Цели урока:
- Отработка навыков сложения и вычитания десятичных дробей.
- Развитие логического мышления, математической речи.
- Формирования умения работать в парах.
- Формирование стремления к высокому качеству результатов своего труда.
- Расширение знаний учащихся об окружающем мире.
Тип урока: урок применения знаний на практике.
Ход урока
Мотивация учения.
Учитель: Каждый раз, занимаясь математикой, вы учитесь думать, критически осмысливать и оценивать происходящее, отстаивать свои мысли и идеи, развиваете логическое мышление.
«Логика есть искусство, которое упорядочивает и связывает мысли. Люди
ошибаются именно потому, что им не достает логики.»
Готфрид Лейбниц (1646-1716).
I. Актуализация прежних знаний и способов действий.
Учитель: В этом году мы с вами познакомились с такими числами как натуральные, обыкновенные дроби, смешанные числа, десятичные дроби.
Но натуральные числа в основном используют при счете предметов. В науке, промышленности, в сельском хозяйстве при расчетах, измерениях величин используют дроби. В частности, десятичные дроби используют чаще, чем обыкновенные дроби.
Поэтому для нас так важно уметь работать с десятичными дробями.
Сообщение ученика из истории дробей: Первое понятие дроби появилось в древнем Египте много веков назад. В русском языке это слово появилось лишь в 7 веке. Происходит слово «дробь» от слова «дробить, разбивать, ломать на части». В первых учебниках дроби назывались «ломаные числа». Современное обозначение дробей берет свое начало в древней Индии; дробная черта появилась в записи дробей лишь около 400 лет назад. Названия «числитель» и «знаменатель» ввел в употребление в 8 веке греческий монах Максим Плаунд. Долгое время дроби считались самым трудным разделом математики. У немцев даже сложилась поговорка «попасть в дроби», что означает попасть в трудное положение.
Учитель: Задача сегодняшнего урока – доказать, что дроби не смогут поставить вас в трудное положение. Будем уверенно их складывать и вычитать.
1) Вопросы на повторение:
- Какая дробь называется десятичной?
- Прочитайте дроби: 3,5; 0,375; 110,07; 61,981; 3,51.
а) Что можно выделить у каждой десятичной дроби?
б) Назовите: наибольшую десятичную дробь; наименьшую.
в) Расположите числа в порядке возрастания; убывания. - Какое правило вы при этом применяете?
- Сформулируйте правило сравнения десятичных дробей.
- Как сложить, вычесть десятичные дроби?
- Как сложить десятичную дробь с целым числом или вычесть из целого числа десятичную дробь?
- Назовите разряд цифры, стоящей на 3-м месте после запятой; на первом месте после запятой.
2) Подберите нужные слова:
- Слагаемое – сумма.
- Уменьшаемое – ...
- Вычитаемое – ...
- Произведение – ...
- Разность – ...
3) Восстановите в записи примера запятые:
48 + 22 = 7 | 42 + 17 = 212 | 63 – 27 = 603 |
1 + 308 = 408 | 837 – 337 = 5 | 53 – 17 = 513 |
12 + 92 = 212 | 504 + 496 = 10 | 10 + 63 = 163 |
II. Самостоятельная работа по отработке навыков сложения и вычитания десятичных дробей.
- Учащиеся выполняют задания по карточкам (в парах) и узнают названия растений.
Карточка 1.
Номер задания |
А | Ш | Д | И | У | Ц |
1 | 2,446 | 3,2245 | 5,155 | 4,21 | 5,65 | 3,21 |
2 | 104,24 | 100,2 | 98,92 | 107,04 | 96,41 | 33,5 |
3 | 0,2 | 0,11 | 0,15 | 1,89 | 1,98 | 7,9 |
4 | 34,75 | 5,06 | 30,7 | 4,05 | 10,8 | 30,75 |
5 | 7,18 | 30,7 | 14,49 | 15,2 | 29,43 | 32,22 |
6 | 5,38 | 6,21 | 15,96 | 14,27 | 13,4 | 4,08 |
Задания к карточке 1:
- 2,145 + 3,01 =
- 105,11 – 8,7 =
- Решите уравнение 1 – х = 0,89
- Решите уравнение х + 14,35 = 18,4
- В первый день продали 12,52 м ткани, а во второй день ещё 19,7 м. Сколько ткани продали за два дня?
- Масса двух кочанов капусты 10,67 кг, а одного из них 5,29 кг. Какова масса другого кочана?
Карточка 2.
Номер задания |
Ь | Н | О | Л | П | Ы |
1 | 4,946 | 5,801 | 9,446 | 8,36 | 9,77 | 9,41 |
2 | 5,06 | 3,24 | 3,44 | 4,04 | 5,16 | 5,42 |
3 | 10,74 | 0,67 | 11,456 | 12,86 | 10,86 | 9,24 |
4 | 100,4 | 179,56 | 85,6 | 100,36 | 89,4 | 94,44 |
5 | 9,81 | 3,89 | 4,11 | 5,12 | 10,1 | 8,09 |
6 | 30,85 | 24,9 | 34,55 | 30,15 | 32,515 | 29,4 |
Задания к карточке 2:
- 4,41 +5,36 =
- 5,24 – 1,8 =
- Решите уравнение х – 11,3 = 1,56
- Решите уравнение 137 – х = 42,56
- Металлическую банку длиной 6,85 м разрезали на две части. Длина одной части 2,96 м. Найдите длину второй части.
- Яблоки с ящиком весят 32,7 кг. Сколько весят яблоки, если ящик весит 1,85 кг?
Карточка 3.
