Цели урока
- Развивать познавательную активность детей умение рассуждать делать выводы
- формирование у учащихся сознательного отношения к собственному здоровью, убеждения, что каждый человек несет ответственность за свое решение;
- отработка умения говорить “Нет!”;
- коснуться глубинных слоев духовной жизни личности;
- развитие способности контролировать свое поведение;
- воспитывать нравственно – этические нормы, желание овладевать основами здорового образа жизни, навыками безопасного для здоровья поведения.
Оборудование:
- Тест.
- Рабочая тетрадь.
- Карточки с описанием ситуаций.
Ход урока
I. Вводная часть. Актуализация знаний
Игра-активатор. Сейчас с вами проведет ее Кирюхина Анна, она будет учителем. Анна в ходе игры будет задавать вопросы, если кто-то затрудняется, то можете воспользоваться словами помощниками на зрительных метках.
- Место, где находится “микробное гнездо”. (Горло)
- Он создал из обезьяны человека. (Труд.)
- Что дает человеку энергию? (Пища.)
- Что милей всего на свете? (Сон.)
- Массовое заболевание людей. (Эпидемия.)
- Рациональное распределение времени. (Режим.)
- Тренировка организма холодом. (Закаливание.)
- Жидкость, переносящая в организме кислород. (Кровь.)
- Часть тела, кратная 32. (Зубы.)
- Наука о чистоте. (Гигиена.)
- Орган, выполняющий в теле роль насоса. (Сердце.)
- Мельчайший организм, переносящий инфекцию. (Микроб.)
- Добровольное отравление никотином. (Курение.)
- Его не купишь ни за какие деньги. (Здоровье.)
– Молодец Аня можешь занять свое место.
– О значимости этой проблемы расскажет Колпаков Данияр.
– Здоровье, здоровый образ жизни. Каждый из нас понимает эту фразу по-своему и по-разному к этому относится. Современный человек... Какой он? Что его окружает? Наше общество уверенно движется по пути прогресса. Но наряду с достижениями науки и техники, культуры человечество получило и отрицательные результаты своего развития. Стрессы, гиподинамия – малоподвижный образ жизни, напряжение глаз, неправильное “быстрое” питание – всё это отрицательно сказывается на состоянии современного человека. Вопросы здорового образа жизни волнуют не только нас, но администрацию города, и правительство нашей страны и других стран. Во всём мире тратятся большие средства на поддержание и укрепление здоровья граждан.
– Значит, одна из основных проблем XXI века – сохранение здоровья.
II. Введение в тему урока.
Инсценировка
Раздается стук в дверь. Заходят два ученика. Разыгрывают сценку “Опоздание”.
Один ученик уговаривал другого, прогулять урок, но тот нашел в себе силы сказать нет, в результате выясняется тема урока.
– Ребята, почему вы опоздали? Спрашивает учитель.
– Андрей предложил прогулять урок “Педагогику здоровья”.
– А ты, что ему ответил.
– Я сказал нет нельзя, прогуливать уроки, особенно такие важные.
– Легко ли было убедить Андрея отказаться от этого поступка? Не совсем. Почему?
– Надеюсь, вы понимаете, чему мы будем учиться на уроке?
– Совершенно верно. “Умению сказать “Нет!”.
– Как это умение связано со здоровьем, вы попробуете сделать вывод в конце урока.
III.
Основная часть.1. Работа по учебнику. Стр. 66-68
– Откройте учебник-тетрадь на странице 66-68.
– Прочитайте отрывок из повести Владислава Крапивина “Колыбельная для брата” цепочкой.
– И ответьте на вопрос. Какие способы применяет компания подростков, чтобы заставить Кирилла расстаться с подарком отца?
– Если бы тебе пришлось столкнуться с подобным поведением, как бы ты поступил? Обсуди этот вопрос с соседом по парте. Напиши об этом на стр.69.
– Какие ответы получились, прочитайте.
2. Беседа:
– Попытки заставить другого человека что-либо сделать путем обвинений, лести, называется давлением. Особенно трудно сопротивляться сопротивлению группы.
“Что проще: сказать “Да” или “Нет”?”
Учитель: предлагает для обсуждения следующие вопросы:
- Были ли у вас случаи, когда вам было трудно отказаться?
- Какие это были ситуации?
– Сейчас мы проведем работу в группах. Группы несут и положительное влияние. Работа в группе отличается от обычной работы и происходит она по определенным правилам. Для чего нужны правила?
Можно | Нельзя |
Внимательно слушать, когда говорят другие | Шуметь |
Выражать свое мнение: начинать со слов я считаю, я думаю… | Перебивать |
Уважать чужое мнение | Гримасничать |
Говорить по одному, предварительно обсудив с товарищами | Не затягивать свой ответ |
Разыгрывание ситуаций. В группах.
Ситуация № 1. “Попробуй закурить”.
Какие аргументы могут вас остановить от курения? Проводится конкурс на самый убедительный довод.
Возможные варианты:
- Табак — это вещество, оказывающее специфические отрицательные воздействия на центральную нервную систему.
- Курение может привести к болезни – сердца, легких, т.е. к развитию физической и психической зависимости от сигарет.
- Быстро может возникать зависимость от этих веществ, т.е. человек уже не может обходиться без них, готов ради них на любое преступление.
