Общая тенденция развития современного производства такова, что творческий, исследовательский поиск становится неотъемлемой частью любой профессии. Поэтому и исследовательское поведение в современном мире рассматривается ни как узкоспециализированная деятельность, характерная для небольшой профессиональной группы научных работников, а как неотъемлемая характеристика личности, как стиль жизни. Следовательно, подготовка ребенка к исследовательской деятельности, обучение его умениям и навыкам исследовательского поиска становятся важнейшими задачами современного образования.
Разработке педагогической технологии проведения учебных исследований с дошкольниками была посвящена экспериментальная работа, проводимая Савенковым А. в рамках исследовательской программы «Одаренный ребенок в массовой школе» в государственных образовательных учреждениях («Начальная школа – детский сад») №1611, 1669 и 1670.
Как отмечает Савенков Александр Ильич в своей книге «Маленький исследователь. Как научить дошкольника приобретать знания»: «В настоящее время в нашей педагогической литературе все чаще звучит мысль о том, что к зарубежному образовательному опыту нельзя подходить с позиции «пользователя». Но, так же, очевидна мысль о том, что он часто бывает очень поучителен. Позитивные результаты получены многими отечественными педагогами при творческом использовании идей М. Монтессори, С. Фрэнэ и др.»
Большой и интересный опыт накоплен в разных странах мира по обучению, построенному на основе исследовательского поведения.
В современной зарубежной педагогике выделяются три уровня реализации «исследовательского обучения»:
- на первом уровне педагог ставит проблему и намечает стратегию и тактику ее решения, само решение предстоит самостоятельно найти ребенку;
- на втором уровне педагог ставит проблему, но метод ее решения ребенок ищет самостоятельно (на этом уровне допускается коллективный поиск);
- на третьем, высшем, уровне постановка проблемы, поиск методов ее исследования и разработка решения осуществляются детьми самостоятельно (Дж.Шваб, П.Брандвейн, А.Леви и др.).
Старшие дошкольники, как показали исследования Савенкова А., доктора педагогических наук, доктора психологических наук, профессора кафедры психологии развития МПГУ, способны работать на любом уровне. Меня заинтересовал этот факт.
Изучив опыты работы «исследовательского обучения» в детском саду зарубежных и отечественных педагогов, решила провести учебное исследование с детьми старшего дошкольного возраста по методике, изложенной в пособии Савенкова А. Конечно, в начале были сомнения в том, что смогут ли дети пройти все основные этапы учебного исследования, т.е.:
- выделение и постановка проблемы (выбор темы исследования);
- поиск и предположение возможных вариантов решения;
- сбор материала;
- обобщение полученных данных;
- подготовка проекта (сообщение, доклад, макет и др.);
- защита проекта.
Ведь оно было похоже на исследования, проводимые взрослыми учеными.
Но я не отступила от своей задумки, т.к. считала, что в нашей группе имеются все условия для проведения данной работы:
1. Достаточно высокий уровень развития речи, интеллектуальных способностей, коммуникативных качеств детей; высокая познавательная активность воспитанников, что являлось результатом работы педагогов группы по инновационной программе «Школа 2100».
2. Количество детей в группе (12 человек).
3. Соответствующая образовательная среда. (Под образовательной средой понимаются отношения между участниками образовательного процесса и основные условия, принципы организации образовательного процесса.)
а) В группе созданы условия для детского экспериментирования. В уголке природы имеется лабораторная посуда, простые приборы, объекты живой и неживой природы.
б) В книжном уголке имеются детские справочники, энциклопедии, посвященные разной тематике, прекрасно иллюстрированные, имеющие хорошие, краткие и доступные детям информативные тексты, детская художественная литература.
в) Картотека заданий и упражнений, направленных на развитие у детей умения видеть проблему, выдвигать гипотезу, задавать вопросы, давать определение понятиям, делать выводы и умозаключения.
г) Дидактические игры с элементами моделирования; игры, развивающие внимание и наблюдательность.
д) Соблюдение общих правил: самое главное – творческий подход к проведению исследовательской работы.