Номер задания |
Й | Ф | А | Е | Л | Ш |
1 | 38,21 | 31,489 | 49,5 | 85,56 | 59,12 | 40,821 |
2 | 50,12 | 9,217 | 46,69 | 67,5 | 127,34 | 133,04 |
3 | 2,2 | 1,43 | 0,8 | 2,15 | 1,57 | 0,97 |
4 | 8,25 | 7,5 | 9,27 | 10,5 | 8,2 | 9,15 |
5 | 209,9 | 210,7 | 219,8 | 221,5 | 220 | 205 |
6 | 1,4 | 3,38 | 0,52 | 5 | 1,2 | 3,02 |
Задания к карточке 3:
- 35,85 + 4,971 =
- 125,19 – 78,5 =
- Решите уравнение х – 0,07 = 1,5
- Решите уравнение 9 – y = 1,5
- Ученики четвертого класса собрали 215,7 кг металлолома, а пятого класса на 5,8 кг больше. Сколько металлолома собрал 5 класс?
- Скорость лодки в стоячей воде 3,2 км/ч, а скорость течения реки 1,8 км/ч. Найдите скорость лодки против течения.
Карточка 4.
Номер задания | Р | И | Д | Н | О | К | А |
1 | 10,7 | 9,05 | 14,75 | 13,47 | 18,5 | 15,85 | 15 |
2 | 28 | 89,94 | 27,9 | 25,2 | 28,891 | 30,74 | 29 |
3 | 65,6 | 70,6 | 56,5 | 45,9 | 62,8 | 64,5 | 50 |
4 | 104,44 | 94,44 | 54,21 | 100 | 179,56 | 42,9 | 30,81 |
5 | 8 | 14,8 | 5,1 | 6,3 | 7,8 | 7 | 4,4 |
6 | 3,76 | 37,6 | 376 | 3,076 | 0,3076 | 0,0057 | 0,04 |
7 | 180,7 | 108 | 185,8 | 189,5 | 170,8 | 187,2 | 180 |
8 | 1,47 | 5 | 4,95 | 4,2 | 3,17 | 3,27 | 4,05 |
Задания к карточке 4:
- 4,9 + 10,95 =
- 37,5 – 8,609 =
- Решите уравнение х – 27,5 = 38,1
- Решите уравнение 137 – х = 42,56
- В дно реки забили бетонный столб высотой 9,6 м так, что 3,4 м было в земле, а 1,8 м над водой. Какова глубина реки в этом месте?
- Запишите число, состоящее из 3 целых и 76 тысячных.
- В первый день автомобиль проехал 238,4 км, а во второй день на 52,6 км меньше. Какой путь проехал автомобиль во второй день?
- 4,2 – (0,98 + 1,75) =
Карточка 5.
Номер задания | С | Р | Б | А | И |
1 | 7,098 | 7 | 6,918 | 7,9 | 31,299 |
2 | 14 | 8,909 | 15,21 | 14,282 | 8,7 |
3 | 69 | 71,6 | 70,5 | 12,8 | 12,6 |
4 | 6 | 23 | 13,01 | 14 | 12,59 |
5 | 90 | 47,3 | 95 | 87,1 | 80 |
6 | 28,891 | 25,543 | 7 | 25,1 | 27,28 |
7 | 141,3 | 140 | 89,3 | 123,5 | 129,5 |
8 | 0,024 | 0,24 | 2,4 | 2,04 | 0,0024 |
Задания к карточке 5:
- 34,008 – 27,09 =
- 8,312 + 5,97 =
- Решите уравнение х – 29,5 = 42,1
- Решите уравнение 5,29 + х = 18,3
- В одном ящике 44,8 кг яблок, а во втором на 2,5 кг меньше. Сколько яблок в двух ящиках?
- (37,5 – 8,609) – (3,27 + 0,078) =
- Одна сторона треугольника равна 47,6 см, другая на 5,9 см короче первой, а третья составляет 40,2 см. Найдите периметр треугольника.
- Запишите обыкновенную дробь в виде десятичной.
В результате работы с карточками на доске должны появиться названия следующих растений: душица, полынь, шалфей, кориандр, барбарис.
III. А теперь мы узнаем, что за растения и каковы их свойства.
Душица – лекарственное растение, которое все реже и реже встречается на наших лугах. А все из-за того, что неправильно его собираем – вырываем с корнями. Можно выращивать и на грядке в огороде. Используется во многих лекарственных сборах против многих болезней.
Полынь- существует много разновидностей этой травы. Цитварная полынь встречается очень редко, поэтому занесена в Красную Книгу. Полынь Крымская имеет печальную славу. В 1722 году во время похода Петра I на Персию около 500 лошадей отравились этой травой. Поход пришлось прервать. Полынь горькая давно используется в медицине (при заболеваниях печени, почек, желудка).
Шалфей – невысокий полукустарник, в диком виде в Татарстане не встречается. Поэтому его нужно сажать на грядке. Шалфей лекарственный был известен и применялся как лечебное растение еще древними греками. Его научное название «Salvia», что по-латыни означает «быть здоровым».
Кориандр (кинза) – по внешнему виду напоминает петрушку, но имеет совершенно особый специфический запах, за который его порой называют клоповником. Используется не только в медицине, но и в кулинарии в качестве пряности.
Барбарис – этот ветвистый и колючий кустарник знаком многим. Его плоды вкусны, красивы и целебны. Поэтому их используют не только для лечения, но и для приготовления соков, сиропов, варенья, кондитерских изделий.
Давайте любить и охранять нашу природу и стараться узнавать о ней как можно больше. |
IV. Знакомство учащихся с литературой о растениях и животных.
V. Итоги урока. Выставление оценок.
VI. Домашнее задание: №1231, 1235, 1236.
Используемая литература:
- Учебник «Математика 5». Н.Я. Виленкин и др.
- Зеленая аптека Татарии. Л.С.Соболева, И.Л.Крылова.