Цель: научить технике гребка правой и левой рукой способом вольный стиль.
Задачи:
- Научить технике выполнения рукой начала и конца гребка способом вольный стиль.
- Способствовать формированию представления о направлении движения, лобовом сопротивлении, и подъемной силе.
- Продолжать отрабатывать технику работы ног в продвижении способом кроль на груди в согласовании с дыханием.
- Формировать навык работы в паре, в группе. Способствовать развитию силы, быстроты, выносливости.
Тип занятия: ознакомление с новым материалом.
Методы: рассказ, беседа, показ, соревновательно-игровой метод.
Дидактические средства: плавательные доски, плакаты по обучению техники плавания способом вольный стиль.
Ход занятия
I. Организационный момент.
Построение. Перекличка. Сообщение темы и задач занятия.
- Если сегодня вы будете внимательны и усердны, то научитесь технике выполнения движений гребка и выноса руки из воды способом кроль на груди, что нам поможет быстрее освоить всю технику плавания вольным стилем и применить её на соревнованиях, которые состояться ... Для этого вспомним продвижение с работой ног. Выясним, что нам может помешать при движении по воде. И найдем способ, как с этими препятствиями справиться. Приготовим для занятия плавательные доски и разделимся на пары. В первые пары встают учащиеся физически сильнее, затем все остальные. Но это не значит, что кто-то будет отдыхать, вам дается возможность посмотреть, как выполняется упражнение, проанализировать технику выполнения, заметить ошибки у товарища. В свою очередь первые пары смотрят за вами. По окончании упражнения, все вместе комментируем технику выполнения.
II. Повторение пройденного материала.
- Ребята, давайте вспомним, для чего пловцам необходима разминка на суше.
Опрос желающих высказаться.
- Я думаю, что сегодня провести разминку и продемонстрировать домашнее задание сможет каждый. Сегодня разминку проводит ... .
- Молодец! В следующий раз разминку проведет кто-нибудь другой, но готовиться к ней должен каждый из вас.
1) Разминка в воде.
- Разбились по парам! Повторяем боковое дыхание, стоя в воде, держаться за
руки! Вдох выполняем в сторону, через рот. Опуская лицо в воду,
продолжительный выдох и затем снова вдох, но в противоположную сторону!
Преподаватель демонстрирует упражнение.
Обратите внимание на активный выдох в воду и следующий за ним пассивный вдох. - Скольжение на груди, руки вверх. Следим за направлением движения.
Совместное обсуждение выполнения техники упражнения. Исправление ошибок. - Скольжение на спине, руки вверх. Следим за направлением движения.
Совместное обсуждение выполнения техники упражнения. Исправление ошибок. - Скольжение на груди с работой ног кролем, руки вверх. Выдох в воду. Вдох
в сторону!
Совместное обсуждение выполнения техники упражнения. Исправление ошибок.
Внимание это упражнение продемонстрирует ... пара. Обратите внимание, как нужно выполнять поворот головы при вдохе и выдохе. Повторяем за ними и стараемся. - Скольжение на спине с работой ног кролем, руки вверх. Голова лежит на
руках. Смотреть на носки ног. Следим за направлением движения.
Совместное обсуждение выполнения техники упражнения. Исправление ошибок.
Это упражнение продемонстрирует уже другая пара, у них движения правильные, следят за направлением. Голова лежит на руках. Грудь поднята. Повторяем за ними. - Ныряние под воду с выходом на поверхность, работая только ногами.
Упражнение выполняем все вместе, по команде, на скорость. Кто первый?
2) Опрос учащихся.
- Изучая направление движения, мы с вами выяснили, что ...? (На пловца в воде действуют сила притяжения земли, притягивающая вниз и выталкивающая сила, направленная вверх.)
- Проделав какое упражнение мы убедимся в том, что можно удержаться на поверхности воды, не производя движений руками и ногами? («Поплавок», «звездочка»).
- Какие силы действуют на перемещение пловца? (Это сопротивление воды: сопротивление трению, волновое и вихревое сопротивление.)
III. Изучение нового материала.
1. Продолжение знакомства учащихся с движущей силой пловца.
Рассказ преподавателя: «И все-таки не смотря на сопротивление, пловец легко продвигается по воде. Давайте выясним, почему это происходит. Сопротивление трению кожи пловца о воду можно уменьшить, приняв высокое положение тела, помогая ногами и устраняя неправильные гребки руками. Падение волнового сопротивления происходит, ясли не создавать волн на поверхности воды (техника резкого вхождения рук в воду, и резкого поднимания и опускания плеч). И, на конец вихревое сопротивление (если вы следуете за пловцом на высокой скорости), уменьшается при сохранении хорошо обтекаемого тела (устранить прогиб в пояснице, положение ног).
