Великую землю,
Любимую землю,
Где мы родились и живём,
Мы Родиной светлой,
Мы Родиной милой,
Мы Родиной нашей зовём...
Самое прекрасное на свете, что есть у каждого человека – это Родина. И каждый любит её, любит свой родной язык, любит место, где он родился и живёт. Любит родные просторы, поля, горы, леса. А ещё Родина – это память обо всём, что нам дорого в прошлом, это дела и люди нынешних дней, это родная земля со всем, что растёт и дышит на ней.
Фундамент формирования у детей такого нравственного качества, как любовь к Родине, должен закладываться с раннего детства. Ребёнок, только начинающий учиться, очень мало знает о том уголке страны, где он живёт. Дом – детский сад – двор – школа – границы мира постепенно расширяются, и маленький человек начинает задавать всё больше и больше вопросов. И год от года знания детей обогащаются и совершенствуются. В.А.Сухомлинский говорил: «Нельзя пробудить чувство Родины без восприятия и переживания окружающего мира. Пусть в сердце малыша на всю жизнь останутся воспоминания о маленьком уголке далёкого детства. Пусть с этим уголком связывается образ великой Родины».
Младшие школьники отличаются эмоциональностью, любознательностью, стремлением к поиску тайн. Спросите у ребят, кто из них хочет отправиться в путешествие, и вырастет лес рук, заблестят глаза, вспыхнут улыбки – ветер странствий дорог каждому.
Как сделать эти качества союзниками учителя в организации учебно-воспитательного процесса? Я долго искала ответа на этот вопрос.
В последние годы возникало множество детских организаций и объединений. Разрушилась многолетняя система октябрята – пионеры – комсомольцы – коммунисты. И в этой ситуации особенно сильный моральный урон понесла детская организация как наиболее зависимая и незащищённая часть этой системы.
Предшествующий опыт доказывает, что у детской организации должна быть своя социальная пища. Её усилия направлены не на то, чтобы приспособить детей и подростков к господствующей идеологии, а на то, чтобы помочь им войти в общество, сформировать у них стремление к постоянному его обновлению, создать условия для социального творчества через многообразие форм деятельности.
И в 1992-1993 учебном году я предложила коллегам создать в школе детскую общественную организацию под названием «Волгорята» для обучающихся в начальных классах, взяв за основу программу-экспедицию «Ты – астраханец» (Приложение 1). Нашей организации уже 19 лет!
Познаём родной край под девизом: «Удивительно хорош край, в котором ты живёшь».
Цели и задачи экспедиции.
- Пробудить чувство гордости к астраханскому краю, любовь к природе, уважение е трудовому человеку.
- Познакомиться с историческим прошлым края, сегодняшним днём, культурой, природой, экономикой.
- Помочь маленькому человеку раскрыть творческие индивидуальные способности, дать возможность реализовать их в практических делах, коллективной творческой деятельности вместе со старшими друзьями и помощниками.
- Приобщение младших школьников к трудовым делам на пользу и радость окружающим людям.
- Воспитание толерантности.
- Формирование жизненной позиции, навыков общественного организатора.
Основным содержанием экспедиции является знакомство младших школьников с историей, культурой, экономикой, природой родного края, участие детей в конкретных делах на пользу и радость родного края, окружающих людей через проведение операций «Мой подарок родной земле», «Память», «Забота» и др.
Так как наше село расположено на берегу великой русской реки Волги, мы назвали себя волгорятами и средством передвижения выбрали корабль «Волгарь» (рисунок 1). Начинается путешествие со второго класса. По сложившейся с годами традиции в ряды волгорят принимаем детей на празднике Дня рождения села, который проходит 14 октября (рисунок 2).
Рисунок 1
Рисунок 2
Путешествие проводится в три этапа:
1-ый этап – «С чего начинается Родина?» (для ребят второго класса).
2-ой этап – «Ты – астраханец» (для ребят третьего класса).
3-ий этап – «Край, в котором ты живёшь» (для ребят четвёртого класса).
Каждый этап разделён на маршруты.
«С чего начинается Родина?»
Маршрут «Школа – наш дом» начинается со знакомства с традициями школы, с её историей.
На маршруте «Улица, на которой ты живёшь» совершаются первые шаги по родному селу.
В классных коллективах учатся дети разных национальностей. Поэтому маршрут «Мы – одна семья» поможет ребятам лучше подружиться, больше узнать обычаи, традиции разных народов (рисунок 3).
Рисунок 3
В канун весёлого сказочного праздника Нового года ребячий маршрут идёт по дороге к Новогодней ёлке села (рисунок 4). Дети узнают об истории праздника, когда появился обычай украшать ёлку, дарить подарки (рисунок 5). Второклассники принимают участие в трудовой операции «Новогодний подарок другу» (рисунок 6).
Рисунок 4
Рисунок 5
Рисунок 6
«Воинская слава в моей семье» - таким маршрутом пройдут ребята, готовясь отметить день защитника Отечества (рисунок 7).
Рисунок 7
Весенний маршрут экспедиции знакомит школьников с природой родного края. В дни весенних каникул в школе открывается «Детский концертный зал», где звучат стихи, песни и другие произведения астраханских авторов (рисунок 8, 9). А так же проходит операция «Забота».