- Учить детей действовать самостоятельно, независимо, избегать прямых инструкций.
- Не сдерживать инициативных детей.
- Не делать за них то, что они могут сделать или могут научиться делать самостоятельно.
- Не спешить с вынесением оценочных суждений.
- Помочь детям учиться управлять процессом усвоения знаний (прослеживать связи между предметами, событиями и явлениями; формировать навыки самостоятельного решения проблем; учиться анализу и синтезу, классификации, обобщению информации.)
4. Организация поисково-познавательной деятельности детей не только на занятиях, но и в свободное от занятий время.
Я уделяла большое внимание формированию навыков экспериментирования у детей, начиная с младшей группы. Для этого организовывала игры-экспериментирования с разными материалами: игры с песком и снегом («Лепим колобки», «Делаем фигурки», «Делаем дорожки и узоры из песка», «Цветной снег», «Разные ножки бегут по дорожке»); игры с водой и мыльной пеной («Веселые путешественники», «Веселые кораблики», «Нырки», «Вот какая пена!», «Бульбочки»); игры с бумагой ( «Снежки», «Блестящие комочки», «Бумажный вихрь»); игры с тенью, предложенные программой «Детство». Проводила опыты и эксперименты по книге «Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников» (О.В.Дыбина, Н.П.Рахманова, В.В.Щетинина), в которой даны практические указания по организации поисково-познавательной деятельности детей 3-7 лет.
5. Тесное сотрудничество с родителями.
Любой проект требует определенных материальных затрат. Поэтому я за помощью обратилась к родителям. На групповом родительском собрании проводила консультацию на тему: «Исследовательское поведение и исследовательское обучение». Акцентировала внимание мам и пап на том, что опыт работы, связанный со сбором материала, обобщением полученных данных, подготовкой сообщений, защитой проектов пригодятся детям уже в 1-ом классе в ходе подготовки к урокам, разным конкурсам. Подробно рассказывала родителям о том, какая требуется от них помощь при выполнении детьми домашних заданий, связанных с «исследовательской работой».
Для создания нужной атмосферы на занятиях, особого настроя, попросила сшить халаты и колпаки для «ученых», приобрести бейджики, папки с файлами для оформления работ.
Родители поддержали эту идею. Далее началась подготовка к занятиям:
- Приготовила карточки с символическими изображениями «методов исследования»; модели, схемы; символы, связанные с животным миром; цветные карандаши, листочки; специальную «папку исследователя » для каждого ребенка. ( «Папка исследователя» – это лист картона с небольшими кармашками с символами, изображающими «методы исследования».)
- Заготовила картинки – «темы» будущих исследований (картинки с изображениями животных, птиц).
- Организовала выставку книг, энциклопедий, альбомов о животном мире.
Запланировала 1 раз в неделю проводить учебные исследования на занятиях по ознакомлению с окружающим миром. Так как мы в группе уделяем большое внимание экологическому воспитанию, выбрала темы связанные с животным миром.
На первом этапе проводила 3 фронтальных тренировочных занятия с группой для того, чтобы познакомить детей с методикой проведения учебных исследований. На данных занятиях успешно прошли все основные этапы исследования. Работу строила так, как ее предлагает автор в статье «Учебное исследование в детском саду: вопросы теории и методики» в журнале «Дошкольное воспитание» №2-2000, стр.2.
На первом занятии, задавая вопрос: «Кто такие ученые? Чем они занимаются? Не хотят ли дети научиться проводить самостоятельные исследования как ученые?», я услышала в ответ «Да!». Это меня и не удивило, так как наши воспитанники отличались любознательностью, самостоятельностью. Для демонстрации этапов исследовательской работы выбрала двух добровольцев (Дарью и Ларису – девочек активных, с высоким уровнем развития речи). Остальные дети участвовали как зрители, хотя в ходе занятия участвовали в обсуждениях. Девочки – «ученые» в колпаках и халатах, с бейджами, выбрали тему «Попугай».