И так, движущая сила пловца обусловлена правильными движениями рук и ног и высокому положению тела в воде. Подведем итог, для того чтобы на пловца как можно меньше действовали силы сопротивления, ему нужно научиться правильного выполнения техники плавания. Сегодня мы с вами продолжим знакомство с самым скоростным видом плавания, вольным стилем. Внимание на плакат. Обратите внимание, после входа в воду рука в локте выпрямляется, затем выполняя гребок, она начинает сгибаться в локте до тех пор, пока в середине гребка угол в локтевом суставе не составит 90-105 градусов. После этого рука продолжая гребок, начинает выпрямляться в локтевом суставе и в конце гребка вновь оказывается почти полностью выпрямленной. Выполним имитационные упражнения техники выполнения гребка способом коль на груди, сначала правой, а затем левой рукой. Выполним эти движения стоя, а затем в движении».
Имитационные движения совершаются в последовательности, следуя за комментариями преподавателя.
2. Упражнения в воде.
- Встали парами. Взяли в руки досочки. Скольжение на груди с работой ног кролем, руки вытянуты вперёд. Выдох в воду, вдох в сторону.
- Выполнение ударов ногами, одна рука держит доску, другая вытянута вдоль туловища, согласование с дыханием.
- Выполнение ударов ногами, без доски, одна рука впереди. Другая рука
вытянута вдоль туловища, в согласовании с дыханием.
Определить учащихся правильно выполнивших упражнения. Совместное обсуждение выполнения техники упражнения. Исправление ошибок.
- Вернемся к изучению нового материала. На что нужно обратить в начале гребка? (Рука прямая.)
- Следующее движение? (Выполняя гребок, она начинает сгибаться в локте до тех пор, пока в середине гребка угол в локтевом суставе не составит 90-105 градусов.)
- И завершая гребок, что делаем? (Продолжая гребок, рука начинает выпрямляться в локтевом суставе и в конце гребка вновь оказывается почти полностью выпрямленной.)
- Повторим технику гребка, стоя у бортика.
- Включаем в работу правую руку. Левая рука вперед, с работой ног.
Упражнение выполняем на задержке дыхания.
Совместное обсуждение выполнения техники упражнения. Исправление ошибок. Посмотрите, как это упражнение выполняет… - Выполняем движения левой рукой, правая вперед, с работой ног, на
задержке дыхания.
Совместное обсуждение выполнения техники упражнения. Исправление ошибок. Для того, чтобы проплыть большее расстояние, нужно эти упражнения проплыть выполняя вдох и выдох. - А кто из вас попробует выполнить эти упражнения с дыханием? Работу продолжать только одной рукой.
- Сегодня вы освоили гребок рукой вольным стилем на задержке дыхания и даже попробовали с дыханием. Отлично справились с заданием. Молодцы. Но после фазы гребка, следует фаза проноса руки из воды. С ней мы познакомимся на следующем уроке.
IV. Закрепление нового материала.
- Сейчас мы с вами поиграем, но в игре постарайтесь учесть те замечания, которые получили и исправить ошибки.
- Игра «Насос». Выполнили 20 глубоких выдохов в воду парами. Один выполняет выдох, партнер вдох, смена ролей.
- Игра «Мельница». В этой игре партнер отходит на расстояние трех гребков.
Задача одного из вас выполнить три гребка и выноса рук из воды, без работы
ног, и доплыть до партнера. Затем меняемся.
Внимание! При гребке разгибать руку в локте. Упражнение выполнять на задержке дыхания. - Игра «Водолазы». Все вместе. Кто первый найдет предмет?
- Игра «Торпеды». Все вместе. Кто первый проплывет под водой и вынырнет?
- Выход из воды.
Подведение итогов. Выполнить замечания, указать на ошибки, похвалить.
V. Задание на дом.
- Повторить какие силы действуют на перемещение пловца.
- Имитация техники движения работы рук в плавании способом кроль на груди перед зеркалом.
- Подготовить разминку на суше.
Список литературы:
- Программа для образовательных учреждений «Физическая культура». - М.: Мин. Образования РФ, 2002.
- Булгакова Н.Ж. Отбор и подготовка юных пловцов. - М.: ФиС, 1986.
- Велитченко В.К. Как научиться плавать. - М.: Терра-Спорт, 2000.
- Настольная книга учителя физической культуры, под ред. профессора Л.Б. Кофмана. - М.: ФиС, 1998.
- Каунсилмен Д.Е. Спортивное плавание: пер.с английского - М.: ФиС, 1982.
- Левин Г. Плавание для малышей / пер. с немецкого Л.Е. Микулина. - М.: ФиС, 1979.
- Макаренко Л.П. Подготовка юных пловцов, - М.: ФиС, 1974.
- Макаренко Л.П. Техника спортивного плавания, пособие для тренеров, - М.: Всероссийская федерация плавания, 2000.
- Плавание: сб., сост. Л.П. Макаренко, - М.: ФиС, 1988.
- Основы спортивного плавания. / Сост. О.И. Логунова, А.А.Ваньков, - М.: ФиС, 1971.
- Парфёнов В.А., Платонов В.Н. Тренировка квалифицированных пловцов. - М.: ФиС, 1979.
- Плавание: учебник для вузов. / По общ. Ред. Н.Ж.Булгаковой. - М.: ФиС, 2001.