Коррекция оптической дисграфии у обучающихся школы-интерната по программе VIII-го вида

Разделы: Логопедия


Пояснительная записка

В настоящее время дисграфия является одним из наиболее распространенных нарушений письменной речи. Исследования ряда учёных в области специальной педагогики показывают, что нарушения речи у детей с ограниченными возможностями здоровья носят системный характер, поскольку у них оказывается несформированной речевая система в целом: лексика, фонетика, грамматика.[4,3,6]

В виду отсутствия государственных логопедических программ по профилактике и коррекции нарушений письменной речи у обучающихся общеобразовательных школ, а также запроса Муниципального специального (коррекционного) общеобразовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья “Специальной (коррекционной) общеобразовательной школы – интерната № 100, VIвида” (далее школа-интернат), возникла необходимость в составлении коррекционно-развивающей программы “по преодолению нарушений письменной речи”.

В письменной речи детей с ограниченными возможностями здоровья встречаются ошибки оптического характера. Оптические ошибки связаны с недоразвитием зрительного гнозиса, анализа и синтеза. В основе подобных ошибок лежат трудности оптического и оптико-пространственного анализа, недифференцированность зрительных представлений, нарушения зрительного восприятия и памяти, недоразвитие пространственных представлений, а также левшество скрытое и истинное. .[5,6]

Исследования последних лет указывают на тесную взаимосвязь трудностей письма у детей с ограниченными возможностями здоровья с несформированностью невербальных форм психических процессов [1, 2]. Так, как одним из составляющих компонентов в формировании навыка письма является оптико-пространственное восприятие, которое является сложной деятельностью, в которой участвует как правое, так и левое полушарие.

У детей с нарушением письменной речи пространственные представления изучены в меньшей степени. Актуальность проблемы свидетельствует о необходимости проведения специальной работы с детьми, имеющими нарушения письменной речи, которая предполагает составление индивидуального перспективного планирования с учётом выявленных нарушений речи при логопедическом обследовании. .[7,8]

Оптическая дисграфия - связана с недоразвитием зрительного гнозиса, анализа и синтеза, пространственных представлений и проявляется в заменах и искажениях букв на письме. Заменяются графически сходных рукописные буквы; зеркальное написание букв; пропуски элементов; лишние и неправильно расположенные элементы. .[11, 13]

Концептуальный подход к проблемам оптической дисграфии существенно изменился в последнее время, в связи с исследованиями о принципах переработки информации полушариями мозга. Ранняя диагностика, прогнозирование школьных проблем и коррекции трудностей в процессе обучения требуют объективной оценки функционального развития каждого ребёнка. Однако ранняя диагностика и профилактика проводится на недостаточном уровне. [6].

Учитывая психофизические особенности детей с ограниченными возможностями здоровья, рекомендуется коррекционную работу по устранению ошибок в письменной речи строить на основе тесной взаимосвязи с формированием познавательных процессов.

Анализируя данные мониторинга качества психолого-медико-педагогического сопровождения за три года в школе-интернате № 100 количество детей нуждающихся в логопедической помощи составило: в 2006-07 учебном году: всего обучающихся – 118 (100%), нуждающихся в логопедической помощи – 87 (67%), 2007-08 учебном году- всего обучающихся –110(100%), из них нуждающихся в логопедической помощи – 81 (61%), в 2008-09 учебном году. – всего обучающихся –119 (100%), нуждающихся в логопедической помощи –85 (62%). У всех обучающихся, нуждающихся в логопедической помощи, наравне с нарушениями устной речи, наблюдаются и нарушения письменной речи. Такой высокий процент детей, нуждающихся в логопедической помощи, обусловил необходимость разработки коррекционной программы по преодолению нарушений устной и письменной речи.

Проблема нарушений письменной речи у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья – одна из самых актуальных для специальной педагогики, поскольку письмо и чтение из цели начального обучения, превращается в средство дальнейшего получения знаний обучающимися. Речевая деятельность представляет собой сложное функциональное единство, составные части которого зависят одна от другой и обуславливают друг друга. Поэтому в понятие письменная речь в качестве равноправных составляющих входят чтение и письмо. К нарушениям чтения и письма относятся дислексия и дисграфия. [7]

Дисграфия – это частичное нарушение процесса письма, при котором наблюдаются стойкие и повторяющиеся ошибки: искажение и замены букв, искажение звукослоговой структуры слова, нарушения слитности написания отдельных слов в предложении, аграмматизмы на письме.

