Цели:
- создать условия для самостоятельного выделения признаков, присущих диким и домашним животным;
- расширять представлений о разнообразии домашних животных, их значении для человека;
- отрабатывать умение безошибочно распределять животных на диких и домашних;
- формировать умение сравнивать, обобщать, делать выводы;
- воспитывать у учащихся умение работать в коллективе;
- способствовать расширению кругозора;
- воспитывать бережное отношение к животным и к окружающей среде.
Оборудование: компьютерная презентация урока в виде слайдов с изображением животных, загадки, таблицы с занимательным материалом на закрепление и проверку полученных знаний, карточки - картинки с заданиями для групп.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Актуализация знаний. Подготовка к восприятию нового материала.
Что еще интересно можете рассказать про кошку?
Какие загадки вы подготовили о животных?
Мастер шубу себе сшил.
Иглы вынуть позабыл. (Еж)Зимой спит,
Летом ульи ворошит. (Медведь)Сама пестрая,
Ест зеленое,
Дает белое. (Корова)Кто не прядет, не ткет,
А людей одевает? (Баран, овца)У кого рога длиннее хвоста? (Коза)
Хвост крючком,
Нос пятачком (Свинья).Рыжий маленький зверек
с ветки – прыг, на ветку – скок. (Белка)
Слайд 2
Учитель: Что объединяет все эти объекты живой природы?
Ученик: Это все животные.
Учитель: В окружающем нас мире живут разнообразные животные. Какие?
Дети: Вспоминают и называют различных животных.
Учитель: Что вы о них можете рассказать?
Слайды 3-4-5
Дети: Они разные по величине, окраске, разный тип питания.
- Они передвигаются разными способами: бегают, ползают, летают ....
- Издают различные звуки: лают, мычат, каркают.
Как вы думаете, о ком сегодня на уроке мы будем говорить?
3. Открытие новых знаний.
Учитель: Предлагаю вам сейчас поработать в группах. У вас на столах лежат картинки с животными. Разделите их на группы.
Дети работают с картинками (корова, гусь, лошадь, свинья, верблюд, овца, слон, страус, курица, северный олень…)
Слайд 6
Ученик: Я разделил на две группы: куры, …- домашние животные и дикие.
Учитель: Я согласна с вами. Назовите тему урока.
Дети: “Дикие и домашние животные”
- А я со всеми не согласен. Верблюда, наверное, и слона можно отнести к третьей группе.
- Я думаю, что все-таки верблюд и слон – это домашние животные. (Дети доказывают свои предположения)
Учитель: Верблюды одомашнены, но в Монголии есть и дикие животные.
- Тогда к первой группе отнесем: корова, курица, гусь, лошадь, верблюд, овца, слон, свинья
- К другой группе: страус, кабан, лось
Ученик: Я не согласен со всеми. Считаю, что страус тоже домашнее животное.
Учитель: Вы меня совсем запутали. К какой группе отнесем страуса?
Ученик: Я про них читал. Страусов разводят на специальных фермах. Получают от страусов яйца, массой полтора – два килограмма каждое, и мясо. Но больше всего ценятся страусиные перья. Самые красивые используются в качестве украшений, а из более дешёвых делают метёлки для смахивания пыли.
Работа по учебнику стр. 80
Слайд 7
(На слайдах появляются картинки с животными: верблюд, северный олень, лама, альпак)
Учитель: А нельзя ли этих животных тоже разделить по какому-нибудь признаку?
Дети рассуждают….
Учитель: Живут в определенных местностях — в очень холодных, или в жарких полосах Азии, горных районах.
Учитель: А не могли бы назвать признаки, которые присущи диким и домашним животным?
Дети в группах выбирают карточки с признаками домашних и диких животных:
Домашние животные | Дикие животные |
живут с человеком; человек строит им жилье; кормит их, ухаживает за ними; заботится о потомстве; выводит новые породы. |
живут в лесах, водоемах; сами заботятся о потомстве; сами добывают еду, сами строят жильё. |
Слайд 8 (для проверки)
Учитель: А не могли бы вы, ребята дополнить группу домашних животных?
Дети: Есть рыбы, птицы, пчелы.
- Даже такие животные и насекомые, которых человек не очень любит, но они без разрешения поселяются в его доме - тараканы, крысы, мыши…
Слайд 9
Слайд 10 Физкультминутка:
Все встали. Поиграем. (На стенах класса развешаны картинки с изображениями животных. На слайде презентации появляются изображения жилища животного. Дети должны догадаться, кто живет в этом доме и отыскать его жильца. Затем определить дикое или домашнее это животное и закрепить картинки в соответствующий столбик на доске).
