Экология определяется как наука о взаимоотношениях живых организмов с окружающей средой и друг с другом. Чтобы осмысленно работать в области экологического воспитания, нужно запомнить четыре закона, сформулированных в популярной форме американским ученым Барри Коммонером:
- Все связано со всем;
- Все куда–нибудь девается;
- Все что–нибудь да стоит;
- Природа знает лучше.
По мере развития общества экология все больше приобретает социальное значение. Она стала наукой, которая должна помочь людям выжить, сделать их среду обитания приемлемой для существования. К сожалению, общество осознало это, когда стали видны отрицательные последствия потребительского отношения людей к природе, когда состояние среды обитания уже отрицательно сказалось на здоровье огромного количества людей. От проблемы “организм – среда” экология подошла к проблеме “человек – природа”. Именно на этом этапе развития мы осознали роль и необходимость экологического образования, начиная с раннего возраста. Современная экологическая ситуация в мире требует изменения поведения человека. Поэтому в нашей стране появился ряд официальных документов, в которых подчеркивается необходимость формирования экологического образования, начиная с дошкольного возраста. Разработан проект “Национальная стратегия в области экологического образования РФ”, где дошкольному воспитанию посвящен отдельный раздел. В “Концепции устойчивого развития России” выделен раздел “Экологическое образование, экологизация общественного сознания”. В нем особо подчеркивается важность формирования всеми доступными средствами экологического мировоззрения граждан России, в первую очередь детей.
Работая с детьми дошкольного возраста, заметила, что они тянутся к природе, но при этом не задумываются, не осознают взаимодействие отдельно взятого организма со средой его обитания и функционирование экосистемы. Именно поэтому во главу работы с детьми я взяла экологическое воспитание. И так, главная задача на современном этапе – заложить предпосылки гармоничной личности, чтобы в будущем детям были свойственны такие качества как духовность, умение творить красоту, стремление делать добро, самостоятельность и познавательная активность.
Метод проектов помогает решать эту задачу. Он развивает свободную творческую личность ребенка, развивает познавательные способности, творческое воображение и мышление. Меня заинтересовал этот метод, так как он основан на взаимодействии педагога и ребенка, цель достигается практической деятельностью: дети учатся наблюдать, экспериментировать, любить и беречь природу. Проектная деятельность способствует саморазвитию каждого ребенка.
Я начинала работу с несложных, простых проектов: “Животные”, “Птицы”, “Мир растений”, “Озеро Байкал”, “Поселок Чунский – моя малая Родина”. Отработав с детьми по этим проектам, я выбрала тему долгосрочного проекта “Экология и мы”.
При разработке проекта я опиралась на знания и опыт детей, на методическую литературу. Выбрала средства реализации проекта: занятия, беседы, наблюдения, игры, выставки совместного творчества, тематические выставки, праздники, развлечения, экскурсии, КВН, опыты – эксперименты. Создали экологическую тропу на территории детского сада, провожу экскурсии с детьми. Преимущества занятий – экскурсий в том, что дети имеют возможность видеть растения и животный мир в среде их обитания в разное время года. Красота природы вызывает у детей глубокие переживания, неизгладимые впечатления, способствует развитию эстетических чувств. На этой основе формируется интерес к родной природе, бережное отношение к ней. В результате работы над проектом мы создали с детьми “Красную книгу природы”, где собраны рисунки, мини – сочинения о растениях и животных, которых осталось очень мало. Составили с детьми “Жалобную книгу природы”, в нее помещаем рассказы о природе своего района, экологические сказки, рисунки животных и растений своего края. Создали макеты, модели “Почва Чунского района”, “Развитие насекомого” и другие.
Работа над проектом помогла в тесном сотрудничестве с родителями. Родители много помогали в работе с детьми, подружились между собой. Я считаю, что это очень важно. Организовали экологическую почту /в специальный ящичек родители с детьми пишут вопросы, о чем хотели бы узнать и во время совместных встреч ищем на них ответ/. Совместно с родителями провожу разные акции по защите природы: “Кормушка на окне”, “Покорми птиц”, “Посади дерево, цветок” и т. д. Выпускаем газету “Природа в опасности”, провели конкурс плакатов “Защитим природу”.
Вся эта работа помогает расширять кругозор детей, развивать и активизировать речь детей, воспитывать любознательность.