Дислексия – это частичное нарушение процесса чтения, проявляющееся в повторяющихся ошибках стойкого характера.

В основе нарушений письменной речи, лежат нарушения устной речи.

У всех обучающихся школы-интерната № 100, нуждающихся в логопедической помощи, отмечается системное недоразвитие речи, а именно, несформированность всех сторон речи: лексики, грамматики, звуковой стороны речи. Помимо этого несформированными остаются артикуляционные уклады, фонематическое восприятие, активный словарь, связная речь, слоговая структура, грамматический строй речи, функция словообразования, высшие психические функции. Также наблюдаются нарушения общей и мелкой, артикуляционной моторики и т.д

На фоне СНР разных степеней тяжести у обучающихся школы- интерната № 100 при анализе письменных работ отмечаются дисграфия и дислексия разных видов. Преобладающими являются акустическая, аграмматическая, артикуляторно - акустическая, оптическая, дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза, семантическая дислексия и их смешанные формы.

В связи с этим возникла идея создания программы, целью которой является:

  • коррекция нарушений устной и письменной речи у обучающихся с системным недоразвитием речи в условиях школы-интерната с 1 по 7 класс.

Задачи:

  • создать индивидуальные программы сопровождения обучающихся в соответствии с речевым заключением, по результатам обследования;

  • скомплектовать группы обучающихся по однородности речевого дефекта;

  • проводить систематически необходимую профилактическую и коррекционную работу с обучающимися в соответствии с их индивидуальной программой.

В результате реализации данной программы, ожидается

  • повышение качественной успеваемости по предметам (письмо, чтение, развитие речи), вследствие чего количество неудовлетворительных оценок будет значительно снижено;

  • повышения уровня коммуникативной функции речи;

  • повышение уровня социализации детей с ограниченными возможностями здоровья.

Данная программа определяет основные направления в работе учителя – логопеда по коррекции дисграфии и дислексии, но помимо этого каждое занятие должно включать в себя лексическую тему, упражнения на формирование и развитие мелкой и артикуляционной моторики, фонематического восприятия, развитие высших психических функций.

Программа расчитана на 30 учебных недель. Из 34 учебных недель 4 недели отводятся на логопедическое обследование (в сентябре с 1 по 15, и в мае с 15 по 30числа). Предполагается проводить по 2 занятия в неделю, что составляет 60 часов в год. Программа носит сквозной характер: темы Учебно – тематического планирования могут одинаково повторяться с 1 по 7 класс, но с постепенным усложнением упражнений. Учитель - логопед в зависимости от индивидуальных и психофизических возможностей ребенка, а также уровня усвоенных знаний по письму, оставляет за собой право варьировать количество часов по той или иной теме. Т.к. оптическая дисграфия в “чистом” виде встречается очень редко и, как правило, сочетается с другим видом дисграфии, предполагается, что выбор учебно-тематического плана будет обусловлен преобладающим видом дисграфии, а в план занятия будут включены упражнения на коррекцию ошибок другого вида дисграфии.

Учебно - тематическое планирование по оптической дисграфии

№ п\п

Тема логопедического занятия

Кол-во часов

Сроки

1

Развитие зрительного восприятия и узнавания предметов, восприятие цвета, формы, размера, величины

4

 

2

Работа с зашумлёнными предметами

1

 

3

Развитие восприятия формы, размера и величины предметов и букв

1

 

4

Развитие зрительного анализа и синтеза

1

 

5

Конструирование гласных букв

1

 

6

Конструирование согласных букв

1

 

7

Конструирование печатных букв из элементов

1

 

8

Конструирование письменных букв из элементов

1

 

9

Дифференциация расположения элементов букв

1

 

10

Реконструирование букв, добавляя элемент: из А-Л-Д, К-Ж, З-В, Г-Б.

1

 

11

Реконструирование буквы, изменяя пространственное расположение элементов букв: Р-Ь, И-Н, Н-П, Г-Т.

