Класс 6 (5-9.)
Тип урока: изучение нового материала.
Вид урока: урок объяснения нового материала.
Цель: ознакомление с правилами слитного и дефисного написания сложных прилагательных, формирование умений и навыков слитного и дефисного написания сложных прилагательных.
Задачи.
- Образовательные:
- помочь учащимся определить условия выбора слитного и дефисного написания сложных прилагательных, научить применять правило в практической деятельности.
- создать условия для формирования умения определять условия выбора слитного и дефисного написания сложных прилагательных и правильно писать их.
- Развивающие:
- создать условия для развития устной монологической речи, умения сравнивать, делать выводы и обобщения.
- создать условия для развития коммуникативной компетенции.
- Воспитательные:
- воспитание бережного, внимательного отношения к русскому языку.
Учебно-методическое обеспечение: учебник «Русский язык, 6 класс», М.Т. Баранов и др. – М.: Просвещение, 2008.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор с экраном, интерактивная доска.
Программное обеспечение: ИИП «КМ-Школа», MS Power Point, Раint.
Ход урока
I. Организационный момент.
– Здравствуйте, ребята! Я вижу, что вы пришли на урок с хорошим настроением, надеюсь, что оно поможет вам в овладении новыми знаниями и умениями, в закреплении ранее изученного.
– Садитесь. Откройте, пожалуйста, тетради, запишите число (сегодня…), классная работа.
II. Формирование положительной мотивации. Создание проблемной ситуации.
– Какую часть речи мы с вами изучаем? (Имя прилагательное)
– Что вы уже знаете об этой части речи?
(Самостоятельная часть речи;
отвечает на вопросы какой? чей?;
обозначает признак предмета;
изменяется по числам, падежам и в единственном числе по родам;
делятся на три разряда: качественные, относительные и притяжательные;
качественные прилагательные имеют степени сравнения; бывают в краткой форме;
в предложении имя прилагательное обычно бывает определением и сказуемым.)
– Какова роль прилагательных в речи? (Прилагательные делают нашу речь образной, яркой, выразительной, точной, красивой, помогают представить предметы и явления, помогают передать чувства.) (Помогают создать яркую, образную картину, которую легко себе представить.)
– Представьте себе, что в нашей речи нет прилагательных. Как изменился бы наш язык? (Стал беднее, скуднее, менее точным.)
– Посмотрите, пожалуйста, на записанный на доске текст. Прочитайте его.
(слайд 1)
– Удалось ли вам представить весеннюю картину природы? Представить, какие тени лежат на сугробах, какое небо, облака, синички? Почувствовать настроение автора? (Нет.)
– Можно ли назвать этот текст выразительным, эмоциональным? (Нет.)
– Чего не хватает для этого? (Прилагательных.)
– Какое задание вы можете выполнить, чтобы текст стал лучше, интереснее, красочнее? (Можно подобрать к выделенным словам подходящие по смыслу прилагательные.)
– Попробуйте на основе авторского текста создать свою (яркую, образную) картину природы, проявить своё воображение, творческую фантазию, чтобы вы смогли показать, как благодаря прилагательным изменяется наша речь.
– Выполняете это задание на карточках. (Приложение 1.) Кто будет готов, поднимите руку.
– Зачитайте полученный вариант. (Зачитывают несколько вариантов.)
– Хорошо. Я думаю, что у каждого из вас получилось создать свою картину природы.
– Я предлагаю вам сравнить свой вариант с авторским. Какие прилагательные подобрал писатель и какие вы. (слайд 2)
– Изменился ли текст? (Конечно.)
– Теперь вы можете представить себе предметы такими, какими их нарисовал писатель? (Да.)
– Ребята, глядя на текст, у вас не возникает вопросов? Чего в нем не хватает? (Пропущены слова.)
– Значит, автор нарисовал картину природы более красочно, более ярко. Хотите полностью восстановить авторский текст? (Да.)
– Интересно узнать, какие слова подобрал писатель? (Да.)
– Я вам помогу.
– Как назовем тени светлые, лиловые? (Светло-лиловые.) Слово появляется на слайде 2.
– Небо нежное, голубое? (Нежно-голубое.)
– Облака как из белого снега? (Белоснежные.)
– Синички с черной головкой? (Черноголовые.)
– Стволы сосен медные, бронзовые? (Медно-бронзовые.)
– Перечитайте текст. Не правда ли красивая картина предстала перед нами? (Да.)
– Можно ли этот текст назвать выразительным, эмоциональным? (Да.)
– Какой из вариантов текста вам нравится больше? (Этот.)