Объяснила исследователям, что их задача – подготовить сообщение, доклад, то есть надо собрать всю доступную информацию о попугае и обработать ее. Спрашивала о том, как это можно сделать? Задавая проблемные вопросы, подводила их к тому, чтобы они сами назвали способы сбора информации – «методы исследования» (подумать, спросить у другого человека, наблюдать, провести эксперимент, посмотреть в книгах, посмотреть по телевизору). Дети, отвечая на вопросы, постепенно выстраивали на ковре линию из карточек (план исследования). Как только «исследователи» определили последовательность работы, начали собирать материал в виде несложных рисунков, моделей, схем, символов на отдельных листочках. Подумав, дети вспомнили все, что они знают о попугаях, зафиксировали значками, пользуясь при этом символами курсов «Здравствуй, мир!», «Игралочка», «Раз-ступенька, два-ступенька…» программы «Школа 2000…», «Школа 2100». А также создавали свои символы в ходе обсуждения. (Способность изобретать символы и значки свидетельствует об уровне развития ассоциативного мышления и творческих способностей в целом и одновременно выступает важным средством их развития.)
А дальше дети учились расспрашивать других людей (взрослых и сверстников), то есть задавать вопросы и воспринимать информацию; работать с энциклопедиями, детскими справочниками, альбомами; наблюдать и экспериментировать (наблюдать за поведением попугая, проводить эксперимент: боится ли попугай громких звуков и резких движений, любит ли музыку).
Учитывая, что у дошкольника способность концентрировать внимание невысока, старалась работу по сбору информации проводить быстро. Поддерживала темп, чтобы работа шла на одном дыхании.
Далее собранные сведения проанализировали и обобщили. Разложили на ковре листочки с собранной информацией, смотрели, что нового узнали и продумывали, что мы можем рассказать по результатам проведенного исследования. Умение обобщать для ребенка очень сложная задача. Поэтому активно помогала «исследователям» выделять главные идеи, отметить второстепенные, попытаться дать определения некоторым основным понятиям.
Как только информация была обобщена, «исследователи» выступили с докладом о попугае. Длился первый доклад недолго, но с приобретением опыта доклады становились более глубокими, развернутыми и обстоятельными.
После выступления исследователей устроили обсуждение доклада. Слушатели задавали вопросы. Вот таким образом я познакомила детей с общей схемой деятельности.
Второе тренировочное занятие было посвящено львам, третье – белке.
На втором этапе организовала самостоятельные учебные исследования старших дошкольников. Детьми была выбрана тема: «Лесные обитатели – звери».
На этом этапе в исследовательский поиск была вовлечена вся группа. Каждый ребенок выбирал себе «тему» исследования (картинку с изображением зверя), получал «папку исследователя», листочки для сбора информации и действовал самостоятельно, изучал все, что связано с этой темой. Но несколько детей работали в парах. Задача была такова: собрать нужную информацию, используя возможности всех доступных источников, обобщить ее и подготовить доклад. Все это нужно сделать в рамках одного занятия. А моя задача заключалась в выполнении обязанности консультанта исследователей, помогать тем, кто нуждается в помощи.
Часть докладов заслушивали на занятии, а часть в другое время, но в этот же день. По итогам защиты поощряла не только тех, кто хорошо отвечал, но и тех, кто задавал «умные» вопросы.
Учитывая возможности и интересы детей к исследовательской работе, а также готовность родителей оказывать помощь, решила провести третий этап учебного исследования.
На третьем этапе дети выбирали тему и выступали с сообщением в детском саду, а исследования проводили дома.
Учитывая то, что дети на занятии могут растеряться, попросила пап и мам заранее принести примерный текст, о чем они рассказали детям дома, стихи или загадки, которые выучили наизусть. Опираясь на эти сведения, я задавала дополнительные вопросы выступающим детям, что помогало показать их компетентность в данном вопросе.
