Пересказ басни И.А. Крылова "Стрекоза и муравей" с элементами драматизации

Разделы: Логопедия


Обучающие задачи:

  • Развивать связную речь;
  • Упражнять в согласовании существительных и числительных;
  • Обогащать экспрессивную речь существительными с суффиксами /ищ/;
  • Активизировать употребление прилагательных, глаголов;
  • Учить подбирать определения к предмету, явлению;
  • Учить понимать переносное значение слов и словосочетаний;
  • Упражнять в подборе слов, близких и противоположных по смыслу заданному слову.

Развивающие задачи:

  • Развивать фонематические процессы;
  • Развивать зрительное восприятие;
  • Развивать внимание, память, мышление;
  • Координировать речь с движениями;
  • Развивать творческое воображение.

Воспитательные задачи:

  • Формировать представления о правах и обязанностях человека в обществе;
  • Воспитывать уважение к труду.

Материалы и оборудование: Книга с баснями И.А. Крылова, портрет писателя, иллюстрации к басне, иллюстрации времён года. Магнитофон, аудиозапись звуков природы. Предметные картинки насекомых. Маски насекомых (муравья и стрекозы). Речевой материал. Мяч. Наборное полотно. Макет цветочной полянки.

Предварительная работа. Беседа о жанре басня. Заучивание басни, чтение по ролям. Заучивание четверостиший о временах года.

Ход занятия

Организационный момент

Дети входят в группу, здороваются, встают в круг с воспитателем.

– Дети, знаете ли вы, что такое басня? (Ответы детей)

– Да, это сказка в стихах, нравоучительная сказка, где в основном героями выступают животные, растения и даже насекомые.

1. Загадки. – Если вы отгадаете загадки, то сразу догадаетесь, о ком пойдёт речь на нашем занятии.

На ромашку у ворот
Опустился вертолёт –
Золотистые глаза
Кто же это? … Стрекоза.

В лесу у пня
Весь день беготня:
Народ рабочий
Весь день хлопочет …Муравьи.

(Ответы детей)

Вводная часть

2. Чтение басни. – А сейчас, я предлагаю вам пройти присесть и послушать знакомую историю про стрекозу и муравья. (Дети рассаживаются, логопед читает текст басни)

Попрыгунья – стрекоза лето красное пропела:
Оглянуться не успела, как зима катит в глаза.
Помертвело чисто поле, нет уж дней тех светлых боле,
Как под каждым ей листком был готов и стол, и дом.
Всё прошло: с зимой холодной нужда, голод настаёт.
Стрекоза уж не поёт: и кому на ум придёт
На желудок петь голодный!
Злой тоской удручена, к муравью ползёт она:
“Не оставь меня, кум милый! Дай ты мне собраться с силой
И до вешних только дней прокорми и обогрей!”
“Кумушка, мне странно это: да работала ль ты лето?”
– Говорит ей муравей.
“До того ль голубчик, было в мягких муравах у нас,
Песни, резвость всякий час, так, что голову вскружило”.
“А, так ты..” – “Я без души лето целое всё пела”.
“Ты всё пела? Это дело:
Так поди же, попляши!”

3. Беседа

– Что я вам прочитала?

– Вы прочитали басню “Стрекоза и муравей”.

– А кто назовёт имя знаменитого русского баснописца, автора этой басни?

Иван Андреевич Крылов.

– Верно! – А какие ещё басни Крылова мы с вами читали?

– Ещё мы читали басни “Ворона и лисица”, “Кукушка и петух”,

“Квартет”.

– Кто главные герои басни (о ком говорится в басне), которую я вам сейчас прочитала?

– В басне говорится о стрекозе и муравье.

4. Фонетическая разминка.

– Какой третий звук в слове “стрекоза”?

– В слове “стрекоза” третий звук /Рь/.

– Охарактеризуйте мне его?

– В слове “стрекоза” звук /Рь/ – согласный, звонкий, мягкий.

– Какой третий звук в слове “муравей”?

– В слове “муравей” третий звук /Р/.

– Расскажите про него?

– В слове муравей третий звук /Р/ – согласный, звонкий, твёрдый.

– Сколько слогов в слове “стрекоза”, давайте посчитаем?

– В слове “стрекоза” три слога.

– А в слове “муравей”?

– В слове “муравей” три слога.

(Педагог словесно поощряет каждый правильный ответ детей)

Основная часть.

Анализ произведения.

– Давайте, перенесёмся на лесную полянку и посмотрим, как же развивались события в истории про стрекозу и муравья! Для этого нам нужно закрыть глаза.

(Звучит музыка. Время звучания 1-2 минуты)

– О каком времени года говорится в начале басни?

– Вначале басни говорится о лете.

Муравей, стрекоза, как можно их назвать одним словом?

– Насекомые.

(Иллюстрации лета, иллюстрации насекомых. Звучит аудиозапись со звуками леса, насекомых.)

5. Игра “Кого сколько?”

– На лесной полянке много разных насекомых! Предлагаю посчитать, кого сколько?

  • Одна стрекоза, две стрекозы, три стрекозы, четыре стрекозы, пять стрекоз.
  • Один муравей, два муравья, три муравья, четыре муравья, пять муравьёв.

– Давайте послушаем, о чём разговаривают стрекозы?

