Занятие по теме "Обучение технике плавания способом вольный стиль"

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей


Цель: научить технике гребка правой и левой рукой способом вольный стиль.

Задачи:

  1. Научить технике выполнения рукой начала и конца гребка способом вольный стиль.
  2. Способствовать формированию представления о направлении движения, лобовом сопротивлении, и подъемной силе.
  3. Продолжать отрабатывать технику работы ног в продвижении способом кроль на груди в согласовании с дыханием.
  4. Формировать навык работы в паре, в группе. Способствовать развитию силы, быстроты, выносливости.

Тип занятия: ознакомление с новым материалом.

Методы: рассказ, беседа, показ, соревновательно-игровой метод.

Дидактические средства: плавательные доски, плакаты по обучению техники плавания способом вольный стиль.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Построение. Перекличка. Сообщение темы и задач занятия.

- Если сегодня вы будете внимательны и усердны, то научитесь технике выполнения движений гребка и выноса руки из воды способом кроль на груди, что нам поможет быстрее освоить всю технику плавания вольным стилем и применить её на соревнованиях, которые состояться ... Для этого вспомним продвижение с работой ног. Выясним, что нам может помешать при движении по воде. И найдем способ, как с этими препятствиями справиться. Приготовим для занятия плавательные доски и разделимся на пары. В первые пары встают учащиеся физически сильнее, затем все остальные. Но это не значит, что кто-то будет отдыхать, вам дается возможность посмотреть, как выполняется упражнение, проанализировать технику выполнения, заметить ошибки у товарища. В свою очередь первые пары смотрят за вами. По окончании упражнения, все вместе комментируем технику выполнения.

II. Повторение пройденного материала.

- Ребята, давайте вспомним, для чего пловцам необходима разминка на суше.

Опрос желающих высказаться.

- Я думаю, что сегодня провести разминку и продемонстрировать домашнее задание сможет каждый. Сегодня разминку проводит ... .

- Молодец! В следующий раз разминку проведет кто-нибудь другой, но готовиться к ней должен каждый из вас.

1) Разминка в воде.

  1. Разбились по парам! Повторяем боковое дыхание, стоя в воде, держаться за руки! Вдох выполняем в сторону, через рот. Опуская лицо в воду, продолжительный выдох и затем снова вдох, но в противоположную сторону! Преподаватель демонстрирует упражнение.
    Обратите внимание на активный выдох в воду и следующий за ним пассивный вдох.
  2. Скольжение на груди, руки вверх. Следим за направлением движения.
    Совместное обсуждение выполнения техники упражнения. Исправление ошибок.
  3. Скольжение на спине, руки вверх. Следим за направлением движения.
    Совместное обсуждение выполнения техники упражнения. Исправление ошибок.
  4. Скольжение на груди с работой ног кролем, руки вверх. Выдох в воду. Вдох в сторону!
    Совместное обсуждение выполнения техники упражнения. Исправление ошибок.
    Внимание это упражнение продемонстрирует ... пара. Обратите внимание, как нужно выполнять поворот головы при вдохе и выдохе. Повторяем за ними и стараемся.
  5. Скольжение на спине с работой ног кролем, руки вверх. Голова лежит на руках. Смотреть на носки ног. Следим за направлением движения.
    Совместное обсуждение выполнения техники упражнения. Исправление ошибок.
    Это упражнение продемонстрирует уже другая пара, у них движения правильные, следят за направлением. Голова лежит на руках. Грудь поднята. Повторяем за ними.
  6. Ныряние под воду с выходом на поверхность, работая только ногами.
    Упражнение выполняем все вместе, по команде, на скорость. Кто первый?

2) Опрос учащихся.

- Изучая направление движения, мы с вами выяснили, что ...? (На пловца в воде действуют сила притяжения земли, притягивающая вниз и выталкивающая сила, направленная вверх.)

- Проделав какое упражнение мы убедимся в том, что можно удержаться на поверхности воды, не производя движений руками и ногами? («Поплавок», «звездочка»).

- Какие силы действуют на перемещение пловца? (Это сопротивление воды: сопротивление трению, волновое и вихревое сопротивление.)

III. Изучение нового материала.

1. Продолжение знакомства учащихся с движущей силой пловца.

Рассказ преподавателя: «И все-таки не смотря на сопротивление, пловец легко продвигается по воде. Давайте выясним, почему это происходит. Сопротивление трению кожи пловца о воду можно уменьшить, приняв высокое положение тела, помогая ногами и устраняя неправильные гребки руками. Падение волнового сопротивления происходит, ясли не создавать волн на поверхности воды (техника резкого вхождения рук в воду, и резкого поднимания и опускания плеч). И, на конец вихревое сопротивление (если вы следуете за пловцом на высокой скорости), уменьшается при сохранении хорошо обтекаемого тела (устранить прогиб в пояснице, положение ног).

