Написание сложных прилагательных

Разделы: Русский язык, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2 МБ)


Класс 6 (5-9.)

Тип урока: изучение нового материала.

Вид урока: урок объяснения нового материала.

Цель: ознакомление с правилами слитного и дефисного написания сложных прилагательных, формирование умений и навыков слитного и дефисного написания сложных прилагательных.

Задачи.

  1. Образовательные:
    • помочь учащимся определить условия выбора слитного и дефисного написания сложных прилагательных, научить применять правило в практической деятельности.
    • создать условия для формирования умения определять условия выбора слитного и дефисного написания сложных прилагательных и правильно писать их.
  2. Развивающие:
    • создать условия для развития устной монологической речи, умения сравнивать, делать выводы и обобщения.
    • создать условия для развития коммуникативной компетенции.
  3. Воспитательные:
    • воспитание бережного, внимательного отношения к русскому языку.

Учебно-методическое обеспечение: учебник «Русский язык, 6 класс», М.Т. Баранов и др. – М.: Просвещение, 2008.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор с экраном, интерактивная доска.

Программное обеспечение: ИИП «КМ-Школа», MS Power Point, Раint.

Ход урока

I. Организационный момент.

– Здравствуйте, ребята! Я вижу, что вы пришли на урок с хорошим настроением, надеюсь, что оно поможет вам в овладении новыми знаниями и умениями, в закреплении ранее изученного.

– Садитесь. Откройте, пожалуйста, тетради, запишите число (сегодня…), классная работа.

II. Формирование положительной мотивации. Создание проблемной ситуации.

– Какую часть речи мы с вами изучаем? (Имя прилагательное)

– Что вы уже знаете об этой части речи?

(Самостоятельная часть речи;
отвечает на вопросы какой? чей?;
обозначает признак предмета;
изменяется по числам, падежам и в единственном числе по родам;
делятся на три разряда: качественные, относительные и притяжательные;
качественные прилагательные имеют степени сравнения; бывают в краткой форме;
в предложении имя прилагательное обычно бывает определением и сказуемым.)

– Какова роль прилагательных в речи? (Прилагательные делают нашу речь образной, яркой, выразительной, точной, красивой, помогают представить предметы и явления, помогают передать чувства.) (Помогают создать яркую, образную картину, которую легко себе представить.)

– Представьте себе, что в нашей речи нет прилагательных. Как изменился бы наш язык? (Стал беднее, скуднее, менее точным.)

– Посмотрите, пожалуйста, на записанный на доске текст. Прочитайте его.

(слайд 1)

– Удалось ли вам представить весеннюю картину природы? Представить, какие тени лежат на сугробах, какое небо, облака, синички? Почувствовать настроение автора? (Нет.)

– Можно ли назвать этот текст выразительным, эмоциональным? (Нет.)

– Чего не хватает для этого? (Прилагательных.)

– Какое задание вы можете выполнить, чтобы текст стал лучше, интереснее, красочнее? (Можно подобрать к выделенным словам подходящие по смыслу прилагательные.)

– Попробуйте на основе авторского текста создать свою (яркую, образную) картину природы, проявить своё воображение, творческую фантазию, чтобы вы смогли показать, как благодаря прилагательным изменяется наша речь.

– Выполняете это задание на карточках. (Приложение 1.) Кто будет готов, поднимите руку.

– Зачитайте полученный вариант. (Зачитывают несколько вариантов.)

– Хорошо. Я думаю, что у каждого из вас получилось создать свою картину природы.

– Я предлагаю вам сравнить свой вариант с авторским. Какие прилагательные подобрал писатель и какие вы. (слайд 2)

– Изменился ли текст? (Конечно.)

– Теперь вы можете представить себе предметы такими, какими их нарисовал писатель? (Да.)

– Ребята, глядя на текст, у вас не возникает вопросов? Чего в нем не хватает? (Пропущены слова.)

– Значит, автор нарисовал картину природы более красочно, более ярко. Хотите полностью восстановить авторский текст? (Да.)

– Интересно узнать, какие слова подобрал писатель? (Да.)

– Я вам помогу.

– Как назовем тени светлые, лиловые? (Светло-лиловые.) Слово появляется на слайде 2.

– Небо нежное, голубое? (Нежно-голубое.)

– Облака как из белого снега? (Белоснежные.)

– Синички с черной головкой? (Черноголовые.)

– Стволы сосен медные, бронзовые? (Медно-бронзовые.)

Перечитайте текст. Не правда ли красивая картина предстала перед нами? (Да.)

– Можно ли этот текст назвать выразительным, эмоциональным? (Да.)

