Цель:
Приглашаются ребята старших классов в жюри
Учитель: Сегодня у нас необычный урок. Во-первых, у нас гости: принимайте их, как хозяева и улыбнитесь им. Во-вторых, у нас урок–игра, чтобы каждому хотелось учиться с увлечением, а также, побольше узнать интересного и занимательного о такой серьезной, для некоторых и скучной науке — математике.
- Наука - это арена нескольких видов борьбы. Это - и борьба человечества с незнанием, и борьба ученых со своими заблуждениями, и стремление принести пользу людям, и поиск красоты мира, и стремление к славе. Чтобы наука жила полноценно, нужно, чтобы ее поддерживали различные стимулы - внутренние и внешние. Каждого ученого какой-то стимул подтолкнул в юности в сторону науки. Математические олимпиады и турниры используются в качестве стимула, чтобы прививать интерес к предмету, повышать мотивацию обучения математики, способствовать интеллектуальному развитию учащихся, необходимых не только в математической деятельности, но и для жизни в современных условиях. В детском возрасте призыв посоревноваться находит отклик в душе почти каждого человека. Почти во всех детских играх есть соревнование. Этим и объясняется огромный успех олимпиад. Они настолько понравились, что за сто лет их существования стиль их проведения почти не изменился. Это прекрасная возможность для развития ума. Главный же результат олимпиад - создание в среде молодежи положительного отношения к математике и вообще к точным наукам. Подавляющее большинство школьников, с которыми мы работаем, не станут профессиональными математиками, а разойдутся по разным жизненным дорожкам. Но на всю жизнь математика останется их дружественной спутницей. Некоторым из них никогда не придется вспомнить ни одной школьной теоремы. Но их помощниками останутся - умение отличить точно поставленный вопрос, видение математической ситуации под нематематической оболочкой, умение не поддаваться соблазну ложной учености.
1-й глашатай. Внимание! Внимание!
2-й глашатай. Слушайте и не говорите, что вы не слышали!
1-й глашатай. Царица математики повелевает найти самых талантливых, умных и внимательных, а также находчивых и не лишенных чувства юмора.
2-й глашатай. И объявляет математический турнир!
1-й глашатай. Победителя ждет всеобщее признание, царское звание “лучший математик” и пожизненное обеспечение всеми математическими богатствами!
2-й глашатай. Если же кто-то попытается помешать в выборе самых-самых или осмелится скрыть свой талант, тот будет жестоко наказан! В муках творчества и решения головоломок проведет он все оставшиеся дни свои!
1-й глашатай. Такова воля царицы математики!
Для начала разомнемся! Готовы?
(Если “да”, то надо присесть, если “нет” — то поднимаем руки вверх.)
Треугольник, ишак, уравнение, дециметр, знаменатель, периметр, биссектриса, формуляр, угол, интрига, цифра, резус.
Учитель: Итак, объявляется отборочный тур! После того, как прозвучит вопрос, вы поднимаете руку. Жюри будет внимательно следить, и тот, кто первым поднимет руку и верно ответит на вопрос, становится участником I тура.
Отборочный тур “Веселые вопросы”
1. В корзине 15 слив. Хозяйка положила в компот треть слив. Сколько слив в компоте? [5]
2. Горело 5 свечей, две потушили. Сколько свечей осталось? [2]
3. Шоколадка стоит 10 р. и еще половину шоколадки. Сколько стоит шоколадка? [20 р.]
4. Сколько нулей будет в конце произведения всех цифр? [1]
5. Семь человек обменялись фотографиями. Сколько было роздано фотографий? [42]
6. В каком случае сумма двух чисел равна первому слагаемому?
[Второе слагаемое равно 0.]
7. Летела стая из 25 гусей. Одного гуся убили. Сколько гусей осталось? [1]
8. Когда мы смотрим на 2, а говорим 10? [На часах минутная стрелка на 2, а говорят 10 минут.]
9. Яйцо всмятку варится 2 мин. Сколько времени потребуется, чтобы сварить 5 яиц?
[2 мин]
10. Сколько десятков получится, если 2 десятка умножить на 2 десятка? [40 десятков.]
11. Ученик первого класса живет на 10-м этаже, но доезжает до 7-го, а потом идет пешком. Почему? [Мал ростом.]