В ходе наблюдений научила детей строить причинно-следственные связи, развивала логическое мышление, активизировала речь. Проводила поисково-познавательную деятельность в форме экпериментальных действий. В результате выявили скрытые существенные связи с явлениями природы. У детей сформировалось диалектическое мышление, т.е. способность видеть многообразие взаимосвязей и взаимозависимостей. Развивала у детей собственный познавательный опыт с помощью наглядных средств (эталонов, условных заместителей, моделей). Поддерживала инициативу детей, сообразительность, пытливость, критичность, самостоятельность.
Использовала в своей работе с детьми художественную литературу, загадки, пословицы, поговорки, народные приметы, энциклопедии.
В результате работы над проектом создали мини-музей природы, куда вошли коллекции камней, шишек, семян, различные виды почвы, иллюстрации животных, растений и т.д.
На кружке “Умелые ручки” дети работали с природным материалом, фантазировали, изготавливали различные поделки. Т. е. использовала интеграцию различных образовательных областей, а это является одной из задач Федеральных государственных требований.
Для создания условий в работе над проектом я изготовила дидактические игры и пособия: “Угадай по следу”, “Собери грибы в лукошко”, “С какой ветки детки”, “Кто чем питается”, “Правила поведения в лесу”, “Пищевые цепочки”, “Что сначала, что потом” и многое другое.
Результаты работы над проектом таковы:
- У детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности.
- Сформировано осознанно-правильное отношение к объектам и явлениям природы.
- Сформированы начала экологической культуры.
- Дети получили практические знания по охране природы.
- У детей сформированы речевые навыки.
- Они научились экспериментировать, анализировать, делать выводы.
Работа над проектом помогла в тесном сотрудничестве с родителями. Родители много помогали в работе с детьми, подружились между собой. Я считаю, что это очень важно.
По результатам проведенной в конце года диагностики дети показали хорошие результаты не только по экологии, но и по другим образовательным областям и пошли в школу подготовленными. У них сформированы основы экологической культуры, базовые представления о многообразии форм жизни на суше и в воде, а так же о взаимосвязи живых организмов в природе. Эти знания стимулируют любознательность, исследовательский интерес. У них развиты личностные качества: самостоятельность, инициативность, ответственность, творчество, компетентность и произвольность. А это позволило моим выпускникам успешно обучаться в школе.
Образовательные области проекта: социализация, коммуникация, познание, труд.
Вид проекта: игровой, творческий, исследовательский, естественно – научный.
Актуальность темы: обеспечить устойчивый интерес к природе, приобщать к бережному отношению к окружающему миру.
Цель проекта: сформировать позитивное отношение к природе, к ее охране.
Задачи проекта:
– обучать началам экологической безопасности;
– сформировать эмоционально положительное отношение к окружающему миру;
– воспитывать уважительное отношение ко всем объектам природы, понимание взаимосвязей и взаимозависимостей в природе.
Возраст участников: 6-7лет.
Продолжительность проекта: долгосрочный.
Основные формы реализации проекта: занятия, экскурсии, наблюдения, опыты-эксперименты, создание “Красной книги природы”, “Жалобной книги природы”, создание макетов, моделей, коллажей, экологической тропы, выпуск газеты, плакатов, развлечения, экологические праздники, экологическая почта, акции и т.д.
Обеспечение:
Материально-техническое:
- изготовление фотографий; покупка альбомов, таблиц, канцелярских товаров, дисков.
Учебно-методическое:
- Н.Н. Авдеева “Жизнь вокруг нас”.
- С.Н. Николаева “Юный эколог” Н.В. Коломина “Воспитание основ экологической культуры в детском саду”.
Информационное: журналы:
- “Воспитатель ДОУ”
- “Дошкольное воспитание”
- “Дошкольное образование”
- “Управление ДОУ”
Предполагаемый результат: дети должны научиться рассказывать о природе, ее пользе, о бережном отношении ко всему окружающему, правильно вести себя, трудиться, беречь окружающее.
Продукт проектной деятельности: “Красная книга”, “Жалобная книга природы”, макеты, модели, мини-лаборатория, мини-музеи, дидактические игры, коллажи, газеты, плакаты, сценарии экологических сказок, выставки совместного творчества и т.д.