– Какой из вариантов текста вам нравится больше? (Этот.)

– Какие прилагательные помогли автору создать такую картину природы? Назовите. (Называют все прилагательные из текста.)

(слайд 3)

– Как вы думаете, на какие группы можно разделить эти прилагательные? (На простые и сложные.)

– Разделите прилагательные на простые и сложные в 2 столбика.

– Кто желает поработать у доски? (Желающий выходит к интерактивной доске и перетаскивает слова на слайде, распределяя их на 2 столбика.)

(слайд 3)

– Итак, вы распределили прилагательные на 2 группы: простые и сложные. Почему сложные? Что такое сложные прилагательные? (Состоят из двух и более корней.)

– Убедимся в этом. Какие корни в слове «белоснежные», в слове «нежно-голубому»?

Прикрепляю карточки со словами «нежно-голубому», «белоснежные» на доску.

(-Бел- и -снеж-; -нежн- и -голуб-.)

– А чем отличаются эти 2 сложных прилагательных? (Написанием: одно пишется слитно, другое – через дефис.)

– Сформулируйте тему нашего урока? (Написание сложных прилагательных.)

На доске.

– Запишите тему урока в тетрадь.

III. Постановка и решение учебных задач.

– Каким может быть написание сложных прилагательных? (Слитным и дефисным.)

– Да, написание сложных прилагательных может быть слитное и дефисное.

Карточки со словами «слитное», «дефисное» вывешиваются на доску.

– Запишите схему в тетрадь.

– От чего зависит выбор слитного и дефисного написания сложных прилагательных?

– Поставьте перед собой учебные задачи. Чему будете учиться?

(Я хочу научиться на уроке:

  • определять условия слитного и дефисного написания сложных прилагательных (определять от чего зависит выбор слитного и дефисного написания сложных прилагательных);
  • правильно писать сложные прилагательные.)

– Для разрешения поставленных задач я предлагаю вам схему «Написание сложных прилагательных». У каждого из вас на парте лежит схема в распечатанном виде.

(Приложение2) Возьмите ее.

Распечатки схемы написания сложных прилагательных у каждого ученика.

(Объяснение нового материала)

(слайд 4)

– Как вы думаете, от чего зависит выбор слитного и дефисного написания сложных прилагательных? (Зависит от того, как образовано сложное прилагательное.)

– Когда вы будете писать сложные прилагательные слитно? (Если прилагательное образовано от сложных существительных, пишущихся слитно; образованы на основе словосочетания.)

– Когда вы будете писать сложные прилагательные через дефис? (Если прилагательное обозначает оттенки цветов; образовано от сложных существительных, пишущихся через дефис; образованы путем сложения равноправных слов, между которыми можно вставить союз И.)

– Молодцы. Cхема будет служить для каждого из вас помощником при выполнении всех заданий, а затем вы вклеите ее в свои словари.

– Посмотрите, пожалуйста, на экран.

(слайд 5)

Перед вами ТЮЛЬПАН (Слово + картинки.) Какого он цвета? Не только желтого, но еще и красного. (Желто ? красного.) Что обозначает данное прилагательное? СТРЕЛКА. (Оттенок цвета.) Как вы запишите это прилагательное? (Через дефис.) (Желто-красного.)

– Верно. Предлагаю записывать прилагательные в 2 столбика: слитно и через дефис. При написании слов, не забудьте подчеркивать орфограмму.

(слайды 6-20)

– Ребята, есть слова, написание которых надо запомнить. Запишите их в тетрадь и запомните.

(слайд 21)

– Молодцы! Хорошо поработали.

– Какие задачи вы сейчас решали? (Учились определять условия слитного и дефисного написания сложных прилагательных; правильно писать сложные прилагательные.)

IV. Первичное закрепление.

– Как вы думаете, хорошо вы научились определять, от чего зависит слитное и дефисное написание сложных прилагательных? (Да.)

– Хотите проверить? (Да.)

– Предлагаю выполнить следующие задания.

