Раздел: «Учусь экологическому мышлению».
Класс: 4.
Цели:
- расширить представления детей о том, где используется вода.
- воспитание осознанного, бережного отношения к пресной воде, как важному природному богатству, отрицательного отношения и факторам загрязняющим её.
- формирование понятия экологическая проблема и убеждения в необходимости охраны воды в природе.
- развивать умение наблюдать, анализировать, сравнивать, обобщать.
Ход урока
I. Организационный момент.
(Вхождение в занятие по методу озвученного выдоха. Звук [в].)
Прозвенел звонок весёлый,
Мы начинаем наш урок.
Любознательные в классе дети
Обо всём хотят знать на свете.
«С маленькой удачи начинаются большие успехи». Приложение
– Как вы понимаете эти слова?
– Надеюсь, что и наши маленькие удачи приведут нас к новым знаниям и большому успеху.
Что пожелаете своим товарищам и себе перед началом урока? (Успеха, удачи)
II. Сообщение темы урока.
Ребята, сегодня мы продолжим работу с одним из богатств, которое нам дарит природа.
ВОДА – это чудо природы, самое её драгоценное ископаемое.
(А. Карпинский, учёный – геолог)
(Слово вода пропущено)
– О каком чуде природы идёт речь? (Вода)
– А теперь сформулируйте тему и цели урока.
– Под каким девизом мы работали?
«Кто ищет, тот всегда найдёт».
– Изучено много литературы, проведены исследования (опыты). Ребята нашли ответы на все волнующие вопросы.
III. Ознакомление с новым материалом.
– Ребята, а задумывались ли вы, откуда появилась вода на земле?
– На самом деле это очень сложный вопрос.
Д.: Вода могла находиться глубоко внутри Земли. А потом поднялась на поверхность по трещинам, разломам в земле.
Д.: Существует космическая теория происхождения воды на Земле: очень давно, около 4 млрд. лет назад, мимо Земли пролетала комета, в хвосте которой было огромное количество замерзшей воды – льда. Этот лед был захвачен нашей планетой – он попал в поле притяжения Земли. Так на Земле появилась вода по одной из версий.
– Действительно, существует две теории о происхождении воды: космическая и теория происхождения из земных недр.
– А кто знает, откуда пришло это название?
Почему воду так назвали?
Послушайте одну историю, которую нашла Елена К.
– Давным-давно, в незапамятные времена, особый вид обезьян медленно превращался в человека. Отличался человек от обезьян тем, что начал говорить. Прошло время каждому предмету, растению, животному, то есть всему вокруг, давать своё имя. И вот однажды два первобытных человека отправились на охоту. Они забрели далеко от знакомых мест. День был жаркий. Людей мучила жажда. Наконец, охотники набрели на ручей. Один попробовал жидкость из ручья и сказал «Во!»(Что означало отлично). Другой попробовал и согласился «Да!». Так и стали они жидкость в ручье называть словом «вода».
– Вот мы нашли ответ на первый вопрос.
Далее каждая группа отвечали на вопросы:
- Какая?
- Зачем?
- Почему?
- Что это?
- Сколько?
В ходе исследований были найдены интересные факты, и сейчас группы (исследователи природы, исследователи хозяйственной деятельности людей, исследователи здоровья человека) поделятся своими находками.
– первыми выступают исследователи природы, а остальные начнут работать с таблицей
Заполнение таблицы по группам.
Роль воды | ||
Для природы | Для хозяйственной деятельности людей | Для здоровья человека |
а) Роль воды для природы. (Выступает первая группа).
Потеря воды – это смерть. Потеряло растение половину своей воды – погибло, а животному того меньше надо потерять, чтобы погибнуть, всего около 10%.
Многие животные воду пьют, а лягушки, жабы, тритоны – всасывают воду через кожу.
Где же можно еще найти воду на Земле? Конечно же, в растениях. Действительно, в листьях, стеблях, плодах растений тоже содержится вода. В помидоре – 95%, в огурце – 98% воды. В среднем в организме животных содержится более 50% воды.
Все растения, обитающие на суше, имеют приспособления к добыванию и сохранению влаги. Корни пшеницы, ржи, овса в поисках воды уходят в глубь земли до 2 метров, у деревьев – на 10-12 м, а у жителей пустыни – верблюжьей колючки – до 20 м. Мхи и лишайники, лишенные корней, научились улавливать водяной пар из воздуха. Одно растение подсолнечника “выпивает” за лето 200-250 литров воды.
Для многих живых организмов вода – дом родной. Они приспособились жить в воде и не могут жить вне ее. Бобр строит себе дом посреди водоема с подводным входом – защита от хищников. Кит на воздухе был бы раздавлен собственной массой. Только в воде может он найти столько пищи. Лягушки рождаются в воде и живут возле неё и в ней.
Вода выполняет функцию гидроскелета у растения, чтобы убедится в этом, дети провели опыт. Рассмотрели растение до полива и после.
Вывод. Заполнение таблицы.
б) Роль воды для хозяйственной деятельности человека. (Выступает вторая группа).
- В производстве: ни одно производство не обходится без воды. Так, например, чтобы выплавить 1 тонну стали потребуется 150 тонн воды, для изготовления 1 тонны бумаги нужно 250 тонн воды;
- В сельском хозяйстве: для выращивания животных, поливки сельскохозяйственных растений;
- В быту: посчитай, сколько раз в день ты встречаешься с водой;
- Водная дорога: для перевозки людей и грузов;
- Выработка электроэнергии: на гидроэлектростанциях, используя силу падающей воды.
Для чего нужна вода? | Расход воды в день (л) |
Мытье посуды | 10 |
Стирка | 15 |
Мытье полов, окон | 50 |
Поливка цветов, огорода | 100 |
Вывод.
