Пояснительная записка
В настоящее время дисграфия является одним из наиболее распространенных нарушений письменной речи. Исследования ряда учёных в области специальной педагогики показывают, что нарушения речи у детей с ограниченными возможностями здоровья носят системный характер, поскольку у них оказывается несформированной речевая система в целом: лексика, фонетика, грамматика.[4,3,6]
В виду отсутствия государственных логопедических программ по профилактике и коррекции нарушений письменной речи у обучающихся общеобразовательных школ, а также запроса Муниципального специального (коррекционного) общеобразовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья “Специальной (коррекционной) общеобразовательной школы – интерната № 100, VIвида” (далее школа-интернат), возникла необходимость в составлении коррекционно-развивающей программы “по преодолению нарушений письменной речи”.
В письменной речи детей с ограниченными возможностями здоровья встречаются ошибки оптического характера. Оптические ошибки связаны с недоразвитием зрительного гнозиса, анализа и синтеза. В основе подобных ошибок лежат трудности оптического и оптико-пространственного анализа, недифференцированность зрительных представлений, нарушения зрительного восприятия и памяти, недоразвитие пространственных представлений, а также левшество скрытое и истинное. .[5,6]
Исследования последних лет указывают на тесную взаимосвязь трудностей письма у детей с ограниченными возможностями здоровья с несформированностью невербальных форм психических процессов [1, 2]. Так, как одним из составляющих компонентов в формировании навыка письма является оптико-пространственное восприятие, которое является сложной деятельностью, в которой участвует как правое, так и левое полушарие.
У детей с нарушением письменной речи пространственные представления изучены в меньшей степени. Актуальность проблемы свидетельствует о необходимости проведения специальной работы с детьми, имеющими нарушения письменной речи, которая предполагает составление индивидуального перспективного планирования с учётом выявленных нарушений речи при логопедическом обследовании. .[7,8]
Оптическая дисграфия - связана с недоразвитием зрительного гнозиса, анализа и синтеза, пространственных представлений и проявляется в заменах и искажениях букв на письме. Заменяются графически сходных рукописные буквы; зеркальное написание букв; пропуски элементов; лишние и неправильно расположенные элементы. .[11, 13]
Концептуальный подход к проблемам оптической дисграфии существенно изменился в последнее время, в связи с исследованиями о принципах переработки информации полушариями мозга. Ранняя диагностика, прогнозирование школьных проблем и коррекции трудностей в процессе обучения требуют объективной оценки функционального развития каждого ребёнка. Однако ранняя диагностика и профилактика проводится на недостаточном уровне. [6].
Учитывая психофизические особенности детей с ограниченными возможностями здоровья, рекомендуется коррекционную работу по устранению ошибок в письменной речи строить на основе тесной взаимосвязи с формированием познавательных процессов.
Анализируя данные мониторинга качества психолого-медико-педагогического сопровождения за три года в школе-интернате № 100 количество детей нуждающихся в логопедической помощи составило: в 2006-07 учебном году: всего обучающихся – 118 (100%), нуждающихся в логопедической помощи – 87 (67%), 2007-08 учебном году- всего обучающихся –110(100%), из них нуждающихся в логопедической помощи – 81 (61%), в 2008-09 учебном году. – всего обучающихся –119 (100%), нуждающихся в логопедической помощи –85 (62%). У всех обучающихся, нуждающихся в логопедической помощи, наравне с нарушениями устной речи, наблюдаются и нарушения письменной речи. Такой высокий процент детей, нуждающихся в логопедической помощи, обусловил необходимость разработки коррекционной программы по преодолению нарушений устной и письменной речи.
Проблема нарушений письменной речи у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья – одна из самых актуальных для специальной педагогики, поскольку письмо и чтение из цели начального обучения, превращается в средство дальнейшего получения знаний обучающимися. Речевая деятельность представляет собой сложное функциональное единство, составные части которого зависят одна от другой и обуславливают друг друга. Поэтому в понятие письменная речь в качестве равноправных составляющих входят чтение и письмо. К нарушениям чтения и письма относятся дислексия и дисграфия. [7]
Дисграфия – это частичное нарушение процесса письма, при котором наблюдаются стойкие и повторяющиеся ошибки: искажение и замены букв, искажение звукослоговой структуры слова, нарушения слитности написания отдельных слов в предложении, аграмматизмы на письме.