И так, движущая сила пловца обусловлена правильными движениями рук и ног и высокому положению тела в воде. Подведем итог, для того чтобы на пловца как можно меньше действовали силы сопротивления, ему нужно научиться правильного выполнения техники плавания. Сегодня мы с вами продолжим знакомство с самым скоростным видом плавания, вольным стилем. Внимание на плакат. Обратите внимание, после входа в воду рука в локте выпрямляется, затем выполняя гребок, она начинает сгибаться в локте до тех пор, пока в середине гребка угол в локтевом суставе не составит 90-105 градусов. После этого рука продолжая гребок, начинает выпрямляться в локтевом суставе и в конце гребка вновь оказывается почти полностью выпрямленной. Выполним имитационные упражнения техники выполнения гребка способом коль на груди, сначала правой, а затем левой рукой. Выполним эти движения стоя, а затем в движении».

Имитационные движения совершаются в последовательности, следуя за комментариями преподавателя.

2. Упражнения в воде.

  1. Встали парами. Взяли в руки досочки. Скольжение на груди с работой ног кролем, руки вытянуты вперёд. Выдох в воду, вдох в сторону.
  2. Выполнение ударов ногами, одна рука держит доску, другая вытянута вдоль туловища, согласование с дыханием.
  3. Выполнение ударов ногами, без доски, одна рука впереди. Другая рука вытянута вдоль туловища, в согласовании с дыханием.
    Определить учащихся правильно выполнивших упражнения. Совместное обсуждение выполнения техники упражнения. Исправление ошибок.

- Вернемся к изучению нового материала. На что нужно обратить в начале гребка? (Рука прямая.)

- Следующее движение?  (Выполняя гребок, она начинает сгибаться в локте до тех пор, пока в середине гребка угол в локтевом суставе не составит 90-105 градусов.)

- И завершая гребок, что делаем? (Продолжая гребок, рука начинает выпрямляться в локтевом суставе и в конце гребка вновь оказывается почти полностью выпрямленной.)

- Повторим технику гребка, стоя у бортика.

  1. Включаем в работу правую руку. Левая рука вперед, с работой ног. Упражнение выполняем на задержке дыхания.
    Совместное обсуждение выполнения техники упражнения. Исправление ошибок. Посмотрите, как это упражнение выполняет…
  2. Выполняем движения левой рукой, правая вперед, с работой ног, на задержке дыхания.
    Совместное обсуждение выполнения техники упражнения. Исправление ошибок. Для того, чтобы проплыть большее расстояние, нужно эти упражнения проплыть выполняя вдох и выдох.
  3. А кто из вас попробует выполнить эти упражнения с дыханием? Работу продолжать только одной рукой.

- Сегодня вы освоили гребок рукой вольным стилем на задержке дыхания и даже попробовали с дыханием. Отлично справились с заданием. Молодцы. Но после фазы гребка, следует фаза проноса руки из воды. С ней мы познакомимся на следующем уроке.

IV. Закрепление нового материала.

- Сейчас мы с вами поиграем, но в игре постарайтесь учесть те замечания, которые получили и исправить ошибки.

  1. Игра «Насос». Выполнили 20 глубоких выдохов в воду парами. Один выполняет выдох, партнер вдох, смена ролей.
  2. Игра «Мельница». В этой игре партнер отходит на расстояние трех гребков. Задача одного из вас выполнить три гребка и выноса рук из воды, без работы ног, и доплыть до партнера. Затем меняемся.
    Внимание! При гребке разгибать руку в локте. Упражнение выполнять на задержке дыхания.
  3. Игра «Водолазы». Все вместе. Кто первый найдет предмет?
  4. Игра «Торпеды». Все вместе. Кто первый проплывет под водой и вынырнет?
  5. Выход из воды.

Подведение итогов. Выполнить замечания, указать на ошибки, похвалить.

V. Задание на дом.

  1. Повторить какие силы действуют на перемещение пловца.
  2. Имитация техники движения работы рук в плавании способом кроль на груди перед зеркалом.
  3. Подготовить разминку на суше.

Список литературы:

  1. Программа для образовательных учреждений «Физическая культура». - М.: Мин. Образования РФ, 2002.
  2. Булгакова Н.Ж. Отбор и подготовка юных пловцов. - М.: ФиС, 1986.
  3. Велитченко В.К. Как научиться плавать. - М.: Терра-Спорт, 2000.
  4. Настольная книга учителя физической культуры, под ред. профессора Л.Б. Кофмана. - М.: ФиС, 1998.
  5. Каунсилмен Д.Е. Спортивное плавание: пер.с английского - М.: ФиС, 1982.
  6. Левин Г. Плавание для малышей / пер. с немецкого Л.Е. Микулина. - М.: ФиС, 1979.
  7. Макаренко Л.П. Подготовка юных пловцов, - М.: ФиС, 1974.
  8. Макаренко Л.П. Техника спортивного плавания, пособие для тренеров, - М.: Всероссийская федерация плавания, 2000.
  9. Плавание: сб., сост. Л.П. Макаренко, - М.: ФиС, 1988.
  10. Основы спортивного плавания. / Сост. О.И. Логунова, А.А.Ваньков, - М.: ФиС, 1971.
  11. Парфёнов В.А., Платонов В.Н. Тренировка квалифицированных пловцов. - М.: ФиС, 1979.
  12. Плавание: учебник для вузов. / По общ. Ред. Н.Ж.Булгаковой. - М.: ФиС, 2001.