– Как прекрасно наше лето!
Ярким солнцем всё согрето!
Будем весело порхать!
Нектар цветочный собирать!

6. Игра с лупой “Жил на свете старый муравей”

– А вот мы видим старого муравья, он ворчит, глядя на стрекоз:

– И как только вы можете жить без работы?!

Одни развлечения да удовольствия у вас на уме.

– Оказывается, под лупой маленький муравей выглядит огромным. Пошутим над муравьём, превратим его из маленького в большого?! Вспомним, как мы образуем слова, обозначающие очень большие предметы (логопед приводит пример). Я начинаю предложение, передаю кому-то из вас лупу, и тот продолжает.

  • У муравья не голова, а головища,
  • У муравья не спина, а спинища,
  • У муравья не усы, а усищи,
  • У муравья не глаза, а глазищи,
  • У муравья не ножки, а ножищи,
  • У муравья не дом, а домище,
  • У муравья не сила, а силища,
  • Это не муравей, а муравьище.

7. Упражнение с мячом “Кто знает другое слово”

– Что делала летом попрыгунья – стрекоза?

– Пела, танцевала, веселилась, прыгала.

– Где любит стрекоза проводить своё время?

– Стрекоза порхает над водой, над лугом.

– Каким словом, можно заменить слово порхает?

Летает, кружится, вьётся.

– Что делал летом муравей?

– Трудился, работал.

– Придумайте другое слово, которое подходит по смыслу к тому, что я скажу.

(Даю ребёнку мяч, он отвечает и возвращает)

  • Работать – трудиться.
  • Порхать – летать,
  • Веселиться – радоваться
  • Солнечный – ясный
  • Пасмурный – хмурый
  • Печальный – грустный
  • Смешной – потешный

8. Физминутка “Стрекоза”

Летит стрекоза, (Дети бегут по кругу, расставив руки)
Как горошины глаза. (Руками показывают большие глаза)
Вверх – вниз,
Вверх – вниз. (Сначала бегут на носочках, потом в полуприсяде)
Взад – вперёд,
Взад – вперёд. (Меняют направление бега)
Как прозрачный самолёт. (Свободно бегают по ковру)

9. Упражнение “Какой, какая, какое”

– Вдруг, летом на полянке, повстречал муравей стрекозу. И сейчас мы узнаем, кто как из них готовился к зиме.

Муравей:

– Я – муравей!
Трудолюбивей существа на свете нет.
Я сам работаю и всех зову работать.
В разгаре лета всем гулять охота.
Но помнить мы должны не только о веселье,
Построю дом, и будет новоселье!

Стрекоза:

– Дружочек, муравей!
Ты трудишься напрасно!
Мне дом не нужен летом,
Дом построю я потом.
Мечтаю я о том, чтоб лету не кончаться.
Мне каждый кустик дом и я хочу смеяться!
Хи – хи – хи! Ха – ха – ха! Заботы чепуха!
Зачем мне работать? Я и так счастлива!

– Какая стрекоза?

– Стрекоза ленивая, весёлая, беззаботная, легкомысленная, глупая.

Какой муравей?

– Трудолюбивый, работящий, серьёзный, запасливый, умный.

– Какое лето?

– Красное, тёплое, знойное, солнечное, чудесное, прекрасное.

– Так и лето пролетело! У кого-то в делах, в заботах (муравей построил дом). У кого-то в удовольствиях, да веселье! За летом пришла осень.

(Иллюстрации осени. Звучит музыка. Дети читают стихотворение об осени)

– Летние денёчки быстро пролетели.
Жёлтые листочки на землю слетели.
Льётся дождик частый, ветер задувает.
На дворе ненастье,
Ох, как холодает!

10. Упражнение “Скажи наоборот”

– Что-то загрустила наша стрекоза! Каким словом можно заменить слово грустная?

– Невесёлая, печальная, нерадостная, скучная, опечаленная.

– Я буду называть слово, а вы скажите наоборот.

  • Трудолюбивый – ленивый
  • Умный – глупый
  • Серьёзный – легкомысленный
  • Лето – зима
  • Тепло – холодно
  • День – ночь
  • Весело – грустно
  • Добрый – злой
  • Сильный – слабый

11. Упражнение “Скажи по-другому”

В басне много интересных слов и выражений.

– Как вы их понимаете?

  • “Оглянуться не успела” –
  • “Зима катит в глаза” –
  • “Помертвело чисто поле” –
  • “Злой тоской удручена” –

– Что же произошло с наступлением зимы?

– Стрекоза осталась без еды и без крова.

– О чём просила стрекоза муравья? (Ответы детей)

– Что ответил муравей? (Ответы детей)

Заключительная часть.

12. Рассказывание басни по ролям.

Предлагаю разыграть вам басню по ролям.

Дети пересказывают текст.

13. Подведение итогов.

– О чем мы говорили на занятии. (Ответы детей)

– Какой урок вы извлекли из этой басни, какова её мораль, чему она вас научила?

– Можно гулять, развлекаться, но обязательно надо думать о том, что настанут трудные времена и к ним всегда надо быть готовым.

– Делу время, потехе час!

– Какие задания мы выполняли?

– Что было особенно интересно делать?

– Кого похвалил (а) бы ты? (Обращаюсь к каждому ребёнку)