Дикие и домашние животные. 1-й класс

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 1


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (22 МБ)


Цели:

  • создать условия для самостоятельного выделения признаков, присущих диким и домашним животным;
  • расширять представлений о разнообразии домашних животных, их значении для человека;
  • отрабатывать умение безошибочно распределять животных на диких и домашних;
  • формировать умение сравнивать, обобщать, делать выводы;
  • воспитывать у учащихся умение работать в коллективе;
  • способствовать расширению кругозора;
  • воспитывать бережное отношение к животным и к окружающей среде.

Оборудование: компьютерная презентация урока в виде слайдов с изображением животных, загадки, таблицы с занимательным материалом на закрепление и проверку полученных знаний, карточки - картинки с заданиями для групп.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний. Подготовка к восприятию нового материала.

Что еще интересно можете рассказать про кошку?

Какие загадки вы подготовили о животных?

Мастер шубу себе сшил.
Иглы вынуть позабыл. (Еж)

Зимой спит,
Летом ульи ворошит. (Медведь)

Сама пестрая,
Ест зеленое,
Дает белое. (Корова)

Кто не прядет, не ткет,
А людей одевает? (Баран, овца)

У кого рога длиннее хвоста? (Коза)

Хвост крючком,
Нос пятачком (Свинья).

Рыжий маленький зверек
с ветки – прыг, на ветку – скок. (Белка)

Слайд 2

Учитель: Что объединяет все эти объекты живой природы?

Ученик: Это все животные.

Учитель: В окружающем нас мире живут разнообразные животные. Какие?

Дети: Вспоминают и называют различных животных.

Учитель: Что вы о них можете рассказать?

Слайды 3-4-5

Дети: Они разные по величине, окраске, разный тип питания.

- Они передвигаются разными способами: бегают, ползают, летают ....

- Издают различные звуки: лают, мычат, каркают.

Как вы думаете, о ком сегодня на уроке мы будем говорить?

3. Открытие новых знаний.

Учитель: Предлагаю вам сейчас поработать в группах. У вас на столах лежат картинки с животными. Разделите их на группы.

Дети работают с картинками (корова, гусь, лошадь, свинья, верблюд, овца, слон, страус, курица, северный олень…)

Слайд 6

Ученик: Я разделил на две группы: куры, …- домашние животные и дикие.

Учитель: Я согласна с вами. Назовите тему урока.

Дети: “Дикие и домашние животные”

- А я со всеми не согласен. Верблюда, наверное, и слона можно отнести к третьей группе.

- Я думаю, что все-таки верблюд и слон – это домашние животные. (Дети доказывают свои предположения)

Учитель: Верблюды одомашнены, но в Монголии есть и дикие животные.

- Тогда к первой группе отнесем: корова, курица, гусь, лошадь, верблюд, овца, слон, свинья

- К другой группе: страус, кабан, лось

Ученик: Я не согласен со всеми. Считаю, что страус тоже домашнее животное.

Учитель: Вы меня совсем запутали. К какой группе отнесем страуса?

Ученик: Я про них читал. Страусов разводят на специальных фермах. Получают от страусов яйца, массой полтора – два килограмма каждое, и мясо. Но больше всего ценятся страусиные перья. Самые красивые используются в качестве украшений, а из более дешёвых делают метёлки для смахивания пыли.

Работа по учебнику стр. 80

Слайд 7

(На слайдах появляются картинки с животными: верблюд, северный олень, лама, альпак)

Учитель: А нельзя ли этих животных тоже разделить по какому-нибудь признаку?

Дети рассуждают….

Учитель: Живут в определенных местностях — в очень холодных, или в жарких полосах Азии, горных районах.

Учитель: А не могли бы назвать признаки, которые присущи диким и домашним животным?

Дети в группах выбирают карточки с признаками домашних и диких животных:

Домашние животные Дикие животные
живут с человеком;

человек строит им жилье;

кормит их,

ухаживает за ними;

заботится о потомстве;

выводит новые породы.

живут в лесах, водоемах;

сами заботятся о потомстве;

сами добывают еду,

сами строят жильё.

Слайд 8 (для проверки)

Учитель: А не могли бы вы, ребята дополнить группу домашних животных?

Дети: Есть рыбы, птицы, пчелы.

- Даже такие животные и насекомые, которых человек не очень любит, но они без разрешения поселяются в его доме - тараканы, крысы, мыши…

Слайд 9

Слайд 10 Физкультминутка:

Все встали. Поиграем. (На стенах класса развешаны картинки с изображениями животных. На слайде презентации появляются изображения жилища животного. Дети должны догадаться, кто живет в этом доме и отыскать его жильца. Затем определить дикое или домашнее это животное и закрепить картинки в соответствующий столбик на доске).