Рисунок 8
Рисунок 9
Завершается 1-ый этап путешествия «Праздником дружбы». Ребята подведут итоги, покажут, чему они научились в ходе экспедиции, что нового узнали о своём селе (рисунок 10).
Рисунок 10
«Ты – астраханец».
На этом этапе третьеклассники знакомятся со своим областным центром, которым является город Астрахань (рисунок 11).
Рисунок 11
Маршрут «Астрахань трудовая» проходит по главным трудовым объектам. Дети узнают, какую продукцию выпускают астраханцы, какую пользу они приносят стране.
Путешествуя по маршруту «Астрахань многонациональная», младшие школьники познакомятся с тем, какие народы населяют город Астрахань, с их обычаями и традициями.
Маршрут «Астрахань театральная» ведёт ребят в волшебный мир театра. Они узнают, какие театры есть в нашем городе, какой из них самый старинный, какие известные актёры служат в них (рисунок 12).
Рисунок 12
Маршрут «Астраханцы в борьбе за мир» рассказывает об интернациональных связях астраханцев. Знакомит с тем, чем занимается Комитет защиты мира в нашем городе. Какое участие принимают астраханцы в борьбе за ми
«Край, в котором та живёшь».
Познакомиться ребятам с астраханским краем, сформировать их представление о том, что наш край является частицей огромной, многонациональной страны, судьба которого связана и переплетена с судьбой Родины, поможет 3-тий этап экспедиции.
Маршрут «Мой край родной, частица Родины моей» предлагает четвероклассникам путешествовать по экологической тропе. Она познакомит их с природой родного края – волжского понизовья. Научит детей охранять всё живое, что нуждается в ребячьей помощи (рисунок 13, 14, 15).
Рисунок 13
Рисунок 14
Рисунок 15
Здесь ребята заочно путешествуют по Астраханскому Государственному заповеднику, посещают музеи города (рисунок 16, 17).
Рисунок 16
Рисунок 17
Маршрут «Славится Астрахань астраханцами» является продолжением работы по маршруту «Астрахань трудовая», который был в 3 классе. Совершая очные и заочные путешествия по трудовым объектам края, дети узнают, какие люди трудятся на них. Кто из них прославил наш край своим трудом, искусством, спортивными достижениями. Здесь проводится «Путешествие в мир профессий». Ребята ведут поиск полезных дел, принимают участие в операции «Мой подарок родной земле».
Вся работа этой программы основана на местном краеведении. Краеведческая работа несёт в себе огромный образовательный, воспитательный и развивающий потенциал. Широкие возможности, открывающиеся в рамках краеведения, вместе с тем возлагают и определённую ответственность, ведь главная задача учителя состоит в том, чтобы знания, переданные детям, в конечном счёте, стали основой духовности, правильного эмоционального восприятия.
Практическая ценность программы.
Путешествуя по программе «Ты – астраханец», а именно на острове «Исторический» (2 класс), дети узнали об истории возникновения своего родного села Чаган, познакомились с рыболовецким промыслом, со старинным способом ловли рыбы – учугами. Посредством большого кропотливого труда с архивом Астраханского краеведческого музея мы провели поисковую работу и восстановили некоторые исторические события 1917 года.
Ежегодно, на острове «Воинская слава в твоей семье» (2-4 классы), проходят встречи с ветеранами Великой Отечественной войны (рисунок 18).
Рисунок 18
Участники войны рассказывают детям захватывающие эпизоды из их военной жизни. Учащиеся же, в свою очередь, показывают концертные номера и дарят ветеранам подарки, сделанные своими руками на уроках труда, возлагают цветы к памятнику односельчанам, погибших во время Великой Отечественной войны (рисунок 19).
Рисунок 19
Систематически знакомятся ребята с людьми разных профессий, особенно тех предприятий, которые находятся на территории села. Так, например, в каждом третьем классе проходит цикл работы по теме «Хлеб всему голова». Учителем проводится ряд бесед по теме. Смотрим фильмы, разучиваем стихи и песни о хлебе и хлеборобах, оформляем выставку рисунков. Затем нам предстоит экскурсия на хлебопекарню ООО «Чаганский хлеб», где нас всегда радушно встречают и рассказывают о том, как хлеб приходит на стол к людям, и угощают свежеиспеченными булочками. Итогом этой интересной работы является большой праздничный концерт для работников хлебопекарни и для родителей. И нет сомнений, что все дети будут бережно относиться к хлебу (рисунок 20).
Рисунок 20
Посильную помощь по хозяйству оказывают школьники престарелым одиноким односельчанам.
С удовольствием ребята принимают участие в школьных субботниках по озеленению школьного двора и классной комнаты (рисунок 21, 22). Заранее выращивают в классе рассаду цветов, а потом высаживают её в клумбы.
Рисунок 21
Рисунок 22
Особый интерес у детей к спорту. Программа предусматривает разные спортивные мероприятия: «Весёлые старты», «Богатырские потешки», «Вперёд, мальчишки», «Папа, мама, я – спортивная семья» и другие (рисунок 23, 24, 25).
Рисунок 23
Рисунок 24
Рисунок 25
В течение нескольких лет собираем старинную утварь для краеведческого уголка (рисунок 26).
Рисунок 26
Собрали материал и оформили альбом о своём селе.
Изучая родной край, получая всё больше знаний о нём, даёт возможность моим воспитанникам принимать участие и завоёвывать призовые места в региональных и муниципальных конкурсах (Приложение 2).