Обучающие задачи:
- Развивать связную речь;
- Упражнять в согласовании существительных и числительных;
- Обогащать экспрессивную речь существительными с суффиксами /ищ/;
- Активизировать употребление прилагательных, глаголов;
- Учить подбирать определения к предмету, явлению;
- Учить понимать переносное значение слов и словосочетаний;
- Упражнять в подборе слов, близких и противоположных по смыслу заданному слову.
Развивающие задачи:
- Развивать фонематические процессы;
- Развивать зрительное восприятие;
- Развивать внимание, память, мышление;
- Координировать речь с движениями;
- Развивать творческое воображение.
Воспитательные задачи:
- Формировать представления о правах и обязанностях человека в обществе;
- Воспитывать уважение к труду.
Материалы и оборудование: Книга с баснями И.А. Крылова, портрет писателя, иллюстрации к басне, иллюстрации времён года. Магнитофон, аудиозапись звуков природы. Предметные картинки насекомых. Маски насекомых (муравья и стрекозы). Речевой материал. Мяч. Наборное полотно. Макет цветочной полянки.
Предварительная работа. Беседа о жанре басня. Заучивание басни, чтение по ролям. Заучивание четверостиший о временах года.
Ход занятияОрганизационный момент
Дети входят в группу, здороваются, встают в круг с воспитателем.
– Дети, знаете ли вы, что такое басня? (Ответы детей)
– Да, это сказка в стихах, нравоучительная сказка, где в основном героями выступают животные, растения и даже насекомые.
1. Загадки. – Если вы отгадаете загадки, то сразу догадаетесь, о ком пойдёт речь на нашем занятии.
На ромашку у ворот
Опустился вертолёт –
Золотистые глаза
Кто же это? … Стрекоза.В лесу у пня
Весь день беготня:
Народ рабочий
Весь день хлопочет …Муравьи.
(Ответы детей)
Вводная часть
2. Чтение басни. – А сейчас, я предлагаю вам пройти присесть и послушать знакомую историю про стрекозу и муравья. (Дети рассаживаются, логопед читает текст басни)
Попрыгунья – стрекоза лето красное пропела:
Оглянуться не успела, как зима катит в глаза.
Помертвело чисто поле, нет уж дней тех светлых боле,
Как под каждым ей листком был готов и стол, и дом.
Всё прошло: с зимой холодной нужда, голод настаёт.
Стрекоза уж не поёт: и кому на ум придёт
На желудок петь голодный!
Злой тоской удручена, к муравью ползёт она:
“Не оставь меня, кум милый! Дай ты мне собраться с силой
И до вешних только дней прокорми и обогрей!”
“Кумушка, мне странно это: да работала ль ты лето?”
– Говорит ей муравей.
“До того ль голубчик, было в мягких муравах у нас,
Песни, резвость всякий час, так, что голову вскружило”.
“А, так ты..” – “Я без души лето целое всё пела”.
“Ты всё пела? Это дело:
Так поди же, попляши!”
3. Беседа
– Что я вам прочитала?
– Вы прочитали басню “Стрекоза и муравей”.
– А кто назовёт имя знаменитого русского баснописца, автора этой басни?
– Иван Андреевич Крылов.
– Верно! – А какие ещё басни Крылова мы с вами читали?
– Ещё мы читали басни “Ворона и лисица”, “Кукушка и петух”,
“Квартет”.
– Кто главные герои басни (о ком говорится в басне), которую я вам сейчас прочитала?
– В басне говорится о стрекозе и муравье.
4. Фонетическая разминка.
– Какой третий звук в слове “стрекоза”?
– В слове “стрекоза” третий звук /Рь/.
– Охарактеризуйте мне его?
– В слове “стрекоза” звук /Рь/ – согласный, звонкий, мягкий.
– Какой третий звук в слове “муравей”?
– В слове “муравей” третий звук /Р/.
– Расскажите про него?
– В слове муравей третий звук /Р/ – согласный, звонкий, твёрдый.
– Сколько слогов в слове “стрекоза”, давайте посчитаем?
– В слове “стрекоза” три слога.
– А в слове “муравей”?
– В слове “муравей” три слога.
(Педагог словесно поощряет каждый правильный ответ детей)
Основная часть.
Анализ произведения.
– Давайте, перенесёмся на лесную полянку и посмотрим, как же развивались события в истории про стрекозу и муравья! Для этого нам нужно закрыть глаза.
(Звучит музыка. Время звучания 1-2 минуты)
– О каком времени года говорится в начале басни?
– Вначале басни говорится о лете.
– Муравей, стрекоза, как можно их назвать одним словом?
– Насекомые.
(Иллюстрации лета, иллюстрации насекомых. Звучит аудиозапись со звуками леса, насекомых.)
5. Игра “Кого сколько?”
– На лесной полянке много разных насекомых! Предлагаю посчитать, кого сколько?
- Одна стрекоза, две стрекозы, три стрекозы, четыре стрекозы, пять стрекоз.
- Один муравей, два муравья, три муравья, четыре муравья, пять муравьёв.
– Давайте послушаем, о чём разговаривают стрекозы?
– Как прекрасно наше лето!