Презентация проекта: компьютерная презентация результатов работы, показ экологической сказки для родителей и педагогов, открытые показы работы в уголке природы, оформление участка.
Тематика |
Взаимодействие педагогов |
Продукт детской деятельности |
Сроки |
|
Ягодные кустарники |
Воспитатели, музыкальный руководитель, воспитатель ИЗО |
Д/игры “Угадай на вкус”; “С какого
кустика ягода” Аппликация “Клубничная поляна” Рисование “Витамины на тарелочке” Выставка “Дары природы” Заполнение страницы в “Книге природы” Составление рассказа “Польза ягод в жизни человека и животного” Развлечение “На лесной поляне” Экологическая почта. |
Август, сентябрь | |
Выпуск газеты “Природа в опасности” | 4 раза в год | |||
Деревья на участке детского сада |
-//- |
Чтение произведений. Игра “С какой ветки детки” Беседа о подготовке деревьев к зиме. Разучивание песен о природе. Изготовление поделок из листьев. Выставка “Волшебный листок” Заполнение страницы в “Книге природы” Рисование, аппликация “Деревья нашего участка осенью” Изготовление гербария “Осенние листья” |
Сентябрь, октябрь | |
Вода в природе |
Беседы о разных состояниях воды. Подбор загадок, пословиц. Наблюдения, беседы по материалам “Жалобная книга природы” Опыты – эксперименты с водой “Искусственная речка”; “Дыхание под водой”; “Превращение воды в лед”. Создание мини– лаборатории Создание мини-музея “Вода”. |
Октябрь, ноябрь | ||
Деревья зимой |
Д/игра “Угадай по описанию”. Экскурсия
в зимний парк. Экологическая тропа “Деревья
зимой” П/игра “К дереву беги” Изготовление схем Фотовыставка Рисование “Зимний лес” Акция “Покорми птиц” Экологическая почта. Поисково-экспериментальная деятельность “Птичья столовая” |
Декабрь | ||
Кто живет в лесу зимой |
-//- |
Разучивание песен, стихов, подбор
загадок. Занятие. Игра “Следопыты” Выставка поделок из природного материала Акция “Кормушка” Заполнение страницы “Книги природы”. Рисование “Зимние обитатели леса”. Экологическая почта. |
Ноябрь, декабрь | |
Добрые дела |
-//- |
Изготовление костюмов. Д/игры. Правила поведения в природе. Викторина “Птичка-сестричка”. Работа с макетом. Аппликация “Кормушка”. Показ экологической сказки. Совместное с родителями создание плаката “Защитим природу”. Чтение произведений. Заполнение страницы книги (экологические сказки) |
Январь, февраль | |
Растения нашей местности |
-//- |
Работа с гербарием и альбомом
“Лекарственные растения”. Беседа “Как животные
проводят зиму” Лаборатория “Лекарь”. Д/игры “Кто где живет”; “Кто чем питается”; “Что растет у нас в лесу”. Заполнение страницы (рассказы о растениях нашей местности). Рисование, аппликация, создание коллажа “Растения” |
Март | |
Река весной. Вода: снег, лед, сосулька |
-//- |
Слушание музыки из цикла “Времена
года”. Разучивание песен, потешек о весне. Звуки
музыки в природе. Беседа о состоянии воды.
Безопасность на льду. Занятие “Дед Мазай и
зайцы”.Рисование капели. Составление коллажа
“Весенняя капель”. Составление таблицы – схемы
“Кому нужна вода”. Выпуск книги “Жалобная книга природы”. Изготовление модели “Почва Чунского района” |
Апрель | |
Деревья и кусты весной. Летят перелетные птицы. |
-//- |
Экскурсия в парк, рассматривание почек
на деревьях. Рассматривание картин, беседа о перелетных птицах. Составление рассказов “Как определить весну” Рисование “Природа весной”. Д/игры. Посев семян. Изготовление модели “Развитие насекомого” |
Май | |
Тавянистые растения. Насекомые |
|
Изготовление альбома “Цветы”. Знакомство с Байкальским заповедником. Изготовление альбома “Насекомые”. Экологический тренинг “Как вести себя на лугу” Беседы. Игра “Что можно увидеть в высокой траве” Рисование картинок, схем об охране природы. |
Июнь |