | С.А.Есенин. «Воробышки» («Поёт зима – аукает…»). |
Эпитеты | С.А.Есенин. «Черёмуха». |
Миф | Храбрый Персей. |
Легенда | |
4 класс | |
Летопись | Летописи Руси. |
Житие | Житие Сергия Радонежского |
Формирование литературоведческих представлений младших школьников проходит несколько этапов:
- этап наблюдения над литературными явлениями при чтении и анализе произведения: явление вычленяется из текста и осмысливается читателем – учеником, учитель называет его термином литературоведения;
- этап обобщения доступных признаков явления: выделяются две-три наиболее яркие и понятные детям особенности изучаемого явления;
- этап формулирования литературоведческого понятия: перечисление усвоенных особенностей явления рождает дефиницию термина, самостоятельно составленную школьниками и откорректированную учебником;
- этап запоминания и использования изученного понятия в работе с новыми произведениями.
Задача литературоведческой работы в 1-2 классах:
- формировать у учащихся отношение к литературному материалу как искусству слова, проводить целенаправленные наблюдения над доступными литературными явлениями и осмысливать их.
Из обширного литературоведческого багажа начинающие ученики запоминают названия жанров, ибо на каждом уроке требуется назвать термином то, что читаешь. Младшие школьники постепенно узнают более двадцати жанров устного народного творчества, художественной и научно-познавательной литературы: пословицы, потешки, поговорки, загадки, скороговорки, небылицы, заклички, прибаутки, колыбельные и календарные песенки, былины, народные и авторские сказки, стихотворения, рассказы, повести, а также статьи и очерки, воспоминания и даже романы.
Занимательное литературоведение в учебнике «Родная речь. 1 класс» начинается с первых страниц раздела «Жили-были буквы». Для продолжения развития фонематического слуха первоклассников детям предлагается задание: « Могут ли звуки И и Э передать рёв Медведя? А какие могут? Какие звуки Медведь произносит с восторгом, с удивлением, нежно? (Г. Сапгир. « Про Медведя».)
После чтения небылицы со смешными рифмами дети сталкиваются с первым серьёзным теоретическим обобщением: «Сравни свои ответы по смыслу и звучанию». Обычно в стихотворении два последних слова согласуются по звучанию, а в весёлом стихотворении И. Гамазковой рифма подсказывает неверный по смыслу ответ.
На фоне солидных правил задания Ф. Кривин. «Почему «А» поётся, а «Б» – нет», «Почему буквы стали загадочными, Назови буквы весёлые, зубастые и вкусные» кажутся лёгкими. На материале раздела «Жили-были буквы» начинается и знакомство с жанрами: « Как ты думаешь, сказка это или рассказ? (Токмакова. «Ася, Кляксыч и буква «А».) Что обычно происходит в сказках? Кто в них действует?» Догадка о сказочном жанре требует размышлений о фантастическом жанре требует размышлений о фантастическом сюжете и чудесных героях. Раздел «Жили-были буквы» заканчивается обобщающим вопросом: «Чем отличаются тексты о буквах и звуках в учебниках «Русский язык» и «Родная речь»? Почему тема «Жили-были буквы» имеет сказочное название?».
В разделе «О братьях наших меньших» вновь предлагается первоклассникам сравнение художественных и научно-познавательных текстов, взятых из книг энциклопедического типа, созданных специально для детей. Воспитывается внимание к авторам: «Какой текст написал учёный, а какой – писатель? В каких текстах мы чувствуем присутствие автора?»
Литературоведческий подход чётко виден и в учебнике для 2 класса. В разделе «Устное творчество русского народа» учащимся дано задание: «Самостоятельно определить среди произведений устного народного творчества загадку, пословицу, считалку, скороговорку, прибаутку, колыбельную песенку».
Во 2 классе проводятся упражнения на сравнение народной и авторской сказки, показывается связь фольклора и литературы. Например, А.С.Пушкин «Сказку о рыбаке и рыбке» написал стихами, хотя и без рифмы, в то же время поэт рассказывает сказку старинным народным языком (просторечие).
