Цели урока:
- познакомить с писателем К.Г.Паустовским и его рассказом “Барсучий нос”;
- развивать мыслительную, речевую деятельность, умение работать с текстом, правильно строить свои ответы и формулировать свои мысли;
- воспитывать любовь к животным и природе, умение сочувствовать.
Тип урока: сообщение новых знаний.
Оборудование: портрет писателя, ноутбук, презентация, карточки – телеграммы с вопросами
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Сообщение темы и целей урока.
– Сегодня мы продолжим знакомство с произведениями раздела “Художник “Осень”. Познако-мимся с рассказом К.Г.Паустовского “Барсучий нос”, составим план к произведению. Продолжим заполнение словаря “Писатели и осень” словами, характеризующими осень.
3. Подготовка к восприятию произведения.
1) Знакомство с биографией писателя, с его портретом. Слайд 2.
Константин Георгиевич Паустовский родился в Москве в семье железнодорожного служащего. В семье было еще два брата и сестра. Из-за работы отца семья часто переезжала с места на место.
После Москвы они жили в Киев, Пскове.
2) Профессии писателя. Слайд 3.
К.Г.Паустовский переменил много профессий: он был кондуктором трамвая, рабочим на заводе, простым рыбаком, санитаром в Первую мировую войну. В гражданскую войну воевал в Красной Армии. В Великой Отечественной войне он был военным корреспондентом.
3) Пейзаж Мещерского края. Слайды 4-9.
– За свою писательскую деятельность он побывал во многих уголках нашей необъятной страны. Особенно он горячо полюбил Мещеру. Там было все, что привлекало его: глухие леса, извилистые лесные реки, заброшенные дороги и даже постоялые дворы…
Писатель обязан Мещере многими своими рассказами. Они учат любить родную природу, быть наблюдательным, видеть в обычном необычное, быть добрым и честным.
Книги К.Г.Паустовского переведены на многие иностранные языки. Писатель награжден орденом Ленина.
4) Книги писателя детям. Слайд 10.
Во второй половине 30 годов появляются рассказы и сказки, предназначенные для детей. Это “Резиновая лодка”, “Золотой линь”, “Заячьи лапы”, “Стальное колечко”, “Корзина с еловыми шишками”, “Барсучий нос”.
Всю свою любовь писатель посвятил трем темам: людям, природе, искусству
5) Сообщение о барсуке. Слайд 11.
Показ изображения барсука, сообщение о нем.
– Барсук – хищный зверь, размером со среднюю собаку, с короткими ногами и длинной шерстью.
По спине у барсука идут белые продольные полосы. Живет в подземных норах, которые роет по склонам песчаных холмов, оврагов, берегов рек и озер. Ежегодно ремонтируют и расширяют свое жилье. В результате получается сложный, многоэтажный лабиринт подземных ходов с множеством выходов и тупиков. Отверстие норы имеет обычно полуовальную форму. На глубине 2-3 м и на значительном расстоянии от входа, на 8-10 м и более, звери выкапывают обширную камеру размерами 1 м в высоту и 1,5 м в ширину. В очень старых норах иногда можно встретить две или три камеры, расположенных одна под другой. Пища барсука очень разнообразна и состоит как из животных, так и из растительных кормов. Он ест жуков, их личинок, червей, лягушек, змей, яйца птиц и птенцов, мелких млекопитающих: мышей, полевок, а иногда и зайчат. Нередко поедает и падаль. Кроме того, в большом количестве употребляет в пищу коренья и стебли многих трав, грибы, орехи, желуди, особенно сладкие ягоды и фрукты.
Барсук – сумеречное и преимущественно ночное животное. У барсука хорошо развиты обоняние и слух, слабее – зрение. В спокойном состоянии зверь передвигается медленно, вперевалку; будучи испуганным, бежит довольно быстро. Хорошо плавает.
6) Словарная работа. Слайд 12.
Объяснение учащимися значения следующих слов: деготь, челн, вереск, пуд (проверка домашнего задания).
4. Физкультминутка.
– Как живешь?
– Вот так! (дети показывают большой палец)
– Как идешь?
– Вот так! (по ладони ведут двумя пальцами, показывая шаги)
– Как бежишь?
– Вот так! (дети имитируют бег движениями рук)
– Как ты спишь?
– Вот так! (дети подкладывают на руки голову)
– Как смеешься?
– Вот так! (дети улыбаются друг другу)
– Как мы умеем садиться?
– Тихо вот так! (дети садятся тихонько за парты)
5. Работа над текстом.
1. Чтение учителем 1-ой части.
Постановка вопросов перед чтением перед учащимися (на карточках-телеграммах)
– Почему они не могли ловить рыбу на берегу?
– Почему день и ночь напролет жгли костер?
– Что с чем сравнивает К.Г.Паустовский?
– Приведите примеры олицетворения.
Проверка ответов на вопросы.
2. Самостоятельное чтение 2-ой части текста.
Подготовка ответа на вопрос:
– Почему мальчику автор уделил много внимания?
3. Выборочное чтение по 3-ей части.
– Прочтите все, что написано о барсуке в 3-е части.
– Как вы думаете, почему барсук попал в такую ситуацию?
– Прочтите, как барсук лечил свой нос.
– Как повели себя другие “жители” леса, когда барсук “взвизгнул от боли”?
4. Пересказ о поведении барсука от лица лягушек и птиц.
-Какой жанр произведения у вас получится?
6. Итог урока.
1. Беседа по вопросам.
– Если ба автор не пошел за мальчиком и ограничился бы тем, что выслушал его, поверил бы он в этот невероятный случай?
– Кто из вас хотел бы быть таким же наблюдательным, как мальчик?
– Какова главная мысль рассказа?
2. Высказывание детей по рассказу. Слайд 13.
– Меня удивило…
– Мне стало жалко…
– Мне не понравилось…
– Меня поразило…
3. Домашнее задание. Слайды 14-15.
Пересказ по плану.
- Осенняя рыбалка на озере.
- Ужин у костра.
- Зверек решил поужинать у людей.
- Барсук лечит нос.
- Встреча через год.