Цели урока:
- Обучающая:
- познакомить учащихся с понятием: обыкновенной дроби;
- показать их использование в практических целях и в жизни человека;
- научить учащихся определять и записывать часть от целого и решать два вида задач на дроби.
- Развивающая: развивать познавательный интерес учащихся.
- Воспитательная: воспитание интереса к предмету с привлечением мультимедийных возможностей компьютера.
Оборудование:
- доска, мел;
- школьные принадлежности;
- наглядные пособия (плакаты);
- мультимедийные средства.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Устный счет.
3. Объяснение нового материала.
Мы уже знаем, что числа, которые используют при счете предметов, называются натуральными, и умеем производить действия над ними: складывать, вычитать, умножать и делить. Но уже в древние времена люди убедились, что одних натуральных чисел недостаточно в практической жизни. Возникла настоятельная необходимость расширения понятия числа. Люди подумали и придумали такие числа.
Рассмотрим задачу: Мама купила плитку шоколада. Придя домой, мама разделила её поровну, между сыном и дочерью. Какую часть (или долю) от целой шоколадки получил сын?
- Давайте вспомним слова известной детской песенки.
(Слайд 3)
Был один апельсин. Его надо разделить на пять равных частей (долей) и каждому дать по одной доле, чтобы никому не было обидно. Каждая такая доля – одна часть из пяти. Эти числа называются обыкновенными дробями. Запись такого числа отличается от записи натуральных чисел.
4. Историческая справка.
(Слайд 4)
В средние века, как и в древности, учение о дробях считалось самым трудным разделом арифметики. Римский оратор и писатель Цицерон говорил, что без знаний дробей никто не может признаваться знающим арифметику.
(Слайд 5)
У многих народов дроби называли ломаными числами. Этим названием пользуется и
автор первого русского учебника по математике Л.Ф.Магницкий.
Интересное и меткое "арифметическое" сравнение делал Л.Н. Толстой. Он говорил,
что человек подобен дроби, числитель которой есть то, что человек представляет
собой, а знаменатель то, что он думает о себе. Чем большего человек о себе
мнения, тем больше знаменатель, а значит, тем меньше дробь.
5. Работа по новой теме.
(Слайды 6-7)
6. Закрепление новой темы.
(Слайды 8-10
7. Разбор и решение двух видов задач.
(Слайды 11-12)
8. Домашнее задание.
(Слайды 13)
Список литературы:
- Учебник «Математика 5», авт. Н.Я.Виленкин, В.И.Жохов, А.Ц.Чесноков, С.И. Шварцбурд, Москва, 2006 г.
- Поурочные планы для преподавателей по учебнику Н.Я.Виленкина, В.И.Жохова «Математика 5 класс», Волгоград, 2003 г.
- Материалы с сайта https://urok.1sept.ru/