- Длительное курение ведет к болезни. Страдают все внутренние органы человека. Разные сигареты сильнее разрушают разные органы, но безопасного табака не существует. Особенно страдает мозг.
- Курильщики утрачивают интерес к учебе, работе, любимым занятиям. Они теряют интерес к близким людям.
IV. Интеллектуальный отдых.
– Ребята мы отдохнем, выполняя следующее задание. Каждый ряд ответит на свой вопрос.
Группы по очереди отвечают на вопрос, в случае неправильного ответа отвечает учитель.
- Наши предки – славяне – делали бани в виде временных шалашей из веток и листьев разных деревьев. Аромат там зависел от выбранного дерева. Мылись в жаре, а затем обливались холодной водой. В древнем Новгороде строили бани деревянные, “нагревали их, сколько возможно, били себя ветвием и обливались после студеной водой”. С тех пор изменились и форма бани, и способ мытья, но от предков нам достался один очень важный обычай. Что это за обычай? (Париться веником.)
- Этого былинного героя вылечили “живой водой”, которая после расшифровки её состава оказалась соком очитка большого, или в просторечье “заячьей капусты”. Герой этот просидел на печи 30 лет и 3 года. (Илья Муромец.)
- Этот русский полководец в детстве был очень слабым ребенком. Но он прекрасно закалил себя. Лучшим способом закалки он считал русскую баню. Там он выдерживал ужасный жар на полке, после чего на него выливали ведер 10 холодной воды и всегда два ведра вдруг. (Суворов.)
– Молодцы!
V.
Закрепление.– Давайте проведем в группах мозговой штурм “Просто ли сказать: “Нет!” без объяснения?”.
- Отказаться и объяснить причины легче.
- Отказаться с предложением альтернативы легче.
- Проще ли будет просто уйти без объяснений или убежать.
- Может быть, легче использовать метод “заезженной пластинки” (на все уговоры повторять “Нет!”).
- Легко ли просто проигнорировать предложение.
- Может быть, просто избегать опасных ситуаций.
- Правильно ли будет объединиться с кем-то, кто придерживается твоего мнения.
Упражнение “ шаги отказа”
- Сразу сказать твердо “нет”;
- Согласиться со всеми доводами и сказать “нет”;
- “Я не хочу больше говорить на эту тему”
- Перейти в наступление.
VI. Итог урока:
– Чему учились на уроке?
– “Умению сказать “Нет”.
– Как это умение связано со здоровьем, ваше мнение.
– Здоровье это, прежде всего полноценная жизнь.
Учитель под мелодию читает стихотворение
“Жизнь”
– Жизнь похожа на ранний дождь,
Быстрый, шумный, отважный.
Пролетела, и не найдешь
Капли, – сгибни от жажды!
Жизнь похожа на злой огонь,
На пожар басурманий:
Отпылает, как чей-то конь,
Вдруг проскачет в тумане.
Жизнь – призванье, чёрный быт.
Жизнь и край, и планета,
Всё, и даже цокот копыт
– Звонок в памяти где-то.
Всё, от солнышка до ростка,
Нянчено синевою.
Жизнь, ты вечна и так близка,
Плата – лишь головою!
– Вы прослушали стихотворение.
– Запишите слова, которые помогают понять, что такое жизнь.
VII. Социализация.
– Назовите слова, которые записали, и продолжите столбик слов, помогающих понять, что значит для вас жизнь.
Жизнь, радость, счастье, красота, любовь, печаль, старость, одиночество.
– Перечитайте свои слова.
– Жизнь полна разными чувствами, эмоциями она не многогранна, но в этом ее прелесть.
– И прожить ее правильно и полноценно поможет, какое умение?
– Как это умение связано со здоровьем?
– Ответьте на вопросы анкеты:
- В себе я люблю:
- Настроение:
- Свет в моей жизни: семья.
- Моя печаль:
- Следующая моя радость:
- Что озаряет меня в жизни:
- Для чего я живу на свете:
- Я буду, счастлив (а)?
VIII. Вывод:
– У каждого человека самое дорогое – жизнь, у большого – большая жизнь, у маленького – маленькая. Жизнь, у каждого – единственная жизнь, разноцветная, пёстрая, похожая на радугу. У жизни может быть много цветов и оттенков: голубой цвет означает радость, чёрный – горе, белый – доброго человека.
– Сейчас с помощью цвета кирпичиков мы построим дом, который будет символизировать следующие ответы
– Инструкция.
Зеленый – я имею собственное мнение;
синий – я стараюсь говорить нет, но у меня не
всегда получается;
красный – я не могу противостоять давлению
со стороны.
– Выберите наклейку – кирпичик нужного цвета и прикрепите к листу.
– От вашего умения говорить нет, будет зависеть ваше здоровье, а может быть и жизнь!!!
Рефлексия.
Твоё состояние во время работы.
IX. Домашнее задание
– Понятно, что в реальной жизни не так-то просто принять решение. Придумайте короткий рассказ-сочинение. В этом рассказе нужно описать, как главного героя уговаривают закурить, выпить, совершить плохой поступок, а он всеми силами отказывается. Придумайте как можно больше разных приемов и аргументов, которые можно использовать для отказа.