Физминутка Игра «Вода – не вода»
Учитель называет слово, если названное слово обозначает то, что содержит воду – школьники должны встать, если предмет или явление имеет косвенное отношение к воде (кораблик, рыба) – поднимают руки, если называется предмет или явление, не имеющее никакой связи с водой (ветер, камень) – учащиеся хлопают в ладоши.
Цвет, ветер, лужа, облако, камень, водопад, рыба, река, мост, книга, ручей, окно, мел, чай и т.д.
в) Роль воды для здоровья человека. (Выступает третья группа).
– Без пищи человек может прожить 2 месяца, а вот без воды – не более 4–5 дней.
А знаете почему?
– Оказывается, организм человека, в том числе кровь, мозг, больше чем наполовину состоит из воды. При недостатке воды, происходит обезвоживание и человек погибает через несколько дней. За сутки человек употребляет от 3 до 6 литров воды.
Для чего нужна вода? | Расход воды в день (л) |
Умывание | 10 (+ 45 туалет) |
Купание | 40 (ванна) + 95-190 (душ) |
Приготовление пищи | 5 |
Много ли воды в твоём теле, ты можешь сосчитать: массу твоего тела нужно разделить на 3 и полученное число умножить на 2.
Вывод: значит, организм человека в основном состоит из воды: она содержится в крови. Вода, входящая в состав слюны и желудочного сока, помогает переваривать пищу, с помощью воды из организма удаляются вредные вещества.
Какая главная мысль этой таблицы?
Какое огромное значение имеет вода для всего для всего живого.
Роль воды | ||
Для природы | Для хозяйственной деятельности людей | Для здоровья человека |
1. Среда обитания для животных. | 1. Использование для стирки, мытья посуды, полов. | 1. В составе организма человека. |
2. Пища (питьё) | 2. Отопление помещений. | 2. Пища, еда. |
3. Проводник питательных веществ. | 3. Работа гидроэлектростанций, заводов и фабрик. | 3. В медицине |
4. Гигиена тела. | ||
г) Экологическая проблема.
– Посмотрите на глобус, казалось бы, воды на Земле сколько угодно, океаны и моря покрывают большую часть нашей планеты. Почему же люди страдают от нехватки воды?
Дети заинтересовались, какую часть составляет пресная вода?
Из разных источников информации были найдены такие сведения:
- На каждые 100 литров воды Земли только 2 литра пресной. Большая её часть находится в ледниках.
- Большую часть воды составляют моря и океаны – это солёная вода. Если представить, что вся вода нашей планеты умещается в трёхлитровой банке, то пресная занимает всего лишь полстакана. Отобрав пипеткой три капли из этого стакана, вы получите воду рек и озёр.
– Что же наносит вред воде, каковы источники загрязнения
- Каждый год во всем мире в водоемы попадает столько вредных веществ, что ими можно было бы заполнить 10 тысяч товарных вагонов.
- Всего 5 л нефтепродуктов затягивает пленкой 50 м2 водной поверхности (то есть площадь нашего класса).
Но хватит о грустном. Ведь не всегда всё так плохо. Кто из вас был на красивейшем озере Байкал. Кому повезло, тот видел, как чиста и прозрачна вода этого озера, как красивы его берега. Рядом нет заводов, которые сбрасывали бы сточные воды в озеро. По нему не ходят танкеры с нефтью. Ничто не угрожает этому чудесному уголку природы.
Давайте закроем глаза и очутимся на летнем берегу.
(Включается аудиозапись "Утро в лесу", учитель читает текст:)
"... Раннее утро. Вы вышли из палатки и очутились в сказке. Лучи солнца проникают через листву деревьев, и капли росы начинают переливаться миллионами огоньков, предвещая прекрасную погоду. Где-то над вашей головой щебечут птички, на берегу папа моет вашу машину. Как будет здорово вернуться домой на чистенькой, сверкающей машине. Мама что-то стирает. От порошка получилось много воздушной пены, как весело качаются на воде эти белоснежные барашки!
День пролетел, как одно мгновение. Вас переполняет счастье. Вы взяли бумагу, написали письмо о том, как вы здорово провели день, положили послание в пустую пластиковую бутылку и забросили её подальше от берега. Волны обязательно доставят ваше письмо к другому человеку, и он, быть может, порадуется за вас..."
– А теперь постарайтесь сохранить это ощущение радости в себе и откройте глаза.
Скажите, пожалуйста, всё ли было так замечательно в нашей сказке?
(Ответы детей).
– Оказывается, не огромные заводы и танкеры, а сами люди, не задумываясь, наносят воде очень большой вред: за год бытового мусора попадает в водоёмы столько, что им можно было бы заполнить 10 тыс. товарных вагонов.
Но, даже не выезжая на озёра, находясь в своей квартире, мы можем нанести водным запасам большой ущерб. Что я имею в виду:
- утечка воды;
- незакрытый кран.
– Как вы думаете, как человек должен относиться к воде.
IV. Итог.
В конце урока давайте подведём итог всему, о чём сегодня говорили.
- Всему живому … вода.
- Пресной воды на Земле …
- Необходимо … расходовать воду.
- Краны в доме должны быть …
- Нельзя … водоемы.
Дети читают получившиеся предложения:
- Всему живому нужна вода.
- Пресной воды на Земле мало.
- Необходимо бережно расходовать воду.
- Краны в доме должны быть закрыты.
- Нельзя загрязнять водоемы.
Учитель: В заключение нашего урока хочу зачитать слова, сказанные Леонардо да Винчи: “Воде дана была волшебная власть стать соком жизни на Земле”. Подумайте над этими словами! Как вы их понимаете?