Доли. Обыкновенные дроби. 5-й класс

Разделы: Математика

Класс: 5


Цели урока:

  1. Обучающая:
    • познакомить учащихся с понятием: обыкновенной дроби;
    • показать их использование в практических целях и в жизни человека;
    • научить учащихся определять и записывать часть от целого и решать два вида задач на дроби.
  2. Развивающая: развивать познавательный интерес учащихся.
  3. Воспитательная: воспитание интереса к предмету с привлечением мультимедийных возможностей компьютера.

Оборудование:

  • доска, мел;
  • школьные принадлежности;
  • наглядные пособия (плакаты);
  • мультимедийные средства.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Устный счет.

(Приложение. Слайд 2)

3. Объяснение нового материала.

Мы уже знаем, что числа, которые используют при счете предметов, называются натуральными, и умеем производить действия над ними: складывать, вычитать, умножать и делить. Но уже в древние времена люди убедились, что одних натуральных чисел недостаточно в практической жизни. Возникла настоятельная необходимость расширения понятия числа. Люди подумали и придумали такие числа.

Рассмотрим задачу: Мама купила плитку шоколада. Придя домой, мама разделила её поровну, между сыном и дочерью. Какую часть (или долю) от целой шоколадки получил сын?

- Давайте вспомним слова известной детской песенки.

(Слайд 3)

Был один апельсин. Его надо разделить на пять равных частей (долей) и каждому дать по одной доле, чтобы никому не было обидно. Каждая такая доля – одна часть из пяти. Эти числа называются обыкновенными дробями. Запись такого числа отличается от записи натуральных чисел.

4. Историческая справка.

(Слайд 4)

В средние века, как и в древности, учение о дробях считалось самым трудным разделом арифметики. Римский оратор и писатель Цицерон говорил, что без знаний дробей никто не может признаваться знающим арифметику.

(Слайд 5)

У многих народов дроби называли ломаными числами. Этим названием пользуется и автор первого русского учебника по математике Л.Ф.Магницкий.
Интересное и меткое "арифметическое" сравнение делал Л.Н. Толстой. Он говорил, что человек подобен дроби, числитель которой есть то, что человек представляет собой, а знаменатель то, что он думает о себе. Чем большего человек о себе мнения, тем больше знаменатель, а значит, тем меньше дробь.

5. Работа по новой теме.

(Слайды 6-7)

6. Закрепление новой темы.

(Слайды 8-10

7. Разбор и решение двух видов задач.

(Слайды 11-12)

8. Домашнее задание.

(Слайды 13)

Список литературы:

  1. Учебник «Математика 5», авт. Н.Я.Виленкин, В.И.Жохов, А.Ц.Чесноков, С.И. Шварцбурд, Москва, 2006 г.
  2. Поурочные планы для преподавателей по учебнику Н.Я.Виленкина, В.И.Жохова «Математика 5 класс», Волгоград, 2003 г.
  3. Материалы с сайта https://urok.1sept.ru/