Цель урока: Создание условий для формирования представлений ценностного отношения младших школьников к семье, родословию.
Задачи урока:
1. Знакомство с историей создания и развития каждой семьи, возникновения фамилий, имён.
2. Формирование умения решать творческие задачи, работать с информацией. 3. Воспитывать чувства любви и уважения к своим родителям, семье.
Ход мероприятия
1. Вступительная часть
1) Звучит фонограмма авторской песни “Дом”, Гальперин М.
2) Дети читают стихи (автор Евгений Нефёдов)
Есть мужские дороги – круты и тернисты, Там дела за делами по вечному кругу идут… Но всегда впереди светит тихая пристань, Где и ночью, и днём твоего возвращения ждут. Этот добрый причал называется буднично домом. Ты вступаешь в него и опять набираешься сил. И на каждом шагу проступает приятно знакомо Всё, во имя чего ты дороги свои выносил. Здесь родные глаза, здесь усталые верные руки – К ним не только лицо, но и душу спешишь приложить… Здесь доверчиво льнёт после долгой и кроткой разлуки Продолженье твоё, без которого незачем жить. …Те же книжки на полках и та же на кухне посуда, Всё привычно давно,… но когда наступает весна, Твой букетик цветов совершает какое-то чудо: Озаряется дом и становится юной она. Обновляется мир, и в пространстве высоком и чистом. Открывается взору непройденных далей зенит. И опять впереди светит окнами тихая пристань. Так храни этот свет, как тебя на земле он хранит!
3) Звучит фонограмма песни “Родительский дом”, Рябинин М., Шаинский В., (припев)
Ведущий: Добрый день, дорогие ребята, уважаемые родители и гости! Мы с вами много готовились к нашему празднику и хорошо поработали. Кем только нам не довелось побывать в течение этого времени! Мы составляли родословные – выступали в роли историков; были журналистами, когда расспрашивали родителей о своих родственниках. Мы узнали много нового и интересного. Думаю, что нам сегодня есть чем поделиться друг с другом, о чём рассказать друг другу и нашим гостям.
– Сегодня наш праздник будет проходить под девизом…
Дети хором: Сила рода начинается с семьи!
2. Наши имена
Ведущий: Человек рождается, получает имя. Родители выбирают имя по святцам (церковным книгам) в честь какого-нибудь святого, чей праздник отмечается в тот день, когда родился ребёнок. Довольно часто родители дают такое имя, какое им нравится (модное в данный период) или же в честь кого-либо из членов семьи.
Ведущий: А вот какую историю описал в своём стихотворении Юрий Благов.
Дети разыгрывают сценку по стихотворению Юрий Благова “Выбор имени”.
Дед, стараясь для внучонка,
Нахватал из разных мест
Ряд имен, звучащих звонко:
Товий.., Муций.., Свен..,Орест...
Зять решил по ходу прений.
Повернуть вопрос ребром:
– Назовем посовременней –
Гелий.., Атом.., Космодром...
Дочь, захваченная спором,
Шумно лезет на рожон.
С целым импортным набором:
Эдвин.., Мельвин.., Сельвин.., Джон...
Бабка с нехристями знаться
Не желает, и сама
Вносит лепту, глядя в святцы:
Псой.., Сысой.., Кузьма.., Фома...
Сочинительсвом премудрым
Занимаясь вчетвером,
Ночь проспорили, а утром
Мальчик назван был Петром.
Ведущий: А что вы знаете о происхождении своих имён?
Дети рассказывают о происхождении своих имён.
Ведущий: У наших детей прекрасные, благозвучные имена. Кто хочет встать и назвать своё полное имя красиво, звучно, громко?
Дети встают с места и называют свои полные имена.
3. Фамилия
Ведущий: Имя вам дали родители. А фамилия? К вашему папе или маме она перешла от деда, к деду – от прадеда. Но кто же первый в роду так назывался и почему?
Дети рассказывают о происхождении своих фамилий.
Ведущий:
Звучат как музыка, как стих, Фамилии простые. Вглядись и ты увидишь в них Историю России!
4. Родословная
Дети читают стихи Ф. Мифтахова.
Кем был твой прадед, кем твой дед? О чём они мечтали? Каким был скромный их обед? Что в будни надевали? Каким был род занятий их? К чему они стремились? Что вызывало дружный смех, И как они женились? Какие испытания им. Достались на веку? Как до Парижа дед дошёл. В народном том полку? И, если всё узнаешь ты, Изучишь древний род, – Полюбишь Родину свою, Полюбишь и народ.