  • Собака – в конуре
  • Овца, коза, баран – в хлеву
  • Корова – в коровнике
  • Лошадь – в конюшне
  • Белка - в дупле
  • Медведь – в берлоге
  • Птицы – в гнездах
  • Мышка – в норке
  • Лиса – в норе
  • Бобры - в хате
  • Муравьи – в муравейнике
  • Курица – в курятнике

4. Продолжение работы по изучению нового материала.

Работа в парах.

Теперь мы знаем признаки домашних и диких животных. А по другим признакам можно разделить этих животных?

Слайд 11

Разделите на группы:

свинья, цыплёнок, утёнок, поросёнок, корова, овца, теленок, утка, ягнёнок, кошка, курица, котенок.

Дети делят по группам – мама и детёныш.

Слайд 12

Назовите маму и ее детёныша.

Учитель: для чего человек содержит домашних животных?

Дети рассуждают: продукты питания, пух и перья, материалы, продукты пчеловодства, лекарства, транспорт, общение.

Работа по учебнику стр. 81

Слайд 13

Найдите лишнее.

Учитель: Часть домашних животных (сельскохозяйственные животные) приносят непосредственную материальную выгоду человеку, например, являясь источником пищи (молоко, мясо), материалов (шерсть, кожа). Другие животные (рабочий скот и служебные животные) приносят пользу человеку, выполняя рабочие функции (перевозка грузов, охрана и т. п.). А кролик?

Рассказывают 1 или 2 ученика, которые подготовили по заданию учителя сообщение об этих об этих животных.

Следует учитывать, что животные одной и той же породы могут нередко использоваться в различных целях. Например, кто-то разводит кроликов для заготовки мяса и меха, а кто-то держит кролика дома как любимчика. Некоторые отходы жизнедеятельности животного можно использовать в качестве незначительного производственного сырья. Так, от длинношерстной собаки, а также кошки или кролика, можно собирать некоторое количество шерсти и использовать для вязки тёплой одежды для себя или членов семьи. Перья домашних птиц используют для декоративных поделок и изобразительного искусства.

Учитель: Слышал ли кто-нибудь о животных – компаньонах?

2 ученик: Животные-компаньоны занимают досуг, доставляют удовольствие и с которыми можно общаться. Для городских жителей понятие “домашние животные” чаще ассоциируется “домашними любимцами (питомцами)”. Многие семьи, которые держат дома каких-нибудь животных, отмечают, что эти животные создают уют, успокаивают, снимают стресс.

Учитель: Сторонники движения за права животных считают, что человек не должен убивать животных, чтобы пользоваться мясом и шкурами. Некоторые вегетарианцы (веганы) помимо мяса также не употребляют в пищу молоко и яйца.

Физкультминутка

Учитель: Могут ли домашние животные стать дикими?

Дети: Бывает так, что люди бросают животных.

Учитель: Правильно ли они поступают?

Мы в ответе за тех, кого приручили. Для современного человека животные имеют большое значение. Люди получают огромное удовольствие от наблюдения за ними. Художники создают картины, писатели пишут книги. И у нас с вами в классе есть выставка книг о животных, которые вы читали. Наблюдайте за животными чаще. Возможно, они помогут вам приблизится к пониманию живого языка природы, и вы воскликните: "Мир - прекрасен!"

5. Итог урока.

Учитель: Что вам больше всего понравилось на уроке?

- Какими бы мыслями и чувствами вы поделитесь дома?

- О чем расскажите своим друзьям?

Слайд 14

6. Рефлексия:

Сегодня вы все хорошо работали на уроке.

Закончите предложения:

  • Я молодец….
  • Я думал, рассуждал…
  • Я старался….
  • Я делал открытия….
  • Знания моих товарищей помогли мне узнать….
  • Я хотел бы дополнительно узнать…

Учитель: Тему сообщения на следующий урок выберите по желанию:

Слайд 15

  • Кто является родоначальником (от кого произошли) некоторых домашних животных
  • Если бы я был селекционер…
  • Пчела - это домашнее насекомое, которое…
  • Народные приметы…
  • Я их приручил…
  • Профессии, связанные с животными…
  • О чем бы я спросил своих одноклассников о животных, если бы брал интервью…
  • Экзотические домашние животные…
  • Жизнь диких животных в доме человека…