Интерактивная доска + компьютер (КМ школа)

Выберите из предложенных вариантов несколько правильных
Укажите сложные прилагательные, которые пишутся слитно (светло)красный
(черно)бровый
(пяти)тонный
(весенне)летний

Выберите из предложенных вариантов несколько правильных
Укажите сложные прилагательные, которые пишутся через дефис (трехметровый)
(темно)кожий
(золотисто)желтый
(варено)копченый

Верно или нет приведенное суждение? Укажите ответ Да, если суждение верно, или ответ Нет, если суждение неверно.
Сложное прилагательное черно-глазый пишется через дефис, так как обозначает оттенок цвета.
Да
Нет

Верно или нет приведенное суждение? Укажите ответ Да, если суждение верно, или ответ Нет, если суждение неверно.
Сложное прилагательное древнерусский пишется слитно, так как образовано от сочетания слов Древняя Русь.
Да
Нет

Укажите, как пишутся сложные прилагательные
(БЕЛО)КРЫЛЫЙ Слитно
через дефис
(ТЕМНО)ГОЛУБОЙ Слитно
через дефис
(СЕЛЬСКО)ХОЗЯЙСТВЕННЫЙ Слитно
через дефис
(ДВОРЦОВО)ПАРКОВЫЙ слитно
через дефис

Укажите, как пишутся сложные прилагательные
(нежно)зеленый слитно
через дефис
(шести)слойный слитно
через дефис
(широко)плечий слитно
через дефис
(северо)восточный слитно
через дефис

– Хорошо, дружно справились с заданием. Теперь предлагаю выполнить следующее задание самостоятельно. Образуйте от данных сочетаний сложные прилагательные, графически объясняя их написание. Работаете в тетрадях. Записываете только сложные прилагательные в строчку.

– Проверим, как вы выполнили это задание. Ребята, кто желает записать образованные сложные прилагательные у доски? Пожалуйста. Остальные проверяем правильность выполнения задания.

Интерактивная доска + компьютер (КМ школа)

средние века –
темный, зеленый –
длинные ноги –
плодовый, ягодный –
девять градусов –

– Согласны ли вы с ……? У кого по-другому? Объясните.

– А теперь, ребята, предлагаю вам более сложное задание: графический диктант. Выполняете его на маленьких листочках. Подпишите свою фамилию. Если слово пишется слитно, вы ставите +, если через дефис, то - .

(слайд 22)

– Поменяйтесь листочками и проверьте правильность выполнения работы друг друга.

(слайд 23)

– Оцените работу друг друга. (слайд 24)

V. Рефлексия.

– Итак, какие задачи решали на уроке? (Учились определять условия слитного и дефисного написания сложных прилагательных; правильно писать сложные прилагательные.)

– Какие решили? (Научились определять условия слитного и дефисного написания сложных прилагательных; правильно писать сложные прилагательные.)

– Можете вы сказать, что научились правильно писать сложные прилагательные? (Нет, не можем.)

– Значит, есть необходимость взять эту задачу на следующий урок и продолжить над ней работать? (Да.)

VI. Оценивание.

– Ребята, оцените свою работу по шкале оценивания. Не забудьте подписать свою фамилию. В конце урока «Листы оценивания» (Приложение 3) сдадите вместе с листочками с графическим диктантом.

Распечатки шкалы оценивания каждому ученику.

VII. Информация о домашнем задании.

– Для домашнего задания я предлагаю вам разноуровневые задания. (Приложение 4)

– Какое задание вы отнесете к 1 уровню? (На желтой карточке.) Показываю желтую карточку.

– Я согласна. Кто не согласен?

– Какое задание вы отнесете ко 2 уровню? (На синей карточке.) Показываю синюю карточку.

– Я согласна. Кто не согласен?

– Какое задание вы отнесете к 3 уровню? (На оранжевой карточке.) Показываю оранжевую карточку.

– Я согласна. Кто не согласен?

– Выберите для себя задание того уровня сложности, с которым, как вы считаете, справитесь хорошо. Покажите, задание какого уровня выбрал для себя каждый из вас.

VIII. Подведение итогов урока (итоговая рефлексия).

– Заканчивая урок, мне и нашим гостям хотелось бы наглядно увидеть, насколько хорошо вы поняли, усвоили материал сегодняшнего урока. Посмотрите, пожалуйста, на доску. Перед вами «Древо знаний» и плоды знаний. (слайд 25)

Подумайте и решите:

  • кому сегодня все было понятно на уроке, прикрепите к древу красный плод.
  • кому была понятна большая часть урока, прикрепите желтый плод.
  • а кому все было непонятно, прикрепите зеленый плод.

(Подходят, перетаскивают яблоки на дерево)

– Посмотрите, пожалуйста, ребята, сколько спелых и созревающих плодов появилось на «древе знаний» за сегодняшний урок. Это ваши хорошие знания. А зеленых плодов совсем мало. Но и они со временем поспеют и станут красными, а ваши знания крепкими (А зеленых совсем нет, потому что вы сегодня хорошо потрудились)

– Есть повод для радости? (Да.)

– Давайте все вместе порадуемся за себя. Какие вы молодцы!

– Урок закончен. Спасибо всем за работу. До свидания. (слайд 26)