Дети рассказывают о своих родословных.
Дети читают стихи:
В семейном кругу мы с вами растем
Основа основ – родительский дом.
В семейном кругу все корни твои,
И в жизнь ты входишь из семьи.
В семейном кругу мы жизнь создаем,
Основа основ – родительский дом.
Ведущий: У каждой семьи свой дом. Прислушайтесь к себе, к своему сердцу. Вспомните свой дом. Веди семья – это ваш дом. Давайте составим пожелания вашему дому. Попробуйте это себе представить:
Руки над головой, пальцы соединены – это крыша дома. Руки скрещены на груди – много тепла в доме. Глаза вверх – мир дому. Глаза вниз – покой дому. Глаза вправо – добро дому. Глаза влево – любовь дому. Глаза прямо – свет дому.
5. История одной фотографии
Ведущий: В каждой семье есть традиция собирать и хранить семейные фотографии. Наши ребята заглянули в свои семейные альбомы.
Звучит фонограмма песни “Загляните в семейный альбом” Д. Тухманова, М. Танича.
Дети рассказывают истории семейных фотографий.
Ведущий: В каждой семье есть такие фотографии, которые надолго оставляют память о дорогих людях, событиях семейной жизни. Храните их!
6. Герб семьи
Ведущий: Главное в семье – взаимопонимание, уважение, любовь, терпение, увлечённость общим делом. Изучая родословные вместе с родителями, некоторые из вас создали герб своей семьи. Познакомьте нас со своими гербами.
Дети рассказывают о семейных гербах.
Ведущий: Вот что объединяет наши семьи и к чему они стремятся.
7. Пословицы о семье
Ведущий: Любыми народами издревле ценится семья. Всё начинается с семьи, дома. “Русский человек без семьи не живёт”, – гласит одна из пословиц.
– А знаете ли вы пословицы? Проверим!
Игра “Закончи пословицу” Не красна изба углами, а… (красна пирогами). Каково на дому… (таково и самому). В гостях хорошо… (а дома лучше). В своё доме и стены… (помогают). В тесноте… (да не в обиде). Где родился… (там и пригодился). Нет ничего краше…(чем родина наша). Чем богаты…(тем и рады). Какова мать…(такова и дочь)
Ведущий: Какой вы себе представляете счастливую семью?
Дети называют с мест по одному слову.
8. Наш класс
Ведущий: А классный коллектив можно назвать семьёй? Да! Наш класс – тоже семья. У нас есть свои традиции. Посмотрим, как живёт наша маленькая школьная семья.
Дети разыгрывают сценку “Царь”.
Ведущий: Негде в Изобильном царстве, В дружном школьном государстве Жил-был славный мудрый царь, Справедливый государь. Долго школою он правил. Всех учиться он заставил. И однажды захотел. Подвести итог всех дел. Во все школьные дворы. Были посланы гонцы. Разузнать и доложить, Хорошо ль в той школе жить. Царь: – Ладно, ль в школе или худо? И какое там есть чудо?
Ведущий: И гонец ему в ответ: 1-й гонец: Я объехал целый свет! В школе первой жить не худо, А второй класс там – чудо! Все в том классе хороши. И красивы, и умны. Лучших я привёз сюда. Полюбуйтесь, господа! Ведущий: Вот ещё время проходит, И второй гонец приходит. 2-й гонец: – Я объехал много мест, Но одно такое есть, Где без устали поют. Все они сегодня тут. Ведущий: Есть у нас свои таланты. Пианисты, музыканты. Волшебны звуки музыки, Все ими восхищаются, И просто слушать музыку Нам очень-очень нравится. Ведущий: Царь опять дивится чуду: Царь: – Я гордиться вами буду!
9. Подведение итогов
Ведущий: вот и подошёл к концу наш праздник. Ребята, будьте счастливы в школьной семье, в своих родных семьях! Берегите друг друга!
Есть на свете земном Разные края. Только там, где отчий дом, Родина твоя. Веселись, расти и пой, Знай, что Родина с тобой, Помни главные слова: “Мама”, “Родина”, “Семья”!
Все дети исполняют песню “Солнечный круг”, Ошанин Л., Островский А.