Ярким солнцем всё согрето!
Будем весело порхать!
Нектар цветочный собирать!
6. Игра с лупой “Жил на свете старый муравей”
– А вот мы видим старого муравья, он ворчит, глядя на стрекоз:
– И как только вы можете жить без работы?!
Одни развлечения да удовольствия у вас на уме.
– Оказывается, под лупой маленький муравей выглядит огромным. Пошутим над муравьём, превратим его из маленького в большого?! Вспомним, как мы образуем слова, обозначающие очень большие предметы (логопед приводит пример). Я начинаю предложение, передаю кому-то из вас лупу, и тот продолжает.
- У муравья не голова, а головища,
- У муравья не спина, а спинища,
- У муравья не усы, а усищи,
- У муравья не глаза, а глазищи,
- У муравья не ножки, а ножищи,
- У муравья не дом, а домище,
- У муравья не сила, а силища,
- Это не муравей, а муравьище.
7. Упражнение с мячом “Кто знает другое слово”
– Что делала летом попрыгунья – стрекоза?
– Пела, танцевала, веселилась, прыгала.
– Где любит стрекоза проводить своё время?
– Стрекоза порхает над водой, над лугом.
– Каким словом, можно заменить слово порхает?
– Летает, кружится, вьётся.
– Что делал летом муравей?
– Трудился, работал.
– Придумайте другое слово, которое подходит по смыслу к тому, что я скажу.
(Даю ребёнку мяч, он отвечает и возвращает)
- Работать – трудиться.
- Порхать – летать,
- Веселиться – радоваться
- Солнечный – ясный
- Пасмурный – хмурый
- Печальный – грустный
- Смешной – потешный
8. Физминутка “Стрекоза”
Летит стрекоза, (Дети бегут по кругу, расставив руки)
Как горошины глаза. (Руками показывают большие глаза)
Вверх – вниз,
Вверх – вниз. (Сначала бегут на носочках, потом в полуприсяде)
Взад – вперёд,
Взад – вперёд. (Меняют направление бега)
Как прозрачный самолёт. (Свободно бегают по ковру)
9. Упражнение “Какой, какая, какое”
– Вдруг, летом на полянке, повстречал муравей стрекозу. И сейчас мы узнаем, кто как из них готовился к зиме.
Муравей:
– Я – муравей!
Трудолюбивей существа на свете нет.
Я сам работаю и всех зову работать.
В разгаре лета всем гулять охота.
Но помнить мы должны не только о веселье,
Построю дом, и будет новоселье!
Стрекоза:
– Дружочек, муравей!
Ты трудишься напрасно!
Мне дом не нужен летом,
Дом построю я потом.
Мечтаю я о том, чтоб лету не кончаться.
Мне каждый кустик дом и я хочу смеяться!
Хи – хи – хи! Ха – ха – ха! Заботы чепуха!
Зачем мне работать? Я и так счастлива!
– Какая стрекоза?
– Стрекоза ленивая, весёлая, беззаботная, легкомысленная, глупая.
– Какой муравей?
– Трудолюбивый, работящий, серьёзный, запасливый, умный.
– Какое лето?
– Красное, тёплое, знойное, солнечное, чудесное, прекрасное.
– Так и лето пролетело! У кого-то в делах, в заботах (муравей построил дом). У кого-то в удовольствиях, да веселье! За летом пришла осень.
(Иллюстрации осени. Звучит музыка. Дети читают стихотворение об осени)
– Летние денёчки быстро пролетели.
Жёлтые листочки на землю слетели.
Льётся дождик частый, ветер задувает.
На дворе ненастье,
Ох, как холодает!
10. Упражнение “Скажи наоборот”
– Что-то загрустила наша стрекоза! Каким словом можно заменить слово грустная?
– Невесёлая, печальная, нерадостная, скучная, опечаленная.
– Я буду называть слово, а вы скажите наоборот.
- Трудолюбивый – ленивый
- Умный – глупый
- Серьёзный – легкомысленный
- Лето – зима
- Тепло – холодно
- День – ночь
- Весело – грустно
- Добрый – злой
- Сильный – слабый
11. Упражнение “Скажи по-другому”
– В басне много интересных слов и выражений.
– Как вы их понимаете?
- “Оглянуться не успела” –
- “Зима катит в глаза” –
- “Помертвело чисто поле” –
- “Злой тоской удручена” –
– Что же произошло с наступлением зимы?
– Стрекоза осталась без еды и без крова.
– О чём просила стрекоза муравья? (Ответы детей)
– Что ответил муравей? (Ответы детей)
Заключительная часть.
12. Рассказывание басни по ролям.
– Предлагаю разыграть вам басню по ролям.
Дети пересказывают текст.
13. Подведение итогов.
– О чем мы говорили на занятии. (Ответы детей)
– Какой урок вы извлекли из этой басни, какова её мораль, чему она вас научила?
– Можно гулять, развлекаться, но обязательно надо думать о том, что настанут трудные времена и к ним всегда надо быть готовым.
– Делу время, потехе час!
– Какие задания мы выполняли?
– Что было особенно интересно делать?
– Кого похвалил (а) бы ты? (Обращаюсь к каждому ребёнку)