Задачи:
Образовательные:
- дать понятие о науке – этимологии.
- привлечь внимание учащихся к живому слову, пробудить желание исследовать исторические корни слова.
- познакомить с интересными сведениями о происхождении слов.
- учить сопоставлять, рассуждать.
Развивающие:
- развивать умения работать с информацией (находить и обрабатывать её различными способами, критически относится к информации),
- развивать речь, память, логическое мышление учащихся, умения аргументировать свои ответы.
Воспитательные:
- Воспитывать любознательность, интерес к предмету, расширять кругозор учащихся
Авторский медиапродукт: презентация.
Оборудование: слайды с заданиями по теме, “Этимологический словарик школьника” автор – О.Д. Ушакова, карточки для групповой работы.
Ход занятия
Организационный момент.
Актуализация знаний
Корней Чуковский в своей книге “От двух до пяти” приводит примеры того, как дети дают названия предметам. Малыши объясняют:
Строганок - это то, чем строгают,
Копатка - это то, чем копают.
Колоток - это то, чем колотят.
Лизык - это то, что лижет.
Мазелин - это то, чем мажут.
Кусарик - это то, что кусают.
Заметьте, как действенны ребячьи слова. В большинстве случаев они изображают предметы исключительно со стороны их действия.
Мы так привыкли к словам… Читаем, пишем, разговариваем, шутим, поём, а то и поругиваемся. Язык нам нужен, как воздух. Но как редко мы задумываемся о том, как появилось слово. Почему предметы называются так, а не по-другому? Я думаю, что среди вас тоже есть такие ребята, которым это интересно. А между тем есть целая наука, изучающая происхождение слов. Эта наука - этимология. Она рассказывает о том, каким является то или иное слово: является ли оно исконно русским или пришло к нам из другого языка, какой образ положен в основу слова как названия окружающего мира, каким образом было образовано слово и каково его значение. Этимология помогает восстановить родство между словами, объяснить их современное значение и написание.
Существуют специальные этимологические словари, из которых вы, ребята, можете узнать о происхождении интересующих вас слов. (Демонстрация этимологического словаря)
Сегодня я предлагаю вам игру “Почему их так назвали?”
(Класс делится на группы. Каждая группа поочерёдно выбирает новое задание, которое должны выполнить все группы. Предлагается выбрать цветочек на 2 слайде и перейти по гиперссылке на слайд с заданием. После выполнения этого задания по гиперссылке необходимо вернуться на 2 слайд для нового выбора)
1 задание Составьте слова из разрезных карточек и попробуйте объяснить их происхождение Проверка: Снегоход, снегокат, вездеход, пароход, паровоз, ледоход, самокат, самоходка, самосвал, тепловоз, самовар… |
2 задание Угадай что это? -приспособление для приготовления фарша, измельчения мяса; - приспособление для уборки в доме; - агрегат, производящий холод для сохранения продуктов; - машина для приготовления кофе; - приспособление для готовки пищи с помощью пара. Попробуй объяснить почему дали такие названия этим предметам : мясорубка, пылесос, холодильник, кофеварка, пароварка. |
3 задание Попробуй образовать новые слова и объясни их происхождение Проверка: хлебопечка, молокозавод, кофемолка, зубочистка. |
4 задание Распредели слова на группы по признаку, по которому образованы их названий: Опёнок, кофеварка, колокольчик, сахарница, игольница, подберёзовик, снегопад, светильник, лисички, хлебница, подснежник, шиповник. Проверка:
|
5 задание Найди в этимологическом словаре информацию о происхождении слов: Колобок, тетрадь, завтрак, малина. |
6 задание Решите кроссворд 1. Музыкальный инструмент, которому дали название за издаваемый звук 2. Какое растение говорит, где оно растет? 3. Эта птица получила свое название за то, что питается мухами, которых ловит на лету. 4. Название этого зверя образовалось от слов “мёд” и “еда”. 5. Эта птица получила название по своему крику: ку-ку 6. Эта ягода получила название за свой цвет |
Ответы в кроссворде:
За каждое выполненное задание команды получают очки. Выигрывает та команда, которая наберёт больше очков.
Если возникла спорная ситуация, то можно предложить ещё несколько слов для объяснения их происхождения: водопад, землепашец, телогрейка, бронежилет, скороварка, листопад ….
- Поток воды, который падает с большой высоты. (водопад)
- Человек, который пашет землю. (землепашец)
- Одежда, которая греет тело. (телогрейка)
- Жилет, который защищает тело солдата от пуль, как броня. (бронежилет)
- Кастрюля, которая быстро варит. (скороварка)
Итог занятия.
Что интересного вы узнали на занятии? Какие открытия сделали? Чем сможете поделиться с родителями и друзьями?
Рефлексия.
Закончите предложения:
- Занятие помогло мне…..
- Я узнал …
- Знания моих одноклассников помогли мне….
- Я хочу узнать….