Цель: создание условий для перечитывания художественного текста, формирование грамотного читателя.
Тип урока: работа с новым текстом.
Задачи.
- Обучать приёмам понимания прочитанного.
- Развивать элементарные умения литературоведческого анализа.
- Воспитывать эмоциональную отзывчивость на прочитанное.
План урока.
I. Организационный момент. (Приветствие, проверка готовности, дежурный называет дату, день недели, номер урока, название урока)
II. Повторение.
Учитель: Ребята, какую большую тему мы изучаем на уроке литературного чтения?
Ученики: “Снежок порхает, кружится!”, …о зиме….о зимней природе,… о том, как зимуют животные,….
Учитель: Сегодня мы продолжим работать по данной теме.
III. Знакомство с новым произведением. (Учебник закрыт)
Учитель: Прочитайте фамилию автора и название. Предположите о чём или о ком это произведение?
Ученики: О птицах,… о снегире, …
Учитель: Почему вы так думаете?
Ученики: В названии есть слово “снегирь”
Учитель: Предположите, в каком жанре может быть написано произведение?
Ученики: Это может быть и сказка, и рассказ, и стихотворение. Мы не встречались с произведениями этого автора.
*Дети выставляют возможные варианты моделей обложки произведения.
Учитель: Рассмотрите иллюстрацию и прочитайте группу слов к данному произведению. (Мороз сердит, тихий зимний сон, пылает, горит, маленький флажок)
- Как вы думаете, кто главный герой?
Ученики: Снегирь.
Учитель: Что интересного заметили в названии?
Ученики: В названии содержится вопрос.
Учитель: Так о чём же может думать снегирь зимой?
Ученики: Он может думать о том, где согреться, достать корм,….
IV. Первичное знакомство с произведением.
Учитель: Итак, откроем учебник и познакомимся с произведением.
*Самостоятельное знакомство со стихотворением (оно небольшое).
Учитель: Подтвердились ли ваши предположения?
Назовите жанр, в котором пишет И. Беляков.
Ученики: Да, подтвердились, стихотворение.
*Ученики работают с моделью обложки. Оставляя лишь нужное.
V. Физкультпауза.
VI. Работа по содержанию.
*Чтение учителем вслух. Дети следят по книге, проговаривая вполголоса.
* 1-2 строка.
Учитель: Какие чувства передаёт автор?
Ученики: Автор восхищается зимой,…зимней природой,..зимним великолепием…
Вывод: Значит читать будем легко, радостно с отличным, приподнятым настроением…
*3-5 строка.
Учитель: О ком, о чём эти строки?
Ученики: Здесь описывается зима, снегирь…
Вывод: Эти строки можно прочитать более спокойно, нам здесь просто сообщается о чём-то.
*6-9 строки.
Учитель: Послушайте данные строки, закрыв глаза. Кем вы себя представили?
Ученики: Мы представили себя снегирём.
Учитель: Что описывает здесь И.Беляков?
Ученики: Он описывает покой зимнего сна,…
Вывод: Эти строки можно прочитать загадочно, волшебно,…
*10 строка.
Учитель: Чем интересна эта строчка?
Ученики: Она содержит вопрос,…перекликается с названием,…
Вывод: Значит в ней будет интонация вопроса.
*11 строка – последняя.
Учитель: Что же мы слышим в ответ на вопрос “О чём ты думаешь, снегирь?”
Ученики: Он думает о весне!
Вывод: Можно прочитать эту строку громким голосом, очень радостно…..
VII. Повторное чтение стихотворения вполголоса. (Можно применить работу в парах)
VIII. Работа над выразительностью. (Часть работы уже сделана, можно лишь заострить внимание на постановку пауз)
IX. Литературоведческие приёмы.
Учитель: С чем сравнивает автор снегиря?
Ученики: Оон сравнивает его с флажком: “…как маленький флажок…”.
Учитель: Как вы понимаете выражение “ мороз сердит”.
Ученики: Это значит на улице очень холодно,…автор употребил это выражение в переносном значении. …сказал о морозе, как о живом человеке, …
Учитель: А что значит “Снегирь пылает и горит…”.
Ученики: Это значит у птицы красная грудка, похожая на огонёк, …
X. Выразительное чтение перед классом желающих.
XI. Домашнее задание. Выучить наизусть.
XII. Итог.
- С каким произведением мы сегодня знакомились? Что на уроке было интересного?
XIII. Рефлексия. Звучит музыка. Дети оценивают свою работу по шкале знаний.