– Какие прилагательные помогли автору создать такую картину природы? Назовите. (Называют все прилагательные из текста.)
(слайд 3)
– Как вы думаете, на какие группы можно разделить эти прилагательные? (На простые и сложные.)
– Разделите прилагательные на простые и сложные в 2 столбика.
– Кто желает поработать у доски? (Желающий выходит к интерактивной доске и перетаскивает слова на слайде, распределяя их на 2 столбика.)
(слайд 3)
– Итак, вы распределили прилагательные на 2 группы: простые и сложные. Почему сложные? Что такое сложные прилагательные? (Состоят из двух и более корней.)
– Убедимся в этом. Какие корни в слове «белоснежные», в слове «нежно-голубому»?
Прикрепляю карточки со словами «нежно-голубому», «белоснежные» на доску.
(-Бел- и -снеж-; -нежн- и -голуб-.)
– А чем отличаются эти 2 сложных прилагательных? (Написанием: одно пишется слитно, другое – через дефис.)
– Сформулируйте тему нашего урока? (Написание сложных прилагательных.)
На доске.
– Запишите тему урока в тетрадь.
III. Постановка и решение учебных задач.
– Каким может быть написание сложных прилагательных? (Слитным и дефисным.)
– Да, написание сложных прилагательных может быть слитное и дефисное.
Карточки со словами «слитное», «дефисное» вывешиваются на доску.
– Запишите схему в тетрадь.
– От чего зависит выбор слитного и дефисного написания сложных прилагательных?
– Поставьте перед собой учебные задачи. Чему будете учиться?
(Я хочу научиться на уроке:
- определять условия слитного и дефисного написания сложных прилагательных (определять от чего зависит выбор слитного и дефисного написания сложных прилагательных);
- правильно писать сложные прилагательные.)
– Для разрешения поставленных задач я предлагаю вам схему «Написание сложных прилагательных». У каждого из вас на парте лежит схема в распечатанном виде.
(Приложение2) Возьмите ее.
Распечатки схемы написания сложных прилагательных у каждого ученика.
(Объяснение нового материала)
(слайд 4)
– Как вы думаете, от чего зависит выбор слитного и дефисного написания сложных прилагательных? (Зависит от того, как образовано сложное прилагательное.)
– Когда вы будете писать сложные прилагательные слитно? (Если прилагательное образовано от сложных существительных, пишущихся слитно; образованы на основе словосочетания.)
– Когда вы будете писать сложные прилагательные через дефис? (Если прилагательное обозначает оттенки цветов; образовано от сложных существительных, пишущихся через дефис; образованы путем сложения равноправных слов, между которыми можно вставить союз И.)
– Молодцы. Cхема будет служить для каждого из вас помощником при выполнении всех заданий, а затем вы вклеите ее в свои словари.
– Посмотрите, пожалуйста, на экран.
(слайд 5)
Перед вами ТЮЛЬПАН (Слово + картинки.) Какого он цвета? Не только желтого, но еще и красного. (Желто ? красного.) Что обозначает данное прилагательное? СТРЕЛКА. (Оттенок цвета.) Как вы запишите это прилагательное? (Через дефис.) (Желто-красного.)
– Верно. Предлагаю записывать прилагательные в 2 столбика: слитно и через дефис. При написании слов, не забудьте подчеркивать орфограмму.
(слайды 6-20)
– Ребята, есть слова, написание которых надо запомнить. Запишите их в тетрадь и запомните.
(слайд 21)
– Молодцы! Хорошо поработали.
– Какие задачи вы сейчас решали? (Учились определять условия слитного и дефисного написания сложных прилагательных; правильно писать сложные прилагательные.)
IV. Первичное закрепление.
– Как вы думаете, хорошо вы научились определять, от чего зависит слитное и дефисное написание сложных прилагательных? (Да.)
– Хотите проверить? (Да.)
– Предлагаю выполнить следующие задания.