Дислексия – это частичное нарушение процесса чтения, проявляющееся в повторяющихся ошибках стойкого характера.
В основе нарушений письменной речи, лежат нарушения устной речи.
У всех обучающихся школы-интерната № 100, нуждающихся в логопедической помощи, отмечается системное недоразвитие речи, а именно, несформированность всех сторон речи: лексики, грамматики, звуковой стороны речи. Помимо этого несформированными остаются артикуляционные уклады, фонематическое восприятие, активный словарь, связная речь, слоговая структура, грамматический строй речи, функция словообразования, высшие психические функции. Также наблюдаются нарушения общей и мелкой, артикуляционной моторики и т.д
На фоне СНР разных степеней тяжести у обучающихся школы- интерната № 100 при анализе письменных работ отмечаются дисграфия и дислексия разных видов. Преобладающими являются акустическая, аграмматическая, артикуляторно - акустическая, оптическая, дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза, семантическая дислексия и их смешанные формы.
В связи с этим возникла идея создания программы, целью которой является:
коррекция нарушений устной и письменной речи у обучающихся с системным недоразвитием речи в условиях школы-интерната с 1 по 7 класс.
Задачи:
создать индивидуальные программы сопровождения обучающихся в соответствии с речевым заключением, по результатам обследования;
скомплектовать группы обучающихся по однородности речевого дефекта;
проводить систематически необходимую профилактическую и коррекционную работу с обучающимися в соответствии с их индивидуальной программой.
В результате реализации данной программы, ожидается
повышение качественной успеваемости по предметам (письмо, чтение, развитие речи), вследствие чего количество неудовлетворительных оценок будет значительно снижено;
повышения уровня коммуникативной функции речи;
повышение уровня социализации детей с ограниченными возможностями здоровья.
Данная программа определяет основные направления в работе учителя – логопеда по коррекции дисграфии и дислексии, но помимо этого каждое занятие должно включать в себя лексическую тему, упражнения на формирование и развитие мелкой и артикуляционной моторики, фонематического восприятия, развитие высших психических функций.
Программа расчитана на 30 учебных недель. Из 34 учебных недель 4 недели отводятся на логопедическое обследование (в сентябре с 1 по 15, и в мае с 15 по 30числа). Предполагается проводить по 2 занятия в неделю, что составляет 60 часов в год. Программа носит сквозной характер: темы Учебно – тематического планирования могут одинаково повторяться с 1 по 7 класс, но с постепенным усложнением упражнений. Учитель - логопед в зависимости от индивидуальных и психофизических возможностей ребенка, а также уровня усвоенных знаний по письму, оставляет за собой право варьировать количество часов по той или иной теме. Т.к. оптическая дисграфия в “чистом” виде встречается очень редко и, как правило, сочетается с другим видом дисграфии, предполагается, что выбор учебно-тематического плана будет обусловлен преобладающим видом дисграфии, а в план занятия будут включены упражнения на коррекцию ошибок другого вида дисграфии.