Отличие сказки от рассказа удобно показывать на произведении В.А.Осеевой «Волшебное слово». Заглавие содержит сказочную тайну, и начальная картина произведения похожа на фантастическую: маленький старичок с длинной седой бородой что-то чертит на песке... Сказка ли это? Учащиеся устанавливаю систему реалистических событий и героев (как в жизни), а слово пожалуйста потому названо писателем «волшебным», что оно помогло наладить непростые человеческие отношения в семье.
Основу рассказа как жанра составляет цепочка жизненных событий, которая называется сюжет. Эти сведения учитель сообщает учащимся, а в дальнейшем совместно ищут в тексте составляющие элементы сюжета: завязку, развитие событий, кульминацию (главное событие), развязку.
На произведениях И.А Крылова и Л.Н. Толстого дети получают первоначальные представления о стихотворной и прозаической басне. Несмотря на свою «похожесть» на сказку и стихотворение, этот жанр имеет три ярких признака:
- В басне обязательно кого-то или что-то критикуют, высмеивают (сатира).
- Пишут о животных, а подразумевают людей (аллегория, иносказание).
- Автор вправе сделать свой вывод – поучение (мораль).
При работе со стихотворениями учащиеся изучают этот жанр, находят внешние признаки стихотворения: короткая строка, рифма, ритм; рисуют в воображении мысленные картины, созданные искусством слова, слушают звукозапись поэзии. Помимо формальных признаков стихотворного жанра идёт освоение сущностной специфики поэзии.
Читая Д.Хармса, дети играют в стихи: скандируют «Игру», складывают из слогов во «Вруне», отгадывают три загадки в «Что это было?», досочиняют смежные рифмы в «Очень-очень вкусном пироге», распевают «Весёлых чижей». Читая незатейливые фантастические миниатюры лирики Токмаковой «Плим», « В чудной стране» учащиеся осознают многозначность слов родного языка и то, как остроумно поэт может интерпретировать прямые и переносные значения слов, как при помощи точного выбора и расстановки лексем в предложении талантливый автор может вызвать у читателя определённое настроение, изменить его.
Работая с произведение Соколова-Микитова «Листопадничек», дети углубляют представления о смешанных жанрах – сказка или рассказ? Это задание требует знания жанров и умения их сопоставлять. В сказке есть фантастический вымысел, чудесные, небывалые герои. Такого в «Листопадничке» нет, в произведении показана реальная жизнь животных при смене времён года. Однако автор пытается представить, как общаются зайчата между собою, как понимают друг друга: в жизни – без слов, а в произведении – через человеческие переживания, через человеческую речь. Здесь учащиеся знакомятся с приёмом – антропоморфизм. Листопадничек – зайчонок воспринимается как любознательный и беспокойный поздний ребёнок в человеческой семье… Содержание – реалистическое, а форма произведения – сказочная. В результате получается рассказ – сказка.
Литературоведческий словарь читателя – младшего школьника включает также номинацию компонентов произведения, разновидностей текстов, языковых средств создания художественных образов.
3. Заключение.
Литературоведческий подход к чтению стал сегодня объективной педагогической реальностью обучения в начальных классах.
Научные знания в предмете «литературное чтение» необходимы, однако они не самоцель, а средство для восприятия художественного произведения, для становления «квалифицированного читателя, приобщающегося к искусству слова.
Библиография:
- Г.М.Первова. Литературоведческая пропедевтика в 1-2 классах. Журнал «начальная школа» №3/2005 год.
- Г.М.Первова. Литературоведческая пропедевтика в 3 - 4 классах. Журнал «Начальная школа» №4/2007 год.
- Л.Ф.Климанова. Уроки литературного чтения по учебникам «Родная речь. Журнал «Начальная школя» №1/2007 год.
- В.А.Лазарева. «Уроки литературного чтения в современной начальной школе». Газета «Начальная школа» курс лекций №17, 24/2005 год.