Особый интерес у детей и родителей вызвали папки «ученых» (папки с файлами), включающие в себя сведения о ребенке (титульный лист с фотографией, фамилией, именем ребенка); сведения о «теме» исследования ( лист с изображением животного, о котором ребенок рассказывает; надпись); напечатанный или написанный рассказ родителей о данном животном; «папку исследователя»; обобщающий рисунок дошкольника; рассказ ребенка, записанный педагогом в ходе выступления; ответы на вопросы сверстников. Наблюдая в свободное время за оформлением титульных листов, Дима и Катя сказали о том, что они сами могли бы выполнить эту работу. Я их научила пользоваться линейкой и трафаретами. Постепенно остальные воспитанники и родители тоже начали оформлять не только листы, связанные с «темой» выступления (приклеивали картинку с изображением животного и писали трафаретами название, закрашивали печатные буквы), но и всю папку. С каждым днем «ученые» становились опытнее, проявляли творчество. А родители попросили проводить открытое занятие, чтоб могли увидеть выступление своего ребенка. Дети, в свою очередь, порадовали пап и мам своими творческими рассказами о животных Африки, Антарктиды. С удовольствием рассказывали о птицах родного края сверстникам из параллельной группы, отвечали на вопросы, а вечером делились своими впечатлениями. Такая форма организации занятий, как проведение учебных исследований, оказалась интересной и результативной. Доклады можно рассматривать и как вариант взаимного обучения детей. Докладчик вынужден структурировать информацию, выделить главное, дать определения основным понятиям и не просто рассказать, а обучить этим сведениям других. Не смотря на то, что материал, над которым работают дети, выглядит простым с точки зрения взрослого; в данном случае важно то, что за этим внешне простым делом формируются ценнейшие качества творческой личности.
Обучающиеся обычно настроены по отношению к докладчику критически, так как к словам сверстника они относятся иначе, чем к словам педагога. Дети в этих условиях, легко и естественно включаются в спор, задают вопросы, делают поправки, если не согласны. Эти моменты очень важны, поэтому я старалась акцентировать на них собственное внимание и внимание детей. Этот способ является эффективным средством для развития критического мышления. Очень полезна работа детей в парах и в плане творческого, и психосоциального развития ребенка. В этом случае возникают особые трудности, но вместе с тем мы получаем и дополнительные воспитательные возможности.
Итак, я на своем опыте убедилась в том, что учебные исследования можно проводить с обычными старшими дошкольниками. И могут они работать на всех трех уровнях исследовательского обучения.
Эта педагогическая технология может быть использована на всех предметных занятиях. Она дает большой простор для развития творческого мышления, коммуникативных навыков, речи ребенка, расширяет его кругозор, создавая условия для активного изучения самой разной проблематики, повышает самооценку ребенка, способствует сплочению детей и родителей.
Набрав новую группу из 24 детей, я поставила цель: провести учебные исследования с детьми с нарушенным зрением в старшей группе. Разработала свои тренировочные занятия «Снегирь», «Синица» и опробовала их с детьми 5,5-6 лет. Также как и в первый раз, прошла все три этапа учебных исследований. Для исследования была выбрана тема «Птицы нашего края». Эти учебные исследования вошли в проект под таким же названием. А чтобы детям было еще интереснее, предложила необычную игру – «Симпозиум ученых». В свободное от занятий время «ученые» выступали на «симпозиуме». Сверстники к докладчикам обращались по имени и отчеству. Так как многие начали пользоваться компьютерами, появился интернет, папки детей тоже стали более современными: картинки яркие, разнообразные, рассказы иллюстрированные и т.д. У детей появилось желание узнать еще больше, добывать знания самостоятельно и делиться ими со своими сверстниками. Усвоив технологию учебных исследований, наши воспитанники в старшей и подготовительной к школе группе с огромным желанием участвовали в различных проектах группы, исследовательской деятельности.
Таким образом, еще раз на собственном опыте убедилась, что проводить учебные исследования можно не только с одаренными детьми, но и с самыми обычными дошкольниками старшего возраста, даже с детьми с нарушением зрения. И могут они работать на всех трех уровнях исследовательского обучения. Только надо учесть, что у каждого ребенка свой темп продвижения вперед.