12. Сколько концов у 3 с половиной палок? [8]
13. В клетке находятся три кролика. Трем девочкам дали по кролику, и один кролик остался в клетке. Как такое могло случиться? [один кролик остался в клетке.]
14. Какую часть часа составляет 20 минут. (1/3)
15. Сотая часть числа? (Процент)
16. Палку распилили на 12 частей. Сколько сделали распилов? (11)
17. Птицелов поймал в клетку 5 синиц, по дороге встретил 5 учениц. Каждой подарил по синице, в клетке осталась одна птица. Как это могло случиться? (Последнюю синицу отдал вместе с клеткой).
18. В комнате четыре угла. В каждом углу сидит кошка. Напротив каждой кошки по три кошки. На хвосте каждой кошки по одной кошке. Сколько всего кошек в комнате? (4 кошки).
3В клетке находятся три кролика. Трем девочкам дали по кролику, и один кролик остался в клетке. Как такое могло случиться?I тур “История МАТЕМАТИКИ”
Ребята, которые прошли отборочный тур, занимают места участников следующего тура.
Второй конкурс начнем сейчас
Кто же историю математики
Знает лучше всех у нас.
Приготовьтесь, сейчас вам понадобится сообразительность и знание исторических фактов. Перед вами таблички с номерами ответов, после сигнала вы поднимаете табличку с тем номером, под которым был верный ответ. Итак, внимание!
Вопрос 1 (Слайд)
Какой великий русский писатель проявлял интерес к математике и написал оригинальную “Арифметику” для начальной школы? (2. Лев Николаевич Толстой)
Вопрос 2 (Слайд)
Как звали выдающуюся русскую женщину - математика? (2. Софья Ковалевская)
Вопрос 3 (Слайд)
Английский король однажды много-много лет назад вытянул вперед правую руку и заявил: “Расстояние от кончика моего носа до большого пальца руки будет служить для всего моего народа мерой длины и называться… (4. Ярд)
II тур
“Умники и умницы”
Каждый участник получает набор задач.
1. (1 балл) Какое число здесь лишнее: 1, 3, 5, 7, 9, 11, 13, 14, 15, 17, 19?
2. (1 балл) Вычислите: 2 + 2·2 – 4 : 2 + 1.
3. (1 балл) Восстановите стертые цифры: 5_683 < 506_1.
4. (2 балла) Масса бидона с молоком 32 кг, без молока 2 кг. Какова масса бидона, заполненного наполовину?
Пока участники 2-го тура решают задачи, идет игра с болельщиками.
Исторический экскурс.
СЦЕНКА
Действующие лица: два ученика и древнегреческий ученый.
1-й ученик. Кто это?
2-й ученик. Великий ученый, который умер 2000 лет назад.
Ученый. Ошибаетесь, я не умер. Вы, наверное, имели в виду тот печальный случай, когда презренный римский воин пронзил меня копьем. Он тоже думал, что я умер. К сожалению, он только помешал мне решить задачу, которую я вычертил тогда на песке. Я предупредил его: “Не трогай моих фигур”. Но он был глух к науке. Знаете ли вы имя этого мерзкого воина?
1-й ученик. Понятия не имею.
2-й ученик. Зато Вас и законы ваши хорошо знают люди, я знаю один, который назван вашим именем: “Закон Архимеда”.
Ученый. Рад слышать.
Математика - страна тайн великих полна.
Для логики и ума нам дана.
Задача об аликвотах - обыкновенных дробях с числителем 1.
Древние египтяне использовали, почему-то, только такие дроби. Другие дроби они представляли в виде сумм аликвот. Сохранился папирус Ахмеса, в котором дроби вида, представлялись в виде суммы двух, трех или четырех аликвот. Оказывается любую дробь можно разложить в виде аликвот и не одним, а несколькими способами.
Попробуйте: ( или ()
Задание: ПРЕДСТАВИТЬ ДОРБЬ в виде аликвот
Далее жюри подводит итоги
Вручение медали “5” выигравшим.
Учитель:
Вы сидели и считали,
И, надеюсь, не скучали.
Но закончилась игра –
Расставаться нам пора,
И давайте на прощание
Скажем дружно…
Все: ДО СВИДАНИЯ!