1

 

12

Определение различий сходных букв, отличающихся одним элементом: З-В, Р-В.

1

 

13

Определение различий сходных фигур или букв, состоящих из одинаковых элементов, но различно расположенных в пространстве: Р-Ь, Г-Т, И-П, П-Н.

1

 

14

Развитие запоминания последовательности и количества букв и предметов

1

 

15

Пространственные представления: ориентировка в схеме собственного тела; дифференциация правых и левых частей предмета; ориентировка в окружающем пространстве; ориентировка в пространственном расположении предметов по отношению к ребёнку, т.е. к самому себе; ориентировка в пространственном соотношении между 2-3 предметами и их изображениями; ориентировка в пространстве листа.

6

 

16

Развитие зрительно-моторных координаций: простые графические диктанты; сложные графические диктанты

5

 

17

Уточнение понятий об основных единицах времени, о периодах человеческого возраста; формирование временных представлений

3

 

18

Дифференциация изолированных букв о-а, в словосочетаниях, в предложениях, в тексте.

3

 

19

Дифференциация изолированных букв у-и, в словосочетаниях, в предложениях, в тексте

3

 

20

Дифференциация изолированных букв и-ш, в словосочетаниях, в предложениях, в тексте

3

 

21

Дифференциация изолированных букв б-д, в словосочетаниях, в предложениях, в тексте

2

 

22

Дифференциация изолированных букв п-т, П-Т в словосочетаниях, в предложениях, в тексте

2

 

23

Дифференциация изолированных букв л-м, Л-М в словосочетаниях, в предложениях, в тексте

2

 

24

Дифференциация изолированных букв к-н, К-Н в словосочетаниях, в предложениях, в тексте

2

 

25

Дифференциация изолированных букв ш-щ, Ш-Щ, и-ц, И-Ц, ц-щ, Ц-Щ в словосочетаниях, в предложениях, в тексте

6

 

26

Дифференциация изолированных букв З-Е в словосочетаниях, в предложениях, в тексте

2

 

27

Дифференциация смешиваемых букв изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и текстах

4

 
 

Всего:

60

 

См. приложение 1.

Список литературы

  1. Барылкина Л. П., Матраева И. П., Обухова Л. А. Эти трудные согласные: как помочь ребёнку с нарушениями процесса письма и чтения: Пособие для учителей и, логопедов и родителей.- М.: 5 за знания, 2005.- 128 с.
  2. Большакова С.Е. Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей: Методическое пособие _М.: ТЦ Сфера, 2007.-56с.
  3. Бурина Е. Д. Такие похожие разные буквы: Тренинг по дифференциации сходных по начертанию букв: Пособие для учащихся начальной школы, учителей, логопедов и родителей. -СПб.: КАРО, 2006.-96 с.
  4. Елецкая О. В., Горбачевская н.Ю. логопедическая помощь школьникам с нарушениями письменной речи: формирование представлений о пространстве и времени: методическое пособие/ Науч. ред. О. В. Защиринская.- СПб.: Издательство 2 Речь”, 2005.-180 с.
  5. Ефименкова Л. Н., Садовникова И. Н. Исправление и предупреждение дисграфии у детей. М., “Просвещение”, 1972.
  6. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: Пособие для логопеда.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.- 336с.
  7. Логопедия: /Под ред. Л.С.Волковой.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.- 680с.
  8. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах: Кн. Для логопеда.-М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1999.- 224с.
  9. Мазанова Е.В. Логопедия. Преодоление нарушения письма: Комплект тетрадей по коррекционной логопедической работе с детьми, имеющими отклонения в развитии. М.: ООО “ Аквариум –Принт”, 2006.-80с.:
  10. Мазанова Е.В. Коррекция оптической дисграфии. Конспекты занятий для логопедов. М.: Издательство “ ГНОМ и Д ”, 2007.-88с.
  11. Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений / Под общ. ред. проф. Г.В. Чиркиной.- 3-е изд., доп.-М.: АРКТИ, 2003.-240 с.
  12. Садовникова И.Н. нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников: Учебное пособие-М.: 2 Гуманит изд. Центр ВЛАДОС”, 1997- 256с.