Интерактивная доска + компьютер (КМ школа)
Выберите из предложенных вариантов несколько правильных | |
Укажите сложные прилагательные, которые пишутся слитно | (светло)красный |
(черно)бровый | |
(пяти)тонный | |
(весенне)летний |
Выберите из предложенных вариантов несколько правильных | |
Укажите сложные прилагательные, которые пишутся через дефис | (трехметровый) |
(темно)кожий | |
(золотисто)желтый | |
(варено)копченый |
Верно или нет приведенное суждение? Укажите ответ Да, если суждение верно, или ответ Нет, если суждение неверно. |
Сложное прилагательное черно-глазый пишется через дефис, так как обозначает оттенок цвета. Да Нет |
Верно или нет приведенное суждение? Укажите ответ Да, если суждение верно, или ответ Нет, если суждение неверно. |
Сложное прилагательное древнерусский пишется слитно, так как образовано от сочетания слов Древняя Русь. Да Нет |
Укажите, как пишутся сложные прилагательные | |
(БЕЛО)КРЫЛЫЙ | Слитно |
через дефис | |
(ТЕМНО)ГОЛУБОЙ | Слитно |
через дефис | |
(СЕЛЬСКО)ХОЗЯЙСТВЕННЫЙ | Слитно |
через дефис | |
(ДВОРЦОВО)ПАРКОВЫЙ | слитно |
через дефис |
Укажите, как пишутся сложные прилагательные | |
(нежно)зеленый | слитно |
через дефис | |
(шести)слойный | слитно |
через дефис | |
(широко)плечий | слитно |
через дефис | |
(северо)восточный | слитно |
через дефис |
– Хорошо, дружно справились с заданием. Теперь предлагаю выполнить следующее задание самостоятельно. Образуйте от данных сочетаний сложные прилагательные, графически объясняя их написание. Работаете в тетрадях. Записываете только сложные прилагательные в строчку.
– Проверим, как вы выполнили это задание. Ребята, кто желает записать образованные сложные прилагательные у доски? Пожалуйста. Остальные проверяем правильность выполнения задания.
Интерактивная доска + компьютер (КМ школа)
средние века – темный, зеленый – длинные ноги – плодовый, ягодный – девять градусов – |
– Согласны ли вы с ……? У кого по-другому? Объясните.
– А теперь, ребята, предлагаю вам более сложное задание: графический диктант. Выполняете его на маленьких листочках. Подпишите свою фамилию. Если слово пишется слитно, вы ставите +, если через дефис, то - .
(слайд 22)
– Поменяйтесь листочками и проверьте правильность выполнения работы друг друга.
(слайд 23)
– Оцените работу друг друга. (слайд 24)
V. Рефлексия.
– Итак, какие задачи решали на уроке? (Учились определять условия слитного и дефисного написания сложных прилагательных; правильно писать сложные прилагательные.)
– Какие решили? (Научились определять условия слитного и дефисного написания сложных прилагательных; правильно писать сложные прилагательные.)
– Можете вы сказать, что научились правильно писать сложные прилагательные? (Нет, не можем.)
– Значит, есть необходимость взять эту задачу на следующий урок и продолжить над ней работать? (Да.)
VI. Оценивание.
– Ребята, оцените свою работу по шкале оценивания. Не забудьте подписать свою фамилию. В конце урока «Листы оценивания» (Приложение 3) сдадите вместе с листочками с графическим диктантом.
Распечатки шкалы оценивания каждому ученику.
VII. Информация о домашнем задании.
– Для домашнего задания я предлагаю вам разноуровневые задания. (Приложение 4)
– Какое задание вы отнесете к 1 уровню? (На желтой карточке.) Показываю желтую карточку.
– Я согласна. Кто не согласен?
– Какое задание вы отнесете ко 2 уровню? (На синей карточке.) Показываю синюю карточку.
– Я согласна. Кто не согласен?
– Какое задание вы отнесете к 3 уровню? (На оранжевой карточке.) Показываю оранжевую карточку.
– Я согласна. Кто не согласен?
– Выберите для себя задание того уровня сложности, с которым, как вы считаете, справитесь хорошо. Покажите, задание какого уровня выбрал для себя каждый из вас.
VIII. Подведение итогов урока (итоговая рефлексия).
– Заканчивая урок, мне и нашим гостям хотелось бы наглядно увидеть, насколько хорошо вы поняли, усвоили материал сегодняшнего урока. Посмотрите, пожалуйста, на доску. Перед вами «Древо знаний» и плоды знаний. (слайд 25)
Подумайте и решите:
- кому сегодня все было понятно на уроке, прикрепите к древу красный плод.
- кому была понятна большая часть урока, прикрепите желтый плод.
- а кому все было непонятно, прикрепите зеленый плод.
(Подходят, перетаскивают яблоки на дерево)
– Посмотрите, пожалуйста, ребята, сколько спелых и созревающих плодов появилось на «древе знаний» за сегодняшний урок. Это ваши хорошие знания. А зеленых плодов совсем мало. Но и они со временем поспеют и станут красными, а ваши знания крепкими (А зеленых совсем нет, потому что вы сегодня хорошо потрудились)
– Есть повод для радости? (Да.)
– Давайте все вместе порадуемся за себя. Какие вы молодцы!
– Урок закончен. Спасибо всем за работу. До свидания. (слайд 26)