Цель: обобщение и систематизация знаний учащихся по изученной теме.
Задачи:
- совершенствовать умения выполнять вычислительные навыки;
- повторить способы нахождения площади геометрических фигур;
- закрепить использование алгоритма письменного вычисления;
- развивать память, внимание, мышление, математическую речь, умение пользоваться математической терминологией;
- воспитывать гордость за свою страну, граждан России, уважительное отношение к партнерам;
- углублять знания детей о космосе, космических полетах, планетах Солнечной системы;
- воспитывать познавательный интерес к урокам математики.
Оборудование и материалы для урока: ПК, медиапроектор, экран, презентация; звуковоспроизводящая аппаратура; карточки для индивидуальной работы;
План проведения урока:
1. Организационный момент.
2. Сообщение темы урока
3. Устный счет
4. Работа по теме урока
4.1. Решение задачи
4.2. Решение уравнений
4.3. Площадь фигур. Решение задач
4.4. Физкультминутка
4.5. Перевод единиц измерения
4.6. Решение примеров «Алгоритм
письменных вычислений»
4.7. Логическая задача. Магический
квадрат
5. Подведение итогов. Рефлексия
ХОД УРОКА
1. Оргмомент
Цель: обеспечить мотивацию и организацию внимания учащихся.
Чтение стихотворения (хором):
Сегодня мы скучать не будем,
Про лень, тоску мы позабудем,
Мы оторвёмся от Земли туда,
Где бороздят просторы корабли,
Где вечный мрак, спокойствие Вселенной,
В то место, что зовётся Солнечной системой.
(Музыкальное сопровождение)
2. Сообщение темы урока
Цель: постановка темы и цели урока
Определение темы и цели урока. (Высказывания детей)
«Космический калейдоскоп» (повторение пройденного материала)
– Сегодня 12 апреля. С каким событием связана
эта дата? (День космонавтики)
– Кто был первым космонавтом? (Гагарин)
– Чему будет посвящён наш урок?
– Сегодня на уроке мы повторим всё, что изучили
на уроках математики, ответим на некоторые
космические вопросы
3. Устный счет
Цель: совершенствование вычислительных навыков
– Рассмотрите лабиринт.
– Выполните вычисления. Найдите результат
действия.
– Кто быстрее найдет выход из лабиринта?
– Выполняя действия по цепочке, найдите выход из
лабиринта.
Выполнение вычислений. Анализ вариантов ответов.
– Какой выход вы выбираете?
4. Работа по теме урока
– Отправляемся в путешествие по Солнечной системе.
4.1. Решение задачи
Цель: совершенствование умений решать задачи, совершенствование математической речи
– Сколько планет в Солнечной системе?
– Какие ближайшие планеты к Земле?
Анализ задачи
По подсчётам учёных полёт от Земли к Венере и
обратно составит 505 дней, а от Земли до Марса и
обратно на 139 дней меньше, чем на Венеру и обратно.
Сколько дней будет длиться полёт от Земли к Марсу
и обратно?
Анализ задачи, составление краткой записи,
решение: (505 + 139) + 505 = 1149(дн.)
4.2. Решение уравнений
Цель: совершенствование умений решать уравнения, повторить названия компонентов и результатов действия
– Многие планеты имеют спутники. Давайте узнаем, сколько спутников у каждой планеты? Для этого мы должны решить уравнения. Ответ уравнения – количество спутников планет Солнечной системы.
Решение уравнений.
(Ученики комментируют решение уравнений)
– Назовите ответ уравнения. Назовите планету, которую окружают эти спутники?
Ученики называют результат уравнения и планету, которой принадлежат спутники
4.3. Площадь фигур. Решение задач
Цель: повторить способы нахождения площади геометрических фигур
– Во Вселенной огромное количество звёзд. Они
находятся на различном расстоянии от Земли,
имеют разную температуру. Сейчас мы узнаем,
какого цвета самые горячие звезды
– Рассмотрите геометрические фигуры.
– Найдите площадь каждой фигуры.
(У детей индивидуальные карточки с фигурами)
Вычисление площади фигур:
Желтая – 40 см2
(5 х 8)
Белая – 18 см2
(5 – 2) х (8 – 2)
Малиновая – 21 см2
(6 х 7)/2
Голубая – 32 см2
4 х 10 – 2 х 4 или
4 х 6 + 2 х 4
– Назовите фигуру меньшей площади.
– Самые горячие звезды имеют белый цвет.
4.4.Физкультминутка
Цель: снятие зрительного и мышечное напряжение, повышение работоспособности
Выполнение упражнений для глаз:
Чтоб глаза твои зорче были,
Чтоб очки тебе не носить,
Эти лёгкие движения
Предлагаю повторить!
– Выполнение упражнений для рук, ног, спины.
(Музыкальное сопровождение)
4.5. Перевод единиц измерения длины
Цель: совершенствование умения перевода единиц измерения длины, развитие математической речи
– Люди всегда стремились узнать, что находится
во Вселенной. В 1957 году был запущен первый
искусственный спутник Земли.
– Выполнив задание, мы узнаем, как назывался
первый спутник.
Выполнение упражнения по переводу единиц измерения длины (индивидуальные карточки).
Образец карточки:
6 дм = … см 12 см = … мм 5 м 1 см = … см 12 дм 8 см = … см 4 м 50 см = … см 21 см = … мм 6 м 4 дм 8 см = … см |
– Расположите получившиеся числа в порядке
возрастания.
– Назовите первый спутник Земли. («Спутник»)
4.6. Решение примеров «Алгоритм письменных вычислений»
Цель: совершенствование вычислительных навыков, повторение алгоритма письменных вычислений
– Первым совершил полет космонавт из нашей
страны.
– Назовите его имя.
– Что вы знаете о нём, его полете?
– Решите примеры, используя алгоритм письменных
вычислений.
Выполнение арифметических действий
– Найдите ответ первого примера. (2, 3, 4, 5, 6)
– Какой букве соответствует ответ?
– Как назывался космический корабль, на котором
Ю.Гагарин совершил кругосветное путешествие по
орбите?
Ученики рассказывают об известных им фактах из жизни и подвиге Ю.А.Гагарина
4.7. Логическая задача. Магический квадрат
Цель: совершенствование вычислительных навыков, развитие логического мышления
– Отряд космонавтов увеличивался с каждым
днём. Интерес к космосу рос не по дням, а по часам.
Требования к кандидатам жесткие: высшее
образование, отменное здоровье.
– Испытание для вас: магический квадрат.
– Разгадайте магический квадрат. Расставьте
недостающие числа (кто быстрее).
– Проверим числа.
Разгадывание магического квадрата.
5. Подведение итогов. Рефлексия.
Цель: дать оценку работе класса и отдельных учеников. Контроль и самоконтроль
– Какой праздник сегодня отмечает наша страна?
– Что нового мы узнали о космосе?
– Какие задания вам было выполнять легко? Почему?
– Какие задания оказались трудными для вас?
Почему?
– Оцените свою работу.
Самооценка с использованием сигнальных карточек