- Собака – в конуре
- Овца, коза, баран – в хлеву
- Корова – в коровнике
- Лошадь – в конюшне
- Белка - в дупле
- Медведь – в берлоге
- Птицы – в гнездах
- Мышка – в норке
- Лиса – в норе
- Бобры - в хате
- Муравьи – в муравейнике
- Курица – в курятнике
4. Продолжение работы по изучению нового материала.
Работа в парах.
Теперь мы знаем признаки домашних и диких животных. А по другим признакам можно разделить этих животных?
Слайд 11
Разделите на группы:
свинья, цыплёнок, утёнок, поросёнок, корова, овца, теленок, утка, ягнёнок, кошка, курица, котенок.
Дети делят по группам – мама и детёныш.
Слайд 12
Назовите маму и ее детёныша.
Учитель: для чего человек содержит домашних животных?
Дети рассуждают: продукты питания, пух и перья, материалы, продукты пчеловодства, лекарства, транспорт, общение.
Работа по учебнику стр. 81
Слайд 13
Найдите лишнее.
Учитель: Часть домашних животных (сельскохозяйственные животные) приносят непосредственную материальную выгоду человеку, например, являясь источником пищи (молоко, мясо), материалов (шерсть, кожа). Другие животные (рабочий скот и служебные животные) приносят пользу человеку, выполняя рабочие функции (перевозка грузов, охрана и т. п.). А кролик?
Рассказывают 1 или 2 ученика, которые подготовили по заданию учителя сообщение об этих об этих животных.
Следует учитывать, что животные одной и той же породы могут нередко использоваться в различных целях. Например, кто-то разводит кроликов для заготовки мяса и меха, а кто-то держит кролика дома как любимчика. Некоторые отходы жизнедеятельности животного можно использовать в качестве незначительного производственного сырья. Так, от длинношерстной собаки, а также кошки или кролика, можно собирать некоторое количество шерсти и использовать для вязки тёплой одежды для себя или членов семьи. Перья домашних птиц используют для декоративных поделок и изобразительного искусства.
Учитель: Слышал ли кто-нибудь о животных – компаньонах?
2 ученик: Животные-компаньоны занимают досуг, доставляют удовольствие и с которыми можно общаться. Для городских жителей понятие “домашние животные” чаще ассоциируется “домашними любимцами (питомцами)”. Многие семьи, которые держат дома каких-нибудь животных, отмечают, что эти животные создают уют, успокаивают, снимают стресс.
Учитель: Сторонники движения за права животных считают, что человек не должен убивать животных, чтобы пользоваться мясом и шкурами. Некоторые вегетарианцы (веганы) помимо мяса также не употребляют в пищу молоко и яйца.
Физкультминутка
Учитель: Могут ли домашние животные стать дикими?
Дети: Бывает так, что люди бросают животных.
Учитель: Правильно ли они поступают?
Мы в ответе за тех, кого приручили. Для современного человека животные имеют большое значение. Люди получают огромное удовольствие от наблюдения за ними. Художники создают картины, писатели пишут книги. И у нас с вами в классе есть выставка книг о животных, которые вы читали. Наблюдайте за животными чаще. Возможно, они помогут вам приблизится к пониманию живого языка природы, и вы воскликните: "Мир - прекрасен!"
5. Итог урока.
Учитель: Что вам больше всего понравилось на уроке?
- Какими бы мыслями и чувствами вы поделитесь дома?
- О чем расскажите своим друзьям?
Слайд 14
6. Рефлексия:
Сегодня вы все хорошо работали на уроке.
Закончите предложения:
- Я молодец….
- Я думал, рассуждал…
- Я старался….
- Я делал открытия….
- Знания моих товарищей помогли мне узнать….
- Я хотел бы дополнительно узнать…
Учитель: Тему сообщения на следующий урок выберите по желанию:
Слайд 15
- Кто является родоначальником (от кого произошли) некоторых домашних животных
- Если бы я был селекционер…
- Пчела - это домашнее насекомое, которое…
- Народные приметы…
- Я их приручил…
- Профессии, связанные с животными…
- О чем бы я спросил своих одноклассников о животных, если бы брал интервью…
- Экзотические домашние животные…
- Жизнь диких животных в доме человека…