Учебно - тематическое планирование по оптической дисграфии
№ п\п |
Тема логопедического занятия |
Кол-во часов |
Сроки |
1 |
Развитие зрительного восприятия и узнавания предметов, восприятие цвета, формы, размера, величины |
4 |
|
2 |
Работа с зашумлёнными предметами |
1 |
|
3 |
Развитие восприятия формы, размера и величины предметов и букв |
1 |
|
4 |
Развитие зрительного анализа и синтеза |
1 |
|
5 |
Конструирование гласных букв |
1 |
|
6 |
Конструирование согласных букв |
1 |
|
7 |
Конструирование печатных букв из элементов |
1 |
|
8 |
Конструирование письменных букв из элементов |
1 |
|
9 |
Дифференциация расположения элементов букв |
1 |
|
10 |
Реконструирование букв, добавляя элемент: из А-Л-Д, К-Ж, З-В, Г-Б. |
1 |
|
11 |
Реконструирование буквы, изменяя пространственное расположение элементов букв: Р-Ь, И-Н, Н-П, Г-Т. |
1 |
|
12 |
Определение различий сходных букв, отличающихся одним элементом: З-В, Р-В. |
1 |
|
13 |
Определение различий сходных фигур или букв, состоящих из одинаковых элементов, но различно расположенных в пространстве: Р-Ь, Г-Т, И-П, П-Н. |
1 |
|
14 |
Развитие запоминания последовательности и количества букв и предметов |
1 |
|
15 |
Пространственные представления: ориентировка в схеме собственного тела; дифференциация правых и левых частей предмета; ориентировка в окружающем пространстве; ориентировка в пространственном расположении предметов по отношению к ребёнку, т.е. к самому себе; ориентировка в пространственном соотношении между 2-3 предметами и их изображениями; ориентировка в пространстве листа. |
6 |
|
16 |
Развитие зрительно-моторных координаций: простые графические диктанты; сложные графические диктанты |
5 |
|
17 |
Уточнение понятий об основных единицах времени, о периодах человеческого возраста; формирование временных представлений |
3 |
|
18 |
Дифференциация изолированных букв о-а, в словосочетаниях, в предложениях, в тексте. |
3 |
|
19 |
Дифференциация изолированных букв у-и, в словосочетаниях, в предложениях, в тексте |
3 |
|
20 |
Дифференциация изолированных букв и-ш, в словосочетаниях, в предложениях, в тексте |
3 |
|
21 |
Дифференциация изолированных букв б-д, в словосочетаниях, в предложениях, в тексте |
2 |
|
22 |
Дифференциация изолированных букв п-т, П-Т в словосочетаниях, в предложениях, в тексте |
2 |
|
23 |
Дифференциация изолированных букв л-м, Л-М в словосочетаниях, в предложениях, в тексте |
2 |
|
24 |
Дифференциация изолированных букв к-н, К-Н в словосочетаниях, в предложениях, в тексте |
2 |
|
25 |
Дифференциация изолированных букв ш-щ, Ш-Щ, и-ц, И-Ц, ц-щ, Ц-Щ в словосочетаниях, в предложениях, в тексте |
6 |
|
26 |
Дифференциация изолированных букв З-Е в словосочетаниях, в предложениях, в тексте |
2 |
|
27 |
Дифференциация смешиваемых букв изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и текстах |
4 |
|
Всего: |
60 |
См. приложение 1.
Список литературы
- Барылкина Л. П., Матраева И. П., Обухова Л. А. Эти трудные согласные: как помочь ребёнку с нарушениями процесса письма и чтения: Пособие для учителей и, логопедов и родителей.- М.: 5 за знания, 2005.- 128 с.
- Большакова С.Е. Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей: Методическое пособие _М.: ТЦ Сфера, 2007.-56с.
- Бурина Е. Д. Такие похожие разные буквы: Тренинг по дифференциации сходных по начертанию букв: Пособие для учащихся начальной школы, учителей, логопедов и родителей. -СПб.: КАРО, 2006.-96 с.
- Елецкая О. В., Горбачевская н.Ю. логопедическая помощь школьникам с нарушениями письменной речи: формирование представлений о пространстве и времени: методическое пособие/ Науч. ред. О. В. Защиринская.- СПб.: Издательство 2 Речь”, 2005.-180 с.
- Ефименкова Л. Н., Садовникова И. Н. Исправление и предупреждение дисграфии у детей. М., “Просвещение”, 1972.
- Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: Пособие для логопеда.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.- 336с.
- Логопедия: /Под ред. Л.С.Волковой.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.- 680с.
- Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах: Кн. Для логопеда.-М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1999.- 224с.
- Мазанова Е.В. Логопедия. Преодоление нарушения письма: Комплект тетрадей по коррекционной логопедической работе с детьми, имеющими отклонения в развитии. М.: ООО “ Аквариум –Принт”, 2006.-80с.:
- Мазанова Е.В. Коррекция оптической дисграфии. Конспекты занятий для логопедов. М.: Издательство “ ГНОМ и Д ”, 2007.-88с.
- Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений / Под общ. ред. проф. Г.В. Чиркиной.- 3-е изд., доп.-М.: АРКТИ, 2003.-240 с.
- Садовникова И.Н. нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников: Учебное пособие-М.: 2 Гуманит изд. Центр ВЛАДОС”, 1997- 256с.